16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 956Зрителей: 67 011
Авторов: 56 945

On-line8 079Зрителей: 1560
Авторов: 6519

Загружено работ – 2 132 979
Социальная сеть для творческих людей
  

Принцип удовольствия и принцип реальности по Фрейду

Литература / Мемуары, публицистика / Принцип удовольствия и принцип реальности по Фрейду
Просмотр работы:
08 декабря ’2024   00:14
Просмотров: 102

Из сборника - "Cоциальная эволюция" и Фрейд
Перепечатываю здесь статью написанную десять лет назад, с исправлениями и добавлениями!


"...(лат. principium - основа, начало) - по Фрейду , господствующий принцип регуляции психической деятельности, в основе которого лежит изначально присущее человеческому организму бессознательное стремление к получению удовольствия и удовлетворения либо непосредственно, либо опосредованно (в т.ч. путем избегания неудовольствия). П.У., который находится в подчинении у "влечения к смерти" (Танатоса) выводился Фрейдом из принципа постоянства. По Фрейду, течение психических процессов автоматически регулируется П.У., возбуждаясь каждый раз связанным с неудовольствием напряжением и принимая затем направление, совпадающее в конечном счете с уменьшением этого напряжения, т.е. с устранением неудовольствия или получением У. Провозглашая П.У. главенствующим принципом психической жизни, Фрейд все же признавал, что он не управляет течением всех психических процессов, поскольку ему противостоят различные другие силы и условия, в силу чего конечный исход не всегда соответствует П.У. В качестве основной силы, противостоящей П.У., Фрейд рассматривал принцип реальности...
В.И. Овчаренко


Эпиграф-1:
- "Eric Hobsbawm" (Obituary) The Economist Oct 6th 2012
"Наследие Карла Маркса, - этого безоружного пророка, вдохновившего на большие перемены, - остается неоспоримым. Я совершенно сознательно не говорю, что в настоящее время имеются какие-то аналогичные возможности. Сейчас я говорю, что основные проблемы 21-го века потребуют решений, которые не могут дать ни чистый рынок, ни чистая либеральная демократия. В этом смысле потребуется создание иной комбинации, другого сочетания общественного и частного, государственного управления и свободы. Как вы это назовёте, я не знаю. Однако, скорее всего, это больше не будет капитализм, по крайней мере, в том виде, который мы наблюдаем в нашей стране [Великобритании] и в США..."

Эпиграф - 2:
"...организм Запада дряблый и ожиревший от демократии, Запад сам угробил свою философию и искусство, он не умеет ничего сказать поперек - говорит только то, что выгодно. Никакого гуманизма, никакой философии - остался один постмодернизм и декоративные квадратики вместо искусства..."
Максим Кантор. Статья "Скифы в банке".




Сегодня становится всё более очевидно, что Фрейд, не только отец психоанализа, но без сомнения и великий философ.
В его трудах до сих пор срыто множество ответов на проблемы существования человека и человеческого общества!
В манере свойственной символизму начала двадцатого века, в терминах-символах отсылающих к греческой мифологии, он попытался нарисовать будущее человечества и человеческой цивилизации, исходя из анализа психических особенностей своих пациентов.
И только совсем недавно, представители современной науки, в том числе философы и социологи, стали сознавать значение Фрейда, как политического и социального философа.

Одним из таких авторов был Герберт Маркузе, который ещё в пятидесятые годы прошлого столетия попытался, исходя из анализа работ Фрейда, представил картину происхождения не только человеческой культуры, но и всей человеческой цивилизации.
Его заинтересовало отношение Фрейда, к понятию "господства" и управления им процессами развития цивилизации.
Вот, как сам Маркузе определяет это понятие:

"Господство, отличается от рационального использования власти. Последнее, будучи присущим любому общественному разделению труда, проистекает из знания и ограничивается отправлением функций и мер, необходимых для прогресса целого.
В противоположность этому, господство исходит от особой группы или индивида и направлено на поддержание и возвышение своего привилегированного положения. В то же время, не исключая технического, материального прогресса (но лишь как неизбежный побочный продукт) такое господство, сохраняет иррациональную нужду, недостаток и принуждение.
Различные типы господства (человека и природы) выражаются в различных исторических формах принципа реальности"
Цитата из книги Герберта Маркузе "Эрос и цивилизация"

...Западная цивилизация сегодня, представляет из себя систему отношений мирового сообщества стран, при которой господство подчёркивается и укрепляется не только информационной диктатурой навязывания материальных и культурных ценностей, но часто посредством использования экономических и даже военных методов.
Свежим примером этого является попытки "западного мира" изолировать Россию экономически и культурно, вменяя ей в вину попытки защиты русских, попавших в результате разрушения СССР "заграницу"!
Диктат "сильных мира сего", производимый в "интересах" лицемерной западной цивилизации, наталкивает на мысли о неправомерной диктатуре одного взгляда на мир, одной идеологии. Это заставляет задуматься о будущем идеологии, выражающейся в "господстве" сильных над "слабыми".

Тут уместно вспомнить пророческие слова Иисуса Христа, сказанные в отношении успешных и богатых власть имущих, в Древнем мире: "Последние станут первыми и первые будут последними".
Этот афоризм выражает диалектический взгляд на процессы происходившие тогда и происходящие сейчас!
Вполне соответствуя предсказаниям Иисуса Христа, западная цивилизация, вследствие опережающего экономического развития и повышения благосостояния, парадоксальным образом приближается к своему краху.
А вот что об этом же говорил Фрейд:

"Как у отдельного человека, так и в развитии всего человечества только любовь, в качестве культурного фактора, способствовала повороту от эгоизма к альтруизму..."

Западная цивилизация, погружаясь в обожествление личного и корпоративного эгоизма, утрачивает понимание основ "принципа реальности", утверждающего переменчивость политической и исторической фортуны и постоянно выдвигает перед человеком и человечеством новые препятствия, ставит новые проблемы которые невозможно решить почивая на исторических лаврах и на высоком уровне материальной культуры.
Постепенно, на Западе поверили, что путь человеческой цивилизации уже закончен и пришёл к своему завершению. Эссе Фукуямы, пытающегося доказать, что человечеству больше не к чему стремиться, стало тем теоретическим завершение самодовольной теории, на которую ссылаются нынешние сторонники национального капитализма и глобализации, во главе с евроцентристами из США и Западной Европы.
Сделав общественным фетишем "принцип удовольствия", "западники" забыли о здравом смысле, выраженном в принципе реальности, забыли о предупреждениях Иисуса из Назарета, Будды и пророка Мохаммеда.
Но об этом, уже в новое время писал тонкий психолог Фрейд, который интуитивно чувствовал первородную связь инстинкта Эроса-удовольствия и инстинкта Танатоса-реальности.
Поэтому, ещё обладая силой, Запад по инерции приближается к своему закату и в попытках удержать своё лидерство, становится тормозом человеческого развития...

Извечная борьба "принципа удовольствия" с "принципом реальности", в наши дни подменена на Западе современным эпикуреизмом, для которого придумали теорию о "правах личности", действующей в ущерб регенерации общего целого, тем самым зачёркивая стремление человечества в будущее.
Совсем недавно - это стремление называли "прогрессом", но "фрейдизм" уже предупреждал, что "принцип удовольствия" всегда противостоит "принципу человеческой производительности".
Судя по всему, небрежение по отношению к принципу реальности, нежелание понимать драму человеческого существования, становятся испытанием западного образа жизни и мыслей - главной проблемой существования этой цивилизации.
Постепенно принцип доминирования, принцип удовольствия теснит, отодвигает принцип реальности в область абстракции. Но именно дисциплина труда и повышение производительности труда, сформировали современную цивилизацию, определили форму господства, выражающуюся в усилении роли капитала - денег в человеческом обществе, нависая над человеком в виде "нужды" – деньки стали смыслом и инструментом господства над индивидуумом.
Таким образом, бывшая долгое время прогрессивной, идеология.
протестантизма в западных странах в процессе развития, превращается в свою противоположность!

В западном обществе, "принцип удовольствия" начинает агрессивно преобладать над "принципом реальности" и чтобы завуалировать эту атаку на религиозные начала жизни, демагоги из либеральной среды придумали теорию борьбы за "права человека"
Сама формулировка направлена против интересов общества в целом и грозит саморазрушением, элементарным самоуничтожением, выражающемся в сытом разврате и животном довольстве вырождающегося социума!
Однако, этот путь ведёт не к большему удовлетворению человеческих потребностей, а к социальной аннигиляции западной цивилизации и всего человечества...

В определённом смысле, Фрейд предугадал близость удовлетворения инстинкта удовольствия инстинкту смерти - удовлетворение первоначальных позывов в виде секса, сытой и гладкой жизни, приводит в конце концов к утрате сопротивления жизненным невзгодам, воплощённым в принципе реальности.
Предаваясь сладострастию, изнеженности и противоестественым формам их удовлетворения, западная цивилизация утрачивает энергию движения в будущее, всегда подпитываемую нуждой и страданиями!

Иисус Христос появился в Иудее и стал символом человека и человечности, равной божественной инстанции именно потому, что направил человечество по пути страданий и их преодоления через воздержание и пост. Этим Христос определил линию развития человечества на тысячелетие.
Однако в эпоху секуляризма его заветы забыты и потому, сегодняшняя западная цивилизация через переедания и разного рода сексуальные перверсии, попытки диктата меньшинством большинству ущербных ценностей, обусловленных принципом удовольствия, неудержимо движется к катастрофе самоуничтожения!
То, что сегодня западные законодатели политической моды считают "правами человека", на самом деле являются уступкой "принципу удовольствия", который, как я уже говорил, парадоксальным образом связан с "влечением к смерти".
Современное отношение к гомосексуализму, порнографии, ставшей самым популярным зрелищем в интернете, к разного рода киноподелкам, в основе которых лежат приключения убийц и насильников, уже привели к возрастанию опасности рутинной жизни, в целом на планете Земля.
Последствие оболванивания человека и человечества, привыкание к такого рода проявлениям инстинкта удовольствия, видны нам пока только на примере первого поколения извращенцев и сладострастников - сексуальная революция и диктатура "прав человека" происходила и происходит уже на нашей памяти. Пропаганда гомосексуализма и признание "гейских" браков равными нормальным - это только первые шаги в сторону самоуничтожения, посредством проявления неконтролируемого "инстинкта удовольствия"!
Навязывание такого рода "культуры", происходящее сегодня повсеместно, связано с карательными акциями против тех, кто не согласен или понимает всю гибельность отпускания на волю животных инстинктов в человеке.

Фрейд, основываясь на религиозных нравственных принципах, прямо предупреждал, что диктат сексуального инстинкта грозит обществу разрушительными последствиями.
Но сегодня, мало кто думает о будущем и каждый старается перещеголять других в так называемой "свободе нравов" - эстетические ценности свойственные молодой, животной жизни становятся определяющими ценностями современной культуры и это низводит человека до уровня обезьяны.
Все заметнее становится напряжённое желание возврата в животное состояние, а потребительство становится одним из заметных проявлений этого процесса.

Эстетизм, как жизненный принцип, толкает человечество в сторону обожествления эгоизма, как личного так и национального. На мой взгляд именно этим объясняется возникновение на земле фашизма и национализма, в форме нацизма.
Эстетически, для многих неонацизм, как форма национального эгоизма, становится предпочтительней интернационализма и этим можно объяснить очередное возрастание агрессивности, серию войн и терроризма, следующего вслед за признанием красивости удовольствий, главной целью развития человечества!
В качестве примера такого процесса, можно привести историю современной России, где идеология интернационализма была побеждена идеологией индивидуализма и первоначального капитализма.
Вспомните страшные бандитские девяностые и вы поймёте о чем я говорю!
Необходимо так же отметить, что опасности для жизни простого человека за последние семьдесят лет, неизмеримо возросли!
Вспоминаю свободную продажу охотничьего оружия в СССР сразу после жестокой войны, когда можно было по предъявлению паспорта, который выдавали в шестнадцать лет, купить в магазине гладкоствольное ружьё. Это было связано с уровнем дружелюбия и коллективизма, царившем тогда в советском обществе. Последствия жестокости недавно закончившейся мировой войны, конечно сказывались на отношениях в обществе, однако не они определяли жизнь в те времена.
А сегодня, когда после мировой войны прошло уже около семидесяти лет, христианские принципы любви, свободы и братства воспринимаются как нечто давно забытое и архаичное.
На первый план выдвигается индивидуалистический принцип "человек человеку волк" и во многом, это обусловлено распространение фальшивой идеологии индивидуализма, называемой сегодня "борьбой за права человека".

Во многом исламский терроризм стал следствием победы "эстетизма" в Европе и Америке. Секуляризм, как идеология противостояние религиозным принципам, стал главной причиной не только современных войн, но и способствовал развитию терроризма во всём мире!
Те же перемены к худшему, коснулись и свободы передвижения. На аэровокзалах и даже на железнодорожных вокзалах необходимо предъявление паспорта и тотальный досмотр. Сегодня, даже в школах и в детских садах существуют службы охраны, но этого не было ещё сорок лет назад!
Иначе, как атакой на коллективистские христианские принципы общежития, такое развитие общественных отношений не назовёшь!


...В поздних работах, Фрейд, анализируя основания психики индивидуума, приходит к пониманию того, что через изучение психики отдельного человека, можно прийти к обоснованию некоторых особенностей жизни всего человеческого сообщества.
Например, понимая становление личности, как продукт подавления первичных влечений или инстинктов, можно понять первопричины и основания того типа "господства", которое сегодня довлеет над всем так называемым прогрессивным человечеством.
Формы господства изменились, однако сам принцип подавления остался неизменным, только поменял направление действия и работает в интересах уже других социальных групп.
И в этом нет ничего страшного, если со временем, круг личностей свободных от подавления, постепенно будет расширяться.
Однако, за последние десятилетия биполярный мир стал однополярным и диктатура богатых стран над развивающимися и бедными странами, усиливается. Произошла своеобразная социальная контрреволюция - отношения в обществе и в геополитике возвратились во времена колониальные к ситуации, существовавшей более чем сто лет назад.

Казалось бы, во всяком случае формально, в демократических странах благами цивилизации и плодами человеческой культуры, сегодня пользуются намного большие группы населения - можно сказать большинство, но таким образом, идеологи «либеральной демократии», пытаются уверить всез, что современное общество стоит на господстве большинства над меньшинством.
Но в западных странах, общество, озаботившись правами меньшинств, в том числе меньшинств сексуальных, тем самым нарушило баланс сил внутри социума и интересы меньшинств, стали вытеснять интересы большинства.
Этот процесс чреват дисбалансом групповых интересов и в следствии этого, способствует не только диктатуре меньшинств, но и дезинтеграцией общества, деградацией человеческой цивилизации.
Иначе говоря, неконтролируемая свобода, безответственная свобода животного инстинкта, угрожает физическому выживанию человечества!

Когда Америка стала настоящим идеологическим диктатором в гкополитике, тогда возникло противостояние, деления личностей и стран на "успешных" и не "успевших".
Америка, распространяя своё влияние через пропаганду и моду, а часто и силой оружия, гордясь своим преуспеянием, "правами и свободами человека", произрастающих из скрытного подавления человеческих свобод, делает такую диктатуру опасной не только для отношений человека с человеком, но и отношений между странами, тем самым угрожая человечеству вообще. Поэтому, уже сегодня стоит задуматься над будущим общечеловеческих идеалов и принципов!

Такая диктатура одной идеологии, одной страны, чревата цивилизационным застоем, порождает не только стагнацию в развитии национальностей и государств, но и разного рода физические и психические уродства.
В качестве примера таких цивилизационных проблем, можно привести феномен переедания, который уносит в западном мире и особенно в Америке, ежегодно больше жизней, чем все последние войны в мире.
При этом, США продолжают играть в мире роль мирового жандарма, который, парадоксальным образом живёт не по средствам и уже задолжал колоссальные суммы всему человечеству - эта страна, имея громадные государственные долги, живет за счет обнищания кредиторов, но продолжает, терроризируя несогласных, восхвалять и продвигать свой образ жизни во всём мире,!

...Для непредвзятого наблюдателя очевидно - вечно такой стиль жизни продолжаться не может и страна - должник, рано или поздно рухнет под тяжестью неоплаченных обязательств!
Последние десятилетия, особенно после разрушения СССР, Соединённые Штаты изображают себя мировым победителем и не допускают по отношению к себе никакой критики.
Это отразилось на характере американцев: они всегда и везде очень громкие и смотрят на остальных, как на средство исполнения их желаний - этот феномен можно видеть не только в быту, но и в геополитике.
Такая заносчивость и "непогрешимость", отсутствие обязанностей перед другими людьми и развитие национального эгоизма, делают американцев далёкими от страданий и переживаний подлинной драмы жизни.
Отсюда и проблема ожирения, отсюда примитивизм, потребительство в культуре, желание распространить свой стиль жизни на весь мир.

Возвращаясь к проблеме соотношения «принципа удовольствия» и «принципа реальности» в в качестве обратного примера можно приводить судьбу еврейского народа и говорить, что вследствие непрестанных репрессий - нация евреев, пережила за последние тысячелетия несколько катастрофических гонений и антисемитизм, даже сегодня существующий не только на бытовом, но и на государственном уровне.
Однако, эти репрессии позволили евреям выработать национальный характер, в котором интеллектуальная составляющая, далеко опередила по этим параметрам все другие народы - недаром, около половины всех нобелевских лауреатов - евреи.
Тут, в очередной раз подтверждается провидческий характер высказываний Фрейда, который говорил, что развитию человеческой культуры, парадоксальным образом способствовали репрессивные события истории и природные катастрофы, включающие механизмы выживания и задействование интеллектуальных способностей!

Что касается России, хочется надеяться, что драматическая история страны, поможет понять опасности принципа удовольствия и осознать значение напряжения всех сил в эволюции нации и государства, направленных в сторону понимания и приятия принципа реальности.
Разного рода блокады, изоляции, войны и санкции, преследуют Россию на протяжении многих столетий.
Во многом, эти драматические события объясняются её географическим положением между Азией и Европой, её непохожестью как на Европу, так и на Азию, что и наложило свой трагический отпечаток на российскую историю.

Противостояние Азии и Европы, так или иначе воздействовали и выстраивали драматическую историю страны и именно поэтому, Россия, со времён Чингисхана, была препятствие для попыток упрочить диктатуру однополярности.
Войны с татаро-монголами, а в современной истории войны с Наполеоном и Гитлером, являются наглядным доказательством этому тезису.
Поэтому, хотят россияне или не хотят, но самой судьбой России предназначена миссия примирения и воссоединения Евразии.
И от этой исторической миссии никуда не уйти и не спрятаться!
Любые попытки последовать советам прозападной "пятой колонны" стать такими "как все", принесут только новые потери и новые несчастья!!!


В качестве послесловия:

"Даже тот, кто не жалеет об исчезновении религиозных иллюзий из современной культурной жизни, сознаёт, что они были сильнейшей защитой от невротической опасности для людей, которые были ими связаны..."
Зигмунд Фрейд



Конец марта 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи


© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft