16+
Лайт-версия сайта

Железный закон социальных революций

Литература / Проза / Железный закон социальных революций
Просмотр работы:
03 февраля ’2015   16:06
Просмотров: 18441

Помню, как на пике горбачевской перестройки советские обществоведы-историки с придыханием и патетически возвещали: «Период войн и революций закончился». Им бы быть поосторожнее и помнить слова Фёдора Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Как они ошибались в своем категоричном и преждевременном выводе, всего через несколько лет показали события в Прибалтике, в республиках Центральной Азии, на Кавказе, московский Майдан 1991 года, затем 1993 год, две чеченские войны, войнушка с Грузией из-за Северной Осетии и Абхазии, теракты исламистов в Москве и других городах России, и, наконец, каскад майданов на Украине, вылившийся в братоубийственную войну на ее территории за интересы, чуждые тем, кто мерз и скакал по площадям и улицам Киева и других украинских городов. Кажется, что злая ирония истории (человек надеется, мечтает и предполагает, а получается с точностью до наоборот) вновь сыграла жестокую шутку с самыми лучшими и радужными представлениями о будущем актеров исторического действа и в нашей новейшей истории, свидетелями, а то и участниками коей мы с вами являемся.
Чего же мы ждали от перестройки – этой революции (сверху), как ее окрестили с легкой руки того же Горби? Ну, конечно же - сначала улучшения жизни народа, а когда эта затея провалилась под руководством КПСС, - удаления от власти партократов, чтобы это самое улучшение получить. И в этом смысле перестройка оказалась действительно революцией: и по своим лозунгам и по движущим силам. Ведь в ней выражались чаяния самых широких народных масс, их стремление к социальной справедливости. Парадокс, но в самом справедливом в мире обществе, как об этом трубила партийная пропаганда, как бы незаметно вызрела идея … социальной справедливости. Ее очень метко и на бытовом материале выразил не какой-нибудь официозный советский философ или партийный деятель, а Владимир Высоцкий в незатейливой песенке под названием «А люди справедливости хотят». Он написал ее аж в 1966 году после многочасового стояния в очереди вместе с друзьями в ресторан «Узбекистан» (тогда его еще немногие узнавали на улице). Привожу ее полностью:
А люди все роптали и роптали,
А люди справедливости хотят:
- Мы в очереди первыe стояли,
А те, кто сзади нас, - уже едят.
Им объяснили, чтобы не ругаться:
- Мы просим вас, уйдите, дорогие!
Те, кто едят, ведь это - иностранцы,
А вы, прошу прощенья, кто такие?
А люди все роптали и роптали,
А люди справедливости хотят:
- Мы в очереди первыe стояли,
А те, кто сзади нас, - уже едят.
Но снова объяснил администратор:
- Я вас прошу, уйдите, дорогие!
Те, кто едят, ведь это - делегаты,
А вы, прошу прощенья, кто такие?
А люди все роптали и роптали,
А люди справедливости хотят:
- Мы в очереди первыe стояли,
А те, кто сзади нас, - уже едят.

Выходит, идея социальной справедливости, пусть иллюзорная и наивная, всегда, независимо от общественно-экономической формации и манипуляций общественным сознанием со стороны власть предержащих, способна выводить на улицы массы людей и совершать революционные перевороты. И в этом смысле она является законодателем всех революций. Ибо, по Марксу, «Идеи становятся материальной силой, когда овладевают массами». Но напрашивается вопрос: когда, эта идея выходит на передний план как абсолютная историческая необходимость и совершает свою стихийную, как правило, сначала разрушительную революционную работу (см., к примеру, развал Советского Союза и текущие события на Украине). Для этого обратимся к учению Аристотеля о справедливости. В самом сжатом виде имеющие актуальность для нас его основные положения таковы:

Словом «справедливость» обозначают то приобретенное свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям и в силу которого они поступают справедливо и желают справедливого. То же самое относится и к несправедливости. Понятие «справедливость» означает в одно и то же время как законное, так и равное отношение ко всем людям, а «несправедливость» противозаконное и неравное.
Соблюдение и несоблюдение законов отличают справедливые действия от несправедливых, ибо все установленное законом в известной мере справедливо. Законы же касаются общего блага всех людей. В этом смысле справедливость – совершенная добродетель по отношению к другим людям и вследствие этого часто справедливость является величайшей из добродетелей.
«Должность показывает человека», ибо должностное лицо имеет дело с ближними и с обществом. Из всех добродетелей одна только справедливость состоит в благе, всегда приносящем пользу другим лицам, ибо справедливость всегда относится к другим и приносит пользу другому лицу. Этот императив касается как властителей, так и всего общества. В этом смысле (направленности не на себя, а на других) справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, а противоположность ее – несправедливость - не часть порочности, а порочность вообще.
Поскольку есть общая справедливость и общая несправедливость, то есть и специальные их виды. Один из видов специальной справедливости проявляется в распределении почестей или денег и всего того, что может быть разделено между людьми, участвующими в известном обществе (распределительная справедливость). Здесь-то и может быть равное или неравное (равномерное или неравномерное) наделение одного (участника общества) перед другим. Но равномерное – это середина в неравномерности избытков и недостатков, стало быть, и справедливость – середина по отношению к известным предметам и лицам.
Ввиду неравенства людей и предметов дележа следует «делить по достоинству». Но мерило достоинства не все видят в одном и том же: граждане демократии видят его в свободе, олигархии в богатстве, а аристократии – в добродетели. Поэтому понятие справедливого состоит в пропорциональности распределения подлежащего делению, а несправедливое заключается в нарушении пропорций. Поступающий несправедливо берет себе слишком большую часть блага, а терпящий несправедливость получает его слишком мало. Причем деление касается не только благ, но и зол, где отношение обратное. То есть несправедливец выбирает себе меньшее зло, а другому, достается, соответственно большее.
Уравнивающая справедливость (еще один вид специальной справедливости ) подразумевает середину ущерба и выгоды состоящих в отношениях сторон.
Справедливость ограничивает произвол и стремится к тому, чтобы каждый имел равное (полагающееся ему). Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности, а государство, где осуществляется обмен продуктами разделения труда, держится взаимными услугами его специализированных членов при посредстве денег, выступающих в качестве всеобщей меры оценки предметов обмена.
Итак, справедливость, или справедливый образ действия в государстве стремится к середине (к пропорциональному распределению полезного и вредного), а несправедливость, напротив, – к крайности, то есть к тому, чтобы иметь избыток благ и недостаток вредного (нарушение пропорциональности).
В тех людях и обществах, в которых есть несправедливость, должны быть и преступления, «поэтому-то мы и не дозволяем властвовать человеку, а разуму, потому что первый властвовал бы в свою пользу и стал бы тираном.
Властитель, однако, есть охрана справедливости, а если справедливости, то вместе с тем и равенства». Властитель должен быть справедливым ради других людей, ибо справедливость состоит в «чужом благе». И, наконец, «…всякая деятельность людей подходит под категорию справедливой или несправедливой» (изложено по «Этика. К Никомаху»).

Это несколько пространное изложение мыслей Аристотеля нам потребовалось для того, чтобы определить, во-первых, критерии общественного благополучия и стабильности, а, во-вторых, обозначить условия наступления такого грозного общественного явления, как социальная революция. А в его грозности сомневаться не приходится – исторический процесс у нас перед глазами: пресловутый крот истории вылез из своей норы и превратился в бешено скачущего хищного зверя.
Стройная этическая система понятий античного мыслителя вполне годится на роль универсальной матрицы, по которой можно оценивать устойчивость общественного развития государства любой формы правления и его резистентность по отношению к революции. Ее основные элементы: естественное стремление людей к благу, или благополучию, к справедливому распределению как общественных благ,так и тягот и лишений (зла, по Аристотелю), справедливость как середина в распределении общественных богатств и недостатков и разумное управление процессами обмена и распределения в обществе, законное и этичное поведение правителей (управленцев), их забота в первую очередь не о себе, а о благе властвуемых (сограждан).
Соответственно забвение или достаточно долгое пренебрежение этими этическими принципами поведения всех участников общественных отношений и приводит к разбалансированию государства и общества, кризисам, хаосу и революционной ситуации, когда низы не хотят, верхи не могут и кризис в стране сверх обычного.
Это, собственно, и есть железный закон социальной революции, если подходить к нему с этической точки зрения.
Насколько важна этическая составляющая общественного развития, показывает возведение Аристотелем справедливости в ранг добродетели вообще, а несправедливость рассматривается им как порочность вообще. Получается, что они выступают как противоборствующие мировые силы добра и зла. И в этом смысле справедливость оказывается более широким по объему понятием, чем христианская любовь, не говоря уже о том, что она (справедливость) более практична, чем любовь, и сильнее движет поступками людей, чем любовь к ближнему.
Ведь все революции совершались против несправедливости, ради справедливости, но не ради любви. Наполеону приписывают высказывание, что «все революции совершаются желудком». Звучит вульгарно, но зато правдиво. Это раз. С другой стороны, нельзя себе даже отдаленно представить, чтобы «униженные и оскорбленные» любили носителей социальной несправедливости: воров, преступников, коррупционеров, чиновников-бюрократов и олигархов. Поэтому проповедь «и да любите друг друга» априори не может служить гарантией прочности общественного организма, а вот этическая максима-предостережение и мудрые взвешенные законы при строгом контроле за соблюдением меры справедливости во всех секторах общества вполне может стать надежной профилактикой революционной стихии. Ибо сила справедливости в том, что она не абстрактна и не взывает к неземной духовности (любовь к Богу), а соединяет в себе органично материальное и духовное, пронизывая буквально все виды человеческой деятельности (см. выше).
Итак: «Будьте справедливы друг к другу». И не будет вам революций.
Естественно, ответственность за мониторинг уровня социальной справедливости и своевременное принятие мер по её регулированию ложится в первую очередь на верховные власти страны.
Можно ли предотвратить революцию? Несомненно, если есть для этого политическая воля и способность управлять делами общества в интересах народа, а значит и самих правителей, тем более, если их избирает народ. Такой трезвый ум, как В. И. Ленин, на которого вешают всех собак за свершившееся в России в 1917 г. и после, считал, что если бы удалось провести реформы Столыпина, то в России не было бы революции. Стало быть, при всем своем радикальном марксизме и он не был неисправимым фанатиком революции и понимал ее только как крайнюю необходимость, когда другие средства реформирования общества исчерпаны.
Если теперь по горячим следам взглянуть на недавно обнародованный антикризисный план российского правительства, то можно обнаружить в нём слабый свет социальной идеи, пробивающейся сквозь толщу накопившихся в нашем обществе проблем за годы так называемых реформ. Так, по словам И. Шувалова, правительство
- не собирается продавливать реформы без обсуждения их с обществом, понимая, что общество «не готово» идти на очередные жертвы в социальной области. Имеются в виду такие меры, как увеличение пенсионного возраста, образование и медицина, где уже наломано немало дров (осторожность похвальна: всё-таки не шоковая терапия аля Гайдар!);
- с 1 февраля с. г. обещано проиндексировать пенсии на сумму инфляции за 2014 год, то есть в размере 11,3 процента (если взглянуть на сегодняшние ценники, повышение не бог весть какое, но как говорится, дорого внимание);
- обещано подключить прокуратуру к контролю за розничными ценами, которые необъяснимым образом взлетели на 300-400 процентов, причём на отечественные, а не импортные товары (мера явно популистская, т. к. не ясно, как будет осуществляться контроль на деле);
- намечено оказывать поддержку не собственникам предприятий, а людям, которые пострадали от кризиса и нуждаются в адаптации к новым условиям (кому, как, в каком размере, пока не понятно, а безработица в обнимку с инфляцией растёт);
- last but not least: минимальная розничная цена на водку снижена с 220 до 185 руб. (ну, если еще табачок подешевеет, то надеются, наверно, что народ ИМ всё простит и на руках носить будет).
Ну вот, собственно, пока и всё у нашего правительства по части борьбы с кризисом. Впереди, правда, ещё антикризисная программа, где должны быть предусмотрены структурные реформы нашей экономики.
Всё это оставляет впечатление, что наши вперёд смотрящие постоянно плетутся в хвосте событий. Большевик Ленин в борьбе со своими оппонентами-меньшевиками называл это «хвостизмом». Можно ли надеяться на то, что наши отечественные хвостисты-меньшевики-либералы понимают, что в нынешних условиях усилившегося на Россию внешнего давления, когда нам, по сути, объявлена экономическая война и не прекращаются попытки навязать войну горячую, необходимо выиграть гонку на внутренних фронтах между нарастанием системного кризиса и темпом решения порождаемых им проблем без существенного ухудшения положения народа, не знаю. Во всяком случае, власть не собирается трогать священную корову – капитал в руках небольшой кучки самых богатых людей России, который тратится на какие угодно прихоти (футбольные клубы, недвижимость, яхты, образование детей за границей, зелёные «Бентли» и другие тачки, «золотые парашюты» в размере 153 миллионов рублей у Чубайса и т. д.).
Но может сами богатые, наконец, поймут, что со страной, в которой они поимели всё, надо бы добровольно поделиться, пока не потеряно всё (Витя Янукович, где ты?). Лично я против «раскулачивания», но пусть вместе со мной подумают о необходимости не антикризисных полумерок, а быстрого развития, именно развития российской экономики и станут патриотами не на словах, а на деле компрадоры-буржуа. Ибо фраза о бунте, «бессмысленном и беспощадном», сказана, не где-нибудь, а в России. Нашу задачу вижу в том, чтобы приняться, наконец, за созидательную работу без имитаций заботы о народе и оставить не у дел насилие – эту «повивальную бабку истории» (Маркс).

3 февраля 2015 г.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

КАК ночь ПУСТА! Как СВЕЖИ были РОЗЫ.. Эх вы, САНИ!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft