-- : --
Зарегистрировано — 124 429Зрителей: 67 435
Авторов: 56 994
On-line — 19 297Зрителей: 3788
Авторов: 15509
Загружено работ — 2 139 224
«Неизвестный Гений»
Беседы
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
05 марта ’2015 01:02
Просмотров: 18328
Свобода
-Скажи, учитель, почему не все в мире свободны?
-Как вырвавшийся из клетки тигр, получивший свободу, не знает, что с ней делать, так и человек , -не представляет для чего ему свобода.
-Но ведь мы с тобой свободны, не правда ли? Почему же другие вынуждены лишь мечтать?
-Свобода лишь иллюзия. Абсолютной свободы нет и быть не может. И ты не свободен, и даже я... Я приведу тебе в пример несколько людей, несколько уникальных судеб, непохожих на других и ты поймешь, к чему я веду.
-Один мой друг, Хосе, живет в индии, имеет собственную компанию, занимающуюся модернизацией старого оборудования. Заработал приличный капитал. В настоящее время инвестирует в крупные проекты. Я только начал, но ответь мне, свободен ли он?
-Нет, учитель.
-Ну почему же? Он состоятельный и независимый. Он может позволить себе любые развлечения, отдых, путешествия, даже духовное обучение. Например, он построит храм, и будет чувствовать, как духовно просветился. Он наймет себе учителя и будет постигать новые знания.
-Но разве можно купить знания?
-Ты купишь только лишь материал, но понимание и осознание его ты не купишь ни за какие деньги. Пройти весь путь о начала до конца, от истока до устья, ведь бутон раскрывается только когда ему надо раскрыться и дождь идет только когда туча переполнилась.
-Я знаю, учитель, Хосе раб денег. Поэтому он не может быть свободным
-Верно, но он раб не только денег. Он зависим от своего успеха, от положения в обществе, от постоянно растущих запросов
-Но ведь тогда он ничем не отличается от других людей. У всех те же рамки и ограничения, те же условности и запреты
- Ты не прав, каждый человек уникален, однако я привел его в пример тебе для наглядности, я мог рассказать о бедняке, но это совершено другая история. У него наиболее остры эти привязанности, не позволяющие ему быть свободным.
-Но я это знал и до встречи с тобой учитель
-Да, но невозможно нарисовать картину, используя лишь один цвет, как не можешь ты пройти путь, сделав только шаг. Сидят два пленника в цепях. Один сожалеет о том, что попался, другой мечтает поскорее освободиться, один получая свободу, ощущает легкость, а другой смятение. Кто же из них свободен?
-Тот, кто мечтает поскорее освободиться и ощущает легкость по освобождению
-Разве достаточно снять тяжелый рюкзак с плеч, чтобы почувствовать свободу? Или будешь ли свободен музыкант, переставший играть, а писатель переставший писать?
-То есть пленник должен оставаться пленником до конца жизни?
- Не совсем так. Однако кое с чем согласиться могу. Свобода начинается с принятия вещей и обстоятельств такими, какие они есть. И если рыба знает, что ей не полететь, она и не пытается
-Значит нужно все пускать на самотек
-Конечно, нет, но принимать то, что случилось с тобой как должное. Если ты куда-то не успел, что то произошло, не важно. Не терзай себя мыслями, почему это произошло, и что ты сделал не так. По меньшей мере, это не поможет. Что произошло, то произошло. Принятие этого - первый шаг на пути к свободе.
-Хорошо, но разве мы не можем влиять на ход вещей? Раз то, что произошло, то и произошло, значит то, что произойдет, то и произойдет, не так ли?
-Это тяжело, хотя будущее эластично, в общем, оно определенно. Однако каждый строит его, свое личное и будущее общества в целом.
-Кажется, я понимаю.... Приведи мне еще примеры
-Хорошо, Андре, фермер. Он не гоняется за прибылью, он не ищет успеха. У него любимая жена и восемь детей, которым он отдает всего себя. Он живет спокойной жизнью, тихо ведет свое хозяйство. Можно ли сказать, что он свободный, если ты знаешь, что он не зависим от городской суеты, денег, материальных ценностей, он духовный и просветленный человек?
-Я бы сказал да, но в начале, вы сказали, что абсолютной свободы не бывает...
-Верно, но он Андре не свободнее Хосе. Андре держит земная любовь, любовь к жене и детям, а все земное ограничивает свободу.
-Но разве это плохо любить своих близких, да и вообще всех?
-Пока поговорим о свободе, а о чем, говоришь ты, мой друг, хоть и близко, но не то. Я косвенно упомянул об этом ранее, и мы вернемся к этому позже. Человек, посвятивший себя поиску истины, странствующий отшельник, разве он свободен?
-А разве нет?
-Именно. Можно подумать, что он не связан ни материальными ценностями, ни любовью и привязанностью к чему либо. Кажется, что ничто земное ему не нужно. Однако он обременен поиском истины и это его крест. И чем тогда он отличается от ищущего золото? Ведь для него золото, то что он ищет.
-Значит, человеку не нужна свобода?
-Большинство предпочтет, стоя на перекрестке лишь выбрать направления движения или вовсе остаться на месте
-Получается, каждый сам выбирает для себя, что для него значит свобода, и чем она является. А как же вы? Вы ведь сказали, что тоже не свободны?
- Разница лишь в том, что на моем перекрестке пересекаются пять дорог
-Но раз абсолютной свободы не бывает, то человек не может быть свободным? А раз он не свободен, то не счастлив? Всегда ли счастье связано со свободой? И что такое счастье?
-Перед смертью старик пошел в горы посмотреть на город, в котором он провел последние годы жизни. За несколько метров до вершины горы он остановился, улыбнулся и повернул обратно. До дома он так и не дошел. Поразмысли над этим и приходи, я отвечу на твои вопросы...
-Что ж до встречи
Счастье
-В прошлый раз мы говорили с тобой о свободе, учитель, но мне кажется, мы не договорили...
-Река течет из родника, родник ее питает. Разве может она исчезнуть просто так?
-Что ты имеешь в виду?
- Разве недостаточно бесед я с тобой проводил, чтобы ты понял, как родник подпитывает реку, так и новые мысли наши беседы?
-Да, учитель, на эту тему можно общаться до бесконечности. Я понял, что абсолютной свободы не бывает, однако человек свободен выбирать, от чего быть зависим.
-А ты задумывался над историей, что я тебе рассказал? Я тебе ее напомню: перед смертью старик пошел в горы посмотреть на город, в котором он провел последние годы жизни. За несколько метров до вершины горы он остановился, улыбнулся и повернул обратно. До дома он так и не дошел...
- Конечно, я задумался и над твоими вопросами и подумал об истории, что ты мне.
поведал, но не вижу связи. Чем связана грустная история о смерти старика и счастье?
-Да, ты видишь только часть сути, но не суть. Как думаешь, умирая, старик был счастлив?
-Конечно, нет, кто, умирая, счастлив?
-А был ли он свободен в твоем понимании?
-Нет, его тяготило то, что он так и не исполнил свою мечту посмотреть на город.
-Тут ты ошибаешься, мой друг. Познав бессмысленность своего занятия, старик повернул обратно и с этого момента он свободен.
-Как же бессмысленно? Это же была его мечта.
-Смысл в том, что он понял, что ему этого не нужно. И осознав это, он стал счастливым. Под конец жизни он понял, что жил так, как считал нужным и сделал все что задумал. А если дел на земле не осталось, к чему же ему задерживаться.
-Получается, он умер счастливым?
-В моем видении да, однако, нельзя смотреть на вещи однобока, как в споре рождается истина, так и в анализе суть. И есть ли развитие, если зацикливаться на своей, правильной картине мира? Очевидно, нет, но об этом позже.
- Насчет вопросов, что задал ты мне накануне...
- Да, я с удовольствием послушаю твои размышления.
-Я думал, что такое счастье, думал днем и ночью, казалось, что даже во сне меня не покидали мысли об этом, но я так ничего и не понял. Я даже не смог ответить, что такое счастье для меня, а как я смогу ответить, что такое счастье, если не знаю, чем оно является для меня? Одно я понял, что счастье индивидуально и субъективно, а значит оно не обязательно связано со свободой.
-А счастлив ты или несчастлив?
- Я не знаю, учитель.
- А что тебе не хватает для счастья?
-И этого я тоже не знаю.
- Ты правильно сказал, что счастье для одного не обязательно счастье для другого, и несчастье одного может быть счастьем другого. В купе ехало две молодых особы. Обе дочери своих родителей и жены своих мужей. Вагон сошел с рельс почти у самого вокзала, и основной удар пришелся именно на их купе. Из-за задержки, диспетчеру пришлось сообщить о происшествии встречающим. Было сообщено об одной жертве из пятого купе, того самого, где находились девушки. Родители одной были на вокзале и готовились встречать ее, второй родители не знали о том, что она уезжала из города. Муж одной встречал свою супругу вместе с ее родителями, второй же уже получил сообщение о том, что все хорошо, и она подъезжает к вокзалу, так что он, как и ее родители, не знал о происшествии и не переживал. Одна девушка умерла, вторая же вовсе не пострадала, так как выходила перекусить в вагон-ресторан...
-Что ты этим хочешь сказать?
-Когда я закончу историю, ты все поймешь. После разбора происшествия, в купе было обнаружено тело погибшей девушки и паспорт другой. Выжившая девушка по ошибке взяла сумочку соседки и при проверке паспортов машинально достала чужой паспорт.
-Следовательно, при объявлении погибших назвали имя другой девушки, так?
- Верно. Но дай мне закончить рассказ. После объявления о погибших выжившая девушка отправилась домой к мужу, в то время как полиция уже известило его о трагедии, а родственники покойной битый час ожидали свою любимую дочку и жену. Через час счастливица доехала до дома, где ей открыл потерянный, печальный и сбитый с толку муж, в то время как родственники погибшей девушки, наконец, обратились к администрации, где им сказали, что такой пассажир уже давно направился домой. Я не буду тебе подробно описывать, что было дальше, но представляешь себе переживания людей, когда все определилось. Со стороны погибшей девушки радость сменилось горькими слезами, а счастье несчастьем, а со стороны выжившей, наоборот.
- Значит, в таких случаях, что счастье для одного, то несчастье для другого?
-Можно сказать так, но не совсем.
-А почему не точно?
- Видишь ли, представь себя на месте мужа выжившей девушки, был бы ты счастлив?
-Ты еще спрашиваешь, конечно, да
- А, представь, что ты десять лет копил на лодку и наконец-то купил ее, будешь ли ты счастлив?
-Конечно, ведь я так этого ждал.
-И ты будешь одинаково счастлив в обоих случаях?
-Не думаю, но все-таки к чему ты клонишь?
-Через три года ты развелся с женой, которая тебе изменяла, и при разводе отсудила половину твоей собственности, той самой женой, сто три года назад спаслась на поезде. Ты все еще счастлив, что она спаслась?
-Но это же человеческая жизнь, я точно не желаю ей смерти.
-Да, но дурные мысли о том дне посещают тебя и ты уже далеко не так рад ее спасению, а значит ты, несчастлив.
-Да, но я не уверен, что все так...
Ладно, прошло пять лет, твоя лодка прохудилась, и тебе пришлось ее выбросить. Лодка, на которую ты копил десять лет, отслужила лишь пять, ты счастлив?
-Значит, счастье лишь временно, а может даже разово?
-Я тебе привел весьма конкретные примеры, понятно объясняющие суть, однако могу спросить иначе...
-Хорошо, гуру.
-Если бы на следующий день после покупки лодки или чудесного везения любимой у тебя спросили, счастлив ли ты, что ты бы ответил?
- Я бы ответил, что счастлив, так как любимая жива или мечта о покупке лодки, наконец, осуществилась.
-Да, но что бы ты ответил, если бы тебя спросили, ответить, отбросив эти радостные факты?
-Я не знаю, мастер, все уже зависит от обстоятельств.
-Вот, видишь, значит, такие ситуации хоть и могут повлиять на счастье в целом, однако им не являются.
-Значит для счастья нужно что-то большее. Так почему же тому старику для счастья хватило лишь осознания того, что он все делал правильно?
-Да большее, но это не значит, что долгое. И не предполагаешь ли ты, что осознать что-то весьма ценное для тебя, является пустяком?
-Нет, но все же это как то странно...
-Таскал раб камни к пирамиде, шаг за шагом, год за годом клал их в разные места. Жалел и причитал каждый день, молился о спасении, а иногда и о смерти, но продолжал свое жалкое существование день ото дня, год за годом, монотонно таская камни. В день постройки, глаза раба сияли, он был полон сил, он был спокоен и умиротворен, он был счастлив...
-Значит, раб стал счастливым, когда закончил строить, это важно?
-Важно, что большинство понимают смысл, когда он уже открыт, понимают суть, когда она уже известна и понимают, что им нужно для счастья, когда становятся счастливыми. Для всех счастье разно, но одинаково то, что лишь получив счастье, ты сможешь сказать, что ты счастлив, и именно этого тебе не хватало...
-Из этого следует, как я сказал, что для счастья не обязательна свобода и счастье не обязательно для свободы.
-Свободен лишь тот, кто осознает свою зависимость, а счастлив тот, кто хочет стать счастливым. Дай рыбе крылья, сделает ли это ее счастливой? А будет ли птица счастлива, если научится дышать под водой?
-Нет, учитель, ведь им это не нужно. Но как же понять, что лично мне нужно для счастья?
-Думаю, что ты узнаешь только, когда его обретешь, однако для большинства счастье связано с любовью. Любовь может быть к человеку или нет, постоянная или временная, не важно, но для значительной части людей путь к счастью через любовь.
-А как же монахи, например, они, что ж, все поголовно несчастны? Ведь им нельзя любить...
-Я говорю о земной любви, а ты о другой, духовной. Впрочем, поговорим об этом позже, я слегка утомился.
-Как скажешь.
-Напоследок, я расскажу тебе небольшую историю, немного связанную и со счастьем и с любовью. Много лет назад, мой друг, Айзек, сильно боялся высоты. Но так получилось, что судьба его забросила в десантную группу. Совершая прыжок за прыжком, он поборол свой страх, а вскоре он так полюбил прыжки, что воистину был счастлив только в момент падения из самолета и скольжения под куполом. Как и большинство, он понял, что для понятия счастья, надо прочувствовать его.
-Да, я понимаю, но не думаю, что любовь к прыжкам с парашютом можно вообще назвать любовью.
-Вот, как раз и подумай над этим на досуге, а когда тебе покажется, что ты понял, приходи, побеседуем...
-До встречи, мастер
-Ступай...
Любовь
-Здравствуй, учитель, я обдумал то, что ты мне рассказал вчера. Видимо, человеку нужна любовь к чему-то, чтобы нормально жить, не так ли. Но может ли привязанность или увлечение заменить любовь и нужно ли быть действительно увлеченным кем-то или чем-то, чтобы чувствовать себя нормально?
- Я так и думал, что ты посмотришь на эту проблему с закрытыми глазами. Чуть позже мы поговорим с тобой о любви в обычном понимание этого слова, но сначала позволь тебя спросить, у тебя есть увлечения?
- Я занимаюсь единоборствами, увлекаюсь восточными учениями и люблю писать стихи, но все это тебе давно известно. Так почему же ты спросил?
- Как думаешь, почему ты не сказал, что ты любишь единоборства и восточные учения, а сказал лишь это о писании стихов?
- Полагаю, это лишь речевые обороты, не очень бы звучало, если бы я сказал, что люблю единоборства, восточные учения и писать стихи.
- Возможно, в чем-то ты и прав, но все же я считаю, что ты сказал так именно исходя из предпочтений, от наименее любимого дела до наиболее любимого.
- Может быть, но как это относится к нашей сегодняшней беседе?
- Не каждая картина состоит из одной цвета, как и не каждая фигура не имеет граней...
- Да, мастер, я понимаю, но скажи более прозрачно ...
- Любовь бывает разной и проявляется она по-разному. Я не случайно спросил тебя о твоих увлечениях, заставив тебя задуматься, чтобы ты делал, если бы не увлекался этими вещами?
- Это очевидно, я бы занимался чем-то еще.
- Это как раз и хочу да тебя донести, человеку необходима привязанность. И самое первое - увлечения. Рыбак может ловить рыбу днем, но вечером играть в шахматы, как и банкир, может закрывать счета на работе, но позже петь в народном хоре.
- Но бывает, что работа совпадает с увлечениями, тогда человеку больше ничего не нужно?
- Бывает редко. К сожалению не так много людей живут в балансе и готовы принимать решения не в пользу материальным богатствам, а духовным. Я так же уже говорил, что увлечения это лишь часть любви, необходимой человеку. Причем увлечения в широком смысле. Современный человек хочет успеть во всем: он интересуется политикой, спортом, у него множество хобби и различных развлечений. И без этого он не может нормально существовать.
- Да, но ведь множество людей ничем не интересуются, ни к чему не стремятся и нормально себя чувствуют.
- Раньше Фрэнк был легендарным спринтером, но однажды он шел домой через железнодорожный переезд и попал под поезд. Его удалось спасти, но в результате операции он потерял ногу. Сможет ли он теперь бегать так же быстро, как раньше?
- То есть, люди без увлечений как инвалиды?
- Не совсем так, но ход мыслей верный. Для наибольшего понимания, я расскажу, что было дальше с Фрэнком. Думаешь, он стал беспомощным без ноги? Думаешь, сдался? Так нет. Вскоре он сделал протез, приспособился к нему и выиграл паралемпиаду.
- Я понял, что ты хотел сказать учитель, но не кажется ли тебе, что мы слегка отошли от темы?
- Достаточно ли будет увидеть самую интересную часть фильма, но не посмотреть фильм?
- Нет, ведь тогда самая интересная часть не покажется мне интересной.
- Так вот, если увлечения необходимы человеку как вода, то любовь как воздух.
- Любовь между парнем и девушкой, не так ли?
- Я еще не успел начать, как ты меня уже начинаешь перебивать. Любовь может быть к человеку, а может к предмету, может быть даже к неодушевленному предмету, но она важна. И узнаешь ты, кого или что ты любишь, только когда влюбишься.
- Ты говоришь так же, как говорил и о счастье.
- Несомненно, любовь и счастье тесно связаны между собой, и я тебе уже говорил ранее, что для многих счастье и есть любовь, а любовь есть счастье. Однако, это не всегда так. Ты можешь любить девушку, но всегда ли так, что она взаимно любит тебя? И разве каждый будет счастлив, когда любовь безответна?
- Но ведь ты можешь сделать так, чтобы любовь была взаимной, разве не так?
- Много лет назад жил король и была у него красавица, дочь. Как-то раз, приехал купец в то царство и, увидев принцессу, влюбился с первого взгляда. Он решил, во что бы то ни стало жениться на ней. С этим он и пришел к королю. Король выслушал его, принял богатые дары и сказал: "Кто я такой, чтобы распоряжаться судьбой своей дочери, разве она мне раба? Я могу лишь посоветовать ей, а выбор останется за ней". Купец изумился ответу государя, ведь в то время достаточно было согласия отца. Но делать было нечего, он пошел с предложением к принцессе. Принцессе он понравился, но только как хороший собеседник. Будучи умной, не по годам, она поняла, что не сможет полюбить его как мужчину и ответила отказом. Купец, конечно же, не сдался с первого раза. Каждый день он дарил ей цветы, иногда даже гулял с ней по саду, но все безуспешно. Девушка лишь видела в нем друга. Однажды он снова пришел к королю и спросил, не пора ли ему посоветовать ей сделать правильный выбор, на что государь ответил, что давно уже симпатизирует ему и уже не раз говорил своей дочери, что пора принимать предложение. После этого, купец вновь отправился к принцессе просить выйти за него. Но она сказала ему: "прости, ты хороший друг, но я не люблю тебя и не смогу полюбить". Купец расспросил ее о причинах, и девушка поведала ему, что ее сердце уже занято, что втайне от двора она встречается со слугой. Она попросила его не рассказывать ничего отцу, но он, конечно же, рассказал, так как считал неправильной такую связь, да и обидно ему было, что ему предпочли какого-то слугу. Король был решителен: слуга был казнен, и через несколько недель состоялась свадьба принцессы с купцом.
- Получается, я был прав, и он все-таки добился своего.
Да, она вышла за него, но не женитьба была его целью. Ведь он хотел взаимной любви, но ее так и не получил. Принцесса так и продолжала любить слугу, а купец, не чувствуя взаимности в какой-то момент и сам перестал любить.
- Значит не всегда это в наших руках? А если любовь к чему-то? Ты говорил, что необязательно это любовь к девушке, так? Тут-то все зависит от нас, так?
- Я расскажу тебе о любви к конкретному предмету и о любви к чему-то абстрактному, например, к идее. Ранее ты спрашивал у меня, счастливы ли монахи, если им нельзя любить. На что отвечу, их любовь куда шире: они любят весь мир. Но вернемся к земному. Когда-то давно жил учитель. И был он мудрейшим в городе. Он понимал, что те знания, что он дает в школе не достаточны, и решил организовать школу для хорошо успевающих, чтобы поделиться всеми своими богатыми знаниями. У него была идея и любовь к преподавательству, а позже и любовь к идее. С каждым месяцем и годом, он видел, что учеников становится все больше, появляются новые преподаватели и идея осуществляется.
- Постой, но ведь любая идея с течением времени осуществиться, если приложить усилия
- Идея может потеряться во времени, но вероятно, если она хороша, то она осуществится.
- А разве мало плохих идей осуществлялись?
- Да, но лишь на время. Никогда дурная идея не выдержит испытание временем, даже если ее автор влюблен в нее. Столетия назад жил правитель жесткий, но как ему казалось справедливый. Как то он подумал и решил, что люди творчества, писатели, художники, артисты и прочие не должны получать прибыль, ведь это не работа, а развлечение. После обнародования закона, общественность его поддержала. Ведь они в поте лица трудились, зарабатывая на хлеб, а другие лишь тратили чернила или краски. Им казалось, что так несправедливо. Через год уже почти никто не писал и не рисовал, писателям и художникам пришлось работать в других сферах, а время на творчество почти иссякло, да и желание пропало. Еще раньше стали закрываться театры. Вскоре общество поняло, что они были не правы, правитель был смещен, закон аннулирован.
- Ты привел пример идеи, которая быстро иссякла. Потому ли, что автор не так уж любил ее?
- Отнюдь, правитель до самого конца считал, что все сделал верно. Но я могу привести и другой пример, более длительный. Еще совсем недавно общество было поделено на классы, и ты не мог стать правителем, если не родился в королевской семье. Но это уже не сильно относится к нашей теме, так что продолжим.
- Пожалуй, я осознал, что любовь необходима каждому, но не всегда любовь одного человека может положительно сказаться на втором, поэтому ты мне напомнил про монахов, которые любят не отдельного человека или предмет, а весь мир целиком.
- Отчасти это так, друг мой. Но позволь тебе привести еще один пример о любви, чтобы до конца ответить на твой вопрос, что ты не так давно мне задал. Так вот, Эли жила высоко в горах. Она часто ходила в походы и по-настоящему наслаждалась красотой видов. Она действительно любила природу. Однажды в походе ее укусило ядовитое насекомое, и она ослепла. Перестала ли она любить природу?
- Нет, учитель. Но теперь ведь она не сможет наслаждаться прекрасными видами, значит, от нас зависит не все даже в любви, а лишь большее или меньшее.
- Да, но без этого жизнь не была бы такой, какой она есть, пойми.
- Сегодня мы не так много говорили о самой любви, но я, кажется, понял, что человеку необходима не только любовь к любимым и близким, но и увлечения и любовь к чему-то еще.
- Если ты посмотришь еще шире, то увидишь, что любовь, как капли дождя, наполняющие стакан. А стакан - это ты.
- Стало быть, без любви нет нормальной жизни? А что такое вообще нормальная жизнь? Ты часто думал об этом?
- Любовь лишь часть, как счастье и свобода. Жизнь же - целый мир.
На том пути увидел свет
И после долгих лет пути
Увидел вновь я это свет
Но все уж было позади
А пока, ступай...
- До встречи, учитель...
Жизнь
- Как не может быть свобода без счастья, а счастье без любви, так не может быть жизнь без любви, свободы, счастья и много другого. Как я сказал, жизнь куда сложнее. Это и желания и грезы, разочарования и успехи, взлеты и падения, переплетение мыслей и чувств. Ты спросил меня про нормальную жизнь, но знаешь ли ты, что это значит для тебя?
- Благополучие во всем.
- А что для тебя благополучие?
- Успех в делах, счастье, стабильность.
- А разве так возможно, чтобы все было благополучно?
- Конечно, учитель, ни это ли гармония, когда все благополучно?
- Портной шил на заказ всем достойным дамам и господам в стране. Шил качественно и быстро, достойно обеспечивал себя и свою семью...
- Но...
- Именно, всегда бывает обстоятельство, мешающее полному благополучию. Его "но" было в том, что он ненавидел свою работу
- Значит, нормальная жизнь разная для каждого и не может быть без проблем или без каких-то мешающих благополучию обстоятельств, так?
- Да, но это просто. Что ты скажешь на вопрос, что такое жизнь вообще?
- Я могу дать тебе определение из учебника, но я уверен, что ты не такой ответ хочешь от меня услышать...
- Подумай, я не тороплю.
- Хорошо, для меня жизнь - это нечто особенное, ценное. Совокупность всего, происходящего со мной с момента моего рождения и до самой смерти.
- Совокупность всего, с тобой происходящего - это очень абстрактно.
- Да, но я имею в виду вообще все события, которые ежесекундно со мной происходят.
- Я вижу, ты очень субъективен. Мы не будем с тобой говорить о теориях происхождения всего, о большом взрыве и теории супер струн, о цикличности вселенной. Ведь все это только теории и, к сожалению, пока что для нас это за рамками нашего разума. Мы можем лишь строить гипотезы, но не можем ни доказать их ни опровергнуть.
- Но все же, учитель, как бы ты описал жизнь объективно?
- На ферме Джонса росла кукуруза. Когда-то он посадил ее. Теперь в зарослях кукурузы живут насекомые, а птицы прилетают клевать их и кукурузу. Джонс ставит пугало, но это не помогает - птицы все равно прилетают поживиться кукурузой. Позже фермер собирает урожай, насекомые перебираются в другие заросли, а птицы больше его не беспокоят. И разве это лишь часть жизни Джонса?
- Да, но это жизнь и для кукурузы, и для насекомых, и для птиц...
- Именно это я и хочу сказать, что жизнь - это все события, происходящие со всеми...
- Хорошо, мастер, мне кажется, я начал понимать это. Ты не хотел говорить о происхождении жизни, о теориях и тому подобное, но все-таки позволь тебя спросить, что ты обо всем этом думаешь?
- Ладно, так и быть я поделюсь с тобой своими соображениями, но мои соображения - очередная необоснованная теория. Давай с тобой сначала поговорим о нескольких существующих теориях и постепенно погрузимся глубже.
- Как скажешь, учитель.
- Ты веришь в инопланетную жизнь?
- Думаю, да. Сомневаюсь, что наша планета единственная пригодная для жизни во вселенной.
- Хорошо, представим, что на Землю жизнь была занесена из космоса. Представим, что мы доказали, что так оно и было. Нашли ли мы тем самым истоки жизни?
-Нет, мастер. Получается, что мы просто перенесли события в другое место.
- Точно. Так, а представим, что жизнь зародилась из случайно сталкивающих молекул, возможно ли это?
- Думаю да, ведь это основная теория.
- Видишь, как я уже говорил, это лишь теория. Поэтому я считаю, что эта мысль верна лишь отчасти. Я полагаю, что беспорядочное сталкивание молекул на Земле привело к жизни, но попали на нашу планету эти молекулы не случайно. У космоса есть правила, однако они нам неизвестны.
- Хочешь сказать, что какой-то первичный материал для создания жизни был кем-то отправлен на землю?
- Скорее чем-то, некой космической силой, устанавливающий свой порядок. Силой, сильнее гравитации. Гравитация, как и неизведанная темная энергия лишь часть это силы...
- Ты был прав, мастер, когда сказал, что не очень хочешь говорить об этих ториях, теперь мне стало еще менее понятно и появились вопросы. Если ты прав, то откуда взялись этот первичный материал? А если, как ты считаешь, он создан был какой то силой, то кто создал эту силу? Получается, всегда был какой-то первоисточник, существовавший раньше всего? И если его никто и ничто не создавало, то получается, он появился сам по себе? А разве может что-то появится из ничего?
- Да, мой друг, все это очень сложно и, к несчастью, пока мы не готовы дать ответ на эти вопросы, так что предлагаю вернуться к земному и рассказать тебе историю.
- Надеюсь, после твоей истории у меня не будет так болеть голова, как от твоих рассуждений...
- Итак, На улице шел дождь, поэтому Рой сидел дома. Дождь шел долго, так что к нему начали приходить друзья и звать на улицу. На что он отвечал, что не видит смысла. Как дождь закончится он, может быть, выйдет. Дождь продолжался несколько недель, а он так и не вышел. Когда дождь закончился, Рой вышел к друзьям и понял, что все изменилось. За эти недели, девушка, которая ему нравилась, стала встречаться с его другом, а друзья отдалились от него, так как он очень многое пропустил. Рой расстроился и просидел дома еще месяц, а когда вышел, для друзей он стал лишь знакомым.
- Ты мне хочешь прочитать нравоучения по поводу лени или о том, что надо правильно выбирать друзей?
- Отнюдь. Я хочу тебе сказать, что у него не было цели, не было смысла. Я, конечно, немного преувеличил, но это - жизнь. Если бы у него была цель завоевать сердце девушки или сильнее подружиться с друзьями, он вышел бы сразу, если бы он хотел вернуть девушку или дружбу, он бы не стал сидеть дома еще месяц, и даже после можно было добиться своего. Но у него не было таких целей. Были ли у него цели вообще? Не думаю, ведь он просто сидел дома...
- Значит, мы опять возвращаемся к одному составляющему жизни?
- Да, но одному из главных. Цели, а главное смысл - вот что делает жизнь жизнью. Подумай над этим и жду тебя завтра...
- Я не смогу прийти завтра, учитель. Завтра я встречаюсь с друзьями, к тому же мне мало лишь дня, чтобы понять, в чем мой смысл жизни...
- Ты не поймешь ни завтра, ни через год, но когда будешь готов в любом случае приходи
- Хорошо, я приду на этой неделе.
- Лед не растает мгновенно, даже если окунуть его в кипяток.
-Скажи, учитель, почему не все в мире свободны?
-Как вырвавшийся из клетки тигр, получивший свободу, не знает, что с ней делать, так и человек , -не представляет для чего ему свобода.
-Но ведь мы с тобой свободны, не правда ли? Почему же другие вынуждены лишь мечтать?
-Свобода лишь иллюзия. Абсолютной свободы нет и быть не может. И ты не свободен, и даже я... Я приведу тебе в пример несколько людей, несколько уникальных судеб, непохожих на других и ты поймешь, к чему я веду.
-Один мой друг, Хосе, живет в индии, имеет собственную компанию, занимающуюся модернизацией старого оборудования. Заработал приличный капитал. В настоящее время инвестирует в крупные проекты. Я только начал, но ответь мне, свободен ли он?
-Нет, учитель.
-Ну почему же? Он состоятельный и независимый. Он может позволить себе любые развлечения, отдых, путешествия, даже духовное обучение. Например, он построит храм, и будет чувствовать, как духовно просветился. Он наймет себе учителя и будет постигать новые знания.
-Но разве можно купить знания?
-Ты купишь только лишь материал, но понимание и осознание его ты не купишь ни за какие деньги. Пройти весь путь о начала до конца, от истока до устья, ведь бутон раскрывается только когда ему надо раскрыться и дождь идет только когда туча переполнилась.
-Я знаю, учитель, Хосе раб денег. Поэтому он не может быть свободным
-Верно, но он раб не только денег. Он зависим от своего успеха, от положения в обществе, от постоянно растущих запросов
-Но ведь тогда он ничем не отличается от других людей. У всех те же рамки и ограничения, те же условности и запреты
- Ты не прав, каждый человек уникален, однако я привел его в пример тебе для наглядности, я мог рассказать о бедняке, но это совершено другая история. У него наиболее остры эти привязанности, не позволяющие ему быть свободным.
-Но я это знал и до встречи с тобой учитель
-Да, но невозможно нарисовать картину, используя лишь один цвет, как не можешь ты пройти путь, сделав только шаг. Сидят два пленника в цепях. Один сожалеет о том, что попался, другой мечтает поскорее освободиться, один получая свободу, ощущает легкость, а другой смятение. Кто же из них свободен?
-Тот, кто мечтает поскорее освободиться и ощущает легкость по освобождению
-Разве достаточно снять тяжелый рюкзак с плеч, чтобы почувствовать свободу? Или будешь ли свободен музыкант, переставший играть, а писатель переставший писать?
-То есть пленник должен оставаться пленником до конца жизни?
- Не совсем так. Однако кое с чем согласиться могу. Свобода начинается с принятия вещей и обстоятельств такими, какие они есть. И если рыба знает, что ей не полететь, она и не пытается
-Значит нужно все пускать на самотек
-Конечно, нет, но принимать то, что случилось с тобой как должное. Если ты куда-то не успел, что то произошло, не важно. Не терзай себя мыслями, почему это произошло, и что ты сделал не так. По меньшей мере, это не поможет. Что произошло, то произошло. Принятие этого - первый шаг на пути к свободе.
-Хорошо, но разве мы не можем влиять на ход вещей? Раз то, что произошло, то и произошло, значит то, что произойдет, то и произойдет, не так ли?
-Это тяжело, хотя будущее эластично, в общем, оно определенно. Однако каждый строит его, свое личное и будущее общества в целом.
-Кажется, я понимаю.... Приведи мне еще примеры
-Хорошо, Андре, фермер. Он не гоняется за прибылью, он не ищет успеха. У него любимая жена и восемь детей, которым он отдает всего себя. Он живет спокойной жизнью, тихо ведет свое хозяйство. Можно ли сказать, что он свободный, если ты знаешь, что он не зависим от городской суеты, денег, материальных ценностей, он духовный и просветленный человек?
-Я бы сказал да, но в начале, вы сказали, что абсолютной свободы не бывает...
-Верно, но он Андре не свободнее Хосе. Андре держит земная любовь, любовь к жене и детям, а все земное ограничивает свободу.
-Но разве это плохо любить своих близких, да и вообще всех?
-Пока поговорим о свободе, а о чем, говоришь ты, мой друг, хоть и близко, но не то. Я косвенно упомянул об этом ранее, и мы вернемся к этому позже. Человек, посвятивший себя поиску истины, странствующий отшельник, разве он свободен?
-А разве нет?
-Именно. Можно подумать, что он не связан ни материальными ценностями, ни любовью и привязанностью к чему либо. Кажется, что ничто земное ему не нужно. Однако он обременен поиском истины и это его крест. И чем тогда он отличается от ищущего золото? Ведь для него золото, то что он ищет.
-Значит, человеку не нужна свобода?
-Большинство предпочтет, стоя на перекрестке лишь выбрать направления движения или вовсе остаться на месте
-Получается, каждый сам выбирает для себя, что для него значит свобода, и чем она является. А как же вы? Вы ведь сказали, что тоже не свободны?
- Разница лишь в том, что на моем перекрестке пересекаются пять дорог
-Но раз абсолютной свободы не бывает, то человек не может быть свободным? А раз он не свободен, то не счастлив? Всегда ли счастье связано со свободой? И что такое счастье?
-Перед смертью старик пошел в горы посмотреть на город, в котором он провел последние годы жизни. За несколько метров до вершины горы он остановился, улыбнулся и повернул обратно. До дома он так и не дошел. Поразмысли над этим и приходи, я отвечу на твои вопросы...
-Что ж до встречи
Счастье
-В прошлый раз мы говорили с тобой о свободе, учитель, но мне кажется, мы не договорили...
-Река течет из родника, родник ее питает. Разве может она исчезнуть просто так?
-Что ты имеешь в виду?
- Разве недостаточно бесед я с тобой проводил, чтобы ты понял, как родник подпитывает реку, так и новые мысли наши беседы?
-Да, учитель, на эту тему можно общаться до бесконечности. Я понял, что абсолютной свободы не бывает, однако человек свободен выбирать, от чего быть зависим.
-А ты задумывался над историей, что я тебе рассказал? Я тебе ее напомню: перед смертью старик пошел в горы посмотреть на город, в котором он провел последние годы жизни. За несколько метров до вершины горы он остановился, улыбнулся и повернул обратно. До дома он так и не дошел...
- Конечно, я задумался и над твоими вопросами и подумал об истории, что ты мне.
поведал, но не вижу связи. Чем связана грустная история о смерти старика и счастье?
-Да, ты видишь только часть сути, но не суть. Как думаешь, умирая, старик был счастлив?
-Конечно, нет, кто, умирая, счастлив?
-А был ли он свободен в твоем понимании?
-Нет, его тяготило то, что он так и не исполнил свою мечту посмотреть на город.
-Тут ты ошибаешься, мой друг. Познав бессмысленность своего занятия, старик повернул обратно и с этого момента он свободен.
-Как же бессмысленно? Это же была его мечта.
-Смысл в том, что он понял, что ему этого не нужно. И осознав это, он стал счастливым. Под конец жизни он понял, что жил так, как считал нужным и сделал все что задумал. А если дел на земле не осталось, к чему же ему задерживаться.
-Получается, он умер счастливым?
-В моем видении да, однако, нельзя смотреть на вещи однобока, как в споре рождается истина, так и в анализе суть. И есть ли развитие, если зацикливаться на своей, правильной картине мира? Очевидно, нет, но об этом позже.
- Насчет вопросов, что задал ты мне накануне...
- Да, я с удовольствием послушаю твои размышления.
-Я думал, что такое счастье, думал днем и ночью, казалось, что даже во сне меня не покидали мысли об этом, но я так ничего и не понял. Я даже не смог ответить, что такое счастье для меня, а как я смогу ответить, что такое счастье, если не знаю, чем оно является для меня? Одно я понял, что счастье индивидуально и субъективно, а значит оно не обязательно связано со свободой.
-А счастлив ты или несчастлив?
- Я не знаю, учитель.
- А что тебе не хватает для счастья?
-И этого я тоже не знаю.
- Ты правильно сказал, что счастье для одного не обязательно счастье для другого, и несчастье одного может быть счастьем другого. В купе ехало две молодых особы. Обе дочери своих родителей и жены своих мужей. Вагон сошел с рельс почти у самого вокзала, и основной удар пришелся именно на их купе. Из-за задержки, диспетчеру пришлось сообщить о происшествии встречающим. Было сообщено об одной жертве из пятого купе, того самого, где находились девушки. Родители одной были на вокзале и готовились встречать ее, второй родители не знали о том, что она уезжала из города. Муж одной встречал свою супругу вместе с ее родителями, второй же уже получил сообщение о том, что все хорошо, и она подъезжает к вокзалу, так что он, как и ее родители, не знал о происшествии и не переживал. Одна девушка умерла, вторая же вовсе не пострадала, так как выходила перекусить в вагон-ресторан...
-Что ты этим хочешь сказать?
-Когда я закончу историю, ты все поймешь. После разбора происшествия, в купе было обнаружено тело погибшей девушки и паспорт другой. Выжившая девушка по ошибке взяла сумочку соседки и при проверке паспортов машинально достала чужой паспорт.
-Следовательно, при объявлении погибших назвали имя другой девушки, так?
- Верно. Но дай мне закончить рассказ. После объявления о погибших выжившая девушка отправилась домой к мужу, в то время как полиция уже известило его о трагедии, а родственники покойной битый час ожидали свою любимую дочку и жену. Через час счастливица доехала до дома, где ей открыл потерянный, печальный и сбитый с толку муж, в то время как родственники погибшей девушки, наконец, обратились к администрации, где им сказали, что такой пассажир уже давно направился домой. Я не буду тебе подробно описывать, что было дальше, но представляешь себе переживания людей, когда все определилось. Со стороны погибшей девушки радость сменилось горькими слезами, а счастье несчастьем, а со стороны выжившей, наоборот.
- Значит, в таких случаях, что счастье для одного, то несчастье для другого?
-Можно сказать так, но не совсем.
-А почему не точно?
- Видишь ли, представь себя на месте мужа выжившей девушки, был бы ты счастлив?
-Ты еще спрашиваешь, конечно, да
- А, представь, что ты десять лет копил на лодку и наконец-то купил ее, будешь ли ты счастлив?
-Конечно, ведь я так этого ждал.
-И ты будешь одинаково счастлив в обоих случаях?
-Не думаю, но все-таки к чему ты клонишь?
-Через три года ты развелся с женой, которая тебе изменяла, и при разводе отсудила половину твоей собственности, той самой женой, сто три года назад спаслась на поезде. Ты все еще счастлив, что она спаслась?
-Но это же человеческая жизнь, я точно не желаю ей смерти.
-Да, но дурные мысли о том дне посещают тебя и ты уже далеко не так рад ее спасению, а значит ты, несчастлив.
-Да, но я не уверен, что все так...
Ладно, прошло пять лет, твоя лодка прохудилась, и тебе пришлось ее выбросить. Лодка, на которую ты копил десять лет, отслужила лишь пять, ты счастлив?
-Значит, счастье лишь временно, а может даже разово?
-Я тебе привел весьма конкретные примеры, понятно объясняющие суть, однако могу спросить иначе...
-Хорошо, гуру.
-Если бы на следующий день после покупки лодки или чудесного везения любимой у тебя спросили, счастлив ли ты, что ты бы ответил?
- Я бы ответил, что счастлив, так как любимая жива или мечта о покупке лодки, наконец, осуществилась.
-Да, но что бы ты ответил, если бы тебя спросили, ответить, отбросив эти радостные факты?
-Я не знаю, мастер, все уже зависит от обстоятельств.
-Вот, видишь, значит, такие ситуации хоть и могут повлиять на счастье в целом, однако им не являются.
-Значит для счастья нужно что-то большее. Так почему же тому старику для счастья хватило лишь осознания того, что он все делал правильно?
-Да большее, но это не значит, что долгое. И не предполагаешь ли ты, что осознать что-то весьма ценное для тебя, является пустяком?
-Нет, но все же это как то странно...
-Таскал раб камни к пирамиде, шаг за шагом, год за годом клал их в разные места. Жалел и причитал каждый день, молился о спасении, а иногда и о смерти, но продолжал свое жалкое существование день ото дня, год за годом, монотонно таская камни. В день постройки, глаза раба сияли, он был полон сил, он был спокоен и умиротворен, он был счастлив...
-Значит, раб стал счастливым, когда закончил строить, это важно?
-Важно, что большинство понимают смысл, когда он уже открыт, понимают суть, когда она уже известна и понимают, что им нужно для счастья, когда становятся счастливыми. Для всех счастье разно, но одинаково то, что лишь получив счастье, ты сможешь сказать, что ты счастлив, и именно этого тебе не хватало...
-Из этого следует, как я сказал, что для счастья не обязательна свобода и счастье не обязательно для свободы.
-Свободен лишь тот, кто осознает свою зависимость, а счастлив тот, кто хочет стать счастливым. Дай рыбе крылья, сделает ли это ее счастливой? А будет ли птица счастлива, если научится дышать под водой?
-Нет, учитель, ведь им это не нужно. Но как же понять, что лично мне нужно для счастья?
-Думаю, что ты узнаешь только, когда его обретешь, однако для большинства счастье связано с любовью. Любовь может быть к человеку или нет, постоянная или временная, не важно, но для значительной части людей путь к счастью через любовь.
-А как же монахи, например, они, что ж, все поголовно несчастны? Ведь им нельзя любить...
-Я говорю о земной любви, а ты о другой, духовной. Впрочем, поговорим об этом позже, я слегка утомился.
-Как скажешь.
-Напоследок, я расскажу тебе небольшую историю, немного связанную и со счастьем и с любовью. Много лет назад, мой друг, Айзек, сильно боялся высоты. Но так получилось, что судьба его забросила в десантную группу. Совершая прыжок за прыжком, он поборол свой страх, а вскоре он так полюбил прыжки, что воистину был счастлив только в момент падения из самолета и скольжения под куполом. Как и большинство, он понял, что для понятия счастья, надо прочувствовать его.
-Да, я понимаю, но не думаю, что любовь к прыжкам с парашютом можно вообще назвать любовью.
-Вот, как раз и подумай над этим на досуге, а когда тебе покажется, что ты понял, приходи, побеседуем...
-До встречи, мастер
-Ступай...
Любовь
-Здравствуй, учитель, я обдумал то, что ты мне рассказал вчера. Видимо, человеку нужна любовь к чему-то, чтобы нормально жить, не так ли. Но может ли привязанность или увлечение заменить любовь и нужно ли быть действительно увлеченным кем-то или чем-то, чтобы чувствовать себя нормально?
- Я так и думал, что ты посмотришь на эту проблему с закрытыми глазами. Чуть позже мы поговорим с тобой о любви в обычном понимание этого слова, но сначала позволь тебя спросить, у тебя есть увлечения?
- Я занимаюсь единоборствами, увлекаюсь восточными учениями и люблю писать стихи, но все это тебе давно известно. Так почему же ты спросил?
- Как думаешь, почему ты не сказал, что ты любишь единоборства и восточные учения, а сказал лишь это о писании стихов?
- Полагаю, это лишь речевые обороты, не очень бы звучало, если бы я сказал, что люблю единоборства, восточные учения и писать стихи.
- Возможно, в чем-то ты и прав, но все же я считаю, что ты сказал так именно исходя из предпочтений, от наименее любимого дела до наиболее любимого.
- Может быть, но как это относится к нашей сегодняшней беседе?
- Не каждая картина состоит из одной цвета, как и не каждая фигура не имеет граней...
- Да, мастер, я понимаю, но скажи более прозрачно ...
- Любовь бывает разной и проявляется она по-разному. Я не случайно спросил тебя о твоих увлечениях, заставив тебя задуматься, чтобы ты делал, если бы не увлекался этими вещами?
- Это очевидно, я бы занимался чем-то еще.
- Это как раз и хочу да тебя донести, человеку необходима привязанность. И самое первое - увлечения. Рыбак может ловить рыбу днем, но вечером играть в шахматы, как и банкир, может закрывать счета на работе, но позже петь в народном хоре.
- Но бывает, что работа совпадает с увлечениями, тогда человеку больше ничего не нужно?
- Бывает редко. К сожалению не так много людей живут в балансе и готовы принимать решения не в пользу материальным богатствам, а духовным. Я так же уже говорил, что увлечения это лишь часть любви, необходимой человеку. Причем увлечения в широком смысле. Современный человек хочет успеть во всем: он интересуется политикой, спортом, у него множество хобби и различных развлечений. И без этого он не может нормально существовать.
- Да, но ведь множество людей ничем не интересуются, ни к чему не стремятся и нормально себя чувствуют.
- Раньше Фрэнк был легендарным спринтером, но однажды он шел домой через железнодорожный переезд и попал под поезд. Его удалось спасти, но в результате операции он потерял ногу. Сможет ли он теперь бегать так же быстро, как раньше?
- То есть, люди без увлечений как инвалиды?
- Не совсем так, но ход мыслей верный. Для наибольшего понимания, я расскажу, что было дальше с Фрэнком. Думаешь, он стал беспомощным без ноги? Думаешь, сдался? Так нет. Вскоре он сделал протез, приспособился к нему и выиграл паралемпиаду.
- Я понял, что ты хотел сказать учитель, но не кажется ли тебе, что мы слегка отошли от темы?
- Достаточно ли будет увидеть самую интересную часть фильма, но не посмотреть фильм?
- Нет, ведь тогда самая интересная часть не покажется мне интересной.
- Так вот, если увлечения необходимы человеку как вода, то любовь как воздух.
- Любовь между парнем и девушкой, не так ли?
- Я еще не успел начать, как ты меня уже начинаешь перебивать. Любовь может быть к человеку, а может к предмету, может быть даже к неодушевленному предмету, но она важна. И узнаешь ты, кого или что ты любишь, только когда влюбишься.
- Ты говоришь так же, как говорил и о счастье.
- Несомненно, любовь и счастье тесно связаны между собой, и я тебе уже говорил ранее, что для многих счастье и есть любовь, а любовь есть счастье. Однако, это не всегда так. Ты можешь любить девушку, но всегда ли так, что она взаимно любит тебя? И разве каждый будет счастлив, когда любовь безответна?
- Но ведь ты можешь сделать так, чтобы любовь была взаимной, разве не так?
- Много лет назад жил король и была у него красавица, дочь. Как-то раз, приехал купец в то царство и, увидев принцессу, влюбился с первого взгляда. Он решил, во что бы то ни стало жениться на ней. С этим он и пришел к королю. Король выслушал его, принял богатые дары и сказал: "Кто я такой, чтобы распоряжаться судьбой своей дочери, разве она мне раба? Я могу лишь посоветовать ей, а выбор останется за ней". Купец изумился ответу государя, ведь в то время достаточно было согласия отца. Но делать было нечего, он пошел с предложением к принцессе. Принцессе он понравился, но только как хороший собеседник. Будучи умной, не по годам, она поняла, что не сможет полюбить его как мужчину и ответила отказом. Купец, конечно же, не сдался с первого раза. Каждый день он дарил ей цветы, иногда даже гулял с ней по саду, но все безуспешно. Девушка лишь видела в нем друга. Однажды он снова пришел к королю и спросил, не пора ли ему посоветовать ей сделать правильный выбор, на что государь ответил, что давно уже симпатизирует ему и уже не раз говорил своей дочери, что пора принимать предложение. После этого, купец вновь отправился к принцессе просить выйти за него. Но она сказала ему: "прости, ты хороший друг, но я не люблю тебя и не смогу полюбить". Купец расспросил ее о причинах, и девушка поведала ему, что ее сердце уже занято, что втайне от двора она встречается со слугой. Она попросила его не рассказывать ничего отцу, но он, конечно же, рассказал, так как считал неправильной такую связь, да и обидно ему было, что ему предпочли какого-то слугу. Король был решителен: слуга был казнен, и через несколько недель состоялась свадьба принцессы с купцом.
- Получается, я был прав, и он все-таки добился своего.
Да, она вышла за него, но не женитьба была его целью. Ведь он хотел взаимной любви, но ее так и не получил. Принцесса так и продолжала любить слугу, а купец, не чувствуя взаимности в какой-то момент и сам перестал любить.
- Значит не всегда это в наших руках? А если любовь к чему-то? Ты говорил, что необязательно это любовь к девушке, так? Тут-то все зависит от нас, так?
- Я расскажу тебе о любви к конкретному предмету и о любви к чему-то абстрактному, например, к идее. Ранее ты спрашивал у меня, счастливы ли монахи, если им нельзя любить. На что отвечу, их любовь куда шире: они любят весь мир. Но вернемся к земному. Когда-то давно жил учитель. И был он мудрейшим в городе. Он понимал, что те знания, что он дает в школе не достаточны, и решил организовать школу для хорошо успевающих, чтобы поделиться всеми своими богатыми знаниями. У него была идея и любовь к преподавательству, а позже и любовь к идее. С каждым месяцем и годом, он видел, что учеников становится все больше, появляются новые преподаватели и идея осуществляется.
- Постой, но ведь любая идея с течением времени осуществиться, если приложить усилия
- Идея может потеряться во времени, но вероятно, если она хороша, то она осуществится.
- А разве мало плохих идей осуществлялись?
- Да, но лишь на время. Никогда дурная идея не выдержит испытание временем, даже если ее автор влюблен в нее. Столетия назад жил правитель жесткий, но как ему казалось справедливый. Как то он подумал и решил, что люди творчества, писатели, художники, артисты и прочие не должны получать прибыль, ведь это не работа, а развлечение. После обнародования закона, общественность его поддержала. Ведь они в поте лица трудились, зарабатывая на хлеб, а другие лишь тратили чернила или краски. Им казалось, что так несправедливо. Через год уже почти никто не писал и не рисовал, писателям и художникам пришлось работать в других сферах, а время на творчество почти иссякло, да и желание пропало. Еще раньше стали закрываться театры. Вскоре общество поняло, что они были не правы, правитель был смещен, закон аннулирован.
- Ты привел пример идеи, которая быстро иссякла. Потому ли, что автор не так уж любил ее?
- Отнюдь, правитель до самого конца считал, что все сделал верно. Но я могу привести и другой пример, более длительный. Еще совсем недавно общество было поделено на классы, и ты не мог стать правителем, если не родился в королевской семье. Но это уже не сильно относится к нашей теме, так что продолжим.
- Пожалуй, я осознал, что любовь необходима каждому, но не всегда любовь одного человека может положительно сказаться на втором, поэтому ты мне напомнил про монахов, которые любят не отдельного человека или предмет, а весь мир целиком.
- Отчасти это так, друг мой. Но позволь тебе привести еще один пример о любви, чтобы до конца ответить на твой вопрос, что ты не так давно мне задал. Так вот, Эли жила высоко в горах. Она часто ходила в походы и по-настоящему наслаждалась красотой видов. Она действительно любила природу. Однажды в походе ее укусило ядовитое насекомое, и она ослепла. Перестала ли она любить природу?
- Нет, учитель. Но теперь ведь она не сможет наслаждаться прекрасными видами, значит, от нас зависит не все даже в любви, а лишь большее или меньшее.
- Да, но без этого жизнь не была бы такой, какой она есть, пойми.
- Сегодня мы не так много говорили о самой любви, но я, кажется, понял, что человеку необходима не только любовь к любимым и близким, но и увлечения и любовь к чему-то еще.
- Если ты посмотришь еще шире, то увидишь, что любовь, как капли дождя, наполняющие стакан. А стакан - это ты.
- Стало быть, без любви нет нормальной жизни? А что такое вообще нормальная жизнь? Ты часто думал об этом?
- Любовь лишь часть, как счастье и свобода. Жизнь же - целый мир.
На том пути увидел свет
И после долгих лет пути
Увидел вновь я это свет
Но все уж было позади
А пока, ступай...
- До встречи, учитель...
Жизнь
- Как не может быть свобода без счастья, а счастье без любви, так не может быть жизнь без любви, свободы, счастья и много другого. Как я сказал, жизнь куда сложнее. Это и желания и грезы, разочарования и успехи, взлеты и падения, переплетение мыслей и чувств. Ты спросил меня про нормальную жизнь, но знаешь ли ты, что это значит для тебя?
- Благополучие во всем.
- А что для тебя благополучие?
- Успех в делах, счастье, стабильность.
- А разве так возможно, чтобы все было благополучно?
- Конечно, учитель, ни это ли гармония, когда все благополучно?
- Портной шил на заказ всем достойным дамам и господам в стране. Шил качественно и быстро, достойно обеспечивал себя и свою семью...
- Но...
- Именно, всегда бывает обстоятельство, мешающее полному благополучию. Его "но" было в том, что он ненавидел свою работу
- Значит, нормальная жизнь разная для каждого и не может быть без проблем или без каких-то мешающих благополучию обстоятельств, так?
- Да, но это просто. Что ты скажешь на вопрос, что такое жизнь вообще?
- Я могу дать тебе определение из учебника, но я уверен, что ты не такой ответ хочешь от меня услышать...
- Подумай, я не тороплю.
- Хорошо, для меня жизнь - это нечто особенное, ценное. Совокупность всего, происходящего со мной с момента моего рождения и до самой смерти.
- Совокупность всего, с тобой происходящего - это очень абстрактно.
- Да, но я имею в виду вообще все события, которые ежесекундно со мной происходят.
- Я вижу, ты очень субъективен. Мы не будем с тобой говорить о теориях происхождения всего, о большом взрыве и теории супер струн, о цикличности вселенной. Ведь все это только теории и, к сожалению, пока что для нас это за рамками нашего разума. Мы можем лишь строить гипотезы, но не можем ни доказать их ни опровергнуть.
- Но все же, учитель, как бы ты описал жизнь объективно?
- На ферме Джонса росла кукуруза. Когда-то он посадил ее. Теперь в зарослях кукурузы живут насекомые, а птицы прилетают клевать их и кукурузу. Джонс ставит пугало, но это не помогает - птицы все равно прилетают поживиться кукурузой. Позже фермер собирает урожай, насекомые перебираются в другие заросли, а птицы больше его не беспокоят. И разве это лишь часть жизни Джонса?
- Да, но это жизнь и для кукурузы, и для насекомых, и для птиц...
- Именно это я и хочу сказать, что жизнь - это все события, происходящие со всеми...
- Хорошо, мастер, мне кажется, я начал понимать это. Ты не хотел говорить о происхождении жизни, о теориях и тому подобное, но все-таки позволь тебя спросить, что ты обо всем этом думаешь?
- Ладно, так и быть я поделюсь с тобой своими соображениями, но мои соображения - очередная необоснованная теория. Давай с тобой сначала поговорим о нескольких существующих теориях и постепенно погрузимся глубже.
- Как скажешь, учитель.
- Ты веришь в инопланетную жизнь?
- Думаю, да. Сомневаюсь, что наша планета единственная пригодная для жизни во вселенной.
- Хорошо, представим, что на Землю жизнь была занесена из космоса. Представим, что мы доказали, что так оно и было. Нашли ли мы тем самым истоки жизни?
-Нет, мастер. Получается, что мы просто перенесли события в другое место.
- Точно. Так, а представим, что жизнь зародилась из случайно сталкивающих молекул, возможно ли это?
- Думаю да, ведь это основная теория.
- Видишь, как я уже говорил, это лишь теория. Поэтому я считаю, что эта мысль верна лишь отчасти. Я полагаю, что беспорядочное сталкивание молекул на Земле привело к жизни, но попали на нашу планету эти молекулы не случайно. У космоса есть правила, однако они нам неизвестны.
- Хочешь сказать, что какой-то первичный материал для создания жизни был кем-то отправлен на землю?
- Скорее чем-то, некой космической силой, устанавливающий свой порядок. Силой, сильнее гравитации. Гравитация, как и неизведанная темная энергия лишь часть это силы...
- Ты был прав, мастер, когда сказал, что не очень хочешь говорить об этих ториях, теперь мне стало еще менее понятно и появились вопросы. Если ты прав, то откуда взялись этот первичный материал? А если, как ты считаешь, он создан был какой то силой, то кто создал эту силу? Получается, всегда был какой-то первоисточник, существовавший раньше всего? И если его никто и ничто не создавало, то получается, он появился сам по себе? А разве может что-то появится из ничего?
- Да, мой друг, все это очень сложно и, к несчастью, пока мы не готовы дать ответ на эти вопросы, так что предлагаю вернуться к земному и рассказать тебе историю.
- Надеюсь, после твоей истории у меня не будет так болеть голова, как от твоих рассуждений...
- Итак, На улице шел дождь, поэтому Рой сидел дома. Дождь шел долго, так что к нему начали приходить друзья и звать на улицу. На что он отвечал, что не видит смысла. Как дождь закончится он, может быть, выйдет. Дождь продолжался несколько недель, а он так и не вышел. Когда дождь закончился, Рой вышел к друзьям и понял, что все изменилось. За эти недели, девушка, которая ему нравилась, стала встречаться с его другом, а друзья отдалились от него, так как он очень многое пропустил. Рой расстроился и просидел дома еще месяц, а когда вышел, для друзей он стал лишь знакомым.
- Ты мне хочешь прочитать нравоучения по поводу лени или о том, что надо правильно выбирать друзей?
- Отнюдь. Я хочу тебе сказать, что у него не было цели, не было смысла. Я, конечно, немного преувеличил, но это - жизнь. Если бы у него была цель завоевать сердце девушки или сильнее подружиться с друзьями, он вышел бы сразу, если бы он хотел вернуть девушку или дружбу, он бы не стал сидеть дома еще месяц, и даже после можно было добиться своего. Но у него не было таких целей. Были ли у него цели вообще? Не думаю, ведь он просто сидел дома...
- Значит, мы опять возвращаемся к одному составляющему жизни?
- Да, но одному из главных. Цели, а главное смысл - вот что делает жизнь жизнью. Подумай над этим и жду тебя завтра...
- Я не смогу прийти завтра, учитель. Завтра я встречаюсь с друзьями, к тому же мне мало лишь дня, чтобы понять, в чем мой смысл жизни...
- Ты не поймешь ни завтра, ни через год, но когда будешь готов в любом случае приходи
- Хорошо, я приду на этой неделе.
- Лед не растает мгновенно, даже если окунуть его в кипяток.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
"Сказка о зиме"
"Медведь"
levpapa72
Рупор будет свободен через:
17 мин. 40 сек.