16+
Лайт-версия сайта

Интернет и литература - контуры проблемы

Литература / Мемуары, публицистика / Интернет и литература - контуры проблемы
Просмотр работы:
10 января ’2025   00:46
Просмотров: 11

Статья написана четыре года назад и напечатана тогда же. Но тема неконтролируемого потока сетевой литературы и не структурированность процесса проявляет множество проблем, связанных с профессионализмом как пишущих, так и читающих. Поэтому перепечатываю её здесь с добавлениями и исправлениями.
«Проблема убийства подлинной литературы в русском интернете встаёт в полный рост!»

Из интервью с Александром Кабаковым – председателем жюри премии Русский Букер:
"- Как вы оцениваете современное состояние литературы с точки зрения председателя букеровского жюри?
- На первой же пресс-конференции в этом качестве я сказал, что никаких интервью как председатель жюри давать не буду.
Как частное лицо могу сказать, что ситуация с литературой не то чтобы грустная, а, скорее, безнадежная - то, что мы с вами привыкли считать литературой, закончилось. Мы просто этого пока не поняли. Прежняя литература кончилась в связи с появлением так называемой сетевой литературы. Этой конкуренции ей не выдержать. Это то же самое, как если бы все желающие могли принять участие в Олимпийских играх. Они не то что не установили бы рекорда, но просто не смогли бы пробежать, потому что дорожка была бы забита людьми. Мне кажется, что прежнее занятие литературой кончается. В этом нет ничего пессимистического. Значит, время пришло ей умереть..."
Александр Кабаков. "Интернет убил литературу".

...Для многих авторов, как в поэзии так и в прозе, интернет - это ловушка, некое подобие интеллектуального наркотика и печатаясь в интернете, мы с тревогой открываем статистику на том или ином сайте и потом ищем комментарии - отзвук наших литературных страданий, но вместо, находим саркастический смех или ругань - появилась такая фракция читателей, которые специализируются на «уничтожительной критике"!
Но сами мы читаем мало - времени нет, потому что суета тщеславия гонит нас всё дальше и дальше, и в таком "творчестве" мы становимся своеобразными наркоманами, когда с биением сердца открываем свою страничку и видим, что за прошлые сутки наши вирши, рассказы-повести-романы - драму жизни а-ля Достоевский - прочитали или просмотрели "около" двух человек.
И несмотря на это, пишем и надеемся, что рано или поздно, наше творчество оценят по достоинству и наше имя станет известно среди читающей публики.
Кто-то из литературных критиков-профессионалов сказал, что сегодня писателей больше, чем читателей и потому, писательский уровень падает, а вместе с этим падает интеллектуальный уровень читателей.
И на мой взгляд, это ещё мягко сказано - уровень непрофессионализма, тем паче уровень графомании вырос неимоверно, а отсюда упал и уровень интеллекта читателей, которые требуют книги писателей, чей уровень фантазии и чувств, не превышает средний уровень интернет-публики. И получается процесс - спираль, по которой культурный уровень потребителя интернет литературы, постепенно съезжает вниз, до "уровня плинтуса"!
В любом случае, отсутствие профессиональных редакторов, понижает качество написанного до неприемлемого уровня, даже у талантливых авторов. К тому же, в России счёт литературных сайтов идет уже на тысячи и многие из них превращаются в клубы общения, никакого отношения не имеющие к литературе – например, вы пишете хвалебную рецензию на мой «шедевр», а я в ответ вам!

И здесь как нигде работает российское кумовство, выражающийся фразой Крылова – «кукушка хвалит петуха, за то что хвалит он кукушку», а выдвижение «своих», на разного рода громко звучащие «литературные» премии и лауреатства, становится обычным дедом и даже бизнесом!
Но на многих российских сайтах работает ещё и политический фактор и сегодня, пожалуй большинство московских и питерских сайтов, которыми владеют или возглавляю нувориши и либеральные образованцы, с плохо скрываемым презрением смотрят на «совковых патриотов», поддерживающих СВО и критикующих Запад. Вот они то и фильтруют авторов по признаку «наш» - «чужой» и своих двигают на премии, проталкивают в издательства, а чужаков клеймят и задвигают в разного рода отстойники!
Об этом негласном большинстве писателей образоваанцев-западников, последнее время всё больше говорят и пишут в прессе. Пожалуй самые интересные писатели и эксперты, а среди них неистовый Захар Прилепин, философ и мылитель Сергей Кургинян, эксперт и политик Сергкй Караганов говорят об этом феномене внутренней русофобии, с горечью, но от этого количество таких либералов, в том числе в среднем звене правительственных чиновников заведующих российской культурой…
(Но об этом в другой статье)

Интернет – «библиотеки», особенно в странах развивающихся, со временем будут всё больше вытеснять книжные библиотеки, хотя количество книг, издаваемых в культурном мире, увеличивается с каждым днём.
Не знаю, как в России, но в Англии по-прежнему художественную литературу, в основном это представители среднего класса, читают в виде бумажных книг, а книжные магазины с каждым годом увеличивают прибыль.
Это обусловлено не только привычкой, неким снобизмом, но и удобством чтения - можно, устроившись поудобнее на диване наслаждаться чтением, в то время как компьютер и "экранные книги" приходится включать - выключать, искать то место, где закончил в прошлый раз, а устройства для чтения – «киндл» не могут заменить настоящую, пусть и небольшую библиотеку.
И потом книжные полки, были и остались в английских домах деталью интерьера, которая показывает уровень интеллигентности хозяев
Одним словом, печатная продукция ещё долго будет конкурировать с электронной, хотя нечто подобное можно увидеть в магазинах музыкальных дисков - здесь в Лондоне, продают не только диски, но и пластинки пользующиеся всё большим успехом, - эта волна "ретро" захватывает и книжную индустрию!
Что касается писательства в интернет, то тут самая большая проблема - это качество написанного - десятки, сотни тысяч авторов помещают на "страницах" литературных сайтов миллионы рассказов, повестей, романов, я уже не говорю о поэзии, где количество произведений достигает десятков миллионов. И в этой мешанине графомании и "непризнанности", очень трудно найти, докопаться до подлинных талантов, которые тонут в невообразимом количестве посредственностей и реальных графоманов.
"- Но, может, речь лишь о гибели былой литературной иерархии со всеми ее критиками, генералами и целой совписовской армией?

- Конечно, и это тоже. Но я убежден, что никакое дело не может существовать без иерархии. В том числе и литература. Литература - это некая структура, некое профессиональное занятие. Этой структуре и этому профессиональному занятию иерархия необходима, иначе все рассыпается. Человек сел, написал некий текст. Нажатием кнопки он делает его доступным сотням тысяч людей. Это как бы книга, изданная немереным тиражом. Как отличить хорошее от плохого, как им конкурировать друг с другом?.."
Александр Кабаков "Интернет убил литературу"

...Литературная критика пока боится влезать в этот котёл самолюбий, то есть требующих признаний авторов и потому, трудно отличить графомана - одиночку, от тех, тоже графоманов, которых часто по родству - знакомству рекомендуют разного рода редакторы и даже интернет критики.
Ну и главное - любители и соискатели признания, читают в основном только себя и с трепетом, каждый день смотрят статистику в надежде на прорыв-подъем на следующую стадию известности.

"- Я не против Интернета. Я сам очень сильно "подсел", как теперь говорят, на Интернет. И именно поэтому я вижу, как им съедается будущее. Ты туда встраиваешься, потому что некуда деваться. Есть много профессий, которые, по сути, являются распространением информации - художественной, образной, но информации. Вы говорите, что возникнут указатели в этом море информации? Так ведь и сами по себе эти указатели - непрофессиональны..." (Там же)

...Забавно, что при отсутствии в нынешней российской печатной книжной продукции, более или менее известных юмористов - писателей и поэтов, в интернете такие авторы пользуются большим успехом - среди них иногда встречаются авторы, число читателей которых переваливает за миллион!
Отдельноо хочу сказать об издателях, которых сегодня развелось «как нерезаных собак»! И потому кто-то постоянно пишет – «Издадим вашу книгу в сборнике русской литературы, и вы станете известным автором в России, а может даже за рубежом!»
И чуть ниже – прейскурант – одна страница текста стоит столько то, но есть скидки»!
Один приятель рассказывал, как он ходил в известное издательство и там показывал свою рукопись, Молодая редакторша, видимо сразу после института, бегло просмотрела и хвастая известными именами изданными, там взахлёб говорила о Куэлье и подобным…
Приятель рассказывая о этой встрече, морщась как от зубной боли вздыхал: - Для этой выпускницы-институтки Куэлья это авторитет, потому что он несёт глубокомысленную пошлость, чем и нравится подобным читателям!
Я читал тексты приятеля и уверен, попади он к профессионалам издателям, то и сам бы обогатился, и издатель сделал деньги и карьеру!
…Делая выводы, хочу заметить - темы и качество интернет литературы, не позволяют надеяться, что вкусы читателей из интернета, могут достигнуть когда-нибудь читательского уровня любителей бумажной книги!
Сошлюсь снова на Александра Кабакова:

"...я считаю, что исчезновение критики точно так же приведет к исчезновению литературы, как и Интернет. Это часть иерархии, часть структуры. Не может ничего быть без этого..."

...Если сравнивать, то можно сослаться на кино, где подлинно художественные произведения всё больше подменяются "развлекаловом" и криминальными боевиками - здесь есть большая опасность состоящая в том, что после привыканию к фильмам экшен, у человека вырабатывается некая зависимость от картинок физического действия, и уже ничего серьезного, психологически достоверного и драматического душа уже не приемлет!
Я знаю несколько молодых читателей интересующихся литературой, которые с трудом могут дочитать до конца романы Достоевского, Толстого или Фолкнера, но перечитывают всего Гришема, и даже старушку Агату Кристи.
Этот процесс дегуманизации культуры, постепенного исчезновения, отсутствия интеллектуальной сложности и чувствительности, проходит в том числе с участием интернета и социальных сетей!
Поверхностные суждения и мнения, стали необходимым условием возникновения популярности в интернет сообществе, и такие мальчики с оловянными глазами как Дудь, Шнуров или Слепаков, становятся выразителями отношения к миру миллионов "несовершеннолетних идиотов", которыми полным полна коробочка интернета!
Могут спросить, так что же нам делать?

Думаю, что литературный поток в интернете, над разделить на две части - профессионалов и любителей, а с помощью литературной гильдии критиков, наладить процесс отбора и рекомендаций для дальнейшего продвижения работ и авторов в печать, то есть в издательства, тоже профессиональные. Но из этого процесса надо исключить традиционное русское кумовство и взятки, даже «борзыми щенками», что в России кажется просто невозможным!
Так что налаживание процесса поиска талантов и нравственное воспитание критиков - дело не быстрое, однако со временем всё наладится и вся писательская братия будет довольна - и любители и профессионалы!

2020 год. Лондон. Владимир Кабаков
.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov... или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov...
­






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Новый год, он приходит на порог ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ.

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft