Каждый год мы отмечаем
вехи памятной войны,
но не всё о павших знаем
и не все погребены.
Как нечаянные гости
возникают из земли
неопознанные кости
на полях, где шли бои.
То ли сами шли в атаку,
то ли гнали «мясники» –
командиры их на плаху,
жертвы были велики.
Исчислялись миллионами
на бескрайних рубежах,
в сутки гибли батальонами,
непонятно, где чей прах?
Неизвестному солдату
возлагаются венки
и в назначенную дату
мимо шествуют полки.
А под Крюковом и Ржевом
в почве вспаханной лежат
в стороне от фронта левой
тлены канувших солдат.
Свидетельство о публикации №384908 от 11 апреля 2021 года
Серёжа, сама занимаюсь, как волонтёр, много лет поисковой работой - ищу по документам тех, кто не вернулся с фронта. Как правило, это успешные поиски, заканчивающиеся увековечиванием имени на обелиске или плите. У меня таких найденных очень много.
Препятствий в этом никаких нет. После нахождения документов на человека (у пропавших без вести - это, чаще всего, сделаны ошибки в фамилиях и пр.) - все последующие действия вершатся Управлением Министерства обороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества - всё по постановлению правительства - достаточно только отослать им найденные док-ты. Всё, естественно, бесплатно от первой секунды до последней.
Только вот рук в стране не хватает заниматься этим поиском. Могла бы написать целую книгу про нюансы, про все трудности в этом деле, про доступность этого КАЖДОМУ, только всё чаще наталкиваешься на равнодушие потомков тех погибших... Или не взросли ещё...
А находить в земле будут... Как же иначе. При отступлении, в котлах, часто на поле боя оставались сотнями, да, не дай бог, ещё зимой... Их по весне местные жители хоронили, если таковые сохранялись в этой бойне... да ещё вытащить тех бойцов с заминированного немцами поля было не так-то просто. Про них даже в документах написано жутко: "оставлен на поле боя... и дальше место - досконально (!!!), где это случилось...
А местные жители... - что? Где возьмут данные на этих погибших? Хорошо, если медальоны у кого-то были, так и они... рассказала бы, но никаких эмоций не хватит.
Пишешь сейчас на те места и говоришь, вот - у вас погибли... такое-то кол-во человек и поимённо их... (из документов), а в ответ - ДА! Есть! Хоронили их. Все безымянные, только две фамилии известны. (И эти фамилии как раз в моём списке!) - И ээээх! Никаких слов не хватит описывать все эти переписки с родными погибших и с администрацией на местах гибели.
Но ИТОГОМ - всё же ИМЕНА... УВЕКОВЕЧЕННЫЕ на месте гибели.
Напишу всё-таки ПРО СОЛДАТСКИЕ МЕДАЛЬОНЫ вдогон верхнему своему отклику
ВЫЯСНИТЬ ЛИЧНОСТЬ павшего советского солдата времен Великой Отечественной практически невозможно. Бессилие в этом деле можно объяснить только непростительным равнодушием к проблеме как в довоенный период, так и во все последующее время.
Опознание останков военнослужащих всех армий мира, как правило, проводится ПО ЛИЧНЫМ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ЗНАКАМ, другого, более надежного способа еще не придумали. Но, по известным данным, ИЗ ДЕСЯТИ погибших военнослужащих Красной Армии ПО МЕДАЛЬОНАМ удается идентифицировать ТОЛЬКО ДВОИХ (из десяти же военнослужащих вермахта - восемь, девять). Значит, родственникам остальных восьми так и не суждено будет узнать, где находится родная могила. Даже приблизительно в похоронках не считали нужным сообщать место гибели. Будь они, солдатские медальоны, у каждого погибшего, не существовало бы и бескрайнего списка без вести пропавших.
Хотя медальоны на фронте называли смертными, и бланки заполнял не каждый. Поверье было: если заполнишь, то приговариваешь себя к смерти. Поэтому особо суеверные чаще всего в эбонитовых стаканчиках медальонов хранили нитки с иголками. Некоторые табельную вещь считали пустой формальностью и при командирском попустительстве также ее игнорировали. Досадно, что и для всех остальных, дисциплинированных, заполненный медальон часто оказывался бессмысленной безделушкой.
В полости солдатского медальона образца 1941 г. хранились два бланка с личными биографическими данными. Если военнослужащий погибал, то один экземпляр должна была изъять похоронная команда - в штабе части таким образом фиксировались потери и составлялись их списки. Ну а второй полагалось оставить в медальоне при погибшем. В условиях боевых действий это требование практически не выполнялось. Медальон у солдата забирался ЦЕЛИКОМ.
Не стоит здесь винить кого-то за безалаберность. Ведь, чтобы изъять медальон у погибшего, требовалось произвести очень много действий. Во-первых, найти его в одном из карманов, снять винтовую крышку футляра, вытащить один из бланков, оставив при этом другой, снова закрыть и, наконец, вернуть обратно в карман. Длинную "процедуру" под пулеметным огнем мог осуществлять не каждый.
Найденные "нераспечатанные" медальоны - для поисковиков счастливый случай. И головная боль тоже. Накопленный за десятилетия пластмассовой емкостью конденсат беспощаден к записям на бумаге. Еще больше бланки пострадали в деревянных и металлических капсулах. А ведь кто-то еще использовал и винтовочные гильзы! Расшифровать утраченные "весточки" с войны после этого, к сожалению, получается это не всегда.
В АРМИЯХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ опыт создания такой незатейливой вещи, только более практичной и функциональной, к сороковым годам имелся уже немалый.
БЫЛО ЧТО ПОЗАИМСТВОВАТЬ на этот счёт у финнов, итальянцев, венгров. Некоторые не стали изобретать велосипед и с различными дополнениями сработали медальон по немецкому аналогу.
ОПЫТ В ГЕРМАНИИ (почитайте, не поленитесь!!)
С конца прошлого века каждый военнослужащий немецкой армии уже владел личным опознавательным знаком. К сороковым годам у немцев была своя отлаженная система по учету и опознанию погибших. Личный опознавательный знак солдату вермахта выдавался сразу же по призыву в запасную часть, нет необходимости говорить о том, как берег его каждый пунктуальный немец.
Не откажешь этой вещи прежде всего в надежной сохранности. По 8-9 ЗНАКАМ, найденным у ДЕСЯТИ ПОГИБШИХ, устанавливают имена всех их бывших владельцев.
АЛЮМИНИЕВАЯ И ОЦИНКОВАННАЯ ПЛАСТИНКА ОВАЛЬНОЙ ФОРМЫ носилась на шнурке на шее и СОСТОЯЛА ИЗ ДВУХ РАВНЫХ СЕГМЕНТОВ, разделенных специальными пропилами, с выбитой на них одинаковой информацией, обозначающей номер знака, сокращенное наименование воинской части, выдавшей знак, и группу крови. Эти данные также воспроизводились во всех личных документах, кроме того, в каждой части составлялись их точные списки. Копии списков заводились в Германском бюро по учету военных потерь и военнопленных (WAST).
Немецкий МЕДАЛЬОН при необходимости ЛЕГКО ПЕРЕЛАМЫВАЛСЯ ПОПОЛАМ. Отломанная половина вместе с донесением о потерях отправлялась в WAST. Цифры полученного опознавательного знака там сверялись с собственными данными. Тем самым подтверждался факт гибели и фиксировалась очередная конкретная потеря. И только после этих формальностей родственникам сообщалось печальное известие. Естественно, такая система учета ИСКЛЮЧАЛА ВСЯКОЕ ДУБЛИРОВАНИЕ потерь, недоразумений, напрасных похоронок, от которых у родителей наших красноармейцев седели головы.
Отличные стихи!!! И про немецкие медальоны-смертники. Несмотря на налаженную систему учёта погибших, ФРГ до 60-х годов требовала от СССР вернуть 2 миллиона солдат вермахта, которые числились пропавшими без вести, а в Бонне были уверены, что они в плену, в Сибири, а в реальности их кости лежали в земле на Русской равнине. Учёт погибших в таких масштабных война сложная задача, даже при идеально налаженной системе.
Сильные стихи! Не успевали хоронить, армия шла вперед. Местное население, моя бабушка со своей мамой захоранивали павших солдат под Прохоровкой. Бабушке было двенадцать лет.
Сергей, какая сложная тема... Никого не пришлось бы гнать в атаку, если бы не было войны. Солдаты защищали свою страну, на которую напали полчища фашистов. Ценой своей жизни советские солдаты отбили жестокого врага. Мой дед и его сын пропали без вести под Смоленском. Да, мы не знаем, где их могилы, но в том, что они погибли, виноваты фашисты. Об этом надо писать, это надо помнить.
Память об этом не утихнет в сердцах,
Павших солдат мы помянем сейчас.
Страшные годы той тяжёлой войны
Оставила шрамы о прошлом у нас.
Пусть Земля обнимает погибших в бою
С поля боя солдат,"уснувших" в траве.
Вечным сном окутала синь небеса
И поют птицы трели и леса шелестят
Колыбельные песни ветра им поют
Спите спокойно, мы помним о вас!
И подвиг о Родине продолжится в нас.
Ваши стихи - памятник тем, кому нельзя зажечь памятную свечу... Но мы их помним, как я помню своего дедушку, пропавшего без вести под Сталинградом - Сергей, удачи в конкурсе!
Отличные строки!!! Жаль, что людей и тогда не жалели, и до сих пор погибших не нашли возможным захоронить. Деньги находят на что угодно, а в этом вопросе в основном надеются на волонтеров.
Все так и есть в стихах!Удачи,Сергей!