-- : --
Зарегистрировано — 123 605Зрителей: 66 668
Авторов: 56 937
On-line — 4 627Зрителей: 896
Авторов: 3731
Загружено работ — 2 127 345
«Неизвестный Гений»
Иван Четвёртый, Грозный, ч.3
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
26 августа ’2023 21:18
Просмотров: 2648
Часть 3. Правленье
1. Положение знати и народа
Дворянское сословие в России
16-го века лишь слагалось.
Князья, бояре обладали силой,
И власть им по закону полагалась.
«Боярски дети» - «государев двор» -
Отборным войском были при царе.
Врагу давая у границ отпор,
За Русь готовы были умереть.
У низа лестницы бояр стояли те,
Что службу исполняли в городах.
Подняться выше каждый бы хотел,
Но, и поднявшись, падал иногда
В опалу царскую, в его немилость впав.
На что уж дьяк Разрядного приказа
Строитель Выродков - и тот на плахе пал.
Казнил царь лучших. Да уж здрав ли разум
Был у Ивана, русского царя?
Уж не был ли он бесом одержим?
И так, и этак люди говорят.
Поверим тем, кто в его время жил.
Нет, кажется, была я не права
О радости народа говоря.
Права давались, но да что права,
Когда хотят, как липку, ободрать.
«Царь и великий князь велел ...имати
С сохи» дань по «двенадцати рублёв».
Налог деньгой взимали и со знати,
Налог большой, но жаль-то не её.
Хомут крестьянский был и так тяжёл,
После реформы стал еще тяжельше.
Мужик до края крайнего дошёл,
В ярмо впрягая и детей, и женщин.
2. Предчувствие беды
Юродивый плясал и горько плакал.
Кто голод предвещал, а кто войну.
Переметнувшийся к врагу посажен на кол.
Под пытками признал свою вину,
А умирая, крикнул: «Неповинен!»
Надеялся, оставит царь в живых.
Но не жилец признавший свои вины,
Как не жилец не признающий их.
3. Дума боярина
Хотелось от войны бы отволынить,
Да видит Бог, нельзя, никак нельзя!
«Своих холопей» жаловать вольны мы,
А и казнить их мы «вольны ж есмя», -
Царь говорит - и головы слетают,
А мне своя пока что дорога.
Прости меня за слабость Русь Святая,
Пойду со всеми вместе на врага!
4. Грязной
Грязной, служилый человек, незнатный,
Выспрашивал у старосты о пахоте,
О хлебе, лесе: Все велел царь знать мне.
Боярин Колычев недодаёт и пакостит.
Намедни утопил в реке ведунью.
Не для него «Судебник» писан что ли?
Вершит свой суд. Ведь ишь чего удумал!
Казнить и миловать всех нас один царь волен!»
5. Мораль боярина
«Царь Иоанн, ох, самовластен, лют,
Боярской чести, нет, не бережёт!
Бояр, дворян, посадских, «черный люд» -
Всех под одну гребёнку он стрижёт.
Желает царь, чтоб весь народ его
Жил в дружбе меж собой, «все за один»,
Но нет, мы не упустим своего,
Каких бы правил царь ни заводил!» -
Боярин думал и творил тайком
Над тем, кто не угоден, самосуд.
...Бо-о-ом! Колокол большой звенит по ком?
По человеку, что не понял суть
Божественных законов бытия.
Жаль, люди им не вняли до сих пор.
Всё человечество - единая семья!
Вражда - наш несмываемый позор!
6. Молитва Ивана
Мой Бог, священство восстает против бояр,
А «чёрный люд» и против тех, и этих.
Готовы немцы нанести удар.
Как управлять страной, кто мне ответит?
Советники мои, те выше мест лишь ищут,
Льстецы, стяжатели - как их насытить всех?
Что им, что крымчаки на юге рыщут?
Им важен только собственный успех!
Ни в ком из них не вижу я надёжи.
Все - о себе. О государстве - я лишь.
Душа страдает о Руси, мой Боже!
Жду, на путях Ты мне подмогу явишь.
Молюся слезно, бью Тебе челом я
И обещаю рук не покладать.
Доколе жив, дотоль меня не сломят,
А Ты помогу дай и благодать.
Душа горит в злобе и неустрое,
Непостоянстве, слабостях иных.
Покой душе дай - встану я горою
За Русь, за дело, крепок во все дни!
7. Думы Сильвестра
В чем провинился я пред государем?
Он упрекнул: держусь я старины.
Но ведь новины царства разрушали!..
Желаю благоденствия страны,
Но по ночам мне стала сниться плаха.
Грожу царю я наказаньем Божьим.
Суров принявший шапку Мономаха!
Рассердится - послать на плаху может, -
Так думал, соберясь к царю Сильвестр. –
Поостеречься что ли? Не сумею.
Скажу всю правду! Хоть приятна лесть,
Но дело невозможно делать с нею.
Что ж, вытерплю хулу я от царя,
Не огорчаясь гневом и попрёком.
«Смирись, Сильвестр!» - бояре говорят.
Смириться с неразумием, с пороком?
Скажу, как совесть мне сказать велит!
Дойдет, авось, до сердца и ума,
Что быть правителем Великия земли –
Ответственность в любые времена.
И подсказать кой-что царю не грех,
Но мудро, выдав мысли за царёвы.
Проглотит, словно сам разгрыз орех,
И повторит за мною слово в слово!
8. Анастасия и Иван
Анастасия говорила: «Муж мой,
Хоть на мгновенье о делах забудь!
О государстве ты сгораешь думой.
Молись - и Бог тебе укажет путь!
Сама бледна, тревожна - что-то знает,
Что говорить Ивану ей не след.
Трудна жизнь женщины обычная, земная,
А жизнь цариц не охранить от бед.
Пугают колдовством и шлют наветы,
Глядит из-за угла недобрый глаз.
Подсыпать могут, чтобы сжить со света,
Яд в кушанье какое или квас.
Царю же, не любя за нрав суровый,
Все льстят. Нет в окруженье, от кого
Без раздраженья выслушал б он слово.
А хмур и зол царь часто оттого,
Что приближенные не смотрят вглубь явлений,
Последствий действий видеть не хотят.
Еще не народилось поколенье,
Чей ум остёр, чей дальновиден взгляд.
Когда великий Солиман о дружбе
Шлёт грамоты, они зовут на Крым
Идти походом, наточив оружье.
Что так нельзя, внушить не в силах им, -
Царь гневается - всех бы перевешал!
Его трясет болезнь и валит с ног.
Тогда остерегает Голос вещий:
«Да не убий!» - вам заповедал Бог».
9. Беседа царя с Вассианом
За прямоту тебя чту, мудрый старец, -
Сказал Иван, явившись к Вассиану.
- За прямоту подвергся твоей каре.
- И все ж ответь мне, старец, без обману:
Старцы заволжские идут против уклада
Того, чтоб местные иконы почитались
В Москве всей Русью. Говорят, не надо.
А почему?
- Пусть по местам б остались.
Привыкли люди ко своим святым.
Им только верят, никому иному.
Иконы взяли - что осталось им?
В веригах тяжких головою в омут?
Стяжатели - лукавая порода.
Что мне лукавить, царь, перед тобой?
Последнее отняли у народа.
Везде разбой, по всей Руси разбой!
- Как твои старцы, супротив новин ты.
Должно царю священство помогать,
А вы в волненьях всяческих повинны.
Нет, не могу попам я власти дать!
Не допущу того, чтоб дело царства
Они вершили так, как захотят.
Их дело - вера, моё - государство.
Смирятся пусть и воду не мутят! –
Как горько, о, как горько обманулись!
Цареву власть до неба возвеличив,
Иосифляне пред тобой согнулись,
Но с нами - Бог, а царь всего лишь личность.
В досаде Иоанн покинул келью:
«Все поперёк мне, что ни говорю!
Столетний инок, а как судит смело,
Какие мысли высказал царю!
Сидит под стражей. Что же, пусть сидит!
Что будет, если даровать свободу?
Своё - ни на кого не поглядит! –
Он будет проповедовать народу».
10. Речь Ивана перед собой
Кого-то царь опалою обидел,
Реформами кого-то раздражал.
Он, неприятье своих дел увидев,
Такую речь перед собой держал:
«Мне власть дана от Бога! Я несу
Свой крест правленья так, как я поклялся
На площади народу. А мой суд -
И прав, и строг. Пока я не сломался,
Пока враги, злобясь, не отравили,
Не закололи пикой иль мечом,
Пока в уме я здравом, крепкой силе,
Меня не одолеют нипочем!
Мне ли бояться от врага обид?
Могу ль довольствоваться малым? Я же царь!
Стоящий в битве насмерть - победит,
Прославив дело деда и отца!
11. Культура
Хоть не было еще в Руси учёных,
В ремёслах русский человек успел.
Пушкарь знатнейший был Андрейка Чохов,
Дьяк Выродков - строитель крепостей.
Известен колокольник Афанасьев,
Строители надёжных кораблей.
Во всяком ремесле имелся мастер,
Как повелось издревле на земле.
Златых дел мастера, иль ювелиры,
Могли оттиснуть золотой оклад,
Украсить драгоценные потиры
Рубином, жемчугом. Не мастера, а клад!
Кожевник, ткач, сапожник, рудознатец,
Плавильщик иль потомственный кузнец
Откроет жилу, сделает вещь - нате!
Обучит сына мастерству отец.
Народ учился и у иноземцев,
Был на новины хваток и сметлив.
И опытом делился с шведом, с немцем,
Как сердце его щедрое велит.
В народе сказки русские любили:
Иван, мол, не дурак, а наш герой.
Писатели уже в зачатке были.
К примеру, был написан «Домострой».
Был Федоров Иван - первопечатник,
«Апостол» напечатавший, «Букварь».
Печатать книги - это ли не счастье?
Писать иконы - впрямь не Божий ль дар?
Рублева, помня, божьи богомазы
Писали не Святых, а свой народ,
Сердечный, теплый. Его светлый разум
«Лик праотцов» для наших глаз сберег.
Не будем говорить, что век был темным.
Чиста душа России и светла,
Как девушка-березка возле дома,
Как над рекой склоненная ветла,
Как церкви, устремившие ввысь голос
Своих высоких звонких колоколен,
Как золотой тяжелый спелый колос,
Вспоенный потом в сей земной юдоли.
12. Дума Ивана
«О жизни дума - шапка Мономаха»,
Так тяжела. Иван уснуть не мог.
Что дед сказал б ему, восстав из праха?
Что скажет на Суде, строжая, Бог?
Как это трудно - управлять Россией!
Как широка она из края в край!
Встряхнуть ее, собрав в кулак все силы,
Ну, а потом - ложись и помирай!
Да как встряхнешь средь этих сонных рож?
Ни от кого мне не добиться толка.
Боярин в Думе спит, его не трожь,
Не по нему решаешь - смотрит волком.
Немного тех, что б преданно служили,
Все делая за совесть - не за страх,
И честью больше жизни дорожили,
Вводя новины на своих местах.
Боярин лжет, но как узнать по виду?
Во все дела мне вникнуть нелегко.
О господах, чинящих им обиду,
Порой послушать нужно мужиков.
Люд беглый надо слушать и монахов;
«Великие неправды в землях русских!»
Хочу я править широко, с размахом,
Да от неправд и тяжело, и узко...
13. Беседа с порубежниками
Пришли казаки, люди с порубежья.
Царь вызвал обстановку обсудить.
Звучали опасенья и надежды.
Подвел черту царь, порешив, как быть:
«Грозят враги от немцев до османов –
Литва, ногайцы, шведы, крымчаки.
Пойдут войной на нас иные страны,
Почувствовав, слабину у руки,
Держащей меч. Усилим же дозоры
По нашим крепостям и по засекам,
Чтоб не прошли неслышно, словно воры,
По тропам и не сплавились по рекам.
На государевы украйны не допустим
Нигде безвестно чужеземных войск!
Чтобы врасплох не заставать им русских,
Чтоб мог отпор врагу дать каждый пост,
Дадим людей, коней вам, платье, утварь,
Крепить засеки розмыслов пошлем.
Минула ночь в речах, настало утро –
Ковать мечи и надевать шелом.
14. Размышления царя
Незнатный, худородный, но способный
Мне дорог больше, нежели князья.
Что мне боярин ни к чему не годный?
Больших дел поручить ему нельзя.
Опора на дворян, сынов боярских,
На дьяков-розмыслов, стрелецких воевод,
Что преданы, чей разум светит ярко.
Богат талантом русский наш народ!
Вон плотники какие: крепость срубят
За одно лето - любо посмотреть!
Плавильщики отменно плавят руды –
Железо, злато, серебро и медь.
А кузнецы куют мечи, доспехи.
Малец, сынок мой, а и тот уж в шлеме.
Без кузнеца ни сеять, ни поехать.
Коню подковы и хороший лемех
Скует тебе - недорого возьмет.
Есть мастера сапожных дел и ткацких.
Любой мужик сплетает перемет –
И рыбкой с нищим делится по-братски.
Эх, жить бы на земле без нищеты!..
Разумна Русь, с хорошими руками.
Не получается. И в том виновен ты,
Как царь ее! Живёшь - на сердце камень
Все не легчает. Камень ведь не лёд –
От женской ласки не растает за ночь.
Забыть бы все, да взявши перемет,
Пройти по заливным лугам низами...
15. Разговор мужика с монахом
- Как говорят у нас среди народа:
- «Пожалует мя царь - затравит псарь».
- Дворяне - шакалиная порода.
За что их только любит государь?
Ну, неглупы... Пронырливы уж больно
И по местам большую взяли власть.
Хоть Русь свята, да высоко до Бога,
И христианину в ней можно и пропасть, -
Сказал мужик в сермяге темно-серой,
И шапку нахлобучил на вихры.
- Бог высоко, но выживаем верой,
- Надеждой и любовью. Три сестры
- Даны нам на путях земных от Бога, -
- Ответил мужику седой монах.
С тем разошлись. У каждого дорога
Своя, хоть и одна на всех страна.
16. Ливонская проблема
Покоя нет на западных границах.
Ливония - вот головная боль!
От дум о ней царю давно не спится:
«Доколь ей слабину давать, доколь?!»
Пятнадцать лет - срок новый перемирья,
Но через три - нарушен главный пункт!»
Иван взбешён. Дошла до пола гиря.
Поляки и литовский Сигизмунд,
С Ливонией вступив в военный сговор,
Имеют мысли одолеть Москву.
Не платит дань и не сдержала слова
Ливония». Румянец сходит с скул.
Лицо сереет.
- Что ж, пойду войною!
А храбрых воев мне не занимать.
Как лживым словом говорить со мною
Отныне и вовеки будут знать!
17. Проводы на Ливонскую войну
- Мы войнами ходили для того лишь.
Чтоб не зорили наших городов,
Чтоб не томили русичей в неволе,
Взяв в плен их, оторвавши от родов,
Чтоб мужиков и баб не продавали
По южным рынкам, как рабочий скот.
Так смерти не боясь на поле брани,
Вновь с твердой верой двинемся в поход! –
Сказал Иван боярам-воеводам.
- Да будет так, великий государь!
- Каков настрой к войне среди народа?
- Горят желаньем нанести удар
Ливонии за все ее неправды
И не боятся головы сложить,
Отважные, хоробрые. Мы рады
Вести таких людей на рубежи.
Ну, что ж, пойдем, посмотрим наше войско, -
Сказал Иван и первым вышел вон.
Шёл, схватывая взором орлим, острым,
Как розвальни текли со всех сторон,
На площадь доставляя груз военный:
Пищали, пушки, пороха запас.
Готовы ль, вой, к битве дерзновенной?!
Готовы, царь!
- Благословляю вас!
18. Молитва царя
В предгрозье исторических событий,
В них собственною волей вовлечен,
Молился царь, чтоб Ангел-истребитель
Врагов Руси сразил своим мечом.
Поклоны клал, склоняясь к полу резко.
И о грехах пред Богом не забыл:
Просил прощенья за напрасный гнев свой,
Раскаясь в том, что кровь людскую лил.
Его, как деда, тоже звали Грозным -
Невыдержан и на расправу скор.
Мерцали огоньки лампад, как звезды.
Во взоре Девы чудился укор.
Глядел в себя, как в бездну прозревая,
И видел там жестокости порок,
И долго плакал, сердце надрывая,
Виня себя и проклиная рок.
19. Царь и просвещенье
Любил царь слушать чтенье глав библейских,
Переживая за героев их.
Запоминал. Вставлял порою к месту
И времени красивый книжный стих.
Царь посылал людей в чужие страны,
Чтоб привезли ему хороших книг.
Ученых принимая невозбранно,
Вникал во всё, как истый ученик:
В подробнейшие карты путешествий,
В события давно минувших дней.
Царь о научной мысли слушал вести.
Как можно больше знать желал о ней.
Он не любил рассказов половинных.
Он не терпел незавершенных дел.
Заморские военные новины
Тотчас в бою он применить хотел.
Как человек учёности и дела,
В Москве Иван возвел печатный двор,
На что боярство, зубы сжав, глядело,
Пустив молву, что сатана там, вор,
Нечистый, нехристь, чтоб народ боялся,
Чтобы никто в печатники не шел.
Кто разобрался, тот за дело взялся,
Хоть был труд начинания тяжёл.
Но начинать повсюду было трудно.
Труд – начинаний становой хребет
И в думном деле, и в работе рудной.
(Зря ль серп и молот были на гербе
В дни новых, поворотных начинаний?)
Иван в свою эпоху начинал
Свои дела, что требовали знаний
Всё больших, предъявляемых к чинам,
И потому он розмыслов немецких
В надежде на усердье привечал.
Они наукам обучали местных.
Приказный дьяк умением крепчал,
На ум природный положив науку.
Умен и переимчив человек.
Он твердо наказал учиться внуку.
Входило просвещенье в темный век.
20. Ненадежность
Царь верил в нехорошие знаменья,
Не в силах гнев сдержать, срывался в крик,
Подозревал в коварстве и измене
И тех, кому он. доверять привык.
Знамения сбывались. Изменяли
Боярин, дворянин, приказный дьяк
Так, словно гнева царского не знали.
Казнил, и все ж пресечь не мог никак
Лукавых дел, клевет и поруганий
Бояр, их неприятие наук.
Царь, окруженный тайными врагами,
Не спал ночами от душевных мук,
И шаткою казалась его слава,
И лживою - его придворных речь,
И вина, с ними питые - отравой,
И ненадежным - самый острый меч.
21. Смерть Анастасии
Враги царицу насмерть отравили.
В отчаянье над ней рыдал Иван.
Перемогавший всё, могучий, сильный,
Он вдруг ослаб, когда пришла беда.
Жену свою любивший, как и род свой,
Теперь её навеки потерял
И остро ощутил тоску сиротства
Без той, которой жизнь свою вверял.
Глухие и тяжелые рыданья
Сгибали плечи, боль теснила грудь.
Ужели Бог хотел смертельной дани?
Как грозен и опасен царский путь!..
Как скорбен путь обычный человечий –
Терять родителей, супругов, малых чад.
Их души отправляются далече,
И плачем их не возвратить назад.
Анастасия! Видишь ль ? - неутешен.
Анастасия! Слышишь ль его плач?
Рыдает царь, и немощен, и грешен.
Боль уврачует только высший врач.
И только он даст силы жить и править
Царю его великою страной
И бить врага, а за свой суд неправый
Пить тяжких вин горчайшее вино.
Анастасия! За вину какую
Цареву Бог забрал тебя навек?
Тебе кукушка больше не кукует.
Не властен над судьбою человек.
«Кто отравил?! - Иван в бессильной злобе
Зубами скрипнул. - Вызнаю - в костер!»
Молчала убиенная. Во гробе
Не говорят. Царь руки ввысь простер:
«Карающий! Карай и их, их тоже!
Пусть всемеро, им тяжче будет смерть!
Пусть на виновных перст укажет Божий!»
Как жутко было на него смотреть
В минуту эту! Сын Иван заплакал.
Царь на руки его, целуя, взял,
Затем без слов поставил сына на пол
И нежно вытер отроку глаза.
22. Вторая жена Ивана
Мария Темрюковна не любила
Детей Ивана, как и те её,
Что для царя весьма прискорбно было
И сильно осложняло бытиё.
Царевичей жаль, к ним несправедлива
Царица стала, сына схоронив.
Зло насмехается, к сиротам нежальлива.
Без ласки, позаброшены они.
На укоризны сердится и плачет
Мария Темрюковна. Как тут быть?
И этот день со слез царицей начат.
Царь просит успокоиться, забыть
Слова, что ей сказал неосторожно.
Когда ж покой настанет, наконец?!
Жить дальше, разрываясь, невозможно.
Кто он такой - царь, муж или отец?
23. Измена Курбского
Измену Курбского, сбежавшего в Литву,
Царь очень тяжело переживал,
Приняв удар, как личную беду.
Князь повода подумать не давал
О нем, как об изменнике - и вдруг!
Забыты Тула, Вильна, Дерпт, Казань -
Надёжа царская, отважный, умный друг,
«Муж битвы и совета» показал
Завистливое, лживое нутро.
Когда и как, на Запад давши крен,
Решил шатнуть изменой царский трон?
«Чем оборвать мне череду измен? –
Схватившись за голову, в муке думал царь. –
Псы, почву выбивают из-под ног!
Хотят лишить мой род его венца –
Не будет этого! Тому порукой Бог!
24. Родина
Земля моя иной была когда-то.
Какой ее увидел русский царь?
Кремлёвские соборы и палаты
В удел ему достались от отца.
Достались вотчинные грады, укреплённы
Валами, крепкой каменной стеной,
Те, где, встречая, бьют ему поклоны,
Как Богу, а он грешный и земной.
Царю достались села, деревушки,
Стоящие по рекам и лесам,
Бревенчатые тихие церквушки,
Влекущие молитвой к небесам.
С землей царю ее народ достался,
Чей дух велик - упорен и красив!
Чего еще хотел Иван от царства?
Чего у Бога для себя просил?
25. Царь и палач Малюта
Царь и Малюта не любили стойких,
Кто умирал с проклятьем на устах.
Они пытали и казнили стольких,
Что их охватывал полночный страх,
Являлись тени тех, кого казнили,
И жутко надвигались из углов.
Сном забывались - им кошмары снились.
Палачество - худое ремесло.
Не замолить, не смыть греха слезами.
Зачем, Господь, даёшь жестоким власть?
Затем, чтоб мучили и мучилися сами?
Глядишь, насколько низко могут пасть:
Царь, истребляя козни и измену,
Его холоп - в желанье угодить.
Тебе видней, ведь Ты дал жало змею,
Предвидя, что тот может им убить.
Тебе видней, как нас вести, Мой Боже,
Но неужель нельзя без крови зверств?
Свобода воли? Только лучше, может,
Для мира Указующий Твой Перст?
...Бог говорил с Иваном? Да, наверно.
И мукой совести давал понять
Несовместимость дел жестоких с верой,
Но это не смогло царя унять.
26. Опричнина
Набрал Иван опричную дружину –
В ней что ни воин, то головорез.
Такие типы и доселе живы,
Да нужно ль говорить об этом здесь?
Опричнина - опричь, и значит - кроме.
Кроме боярской - царская земля
Опричников царёвых сладко кормит,
Кромешников, как люди говорят.
Народ пугая головой собачьей
И дворницкой метлою у седла,
Скакал кромешник, дерзких глаз не пряча,
Царем Иваном послан на дела.
Дела те зачастую кровью пахли,
И чёрен был от зла копытный след.
И хоронились дворянин и пахарь
От всадников лихих немало лет.
Трудами их голов сколь послетало?
Окровянилось сколько сотен плах?
Нет, не сочтет всех жертв палач усталый –
Смертоубийство обрело размах.
Сравнима ли опричнина с ГУЛагом?
Быть может, и сравнение не к месту.
Там был топор, а здесь - всерусский лагерь.
Одно объединяет действа - деспот.
27. Большая казнь
Царь Иоанн задумал казнь большую.
Морозов первым был тогда казнен,
За гордый нрав. «Всех, всех голов лишу я!
Я царь! Что мне заслуженность имён?
Всех! Кто не то сказал, не так глядит,
Своих любимцев, к коим охладел.
Басманов? Вяземский? Мне надоел их вид».
Согнал народ и сам на казнь глядел.
Клещами перед казнью рвали тело.
Лилась на спины жгучая смола.
Жгли на костре. В чану смола кипела,
И головы людей катились с плах.
Народ, кто плакал в голос, кто молился.
На лицах многих страх и ужас был.
- Идёт блаженный! - люд вдруг потеснился.
- Ивашко! А меня-то ты забыл! –
Кричал блаженный издали Ивану.
- Вели казнить! Чем Вася хуже них?
В Рай Бог возьмет, коль мучеником стану!
Блаженный пред царем уже возник.
Просыпав деньги, данные царём:
- Ай! Жжётся, словно адовый огонь!
Воскликнул: «Скоро все мы так умрем!»
- Прочь! - замахнулся царь, но крик: «Не тронь!»
Остановил царя, и его гнев
Излился на толпу тех, что казнил.
Натянута узда, как царский нерв.
В толпу - конём! Копьём кого пронзил?
Юродивого взял в себя народ.
Блаженный жил и умер своей смертью.
Сам Иоанн нес до могилы гроб.
Чудовище! Грехи царя измерьте –
На тысячи преступников достанет!
Мне говорят: «Покаялся он Там».
Я знаю душу: плакать не устанет
За грех один! Царёва ж маета
Ужели кончилась? Ужель его простили?
И впрямь Бог любит вдов и королей!
Фальшивый инок, в черном царь в могиле.
Черно его правленье на земле.
28. Сын Малюты
Опричник, сын Малюты, дом оставил.
Доехал за ночь до монастыря.
Там в малой церковке игумен старый
Услышал его исповедь.
Горя Душой смятенной, а лицом бледнея,
Максим признался в нелюбви к царю.
- Клевещешь на себя, - сказал безгневно
Седой игумен.
- Правду говорю.
- Как? Царь, сын мой, нам более отца ведь!
Ты чтишь отца?
Максим ответил: «Нет».
- Кто ты таков? Кого в слезах оставил?
- Больную матушку, - последовал ответ.
- Но кто отец твой?
- Он Скуратов-Бельский.
- Ты сын Малюты?
- Да, - И зарыдал.
Отец - палач, а царь - вершитель бедствий.
Кто б отпущение греха ему не дал?
И все ж, сказал игумен: «Царь - от Бога!
Святая воля Божия - закон.
Народ за грех претерпевает много,
А оправдится перед Богом он –
Поставит Бог царя и судей праведна,
Благодеянье всякое подаст».
Да, по большому счету, это правильно!
Накладывает.время пласт на пласт
Периоды грехов и искуплений.
От Бога отказались - и война!
Без наказанья не бывает преступлений.
Страданьем искупается вина.
29. Мздоимство
Мздоимство, воровство во всех приказах.
«Мздоимцам буду руки отрубать!
Мал юта, передай мои наказы,
Скажи, мол, ждёт царь честного труда!»
...Дела вершились только «за посулы».
Не посулишь - не пустят на порог.
Так и сейчас: мздоимцу «в лапу» сунешь -
Получишь всё желаемое в срок.
И рук не рубят. «Надо б - для острастки!» -
В сердцах у нас в народе говорят.
Остались в грозном прошлом эти страсти.
Без страха мзду берут и зло творят.
Большие исторические сроки
Не принесли в сознанье перемен –
Все те ж несут и в новый век пороки.
Не взять ли «воспитательный ремень»?
30. Народ
Не правда ль, хлеб от слез народных горек
И чара скорби обжигает рот?
Когда, скажите, жил народ без горя?
Добрее горе делало народ.
Смягчало нрав безмерное терпенье.
Труд самоуважение давал.
Религия несла душе спасенье.
Народ свою культуру создавал
Ремеслами, былинами, молитвой.
Он нес веками бранные труды.
Народной кровью вся земля полита,
Но дух народный вырос из беды!
31. Отъезд царя в Александрову слободу
Москва вопила - царь её покинул.
Без управления - долго ль до беды!
Оставил Кремль и не сказал причину.
Прислал гонца в Москву из слободы.
На лобном месте грамоту читали.
Иван писал, что нет уж больше сил
Терпеть бояр, что своевольны стали,
Не служат и желают зла Руси.
И потому, устав терпеть измены,
Оставил государство русский царь.
«Вернуть царя! - единым было мненье.
Уговорить не складывать венца!»
Избрав послов, поехали виниться,
Челом ударить, ему в ноги пав.
И в ожиданье замерла столица,
И падал снег на город златоглав.
Иван послам напомнил, сколько горя
Он от боярства в детстве перенёс.
Такое забывается нескоро.
Теперь он царь, умом и духом взрос
И не намерен больше потакать тем,
Кто нерадив, строптив и зло таит,
Кто действует коварно, словно, тати.
На татях государство не стоит!
«Я соглашаюсь дальше Русью править,
Но слушайте условия мои!
Я требую, чтобы мне дали право
Карать предавших смертью невозбранно.
На меньшее меня не умолить!
Нужно мне право без препон боярских
Лишать их достоянья, без «докук»
Духовных лиц», - он говорил по-царски.
В глазах бояр Иван прочел испуг.
Единогласно приняли условья.
Весть возвращенья принесли ветра.
Люд ликовал, желал царю здоровья,
Забыв тоску недавнюю и страх.
32. Творчество Ивана. Одержание
Иван писал молитвы и стихиры,
Желал учиться написанью нот,
Играл на гуслях, наполняясь миром
И благостью - но затворив окно.
Он не хотел, чтоб о его занятьях
Узнали люди - слабостью считал.
Он жил и правил по своим понятьям
И к жизни предъявлял свои счета.
Царь всей душой желал христовой веры,
Но христианский нарушал закон.
Хотел любви, но гневался без меры,
И в гневе был, как демон', страшен он.
Страдал припадками, похоже, эпилептик,
А это значит, он был одержим
Каким-то духом. В рёбрах, словно в клети,
Не дедов ль дух в Иване с детства жил?
Ведь деда тоже Грозным называли.
Иван был грозен, как и его дед.
Об одержанье докажу едва ли.
С их душами пока что связи нет.
Лишь Демон государственности знает
Все тайны царства и державных душ,
Но кто спросить у Демона дерзает
Из любопытства, без великих нужд?
33. Опала
Какое слово верное - опала!
На князя распалился государь
Великим гневом - и того не стало.
Сжёг, опалив, от гнева грозный жар.
Опала опалила очень многих –
И честь, и жизнь, и их детей, и жён,
Их достоянье. Унести бы ноги,
Когда опалой царской обожжён.
И потому, по одному и цугом,
Бояре побежали за рубеж.
Связал их царь порукой друг за друга,
Чтоб не бежали, но удержишь где ж?
Опала царская страшней огня пожаров.
Дела, идеи, судьбы в ней горят.
Опалена бывает вся держава.
Когда смола кипит в душе царя!
34. 0пора на простых людей
Людей незнатных возвышал царь Грозный.
Об этом знали, заслужить стремясь
Расположенье службою серьёзной.
Землёю наделял великий князь
Людей, служивших верно и исправно,
Будь то мужик простой мастеровой,
Дьяк или воин - награждал он равно,
Коль тот с руками был и с головой.
Бояр неверных вотчин их лишая,
Царь землю новым людям раздавал,
Велев им сеять, чтобы урожая
Хватало всем, и даже продавал
Купец излишек хлеба за границу,
Как ценные меха, канаты, мёд.
Служилым ль за Ивана не молиться,
Когда тот проявить себя дает
Во всех ремёслах, в деле мореходном,
В книгопечатанье и пушечном литье.
«Жизнь - за царя!» - в обычае народном.
О, не того ли ты, Иван, хотел?!
35. Переговоры с поляками
Приехали посланники из Польши –
Под перемирие устроить передел.
Готов отдать Курляндию и больше –
Так страстно Грозный Балтики хотел!
И пусть король не признаёт Ивана
Царем Руси - согласен и на то,
Лишь бы добиться исполненья плана,
Часть побережья получив в итог.
Сорок три дня велись переговоры.
Царь никогда так не был утомлён.
«Всех пленников освобожу - дай море!»
И Вольмар, Венден, Ригу просит он.
Еще два града. Верить ль перемирью?
Пролив по павшим много горьких слёз,
Народ уставший молится о мире.
Война иль мир без моря? - вот вопрос.
36. Принятие решенья. Заговор
Война с Ливонией, тянувшись очень долго,
Была обремененьем для Руси,
И из неё не выходило толка.
Напрасно выход к морю царь просил,
Когда зашёл вопрос о переделе.
Взгляд Польши был на передел иной.
Поляки лучший кус иметь хотели
И против русских поднялись войной.
Чтоб, наконец, с войной определиться,
Помимо Думы царь собрал Собор.
Приехавшие вызовом в столицу
Тревожно говорили меж собой:
«Что за причина собрала всех вместе?»
Держал царь речь, призвав народ решать
Вопрос по сердцу, совести и чести.
«Война!» - вскричали, как одна душа.
За год Иван собрал большое войско
И с войском сам в Ливонию пошел.
...Слеза. Листы, закапанные воском.
Разодран ворот. Резко треснул шёлк.
Опять измена - заговор боярский!
Вот здесь, в листах, стоят их имена.
Бежал, страшась убийства. Не по-царски –
Покинуть войско! Страха семена
Взрастают утомительною мыслью:
«Что будут за границей говорить?»
Молился, плача, обращаясь в выси:
«Господь; боюсь, душа дотла сгорит!
Из Твоей чаши ,пью и опиваюсь,
Вино вины становится огнем!
Зачем живу? Чего я добиваюсь?
Пекусь о царстве! Что мне будет в нём,
Когда кинжал вонзит мне недруг в спину?
Но нет! Мне руки опускать негоже.
Всех в цепи закую! Медведям кину!
А как иначе? Как иначе, Боже?!»
37. Саамка
Ядром испытывая крепость древних замков,
Царь воевал морские рубежи.
Темноволосой девушкой саамкой
В Лапландии мой дух в то время жил.
В одной из маленьких поморских деревушек
Стояла на ветрах её изба.
Она не знала грохотанья пушек.
Хранила от войны её судьба.
Она была счастливей русских воев -
За море не пришлось ей воевать.
Она печали не узнала вдовьей,
Но были вдовами ее сестра и мать.
Порой седое море бушевало
И брало себе в жертву рыбаков.
Все вышли в море, а вернулось мало.
Как видно, рок рыбацкий уж таков.
Кормильцем море было для саама,
И он его жестокость забывал,
Латал судёнышки и снова плыл упрямо,
И стойко принимал за шквалом шквал.
И русские познали нрав балтийский,
Взяв в свои руки Нарву-Ругодив.
Бывали в Англии, проделав путь неблизкий,
Бесстрашие неся в своей груди.
Что Балтика? Им Северное море
С большими льдами было по плечу!
Отважные российские поморы
Из местности с названьем древним Чудь,
Царь Иоанн, вот кто тебе надёжа,
Осуществление бессонных дум.
Без моря жить стране уже негоже,
Но воевать его - войти в беду.
Устали воины Руси и все же, все же
Опять с войной в Ливонию идут.
38. Неудачи
При взятии поляком или шведом
Тех иль других ливонских городов
Враг ликовал и праздновал победу,
А русские внимали плачу вдов.
Уединившись, царь Иван в палатах
О сданных градах тяжко горевал.
Пуста казна, ушло да войско злато.
Опричнину - не зря ли? - разогнал.
Иван пытался отыскать причины
Постигших Русь военных неудач.
Плохое ль войско, слабые ль мужчины,
А города сдаем врагу - хоть плачь!
Все ополчились! Силы, знать, неравны.
От моря русских порешили гнать...
Те мысли, безнадёжностью отравны,
Сушили душу Грозного до дна,
До дна, где гнев лежал смолою чёрной,
Но не было теперь ему огня.
Царь принимал печально и покорно,
Как боли в сердце, вести сего дня.
1. Положение знати и народа
Дворянское сословие в России
16-го века лишь слагалось.
Князья, бояре обладали силой,
И власть им по закону полагалась.
«Боярски дети» - «государев двор» -
Отборным войском были при царе.
Врагу давая у границ отпор,
За Русь готовы были умереть.
У низа лестницы бояр стояли те,
Что службу исполняли в городах.
Подняться выше каждый бы хотел,
Но, и поднявшись, падал иногда
В опалу царскую, в его немилость впав.
На что уж дьяк Разрядного приказа
Строитель Выродков - и тот на плахе пал.
Казнил царь лучших. Да уж здрав ли разум
Был у Ивана, русского царя?
Уж не был ли он бесом одержим?
И так, и этак люди говорят.
Поверим тем, кто в его время жил.
Нет, кажется, была я не права
О радости народа говоря.
Права давались, но да что права,
Когда хотят, как липку, ободрать.
«Царь и великий князь велел ...имати
С сохи» дань по «двенадцати рублёв».
Налог деньгой взимали и со знати,
Налог большой, но жаль-то не её.
Хомут крестьянский был и так тяжёл,
После реформы стал еще тяжельше.
Мужик до края крайнего дошёл,
В ярмо впрягая и детей, и женщин.
2. Предчувствие беды
Юродивый плясал и горько плакал.
Кто голод предвещал, а кто войну.
Переметнувшийся к врагу посажен на кол.
Под пытками признал свою вину,
А умирая, крикнул: «Неповинен!»
Надеялся, оставит царь в живых.
Но не жилец признавший свои вины,
Как не жилец не признающий их.
3. Дума боярина
Хотелось от войны бы отволынить,
Да видит Бог, нельзя, никак нельзя!
«Своих холопей» жаловать вольны мы,
А и казнить их мы «вольны ж есмя», -
Царь говорит - и головы слетают,
А мне своя пока что дорога.
Прости меня за слабость Русь Святая,
Пойду со всеми вместе на врага!
4. Грязной
Грязной, служилый человек, незнатный,
Выспрашивал у старосты о пахоте,
О хлебе, лесе: Все велел царь знать мне.
Боярин Колычев недодаёт и пакостит.
Намедни утопил в реке ведунью.
Не для него «Судебник» писан что ли?
Вершит свой суд. Ведь ишь чего удумал!
Казнить и миловать всех нас один царь волен!»
5. Мораль боярина
«Царь Иоанн, ох, самовластен, лют,
Боярской чести, нет, не бережёт!
Бояр, дворян, посадских, «черный люд» -
Всех под одну гребёнку он стрижёт.
Желает царь, чтоб весь народ его
Жил в дружбе меж собой, «все за один»,
Но нет, мы не упустим своего,
Каких бы правил царь ни заводил!» -
Боярин думал и творил тайком
Над тем, кто не угоден, самосуд.
...Бо-о-ом! Колокол большой звенит по ком?
По человеку, что не понял суть
Божественных законов бытия.
Жаль, люди им не вняли до сих пор.
Всё человечество - единая семья!
Вражда - наш несмываемый позор!
6. Молитва Ивана
Мой Бог, священство восстает против бояр,
А «чёрный люд» и против тех, и этих.
Готовы немцы нанести удар.
Как управлять страной, кто мне ответит?
Советники мои, те выше мест лишь ищут,
Льстецы, стяжатели - как их насытить всех?
Что им, что крымчаки на юге рыщут?
Им важен только собственный успех!
Ни в ком из них не вижу я надёжи.
Все - о себе. О государстве - я лишь.
Душа страдает о Руси, мой Боже!
Жду, на путях Ты мне подмогу явишь.
Молюся слезно, бью Тебе челом я
И обещаю рук не покладать.
Доколе жив, дотоль меня не сломят,
А Ты помогу дай и благодать.
Душа горит в злобе и неустрое,
Непостоянстве, слабостях иных.
Покой душе дай - встану я горою
За Русь, за дело, крепок во все дни!
7. Думы Сильвестра
В чем провинился я пред государем?
Он упрекнул: держусь я старины.
Но ведь новины царства разрушали!..
Желаю благоденствия страны,
Но по ночам мне стала сниться плаха.
Грожу царю я наказаньем Божьим.
Суров принявший шапку Мономаха!
Рассердится - послать на плаху может, -
Так думал, соберясь к царю Сильвестр. –
Поостеречься что ли? Не сумею.
Скажу всю правду! Хоть приятна лесть,
Но дело невозможно делать с нею.
Что ж, вытерплю хулу я от царя,
Не огорчаясь гневом и попрёком.
«Смирись, Сильвестр!» - бояре говорят.
Смириться с неразумием, с пороком?
Скажу, как совесть мне сказать велит!
Дойдет, авось, до сердца и ума,
Что быть правителем Великия земли –
Ответственность в любые времена.
И подсказать кой-что царю не грех,
Но мудро, выдав мысли за царёвы.
Проглотит, словно сам разгрыз орех,
И повторит за мною слово в слово!
8. Анастасия и Иван
Анастасия говорила: «Муж мой,
Хоть на мгновенье о делах забудь!
О государстве ты сгораешь думой.
Молись - и Бог тебе укажет путь!
Сама бледна, тревожна - что-то знает,
Что говорить Ивану ей не след.
Трудна жизнь женщины обычная, земная,
А жизнь цариц не охранить от бед.
Пугают колдовством и шлют наветы,
Глядит из-за угла недобрый глаз.
Подсыпать могут, чтобы сжить со света,
Яд в кушанье какое или квас.
Царю же, не любя за нрав суровый,
Все льстят. Нет в окруженье, от кого
Без раздраженья выслушал б он слово.
А хмур и зол царь часто оттого,
Что приближенные не смотрят вглубь явлений,
Последствий действий видеть не хотят.
Еще не народилось поколенье,
Чей ум остёр, чей дальновиден взгляд.
Когда великий Солиман о дружбе
Шлёт грамоты, они зовут на Крым
Идти походом, наточив оружье.
Что так нельзя, внушить не в силах им, -
Царь гневается - всех бы перевешал!
Его трясет болезнь и валит с ног.
Тогда остерегает Голос вещий:
«Да не убий!» - вам заповедал Бог».
9. Беседа царя с Вассианом
За прямоту тебя чту, мудрый старец, -
Сказал Иван, явившись к Вассиану.
- За прямоту подвергся твоей каре.
- И все ж ответь мне, старец, без обману:
Старцы заволжские идут против уклада
Того, чтоб местные иконы почитались
В Москве всей Русью. Говорят, не надо.
А почему?
- Пусть по местам б остались.
Привыкли люди ко своим святым.
Им только верят, никому иному.
Иконы взяли - что осталось им?
В веригах тяжких головою в омут?
Стяжатели - лукавая порода.
Что мне лукавить, царь, перед тобой?
Последнее отняли у народа.
Везде разбой, по всей Руси разбой!
- Как твои старцы, супротив новин ты.
Должно царю священство помогать,
А вы в волненьях всяческих повинны.
Нет, не могу попам я власти дать!
Не допущу того, чтоб дело царства
Они вершили так, как захотят.
Их дело - вера, моё - государство.
Смирятся пусть и воду не мутят! –
Как горько, о, как горько обманулись!
Цареву власть до неба возвеличив,
Иосифляне пред тобой согнулись,
Но с нами - Бог, а царь всего лишь личность.
В досаде Иоанн покинул келью:
«Все поперёк мне, что ни говорю!
Столетний инок, а как судит смело,
Какие мысли высказал царю!
Сидит под стражей. Что же, пусть сидит!
Что будет, если даровать свободу?
Своё - ни на кого не поглядит! –
Он будет проповедовать народу».
10. Речь Ивана перед собой
Кого-то царь опалою обидел,
Реформами кого-то раздражал.
Он, неприятье своих дел увидев,
Такую речь перед собой держал:
«Мне власть дана от Бога! Я несу
Свой крест правленья так, как я поклялся
На площади народу. А мой суд -
И прав, и строг. Пока я не сломался,
Пока враги, злобясь, не отравили,
Не закололи пикой иль мечом,
Пока в уме я здравом, крепкой силе,
Меня не одолеют нипочем!
Мне ли бояться от врага обид?
Могу ль довольствоваться малым? Я же царь!
Стоящий в битве насмерть - победит,
Прославив дело деда и отца!
11. Культура
Хоть не было еще в Руси учёных,
В ремёслах русский человек успел.
Пушкарь знатнейший был Андрейка Чохов,
Дьяк Выродков - строитель крепостей.
Известен колокольник Афанасьев,
Строители надёжных кораблей.
Во всяком ремесле имелся мастер,
Как повелось издревле на земле.
Златых дел мастера, иль ювелиры,
Могли оттиснуть золотой оклад,
Украсить драгоценные потиры
Рубином, жемчугом. Не мастера, а клад!
Кожевник, ткач, сапожник, рудознатец,
Плавильщик иль потомственный кузнец
Откроет жилу, сделает вещь - нате!
Обучит сына мастерству отец.
Народ учился и у иноземцев,
Был на новины хваток и сметлив.
И опытом делился с шведом, с немцем,
Как сердце его щедрое велит.
В народе сказки русские любили:
Иван, мол, не дурак, а наш герой.
Писатели уже в зачатке были.
К примеру, был написан «Домострой».
Был Федоров Иван - первопечатник,
«Апостол» напечатавший, «Букварь».
Печатать книги - это ли не счастье?
Писать иконы - впрямь не Божий ль дар?
Рублева, помня, божьи богомазы
Писали не Святых, а свой народ,
Сердечный, теплый. Его светлый разум
«Лик праотцов» для наших глаз сберег.
Не будем говорить, что век был темным.
Чиста душа России и светла,
Как девушка-березка возле дома,
Как над рекой склоненная ветла,
Как церкви, устремившие ввысь голос
Своих высоких звонких колоколен,
Как золотой тяжелый спелый колос,
Вспоенный потом в сей земной юдоли.
12. Дума Ивана
«О жизни дума - шапка Мономаха»,
Так тяжела. Иван уснуть не мог.
Что дед сказал б ему, восстав из праха?
Что скажет на Суде, строжая, Бог?
Как это трудно - управлять Россией!
Как широка она из края в край!
Встряхнуть ее, собрав в кулак все силы,
Ну, а потом - ложись и помирай!
Да как встряхнешь средь этих сонных рож?
Ни от кого мне не добиться толка.
Боярин в Думе спит, его не трожь,
Не по нему решаешь - смотрит волком.
Немного тех, что б преданно служили,
Все делая за совесть - не за страх,
И честью больше жизни дорожили,
Вводя новины на своих местах.
Боярин лжет, но как узнать по виду?
Во все дела мне вникнуть нелегко.
О господах, чинящих им обиду,
Порой послушать нужно мужиков.
Люд беглый надо слушать и монахов;
«Великие неправды в землях русских!»
Хочу я править широко, с размахом,
Да от неправд и тяжело, и узко...
13. Беседа с порубежниками
Пришли казаки, люди с порубежья.
Царь вызвал обстановку обсудить.
Звучали опасенья и надежды.
Подвел черту царь, порешив, как быть:
«Грозят враги от немцев до османов –
Литва, ногайцы, шведы, крымчаки.
Пойдут войной на нас иные страны,
Почувствовав, слабину у руки,
Держащей меч. Усилим же дозоры
По нашим крепостям и по засекам,
Чтоб не прошли неслышно, словно воры,
По тропам и не сплавились по рекам.
На государевы украйны не допустим
Нигде безвестно чужеземных войск!
Чтобы врасплох не заставать им русских,
Чтоб мог отпор врагу дать каждый пост,
Дадим людей, коней вам, платье, утварь,
Крепить засеки розмыслов пошлем.
Минула ночь в речах, настало утро –
Ковать мечи и надевать шелом.
14. Размышления царя
Незнатный, худородный, но способный
Мне дорог больше, нежели князья.
Что мне боярин ни к чему не годный?
Больших дел поручить ему нельзя.
Опора на дворян, сынов боярских,
На дьяков-розмыслов, стрелецких воевод,
Что преданы, чей разум светит ярко.
Богат талантом русский наш народ!
Вон плотники какие: крепость срубят
За одно лето - любо посмотреть!
Плавильщики отменно плавят руды –
Железо, злато, серебро и медь.
А кузнецы куют мечи, доспехи.
Малец, сынок мой, а и тот уж в шлеме.
Без кузнеца ни сеять, ни поехать.
Коню подковы и хороший лемех
Скует тебе - недорого возьмет.
Есть мастера сапожных дел и ткацких.
Любой мужик сплетает перемет –
И рыбкой с нищим делится по-братски.
Эх, жить бы на земле без нищеты!..
Разумна Русь, с хорошими руками.
Не получается. И в том виновен ты,
Как царь ее! Живёшь - на сердце камень
Все не легчает. Камень ведь не лёд –
От женской ласки не растает за ночь.
Забыть бы все, да взявши перемет,
Пройти по заливным лугам низами...
15. Разговор мужика с монахом
- Как говорят у нас среди народа:
- «Пожалует мя царь - затравит псарь».
- Дворяне - шакалиная порода.
За что их только любит государь?
Ну, неглупы... Пронырливы уж больно
И по местам большую взяли власть.
Хоть Русь свята, да высоко до Бога,
И христианину в ней можно и пропасть, -
Сказал мужик в сермяге темно-серой,
И шапку нахлобучил на вихры.
- Бог высоко, но выживаем верой,
- Надеждой и любовью. Три сестры
- Даны нам на путях земных от Бога, -
- Ответил мужику седой монах.
С тем разошлись. У каждого дорога
Своя, хоть и одна на всех страна.
16. Ливонская проблема
Покоя нет на западных границах.
Ливония - вот головная боль!
От дум о ней царю давно не спится:
«Доколь ей слабину давать, доколь?!»
Пятнадцать лет - срок новый перемирья,
Но через три - нарушен главный пункт!»
Иван взбешён. Дошла до пола гиря.
Поляки и литовский Сигизмунд,
С Ливонией вступив в военный сговор,
Имеют мысли одолеть Москву.
Не платит дань и не сдержала слова
Ливония». Румянец сходит с скул.
Лицо сереет.
- Что ж, пойду войною!
А храбрых воев мне не занимать.
Как лживым словом говорить со мною
Отныне и вовеки будут знать!
17. Проводы на Ливонскую войну
- Мы войнами ходили для того лишь.
Чтоб не зорили наших городов,
Чтоб не томили русичей в неволе,
Взяв в плен их, оторвавши от родов,
Чтоб мужиков и баб не продавали
По южным рынкам, как рабочий скот.
Так смерти не боясь на поле брани,
Вновь с твердой верой двинемся в поход! –
Сказал Иван боярам-воеводам.
- Да будет так, великий государь!
- Каков настрой к войне среди народа?
- Горят желаньем нанести удар
Ливонии за все ее неправды
И не боятся головы сложить,
Отважные, хоробрые. Мы рады
Вести таких людей на рубежи.
Ну, что ж, пойдем, посмотрим наше войско, -
Сказал Иван и первым вышел вон.
Шёл, схватывая взором орлим, острым,
Как розвальни текли со всех сторон,
На площадь доставляя груз военный:
Пищали, пушки, пороха запас.
Готовы ль, вой, к битве дерзновенной?!
Готовы, царь!
- Благословляю вас!
18. Молитва царя
В предгрозье исторических событий,
В них собственною волей вовлечен,
Молился царь, чтоб Ангел-истребитель
Врагов Руси сразил своим мечом.
Поклоны клал, склоняясь к полу резко.
И о грехах пред Богом не забыл:
Просил прощенья за напрасный гнев свой,
Раскаясь в том, что кровь людскую лил.
Его, как деда, тоже звали Грозным -
Невыдержан и на расправу скор.
Мерцали огоньки лампад, как звезды.
Во взоре Девы чудился укор.
Глядел в себя, как в бездну прозревая,
И видел там жестокости порок,
И долго плакал, сердце надрывая,
Виня себя и проклиная рок.
19. Царь и просвещенье
Любил царь слушать чтенье глав библейских,
Переживая за героев их.
Запоминал. Вставлял порою к месту
И времени красивый книжный стих.
Царь посылал людей в чужие страны,
Чтоб привезли ему хороших книг.
Ученых принимая невозбранно,
Вникал во всё, как истый ученик:
В подробнейшие карты путешествий,
В события давно минувших дней.
Царь о научной мысли слушал вести.
Как можно больше знать желал о ней.
Он не любил рассказов половинных.
Он не терпел незавершенных дел.
Заморские военные новины
Тотчас в бою он применить хотел.
Как человек учёности и дела,
В Москве Иван возвел печатный двор,
На что боярство, зубы сжав, глядело,
Пустив молву, что сатана там, вор,
Нечистый, нехристь, чтоб народ боялся,
Чтобы никто в печатники не шел.
Кто разобрался, тот за дело взялся,
Хоть был труд начинания тяжёл.
Но начинать повсюду было трудно.
Труд – начинаний становой хребет
И в думном деле, и в работе рудной.
(Зря ль серп и молот были на гербе
В дни новых, поворотных начинаний?)
Иван в свою эпоху начинал
Свои дела, что требовали знаний
Всё больших, предъявляемых к чинам,
И потому он розмыслов немецких
В надежде на усердье привечал.
Они наукам обучали местных.
Приказный дьяк умением крепчал,
На ум природный положив науку.
Умен и переимчив человек.
Он твердо наказал учиться внуку.
Входило просвещенье в темный век.
20. Ненадежность
Царь верил в нехорошие знаменья,
Не в силах гнев сдержать, срывался в крик,
Подозревал в коварстве и измене
И тех, кому он. доверять привык.
Знамения сбывались. Изменяли
Боярин, дворянин, приказный дьяк
Так, словно гнева царского не знали.
Казнил, и все ж пресечь не мог никак
Лукавых дел, клевет и поруганий
Бояр, их неприятие наук.
Царь, окруженный тайными врагами,
Не спал ночами от душевных мук,
И шаткою казалась его слава,
И лживою - его придворных речь,
И вина, с ними питые - отравой,
И ненадежным - самый острый меч.
21. Смерть Анастасии
Враги царицу насмерть отравили.
В отчаянье над ней рыдал Иван.
Перемогавший всё, могучий, сильный,
Он вдруг ослаб, когда пришла беда.
Жену свою любивший, как и род свой,
Теперь её навеки потерял
И остро ощутил тоску сиротства
Без той, которой жизнь свою вверял.
Глухие и тяжелые рыданья
Сгибали плечи, боль теснила грудь.
Ужели Бог хотел смертельной дани?
Как грозен и опасен царский путь!..
Как скорбен путь обычный человечий –
Терять родителей, супругов, малых чад.
Их души отправляются далече,
И плачем их не возвратить назад.
Анастасия! Видишь ль ? - неутешен.
Анастасия! Слышишь ль его плач?
Рыдает царь, и немощен, и грешен.
Боль уврачует только высший врач.
И только он даст силы жить и править
Царю его великою страной
И бить врага, а за свой суд неправый
Пить тяжких вин горчайшее вино.
Анастасия! За вину какую
Цареву Бог забрал тебя навек?
Тебе кукушка больше не кукует.
Не властен над судьбою человек.
«Кто отравил?! - Иван в бессильной злобе
Зубами скрипнул. - Вызнаю - в костер!»
Молчала убиенная. Во гробе
Не говорят. Царь руки ввысь простер:
«Карающий! Карай и их, их тоже!
Пусть всемеро, им тяжче будет смерть!
Пусть на виновных перст укажет Божий!»
Как жутко было на него смотреть
В минуту эту! Сын Иван заплакал.
Царь на руки его, целуя, взял,
Затем без слов поставил сына на пол
И нежно вытер отроку глаза.
22. Вторая жена Ивана
Мария Темрюковна не любила
Детей Ивана, как и те её,
Что для царя весьма прискорбно было
И сильно осложняло бытиё.
Царевичей жаль, к ним несправедлива
Царица стала, сына схоронив.
Зло насмехается, к сиротам нежальлива.
Без ласки, позаброшены они.
На укоризны сердится и плачет
Мария Темрюковна. Как тут быть?
И этот день со слез царицей начат.
Царь просит успокоиться, забыть
Слова, что ей сказал неосторожно.
Когда ж покой настанет, наконец?!
Жить дальше, разрываясь, невозможно.
Кто он такой - царь, муж или отец?
23. Измена Курбского
Измену Курбского, сбежавшего в Литву,
Царь очень тяжело переживал,
Приняв удар, как личную беду.
Князь повода подумать не давал
О нем, как об изменнике - и вдруг!
Забыты Тула, Вильна, Дерпт, Казань -
Надёжа царская, отважный, умный друг,
«Муж битвы и совета» показал
Завистливое, лживое нутро.
Когда и как, на Запад давши крен,
Решил шатнуть изменой царский трон?
«Чем оборвать мне череду измен? –
Схватившись за голову, в муке думал царь. –
Псы, почву выбивают из-под ног!
Хотят лишить мой род его венца –
Не будет этого! Тому порукой Бог!
24. Родина
Земля моя иной была когда-то.
Какой ее увидел русский царь?
Кремлёвские соборы и палаты
В удел ему достались от отца.
Достались вотчинные грады, укреплённы
Валами, крепкой каменной стеной,
Те, где, встречая, бьют ему поклоны,
Как Богу, а он грешный и земной.
Царю достались села, деревушки,
Стоящие по рекам и лесам,
Бревенчатые тихие церквушки,
Влекущие молитвой к небесам.
С землей царю ее народ достался,
Чей дух велик - упорен и красив!
Чего еще хотел Иван от царства?
Чего у Бога для себя просил?
25. Царь и палач Малюта
Царь и Малюта не любили стойких,
Кто умирал с проклятьем на устах.
Они пытали и казнили стольких,
Что их охватывал полночный страх,
Являлись тени тех, кого казнили,
И жутко надвигались из углов.
Сном забывались - им кошмары снились.
Палачество - худое ремесло.
Не замолить, не смыть греха слезами.
Зачем, Господь, даёшь жестоким власть?
Затем, чтоб мучили и мучилися сами?
Глядишь, насколько низко могут пасть:
Царь, истребляя козни и измену,
Его холоп - в желанье угодить.
Тебе видней, ведь Ты дал жало змею,
Предвидя, что тот может им убить.
Тебе видней, как нас вести, Мой Боже,
Но неужель нельзя без крови зверств?
Свобода воли? Только лучше, может,
Для мира Указующий Твой Перст?
...Бог говорил с Иваном? Да, наверно.
И мукой совести давал понять
Несовместимость дел жестоких с верой,
Но это не смогло царя унять.
26. Опричнина
Набрал Иван опричную дружину –
В ней что ни воин, то головорез.
Такие типы и доселе живы,
Да нужно ль говорить об этом здесь?
Опричнина - опричь, и значит - кроме.
Кроме боярской - царская земля
Опричников царёвых сладко кормит,
Кромешников, как люди говорят.
Народ пугая головой собачьей
И дворницкой метлою у седла,
Скакал кромешник, дерзких глаз не пряча,
Царем Иваном послан на дела.
Дела те зачастую кровью пахли,
И чёрен был от зла копытный след.
И хоронились дворянин и пахарь
От всадников лихих немало лет.
Трудами их голов сколь послетало?
Окровянилось сколько сотен плах?
Нет, не сочтет всех жертв палач усталый –
Смертоубийство обрело размах.
Сравнима ли опричнина с ГУЛагом?
Быть может, и сравнение не к месту.
Там был топор, а здесь - всерусский лагерь.
Одно объединяет действа - деспот.
27. Большая казнь
Царь Иоанн задумал казнь большую.
Морозов первым был тогда казнен,
За гордый нрав. «Всех, всех голов лишу я!
Я царь! Что мне заслуженность имён?
Всех! Кто не то сказал, не так глядит,
Своих любимцев, к коим охладел.
Басманов? Вяземский? Мне надоел их вид».
Согнал народ и сам на казнь глядел.
Клещами перед казнью рвали тело.
Лилась на спины жгучая смола.
Жгли на костре. В чану смола кипела,
И головы людей катились с плах.
Народ, кто плакал в голос, кто молился.
На лицах многих страх и ужас был.
- Идёт блаженный! - люд вдруг потеснился.
- Ивашко! А меня-то ты забыл! –
Кричал блаженный издали Ивану.
- Вели казнить! Чем Вася хуже них?
В Рай Бог возьмет, коль мучеником стану!
Блаженный пред царем уже возник.
Просыпав деньги, данные царём:
- Ай! Жжётся, словно адовый огонь!
Воскликнул: «Скоро все мы так умрем!»
- Прочь! - замахнулся царь, но крик: «Не тронь!»
Остановил царя, и его гнев
Излился на толпу тех, что казнил.
Натянута узда, как царский нерв.
В толпу - конём! Копьём кого пронзил?
Юродивого взял в себя народ.
Блаженный жил и умер своей смертью.
Сам Иоанн нес до могилы гроб.
Чудовище! Грехи царя измерьте –
На тысячи преступников достанет!
Мне говорят: «Покаялся он Там».
Я знаю душу: плакать не устанет
За грех один! Царёва ж маета
Ужели кончилась? Ужель его простили?
И впрямь Бог любит вдов и королей!
Фальшивый инок, в черном царь в могиле.
Черно его правленье на земле.
28. Сын Малюты
Опричник, сын Малюты, дом оставил.
Доехал за ночь до монастыря.
Там в малой церковке игумен старый
Услышал его исповедь.
Горя Душой смятенной, а лицом бледнея,
Максим признался в нелюбви к царю.
- Клевещешь на себя, - сказал безгневно
Седой игумен.
- Правду говорю.
- Как? Царь, сын мой, нам более отца ведь!
Ты чтишь отца?
Максим ответил: «Нет».
- Кто ты таков? Кого в слезах оставил?
- Больную матушку, - последовал ответ.
- Но кто отец твой?
- Он Скуратов-Бельский.
- Ты сын Малюты?
- Да, - И зарыдал.
Отец - палач, а царь - вершитель бедствий.
Кто б отпущение греха ему не дал?
И все ж, сказал игумен: «Царь - от Бога!
Святая воля Божия - закон.
Народ за грех претерпевает много,
А оправдится перед Богом он –
Поставит Бог царя и судей праведна,
Благодеянье всякое подаст».
Да, по большому счету, это правильно!
Накладывает.время пласт на пласт
Периоды грехов и искуплений.
От Бога отказались - и война!
Без наказанья не бывает преступлений.
Страданьем искупается вина.
29. Мздоимство
Мздоимство, воровство во всех приказах.
«Мздоимцам буду руки отрубать!
Мал юта, передай мои наказы,
Скажи, мол, ждёт царь честного труда!»
...Дела вершились только «за посулы».
Не посулишь - не пустят на порог.
Так и сейчас: мздоимцу «в лапу» сунешь -
Получишь всё желаемое в срок.
И рук не рубят. «Надо б - для острастки!» -
В сердцах у нас в народе говорят.
Остались в грозном прошлом эти страсти.
Без страха мзду берут и зло творят.
Большие исторические сроки
Не принесли в сознанье перемен –
Все те ж несут и в новый век пороки.
Не взять ли «воспитательный ремень»?
30. Народ
Не правда ль, хлеб от слез народных горек
И чара скорби обжигает рот?
Когда, скажите, жил народ без горя?
Добрее горе делало народ.
Смягчало нрав безмерное терпенье.
Труд самоуважение давал.
Религия несла душе спасенье.
Народ свою культуру создавал
Ремеслами, былинами, молитвой.
Он нес веками бранные труды.
Народной кровью вся земля полита,
Но дух народный вырос из беды!
31. Отъезд царя в Александрову слободу
Москва вопила - царь её покинул.
Без управления - долго ль до беды!
Оставил Кремль и не сказал причину.
Прислал гонца в Москву из слободы.
На лобном месте грамоту читали.
Иван писал, что нет уж больше сил
Терпеть бояр, что своевольны стали,
Не служат и желают зла Руси.
И потому, устав терпеть измены,
Оставил государство русский царь.
«Вернуть царя! - единым было мненье.
Уговорить не складывать венца!»
Избрав послов, поехали виниться,
Челом ударить, ему в ноги пав.
И в ожиданье замерла столица,
И падал снег на город златоглав.
Иван послам напомнил, сколько горя
Он от боярства в детстве перенёс.
Такое забывается нескоро.
Теперь он царь, умом и духом взрос
И не намерен больше потакать тем,
Кто нерадив, строптив и зло таит,
Кто действует коварно, словно, тати.
На татях государство не стоит!
«Я соглашаюсь дальше Русью править,
Но слушайте условия мои!
Я требую, чтобы мне дали право
Карать предавших смертью невозбранно.
На меньшее меня не умолить!
Нужно мне право без препон боярских
Лишать их достоянья, без «докук»
Духовных лиц», - он говорил по-царски.
В глазах бояр Иван прочел испуг.
Единогласно приняли условья.
Весть возвращенья принесли ветра.
Люд ликовал, желал царю здоровья,
Забыв тоску недавнюю и страх.
32. Творчество Ивана. Одержание
Иван писал молитвы и стихиры,
Желал учиться написанью нот,
Играл на гуслях, наполняясь миром
И благостью - но затворив окно.
Он не хотел, чтоб о его занятьях
Узнали люди - слабостью считал.
Он жил и правил по своим понятьям
И к жизни предъявлял свои счета.
Царь всей душой желал христовой веры,
Но христианский нарушал закон.
Хотел любви, но гневался без меры,
И в гневе был, как демон', страшен он.
Страдал припадками, похоже, эпилептик,
А это значит, он был одержим
Каким-то духом. В рёбрах, словно в клети,
Не дедов ль дух в Иване с детства жил?
Ведь деда тоже Грозным называли.
Иван был грозен, как и его дед.
Об одержанье докажу едва ли.
С их душами пока что связи нет.
Лишь Демон государственности знает
Все тайны царства и державных душ,
Но кто спросить у Демона дерзает
Из любопытства, без великих нужд?
33. Опала
Какое слово верное - опала!
На князя распалился государь
Великим гневом - и того не стало.
Сжёг, опалив, от гнева грозный жар.
Опала опалила очень многих –
И честь, и жизнь, и их детей, и жён,
Их достоянье. Унести бы ноги,
Когда опалой царской обожжён.
И потому, по одному и цугом,
Бояре побежали за рубеж.
Связал их царь порукой друг за друга,
Чтоб не бежали, но удержишь где ж?
Опала царская страшней огня пожаров.
Дела, идеи, судьбы в ней горят.
Опалена бывает вся держава.
Когда смола кипит в душе царя!
34. 0пора на простых людей
Людей незнатных возвышал царь Грозный.
Об этом знали, заслужить стремясь
Расположенье службою серьёзной.
Землёю наделял великий князь
Людей, служивших верно и исправно,
Будь то мужик простой мастеровой,
Дьяк или воин - награждал он равно,
Коль тот с руками был и с головой.
Бояр неверных вотчин их лишая,
Царь землю новым людям раздавал,
Велев им сеять, чтобы урожая
Хватало всем, и даже продавал
Купец излишек хлеба за границу,
Как ценные меха, канаты, мёд.
Служилым ль за Ивана не молиться,
Когда тот проявить себя дает
Во всех ремёслах, в деле мореходном,
В книгопечатанье и пушечном литье.
«Жизнь - за царя!» - в обычае народном.
О, не того ли ты, Иван, хотел?!
35. Переговоры с поляками
Приехали посланники из Польши –
Под перемирие устроить передел.
Готов отдать Курляндию и больше –
Так страстно Грозный Балтики хотел!
И пусть король не признаёт Ивана
Царем Руси - согласен и на то,
Лишь бы добиться исполненья плана,
Часть побережья получив в итог.
Сорок три дня велись переговоры.
Царь никогда так не был утомлён.
«Всех пленников освобожу - дай море!»
И Вольмар, Венден, Ригу просит он.
Еще два града. Верить ль перемирью?
Пролив по павшим много горьких слёз,
Народ уставший молится о мире.
Война иль мир без моря? - вот вопрос.
36. Принятие решенья. Заговор
Война с Ливонией, тянувшись очень долго,
Была обремененьем для Руси,
И из неё не выходило толка.
Напрасно выход к морю царь просил,
Когда зашёл вопрос о переделе.
Взгляд Польши был на передел иной.
Поляки лучший кус иметь хотели
И против русских поднялись войной.
Чтоб, наконец, с войной определиться,
Помимо Думы царь собрал Собор.
Приехавшие вызовом в столицу
Тревожно говорили меж собой:
«Что за причина собрала всех вместе?»
Держал царь речь, призвав народ решать
Вопрос по сердцу, совести и чести.
«Война!» - вскричали, как одна душа.
За год Иван собрал большое войско
И с войском сам в Ливонию пошел.
...Слеза. Листы, закапанные воском.
Разодран ворот. Резко треснул шёлк.
Опять измена - заговор боярский!
Вот здесь, в листах, стоят их имена.
Бежал, страшась убийства. Не по-царски –
Покинуть войско! Страха семена
Взрастают утомительною мыслью:
«Что будут за границей говорить?»
Молился, плача, обращаясь в выси:
«Господь; боюсь, душа дотла сгорит!
Из Твоей чаши ,пью и опиваюсь,
Вино вины становится огнем!
Зачем живу? Чего я добиваюсь?
Пекусь о царстве! Что мне будет в нём,
Когда кинжал вонзит мне недруг в спину?
Но нет! Мне руки опускать негоже.
Всех в цепи закую! Медведям кину!
А как иначе? Как иначе, Боже?!»
37. Саамка
Ядром испытывая крепость древних замков,
Царь воевал морские рубежи.
Темноволосой девушкой саамкой
В Лапландии мой дух в то время жил.
В одной из маленьких поморских деревушек
Стояла на ветрах её изба.
Она не знала грохотанья пушек.
Хранила от войны её судьба.
Она была счастливей русских воев -
За море не пришлось ей воевать.
Она печали не узнала вдовьей,
Но были вдовами ее сестра и мать.
Порой седое море бушевало
И брало себе в жертву рыбаков.
Все вышли в море, а вернулось мало.
Как видно, рок рыбацкий уж таков.
Кормильцем море было для саама,
И он его жестокость забывал,
Латал судёнышки и снова плыл упрямо,
И стойко принимал за шквалом шквал.
И русские познали нрав балтийский,
Взяв в свои руки Нарву-Ругодив.
Бывали в Англии, проделав путь неблизкий,
Бесстрашие неся в своей груди.
Что Балтика? Им Северное море
С большими льдами было по плечу!
Отважные российские поморы
Из местности с названьем древним Чудь,
Царь Иоанн, вот кто тебе надёжа,
Осуществление бессонных дум.
Без моря жить стране уже негоже,
Но воевать его - войти в беду.
Устали воины Руси и все же, все же
Опять с войной в Ливонию идут.
38. Неудачи
При взятии поляком или шведом
Тех иль других ливонских городов
Враг ликовал и праздновал победу,
А русские внимали плачу вдов.
Уединившись, царь Иван в палатах
О сданных градах тяжко горевал.
Пуста казна, ушло да войско злато.
Опричнину - не зря ли? - разогнал.
Иван пытался отыскать причины
Постигших Русь военных неудач.
Плохое ль войско, слабые ль мужчины,
А города сдаем врагу - хоть плачь!
Все ополчились! Силы, знать, неравны.
От моря русских порешили гнать...
Те мысли, безнадёжностью отравны,
Сушили душу Грозного до дна,
До дна, где гнев лежал смолою чёрной,
Но не было теперь ему огня.
Царь принимал печально и покорно,
Как боли в сердце, вести сего дня.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор