Задумавшись о теме рождения города, ядра населенного пункта, позже получившего статус города как социальный, политический, экономический центр в замкнутом пространстве, вспомнилась жемчужина. Мысль показалась здравой, и я углубился в биологию жемчужины. Боюсь показаться назойливым, но вспомним, как образуется жемчужина. Микрочастица, попавшая с током воды во внутреннюю полость раковины, обволакивается выделениями раковинами. Так закладывается начало того чудесного, что более двух тысяч лет не оставляют равнодушным красавиц мира. Идет время и через определенный промежуток в раковине созревает круглое ядро, покрытое слоями перламутра. Так и город, а вернее, то микрообразование, которое станет позже городом. Как и в случае с жемчужиной, так и данному населенному месту необходимо время, чтоб обрасти шахристаном, а позже и рабатом, как город на Востоке. На Западе и на Востоке, город представлял собой сложную модель, своего рода микрокосм с концентрическими кругами вокруг основного ядра. Если рассматривать фотографию, отснятую посредством космического спутника одного из древних городов, то ясно видно, где центр, вокруг которого и раздался вширь «вечный город». Согласно традиции, начало которой положил Марк Теренций Варрон (М. Т. Varro, 116—26 г.г. до н. э.), временем основания Рима считается 753 год до н. э. Как город-государство Рим сложился в VI веке до н. э. Предание сохранило имена семи царей, из которых три последних происходили из этрусской династии Тарквиниев.
Культура этрусков оказала значительное влияние на римлян: жители города восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. toga — покрывало), навыки градостроительства, обычаи и религиозные верования. При царе Тарквинии Древнем (VI век до н. э.) в городе началось осушение болотистых районов посредством дренажных каналов, была устроена сточная система и сооружена «Cloaca maxima», которая действует и поныне. Интересные результаты были получены, когда археологи вспомнили о космических спутниках, рутинно ведущих сверхдальние рекогносцировочные съемки всей земной поверхности. Когда специалисты по проявлению дистанционных фото - и радарных снимков в Пасадене, штат Калифорния, локализовали снимки, сделанные из космоса над Аравийской пустыней, проявили их и увеличили изображение - эврика! - под нынешней пустыней довольно четко обозначились контуры древних караванных дорог. Как нам пригодились бы такие снимки для изучения древней Албании! Ведь эта методика позволяет видеть невидимое под землей! Действительно как сказал поэт: «…большое видится на расстоянии».
Что же касается Баку, то в масштабе планеты некой песчинкой, попавшей на благодатную почву Апшерона, а точнее Баку, оказалась построенная на берегу моря уникальная Девичья Башня – Гыз Галасы. Башня и стала основой для будущего города. Одно из самых древних упоминаний о месте поселения людей на берегу большого соленого озера есть в египетской «Книге Мертвых», которой более 3000 лет. Иероглифы, расшифрованные британским ученым Флиндерсом Петри, открыли миру древние знания египтян. В том числе о «Бакау» или «Бакоу», как они называли то место, где и располагается нынешний Баку. Надо учесть еще один немаловажный фактор: в «Книгу Мертвых» заносились те знания, которые были очень важны. Упоминание Баку в таком артефакте подтверждает еще раз мысль о том, что сакральность Баку была известна древним. Сама «Гыз Галасы» уникальна уже тем, что нигде в мире нет аналога такой конструкции. Есть много версий о назначении Башни, но все исследователи сходятся в одном: форма Башни, ее расположение, географические координаты, связь с восходящим светилом, девять окон – бойниц, ориентированных по планетам нашей Солнечной системе, да и многое другое, что еще предстоит открыть, требуют тщательного изучения «Гыз Галасы». Она стала центром, вокруг которого и стал образовываться Баку. Основываясь на древнем артефакте «Книге Мертвых», можно с уверенностью датировать Баку возрастом не менее 3000 лет. В пользу древности, а самое главное сакральности Баку, говорят и многочисленные находки археологов. В том числе древние основания: храма Митры с вечно горящим светильником – алтарем, храма огнепоклонников, древней албанской церкви и часовни, посвященной мощам убиенного в Малой Азии и привезенного для захоронения на место позади «Гыз Галасы», где и воздвигнули позже часовню святого Варфоломея. И это не все. Рядом, в 10 веке будет построена мечеть, остатки стен которой сохранились и по сей день. Чуть поодаль, сбоку от входа в «Гыз Галасы» находятся остатки древней албанской церкви, на фундаменте которой в конце 18 века будет реставрирована албанская церковь, позже незаконно приватизированная армянской епархией. Неспроста на маленьком пятачке позади Гыз Галасы было такое скопление объектов ритуального характера. Из истории нам известно, что древние обладали знанием, которое мы, к сожалению, утеряли, о выборе мест для связи с Богом. Таким центральным местом и явилась площадка, с легкой руки некоего чиновника царской России обозванная как «Верхний базар» - «Юхары базар мейданы». Раз есть что-то «верхнее» обязательно должно быть и «нижнее». За этим дело не стало и сакральное также место, расположенное ниже по улице
им. А Зейналлы назвали «Нижним базаром». Вот и вся нехитрая история с происхождением названий, многократно размноженная безграмотными гидами по всему миру. То же самое относится к камню, вмонтированному в тело Башни в 12 веке во время реставрационных работ, проводимых по указанию шаха Ахситана.
Он перенес столицу в Баку из Шемахи после разрушительного землетрясения 1191 года. Все мои доводы и требования о демонтаже камня с основного объема Башни с надписью времен шаха Ахситана, остаются «гласом вопиющего в пустыне», несмотря на то, что вмонтированный камень дезинформирует всех, кто раз пришел на экскурсию в «Гыз Галасы». Мало того, дезинформация многократно множится «благодаря трудам» гидов, их россказням о дате и грязной историйке, которую они с особым смаком озвучивают.
Одними из первых древние города, обнаруженные археологами на Востоке, датируются примерно 8000 годами и больше всего их обнаружено на территории Шумера. Археологи были шокированы, обнаружив мощеные улицы Мохенджо - Даро в долине Инда, на территории нынешнего Пакистана. Сам факт требует развернутого рассказа об уникальном городе. Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне реки Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская» (от города Хараппа на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III — начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.
Во многих отношениях (по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода. Но в отличие от них не так известна в мире, как египетская и шумерская культура.
Строительство хараппских городов (в долине Инда открыто более 800 поселений) велось по заранее разработанному плану. Прямые улицы, ориентированные с запада на восток и с юга на север, говорят о строгом контроле за строительством на протяжении столетий и являют собой древнейший из известных в истории человечества пример планировки городов.
Мохенджо - Даро в переводе с языка синдхи означает «Холм мертвых» обнаружен на глубине 12 м. и относится, по меньшей мере, к XXV веку до н. э. К тому времени, когда формировались цивилизации острова Крит. Город Мохенджо - Даро занимал площадь около 2,5 квадратных километров; по подсчетам ученых, в нем жило 35—100 тыс. человек.
В городе имелись мастерские, зернохранилище (размером 61X46 м), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации - древнейшие из известных в настоящее время.
Самым замечательным из них является купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12 м., шириной 7 м., глубиной около 3 м. Дно бассейна покрыто битумом; его водонепроницаемость сохраняется более четырех тысячелетий. Как древние достигли такой изоляции, остается секретом. В строительстве огромное значение имеет влагоизоляция фундаментов зданий, над этой проблемой работают ученые всего мира с начала 20 века. С обеих сторон в бассейн ведут две лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним трубам, она постоянно вытекала по другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов. Кстати, обогрев топочными газами скамей и стен, технология строительства бань с применением этих знаний была известна древним строителям бань в Азербайджане, Персии, Турции. Может эти знания были приобретены благодаря контактам с Индией? В частности тот факт, что сюда стекались огнепоклонники из Индии, дает основание задать подобный вопрос. Но вернемся в древний город. В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом. Их диаметр достигал 1 м. В больших домах строились собственные колодцы. Помещения, где они находились, были тщательно вымощены. Колодцы в Баку выложены хорошо обработанными блоками известняка. Размеры их колеблются в пределах 10х10х20 см. Но и этому есть объяснение. Керамика требует при обжиге огромного количества сухих дров, что всегда было проблематично для Баку с его редкой растительностью.
Жилые дома в Мохенджо-Даро строились из обожженного кирпича, были двух - трехэтажными, в высоту достигали 7,5 м. и имели до 30 комнат. Окон на улицу не было. Очаг размещался в середине внутреннего двора. В каждом кирпичном доме имелась комната для омовений, которая представляла собой небольшое квадратное или прямоугольное помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, имевшим покатость к одному из углов. В этом углу помещался водосток. Тесная кладка кирпичей, которыми был вымощен пол, препятствовала просачиванию воды. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города, которая, по свидетельству известного английского индолога А. Бэщёма, представляет собой «одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации... Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода».
Каждая улица и переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось важное значение. Об этом свидетельствуют также размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м. Каково подземное хозяйство?! Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы, покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительное внимание. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет (!) до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства древности.
Сам факт мощеных улиц, подземных коммуникаций – дренажных водоводов, канализаций заслуживает пристального внимания, так как говорит об уровне цивилизации данного города. Все это присутствует и в подземной части Баку. В отличие от Баку в древнем Риме вообще отсутствовал подвод воды домой или дворовые колодцы с питьевой водой, как принято было в Баку, в древней ее части - в Крепости. Отсутствие в римских домах воды имело своим следствием и отсутствие канализации в жилых кварталах: римляне пользовались общественными туалетами, а мусор выносили на улицу. В этом плане выгодно отличается цивилизация древней Индии. Еще в середине
III тысячелетия до н. э. в городе Мохенджо-Даро в каждом доме (!) имелись не только система водоснабжения, но и трубы для отвода нечистот в магистральные каналы.
В самом городе Баку, в нижней части Крепости, при рытье колодца на глубине около 8 метров наткнулись на дорогу мощенную плитами известняка. Параллельно обнаружили целую сеть подземных труб, изготовленных из керамики, обожженной при высоких температурах. «Археологические исследования позволяют датировать старую бакинскую Крепость как город античного периода и считать его древность более 2000 лет» - с этой версией ученого С. Ашурбейли перекликаются работы Л. Бретаницкого и других исследователей. О городской цивилизации свидетельствуют также многочисленные находки, найденные на территории Крепости. Об этом же свидетельствуют находки керамики, обнаруженные при рытье котлована в октябре 2007 года, после разрушения так называемого «Дома губернатора». На глубине 6-8 метров найдены огромное количество керамики, которые по предварительным заключениям археологов датируются этим же периодом.
Часть вторая
Как относились к проблемам города в Вавилоне, проясняют обнаруженные законы царя Хаммурапи, которым около 6000 лет, в которых подробно расписаны нормы поведения горожан, мера ответственности и наказания за проступки. Тем самым, перед нами своего рода свод законов для управления городом и горожанами. Аналогичный ряд параграфов «Законов XII таблиц» непосредственно касается охраны санитарного состояния города Рима. Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на городских магистратов — эдилов (от лат. aedes — храм), которые не были врачами. Эдилы следили за строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законах. Так, Гераклейская таблица, содержащая (как предполагают ученые) закон Юлия Цезаря (100—44 гг. до н. э.) о муниципиях посвящает этому ряд параграфов. Один из них гласит:
«Всякий собственник здания, перед которым имеется пешеходная дорожка, должен содержать эту дорожку на всем протяжении этого здания хорошо вымощенной плитами без трещин, в соответствии с указаниями эдила, на которого в этой части города возложено наблюдение за дорогами, согласно настоящему закону».
Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан Рима к мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таблиц» (лат. Leges XII Tabularum 451—450 гг. до н. э.), краткость и простота которых и по сей день восхищают юристов. Составленные в период ранней республики под давлением плебеев, они явились характерным образцом свода законов раннеклассового общества: защита патриархальных традиций, сочетание принципа талиона и штрафов и т. п.
Можно быть уверенным в том, что аналоги таких документов существовали и в древнем Баку для управления городом. В начале 9 века такие документы назывались «фирманами». Они оглашались на центральной площади перед дворцом Ширваншахов. В принципе больших отличий от западных городов в практике управления городом, оглашения указов синьора, короля нет. И в городах Германии, Франции, Италии и других всегда была центральная площадь. Она могла быть перед дворцом синьора, короля или перед ратушей. Если вспомнить средневековые города Западной Европы, то все они начинались с замка синьора, монастыря или же некоего лагеря поселенцев, из временного места, превратившееся в постоянное со своим неким образующим центром: военным, политическим, экономическим, и, конечно, социальными и родственными связями. Таким центром вначале был сам замок, защищенный крепостной стеной и рвом. Средневековые замки и церкви строились на тех же местах, где в древности находились языческие захоронения, да и сами названия церквей и замков хранили память о древних культах. Позже, по мере роста обслуги, охраны и крестьян, возникли проблемы. Количество людей, прикрепленных непосредственно к владельцу замка, чаще всего по совместительству являющегося землевладельцем и территория самого замка с внутренним двором уже не вмещала массу людей занятых при дворе хозяина замка. Кроме того, к замку подтягивались из ближних и дальних сел торговцы, крестьяне, мастеровые люди и прочий люд. Стихийно вокруг замка создавалось кольцо из временных жилищ пришлых людей, которые селились как можно ближе к крепостным стенам, чтоб в случае опасности укрыться за ними. Постепенно они перестроили их как долговременные, так как их заработок, а значит и жизнь, зависели от заказов из замка (рис.1,2). Второе кольцо строений поселившихся за крепостной стеной, окружавшее основное здание замка и стало, говоря современным языком, своего рода рабочим пригородом, или «рабатом» по-восточному. Термин «шахристан» применим к территории, которая находилась внутри крепостных стен. Постепенно из внутреннего двора вытесняются мастеровые люди в пригород, а их место заполняется торговцами, военными чинами, аптекарями и людьми, приближенных ко двору в связи со своей профессией.
рис.1 рис. 2
Необходимость защиты рабата от неприятеля вынуждает людей строить стену уже для своей безопасности. Так появляется вторая окружная стена, а вместе с тем ощущение безопасности, которое привлекает больше простолюдинов к данному месту из других деревень, защищенных не так надежно, как замок хозяина. На старинных гравюрах можно проследить два пути развития становления городов в Западной Европе. На них отчетливо видно расстояние между первой и второй стеной. Для масштаба в разных местах композиции разбросаны люди. По высоте фигурок можно ориентироваться в масштабе изображения. Тщательный анализ гравюр выявил одну особенность: расстояние между первой и второй стеной неодинаково. Если первая и вторая стена приближена одна к другой и расстояние между ними в пределах 30 метров – это свидетельство того, что город был обнесен двумя своими фортификационными сооружениями изначально. На некоторых гравюрах ясно видно большое расстояние между первой и второй стеной. Судя по масштабу изображенных людей вдалеке, на территории между двух стен, расстояние колеблется около 100 метров (рис. 3). Сам пригород уже разрастается и как бы «ползет» вверх к замку по склону холма. Крайние дома пригорода стоятся уже как крепостные стены, со своими въездными воротами, что всегда было прерогативой основной крепости – замка. В средневековье ворота были доходной частью бюджета города. Взимаемый налог за вход в город, большая часть поступала в городскую казну. В раннем средневековье налог взимался натурой, а позже деньгами. Вообще с воротами дело доходило до анекдота. Иногда чересчур падкие до презренного металла синьоры строили ворота вне зависимости от объекта, заставляя взимать налог за проход никуда. Но после ряда ожесточенных выступлений недовольных против алчного землевладельца, подобной практике, особенно после указа короля Франции о прекращении самодеятельности, фокусам с воротами был положен конец.
Вернемся к гравюре и вновь проанализируем качество строений. Стены сложены из массивных глыб и высота их примерно 10 -12 метров, что достаточно для пассивной защиты жителей. В тоже время крепостные стены являются основой для жилых домов, прием, часто применяемый в Западной Европе, но не присущий Переднему Востоку. В том числе и Баку, где крепостная стена была самостоятельной оборонительной единицей с пандусами, широкими ступенями, ведущими к верхней части фортификационного сооружения. Исключение составляли лишь каравансараи, где оборонительная стена являлась в то же время и внешней стеной жилых помещений, а крыша служила как площадка для перемещения обороняющихся от нападавших. Приведенный анализ по гравюре (рис. 3) свидетельствует о том, что вторая стена была возведена позже, после разрастания «рабата». Изучая большое количество гравюр, заметно, что в основном первичные города обнесены двумя стенами, рисунков с тремя стенами я не встречал.
Часть третья
Вернусь к раннему средневековому Баку с его тремя крепостными стенами, изначально задуманные и построенные как единое фортификационное сооружение (рис. 4).
Позже, в 1191 году третью, внешнюю стену разберут и укрепят кольцо вторых и первых стен. Два города на Каспии имели три линии крепостных стен: Баку и Дербент. Баку к тому же имел гидротехническое сооружение в виде двух выступающих в море волнорезов, служивших видимо защитой при создании искусственной гавани. На гравюрах 17-18 веков видны выступающие далеко в море два мола, являющиеся продолжением вторых крепостных стен
Дербент — древнейший город… Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы — в конце IV тыс. до н.э., т.е. пять тысяч лет назад. Первое упоминание «Каспийских ворот» — наиболее древнего названия Дербента — относится к IV в. до н.э., его приводит известный древнегреческий автор Гекатей Милетский (IV в. до н.э.). Город расположен на западном берегу Каспийского моря, недалеко от устья реки Самур, там, где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь узкую трехкилометровую полоску равнины, замыкая ее, город образовывал так называемый Дербентский или Каспийский проход. Роль Дербента и Дербентского прохода была велика, он был расположен в одном из самых стратегически важном и топографически удобном месте знаменитого Прикаспийского пути, связывающего Восточную Европу и Переднюю Азию. Значение этого прохода было причиной захватнических устремлений скифов, сарматов, алланов, гуннов, хазар и др. Он пережил бурные исторические события, штурмы и разрешения, периоды упадка и расцвета. Здесь пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути и Дербент выступал «перекрестком цивилизации», связывавшим Восток и Запад, Север и Юг.
Рис.4
рис.5
На рисунке 1737 года отчетливо видны два волнореза и защищенный дополнительной крепостной стеной сам Баку, или та современная часть Баку, которая именуется Крепостью. Вот что пишет Л.С. Бретаницкий: «Система укреплений города не ограничивалась созданием замкнутого пояса оборонительных сооружений, лишь в немногих местах прорезанного хорошо защищенными воротами и переходами через ров, прикрытыми предмостными укреплениями. Спускаясь к морю, крылья крепостных стен уходили довольно глубоко в Каспий, образуя стоянку кораблей, контролировавшуюся городом и хорошо укрытую во время непогоды. Система уходящих в море городских стен повторяла, по сути, организацию гавани в Дербенте» Общая площадь Крепости фактически не изменилась и осталась в пределах первых стен с территорией в 22,5 гектара. На переднем плане прорисована до мелких деталей вторая крепость, носящая имя «Сабаил» и расположенная в пределах 500 метров от береговой линии в море.
До сих пор нет четкой версии о назначении отдельно стоящего в море форта. По одной версии, это своего рода вынесенный в море таможенный форт, с функциями временного причала для разгрузки товаров. По другой, это укрепленный военный форт для защиты с моря Бакинскую Крепость. Действительно, после консультации с военными моряками, они убедительно доказали мне, как могла защищать Сабаильская Крепость с моря Бакинскую Крепость.
Во-первых, орудия Сабаильской крепости своим огнем не подпускали корабли противника на линию огня по Баку. Во-вторых, Сабаильская крепость стоит на самом удобном месте для прохождения военных кораблей с низкой осадкой. В 50 метрах от Сабаильской крепости начинается повышение морского дна, что чревато для судов с низкой осадкой. Попав в коридор между Сабаильской крепостью и невидимой мелью, которая известна была только местным жителям, противник отворачивал от шквального артиллерийского огня свой борт и садился на мель. Остальное было делом техники. С одной стороны артиллерийский огонь из башен Сабаильской крепости по обездвиженному кораблю противника. С другой стороны атака легких судов со стороны Баку, типа баркасов, свободно маневрирующих над мелью и огнем из малых мортир, добивающих противника. Изображенные на гравюре двухмачтовые парусники, стоящие на рейде Баку не относятся к тяжело груженым военным фрегатам (рис.6).
Вторая крепостная стена Баку - Ичеришехер была разобрана в начале 19 века, а средства, 40 000 рублей золотом от продажи камней были пущены на благоустройство города. О чем есть соответствующие документы того времени. Оставшаяся первая крепостная стена была укреплена, в некоторых местах восстановлена до высоты, соответствующей 12 веку, когда шах Ахситан серьезно занимался укреплением Бакинской Крепости, как главной резиденции своего государства со столицей в Баку. То, что мы видим сегодня, это остатки крепостных стен, которые в конце 19 века претерпели ряд изменений, а в 20 веке были продолжены разрушительные работы. Особенно пострадала часть крепостной стены, обращенная к Губернаторскому саду, ее нижняя часть (рис. 7). Многие изувечили стену стихийным строительством, вырубая в памятнике архитектуры 6 века для своих нужд квадратные метры жилья. Вот так и стоит крепостная стена, пережившая монголов, но павшая под натиском корыстных субъектов, для которых история азербайджанского народа это, прежде всего исторические названия многочисленных торговых и увеселительных заведений.
рис. 7
На приведенном рисунке 7 зафиксирована крепостная стена начала 20 века. В ней пока не прорублены двери, окна и не навешены балконы. Метастаз охватил крепостную стену с 1960 года и катастрофически разросся к 1987 году. Смутные времена конца 90-х послужили для пронырливых основанием, чтоб еще более изувечить крепостную стену. На башнях появились собственные обзорные площадки, балконы, на которых впору играть в минифутбол и все это при странной слепоте городских властей, прокуратуры, Союза архитекторов, Министерства культуры, Управления по охране памятников и т.д. Ряд зданий 19 века были снесены, а на их месте выросли отели с фасадами абсолютно не соответствующих историческому облику Крепости и своим видом бросающих вызов всем законам республики.
Часть четвертая
Даже на заре становления городов римский закон был жесток по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
Акведуки древнего Рима охранялись законом. Контроль над техническим состоянием этой колоссальной водопроводной сети осуществляло специальное водное ведомство – «Curatores aquarum». За умышленную порчу водопроводных труб и водонапорных башен на виновного налагали крупный штраф (100 тыс. сестерций). Насколько я информирован, ни один из нарушителей, самовольных строителей в Крепости не оштрафован даже на медную копейку. То единственное, что осталось от древних времен, как крепостные стены Баку, по собственному разумению продолжают перекраивать собственники, для которых видимо, нет соответствующих статей УК.
От вида обезображенных нынешних крепостных стен переведем взгляд на старинную гравюру (рис. 8), где внимательный читатель заметит, что расстояние между первой и второй крепостной стеной слева составляет около 30 метров и заполнено морской водой вплоть до нижней границы сегодняшней Филармонии.
рис.8
Теперь это улица Ниязи (б. Чкалова). То место, которое было заполнено морской водой вплоть до 16 века, теперь и есть территория сквера имени А.Вахида (б. Губернаторский сад).
Абд ар – Рашид аль Бакуви в 1403 году подробно описывает состояние прибрежной части Крепости: «…море затопило много стенных башен и приблизилось к мечети». Он имеет в виду Джума мечеть, построенную на месте древнего храма огнепоклонников. На гравюре отчетливо прорисована та самая мечеть, чуть левее от Гыз Галасы – Девичьей Башни. Это вторая Джума-мечеть, потом ее разрушат и на ее месте воздвигнут третью Джума – мечеть на средства жителя Крепости, состоятельного человека Дадашева. Сегодня, в 21 веке Джума – мечеть реставрируется. Каменная стена – ограждение снесено и на ее месте вновь построена стена, более отвечающая эстетике такого памятника.
С правой стороны мы наблюдаем на гравюре ров, также заполненный морской водой. Сегодня это улица имени А.Алиева (б. Зевина). Примерно в середине крепостной стены сегодня расположена площадь Молодежи с известными Парными воротами (Гоша гала гапысы) или Шемахинскими воротами, устроенными в середине 19 века. Благодаря таким артефактам, как приведенные выше гравюры, рисунки, документы, сегодня мы имеем возможность сравнивать, изучать и получать интересные выводы. Приск Панийский, византийский автор первой половины 5 века, описывает Баку как портовый город. Свидетельства античных авторов также дают возможность предположить существование поселения или города на месте Баку в начале нашей эры. Клавдий Птоломей, греческий географ во 2 веке описывая Кавказскую Албанию, упоминает 29 городов.
Приведенный рис.9 полезен для изучения средневековых городов, особенно для сравнительного анализа городов Западной Европы, Руси и Востока. Большие расстояния между укрепленными пунктами Руси ввиду огромной территории, привело к тому, что города Руси имели свои отличительные признаки. В данной статье моей целью не является глубокий разбор основ градостроения на Руси, и поэтому ограничусь только необходимыми сравнениями с восточными и западными городами.
В конце XIV века до н.э., в период, когда “темные века” истории Ассирии уходят в прошлое, “царь множеств” Ададнерари I (1307-1275 гг. до.н.э.) оставил на валу города Ашшура замечательную надпись, которая начинается словами: “Ададнерари, блистательный князь…, наместник богов, основатель городов …” (выделено мною).
Впервые в истории Ассирии, как и близ лежащих стран, к числу заслуг царя была причислена очень важная функция – “основатель городов”. Перед нами ясно вырисовывается та важная роль, какую играл город на древнем Востоке II тыс. до н.э., главное, что эта роль уже осознается в социально-психологическом плане самими жителями древней Месопотамии; город становится социальной ценностью. Особенно поражало современников система водоводов в ассирийских городах, за счет которых город обеспечивался чистой родниковой водой из вышестоящего источника. Акведуки не являются изобретением римлян, которые заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походов. Так, еще в VII веке до н. э. (за три столетия до первого римского акведука) в Ассирии времен Синанхериба был построен величественный водопровод (вошедший в историю под его именем), который, пересекая долины и ущелья, покоился на арочных мостах. Во времена римского господства акведуки стали строиться как в восточных, так и в западных провинциях империи. В итоге, около 100 городов снабжались чистой водой с помощью акведуков.
Храмы и дворцы древнего Египта были построены из больших глыб песчаника и гранита. Материал диктовал архитектонику отдельных зданий и города в целом еще в начале II тыс. до н.э. город начинает сознаваться некой особой социальной единицей, и его важная роль отмечается не только в надписях правителей, но и в переписке жителей города.
рис.9
Совсем другое дело со славянскими протогородами, образованными на основе усадьб, защищенных частоколом из бревен высотой до 5 метров. Лес издавна был на Руси основным поставщиком строительного материала для жилища, отсюда и архитектоника славянских городов. На рис.9 наглядно представлено начало образования города из отдельных самостоятельных элементов в единое целое, позже обнесенного одним или двумя рядами защитных сооружений. Позже применяли комбинированную систему укреплений: деревянную конструкцию стали усиливать насыпной землей, что значительно повысило защитные функции стен. Их не так легко можно было свалить тараном, они не вспыхивали так быстро от поджога неприятельского огня. На левой стороне рисунка 9 можно заметить капитальные каменные стены с навесом по всему периметру крепостных стен. Такие стены можно и сегодня видеть в Пскове, Новгороде, Ростове Великом. Некоторые города России развились на основе древних греческих городов – полисов и сохранили, по сей день, интересные элементы древнего городского коммунального хозяйства, созданного действительно на века. Римские водопроводы обнаружены при раскопках древних городов на территории России. Так, в Херсонесе открыто шесть линий подземного водопровода из гончарных труб. Построенный римлянами 18 веков тому назад, этот водопровод в течение столетий подавал в город чистую питьевую воду с Балаклавских высот за б—10 км. Им пользовались во время Крымской войны 1854—1855 гг., а одна из линий древнего херсонесского водопровода и по сей день подает воду в г. Севастополь.
рис.10
рис.11
Крепостные стены изображенных городов сложены из огромных глыб почти необработанного камня, а крепостные стены Баку сложены из обработанного местного известняка. Несколько слов о местном строительном материале. Местные мастера, «уста» по-азербайджански, подразделяли известняк на две категории: «агдаш» и «гарадаш». «Агдаш» применялся для отделочных, чистовых работ. «Гарадаш» шел в основном для черновой кладки, как бутовый материал, одним словом применялся там, где внешняя красота камня не имела значения. Обязательно надо отметить привилегированность мастеров в древнем и средневековом Азербайджане. Они пользовались повсеместным почетом, им в первую очередь предоставлялись хорошие, удобные места для проживания. Такими же привилегиями пользовались ремесленники и в древнем мире. В период империи рескриптом императора Константина (337 г.) устанавливалось: «Ремесленники, живущие в городах, освобождаются от всех повинностей, так как для изучения ремесла требуется досуг, тем более что они желают и сами усовершенствоваться, и обучать своих сыновей. Перечень таков: архитекторы, врачи, ветеринары, живописцы, скульпторы...» (далее перечисляются еще 33 профессии ремесленников). Важно отметить, что врачи и ветеринары в этом ряду стоят в числе первых. Таким образом, в Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период империи.
Несколько слов о материале, которым пользовались уста – ремесленники в Баку. «Агдаш» был известняк с мелкими порами, без крупных включений. Он шел на скульптурные работы, резьбу орнаментов и т.д. (рис. 12,13,14,15,16,17,18,19,20). Среди бакинских мастеров мелкопористый камень называли ласково «шириндаш», что в переводе значит сладкий камень. Мастера проявляли массу изобретательности во время работы с таким благодатным материалом. «Шириндаш» прекрасно сверлится, хорошо поддается тонкой полировке, на любую глубину позволяет прорезать рельефы и горельефы, имеет неплохую цветовую палитру: от светло-охристого до серо- пепельного с разными оттенками. Плохо поддается выветриванию, с течением времени приятно темнеет, изменив свой цвет под оксидной пленкой, которая и создает тот неповторимый налет времени.
рис.12 рис.13
рис.14 рис. 15
рис.16 рис.17
рис.18
рис.19
рис.20
«Гарадаш» наоборот отличался грубой пористой поверхностью, с включениями ракушек и разного донного материала, спрессованного за миллионы лет в плотный по строению материал-ракушечник. На приведенных ниже фотографиях хорошо видно строение грубого ракушечника, из которого в основном и сложены крепостные стены Баку (рис. 21,22,23). Большинство зданий в Крепости построено методом бутовой кладки и как заполнитель чаще всего применялся бой «карадаша» и совсем никуда непригодные куски «агдаша». Их особо тонкой разновидности известняка «шириндаш» высекались
сложнейшие горельефы, барельефы. Сохранившиеся дома 18, особенно 19 века на своих фасадах несут изумительные образцы искусства резчиков по камню – «шириндаш». Очень жаль, что искусство камнерезов при строительстве современных зданий не используется так широко, как было в 19 веке.
рис.21 рис.22
рис.23
На рисунке 23 видны крепостные стены конца 17 века, когда также были произведены реставрационные работы. Вторая крепостная стена в то время была укреплена за счет остатков третьей. На фотографии заметны остатки этой стены на переднем плане. В 19 веке на этом месте будет проходить улица Садовая вверх до нынешней Филармонии, а место между крепостными стенами займет
Губернаторский сад с насыпной землей из Ирана и Астрахани, будут высажены самые разнообразные деревья. По описи 1865 года в саду на привозной земле, которую доставляли по указанию губернатора на баржах, было посажено 12 тысяч деревьев и все они прижились. Об этом докладывает градоначальник Баку в своем письме кавказскому наместнику.
Рис. 24
Крепостные стены в истории развития городов имеют особое значение. Поэтому в описаниях путешественников уделялось большое внимание высоте, толщине крепостных стен описываемого города. Это и понятно, так как чем лучше укреплен город, тем у него меньше шансов стать легкой добычей неприятеля. Два ряда каменных плит образуют наружную облицовку стены, пространство между которыми заполнено забутовкой на известковом растворе. Наружные облицовочные блоки очень хорошо подогнаны друг к другу и сложены без раствора. Это придает им не только нарядность и монументальность, но и воздействует на психику созерцателя своей незыблемостью и неприступностью. Для прочного соединения облицовочных блоков с телом стены в кладке чередуются плиты, уложенные ложком (широкой стеной наружу) и тычком (наружу узкой стороной — торцом), внутренняя плоскость которых оставлена необработанной, в то время как наружная поверхность хорошо отесана. Так, по сообщению Якуби, «...построена она (т.е. стена) из четырехугольных тесанных камней. Один из этих камней не поднимут 50 человек. Эти камни поставлены один на другой и пришиты друг к другу железными болтами». О креплении камней стен с помощью свинца, железных скоб и железных болтов сообщают и другие арабские авторы, среди которых и такие авторитетные, как аль-Истахри, Масуди, аль-Гарнати, Ибн аль-Факих, Абдул-Аббас Тузский и другие. Вероятно, здесь речь идет о распространенном в те времена строительстве фортификаций без вяжущих растворов, о которых подробно сообщает ас-Саби. В камне делалось два углубления, в которые вставлялись металлические стержни и заливались свинцом. Такой каменный блок устанавливался на другой, в котором выдолбленные углубления также заливали расплавленным свинцом. Скрепленные таким образом каменные блоки представляли собой прочную конструкцию. Толщина стен фортификаций колеблется от 2,3 до 3,8 м, хотя отдельные авторы сообщают о значительной толщине городских стен. У Якуби, например, читаем: «...Ширина стены... такова, что по ней проедет 20 всадников (в ряд), не теснясь». Адам Олеарий, рассказывая о дербентских стенах, писал, что «...на них можно было ездить на телеге». Некоторые арабские авторы сообщают о стенах шириной в 300 локтей. Однако эту цифру следует, по мнению академика В.В. Бартольда, скорее отнести к промежутку между двумя городскими стенами, чем к их ширине. Графическая характеристика крепостных стен и башен Востока и Запада отличаются друг от друга. В основном рисунок машикулей, мерлонов – зубцов крепостной стены и башен сразу привлекает внимание, как наиболее активный элемент архитектурного объекта.
Рис.25 рис26
рис.27 рис.28
рис.29 рис.30
Они очень разнообразные по своей форме, что можно заметить, если сравнить зубцы башен и стен Баку и Апшерона. Еще большая разница у зубцов архитектурных объектов в Западной Европе, что объясняется огромным этническим разнообразием народов, населяющих ее. Но все они несли, прежде всего, одну функцию - пассивную защиту стрелка от оружия неприятеля. Ни в какой другой области человеческой деятельности не происходили с такой скоростью открытия, как в военной. Наращивались по толщине стены, придумывались новые таранные механизмы и средства. Город наращивал высоту стен, появлялись мощные катапульты, для которых высота стен уже не была преградой, придумывались новые абордажные лестницы достаточной длины. Катапульта бросала камни, каменные ядра, горшки с горящей жидкостью. Несколько воинов с помощью ворота закручивали жгут из бычьих сухожилий, в котором был закреплён рычаг с ложкой на верхнем конце. При выстреле жгут мгновенно раскручивался, с силой проворачивая рычаг, который ударялся о перекладину, а снаряд вылетал из ложки круто вверх. Машины были нескольких калибров и метали камни в зависимости от силы тетивы, весом от 3 до 26 кг на 500 - 1000 метров. Катапульта стояла на колёсах и перевозилась быками. Особый вид наступательных башен, которые в разобранном виде доставлялись к осажденному городу и довольно скоро после сборки ставились в один уровень с крепостными стенами вообще решил многие проблемы для наступающих. В крепостных стенах Баку есть наклонные отверстия с выходом на внешнюю сторону. Через них выливалась нефть, которая затем поджигалась, что заметно убавляло прыти у наступающего противника – кому охота живьем сгореть под огненной рекой, низвергающейся сверху от стен. Но после появления осадных башен, к тому защищенных медными листами от горящих стрел, актуальность жидкого огня, его коэффициент заметно понизился. Таких отверстий для жидкого огня, прообраза напалма, если вспомнить современное оружие массового уничтожения, нет в крепостных стенах Западной Европы. Так называемый «греческий огонь», хорошо известный по истории войн, есть не что иное, как нефть и мазут - экспортный товар из Азербайджана, тогдашней Кавказской Албании. В Византии и в арабских странах он был известен как «каменное масло», кроме военных целей применялся и как топливо для осветительных приборов. О том, что территория Апшерона издревле привлекала многих со всего мира, тому свидетельство подробные записки арабского географа Аль-Истахри еще в 930 году н.э. с интересом описывающего огнепоклонников и храм, который в чуть измененном виде сохранился недалеко от Баку в пригороде под названием Сураханы (рис. 31).
Часть пятая
В 1293 году Хулагу хан, внук Чингисхана решается идти походом на Ближний Восток. По мере продвижения войск он захватывает крепость «Аламут» и освобождает ученого Насир-эд-Дина из темницы, приблизив его к себе, назначает личным советником. Семь лет походов и Хулагу хан празднует победу в Багдаде, столице багдадского халифата. Для нас важны результаты военного похода внука Чингисхана. Хулагу хан делает центром своего огромного государства Азербайджан, тем самым, предоставляя возможность быстрого роста культуры, науки, искусства Азербайджана. Вначале он распоряжается о избрании столицей один из древних центров Азербайджана – Марагу. Но после взвешенного решения меняет свое мнение и делает столицей Тебриз, а правителей, назначенных им, приказывает называть «ильханами». Пользуясь благосклонностью Гулагу хана, Насир-эд-Дин добивается отпуска средств на строительство обсерватории в Мараге. Напомню читателю, что это конец 13 века, в Европе о такой щедрости правителя даже мечтать не смели. Еще некоторые факты, которые считаю своим долгом донести до читателя. 400 000 книг, притом все рукописные в библиотеке, специально ориентированная школа по выпуску научных кадров среднего и высшего звена, устройство постоянно действующих меджлисов, или по – современному: научно-практических конференций. Кроме того, обмен научными кадрами с Западом, обучение, или по-современному повышение квалификации ученых почти всей Западной Европы. Здесь, при обсерватории учатся и работают кроме тюрков, фарсы, монголы, арабы, китайцы, грузины, татары. В 1274 году 25 июня умирает Насир-эд-Дин Туси в Багдаде, где и похоронен при Джума мечети. С его смертью закончился еще один блистательный путь человека, отдавшего всю свою жизнь науке и просвещению. Память о нем сохранялась долгие годы, а место погребения служило местом поклонения великому азербайджанцу. О нем живо рассказывали даже спустя 20 лет Марко Поло, который был восхищен делами просветителя. От мыслей о возвышенном вернемся к бренному быту, к торговле. Нефть, соль, шафран и, конечно, шелк были товарами первой необходимости, товарами номер один, приносящими баснословные проценты от торговли ими. Особый разговор о шелке. Предприимчивые генуэзцы показали пример изобретательности и находчивости, понимая, что для такого товара как ширванский шелк, можно пойти на любые расходы. В 1293 году в Иран, а оттуда в южные области Азербайджана переправляется Марко Поло. Его как магнитом тянет сказочная земля, о которой он так много слышал и не знал где правда, а где вымысел. Особенно его поразили рассказы бывалых путешественников о горящей днем и ночью земле. А самое главное рассказы о горящей воде, которую можно пить и не обжечься. Уже одно это было чудом, в которое трудно было верить. В своих записках Марко Поло с удивлением отмечает еще один факт: он видит генуэзцев, плавающих на своих кораблях с малой осадкой, что позволяло им почти вплотную швартоваться к берегу. Судя по высоким оценкам современников, генуэзцы были превосходными мореходами, и слава об их качествах гремела по всей Западной Европе, не говоря о Востоке, где контакты с генуэзцами были старинными. Оказалось, что генуэзцы доставили в разобранном виде свои корабли к Баку, тут их собрали для организации каботажного плавания с грузом шелка, называемый «гелли», тем самым, прибрав к рукам львиную долю поставок шелка в Русь, Среднюю Азию, Иран, а через Грузию в Черное море и далее на запад. «Шелковый путь связал разные концы огромной территории не только торговлей шелком. По этому пути шел обмен посольствами, по нему передвигались путешественники и паломники. Путешествие Марко Поло — во многом повторение в XIII веке этого пути» - так писал Л.Гумилев. Значение Баку как важнейшего порта на Каспии отмечено в старинном Атласе 1375 года, в котором Каспийское море обозначено как Бакинское. Под таким именем оно и просуществовало почти весь 14 век. Волга являлась главной артерией, оживленной речной дорогой, а Великий Волжский путь соединял средневековую Русь, Скандинавию и Северную Европу с Прикаспием и странами Востока. Расцвет Баку приходится на период XII-XIV вв., когда на берегах Волги существовало государство Волжских булгар, захваченное впоследствии монголо-татарами, которые основали здесь свое государство – Золотую Орду. Хотя в 14 веке в борьбе с ширваншахами дербентские эмиры помогали руссам, с которыми в то время у них сложились союзнические отношения. Военные отряды, состоящие из славян и норманнов, спускались по Волге в Каспий и нападали на его западное и южное побережье, но ни разу не грабили дружественный им Дербент, который предоставлял морским разбойникам надежную гавань и базу для пополнения припасов и ремонта судов. В местах пересечения речного пути с сухопутными были основаны крупнейшие города: Сарай (в дельте Волги) и Новый Сарай (в 200 км выше по течению на рукаве Волги Ахтубе). Наземные пути вели один на запад – в Крым, затем в Средиземноморье, в частности, в Константинополь, другой – на восток в Хорезм и далее в Индию и Китай, а также на юг – в Персию и арабские страны. По Волжскому пути в Восточную Европу шел поток восточного серебра, а в Средиземноморье и на Восток – ценные меха из лесов Руси, бассейна Камы и Северного Урала, русское льняное полотно, рабы, мед и воск. Из Средней Азии и Китая доставляли шелка, из Персии и Индии пряности и драгоценные камни, жемчуг, слоновую кость, шелковые и хлопковые ткани. И, конечно, фантастичный, желанный для всего Запада ладан из Индии. «Песнь песней», которую по легенде написал царь Соломон, как будто вся пропитана древними благовониями – так часто и так восторженно упоминаются в ней душистая смола мирра, кипер, нард и, конечно, самое драгоценное благовоние Древнего Востока – ладан, или фимиам. В древнеиндийском фольклоре ладан вызывал священный и мистический трепет, приобщал к тайнам сотворения мира и реинкарнации, вдохнуть его аромат было запредельной мечтой. И в Иудейском царстве, и в древней Индии ладан был импортной роскошью, его привозили «из-за моря», из огнедышащей аравийской пустыни. Но где именно ладан добывали и откуда привозили – никто не знал и не смел знать. Его секрет держался в страшной тайне и так и не был раскрыт – вплоть до конца 19 века. Необходимым условием поддержания оживленной торговли было обеспечение бесперебойного функционирования торговых путей. «Великий Шелковый путь, проходя по территории, заселенной разными народами, соединял разные культуры. Передвигаясь по этой дороге, вступали во взаимодействие народы молодые, недавно поднявшиеся из небытия, и те, кто уже находился на излете своей судьбы. Культуры были полны отголосков происходящих событий, отражали повороты судеб людских коллективов» - так талантливо анализирует ту эпоху Л.Гумилев. И конечно, караванные пути, которые имели огромное значение для государств, расположенных вдоль «торговой линии». Два города - Баку и Дербент играли важную роль в деятельности караванных дорог. Баку как основной морской порт, Дербент как ворота Кавказа. Средневековый Дербент — это также крупнейший порт на Каспии, важнейший центр международной транзитной торговли Востока и Запада, Севера и Юга. Дербент поддерживал тесные торговые связи со многими областями и городами Ближнего и Среднего Востока, Восточной Европы — об этом свидетельствуют и средневековые авторы, и многочисленные археологические находки. Сюда прибывали торговые караваны и корабли из Хазарии, Руси, Волжской Булгарии, Джурджана, Табаристана (Табасарана), Дейлема, Хорасана, Хорезма, Индии и т.д. В X веке с распадом Арабского халифата, Дербент становится центром независимого Эмирата. В Золотой Орде безопасность купеческих караванов на дорогах обеспечивали специальные военные отряды. Была организована сеть караван-сараев, которые предоставляли безопасные стоянки, где купцы пополняли запасы воды и провизии. Путешественники и торговцы XIV-XV вв. описывали дороги Золотой Орды с восхищением: «Караваны обычно отправляются из Хорезма и движутся со своими телегами в Крым безопасно, без страха и тревоги, а путь этот длиной около трех месяцев» (Ибн-Арабшах). «Дорога в Китай совершенно безопасна как днем, так и ночью» (Пегалотти). Положение золотоордынских городов на пересечении Великого Волжского пути с сухопутными караванными дорогами укрепляло статус государства и ханской администрации за счет налогов и заставляло поддерживать пути сообщения в хорошем состоянии. Вся система пришла в упадок к XVI в. вместе с упадком государства Золотой Орды. Византия поставляла на рынки волжских городов вино и оливковое масло в сосудах-корчагах, стеклянные изделия. Кроме того, из восточных стран в западные поступали многочисленные работы средневековых авторов Китая, Индии, арабских стран. Из Западных стран также поступала информация, о чем свидетельствуют манускрипты из Франции, Германии, которые переводились на арабский язык, с богато украшенными миниатюрами. К этому же времени относится светило мировой величины, «хаттат» - каллиграф Гаджи Мир – Али ибн Ильяс Тебризли (1330-1405). Его имя было хорошо известно не только на Востоке, но и в западном мире, о его руке, порхающей над пергаментом, ходили легенды. Он стал отцом почерка «насталиг», одного из труднейших в искусстве каллиграфии, почерка, который «поет соловьем и пронзает шипом розы сердце каждого, кто хоть однажды удостоится чести видеть это чудо, сотворенное рукой мастера». Вплоть до 16 века, до того времени, когда столицей Азербайджана стал Тебриз, его работами восхищались и приводили как пример, достойный подражания. Тебриз в это время занимает главенствующую позицию в торговле, обмене знаниями между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути.
Часть шестая
Взаимное влияние восточной школы миниатюры на западную, прослеживается в манускриптах Венгрии, Франции, Германии. Систематическими отношения между европейскими и восточными странами становятся с XVI в. Однако именно тогда они начинают приобретать характер отношений неравноправных, отношений между вырвавшейся вперед в своем развитии Европой и эволюционировавшим в русле "традиционализма" Востоком. Торговая экспансия и колониальные захваты становятся важнейшим фактором и европейской и афро-азиатской истории. На приведенной карте прослеживается главный маршрут Великого Шелкового пути. Активным элементом транснациональной международной торговли был Азербайджан с великолепным морским портом Баку, о котором я упомянул выше. Генуэзцы доставляли товар с берегов Каспия, из Баку в Константинополь (нынешний Стамбул), а оттуда через свои же посреднические фирмы в Германию, Францию, Англию и далее на север, в Швецию. Налицо широко разветвленная сеть филиалов одной фирмы, говоря современным языком.
рис.32
Конечно, нельзя не учитывать очень выгодное географическое положение Азербайджана 16 века. Нынешний, так называемый Южный Азербайджан, входящий в состав исконных земель Азербайджана, в результате политических коллизий в 1828 году отошедший к Ирану, в то время (16 век) являлся территорией, через который шли караваны Шелкового пути. Расцвет и рост Баку и Тебриза тоже приходятся на это время. Этому способствовал еще один исторический факт, объясняющий, почему направление торговых караванов изменило свой путь. До 14 века товары доставлялись через Астрахань на Волгу, затем на Дон и далее венецианцами в Азовское море. В Европу товар поступал, обрастая по пути налогами, что удорожало его стоимость на конечном пункте продажи. Но пока это был апробированный путь, и Европа мирилась с создавшимся положением. В 1395 году Тимур осаждает Астрахань и берет город. Ввиду того, что город оказал сопротивление, Астрахань как город уничтожается, а вместе с ним и стратегический морской порт на Каспии. Значение Баку, как морского порта столь велико, что Каспий вновь называют Бакинским морем в хрониках средневековых авторов. Город давал саму возможность существования общества, став центром обмена и торговли, объединял интересы разных слоев населения, обеспечивал целостность общества и отчасти его независимость от внешних условий. Однако неодинаковые итоги развития Востока и Западной Европы к рубежу средневековья и нового времени (XVI-XVIII вв.), а именно разложение феодализма и генезис капитализма на Западе и продолжение медленной эволюции средневековых форм и отношений на Востоке, свидетельствуют о большом своеобразии исторической эволюции западных и восточных обществ. Говоря о Востоке как особом по отношению к Европе формационном регионе, нельзя упускать из виду существования ряда специфических субрегиональных и локальных вариантов развития в рамках обеих макрорегиональных моделей. Эти варианты развития формировались в результате сложного сочетания и взаимодействия внутренних и внешних исторических факторов. Важным фактором многовариантности развития Востока было огромное разнообразие природных условий, более или менее благоприятных для развития аграрной экономики, скотоводства или других сфер хозяйственной деятельности человека - торговли, ремесла. Функциональным элементом феодального общества Востока был средневековый город, фокусировавший в себе основные типологические черты этого общества. Как и европейский город, город на Востоке был связан с определенным уровнем развития производительных сил и феодальных социально-экономических отношений, был индикатором их зрелости. Рост численности городов на Востоке особенно заметен в Х-ХII вв., когда определенный спад городской жизни периода раннего средневековья сменился бурным ростом промышленной деятельности и расцветом средневековой культуры. Основной фигурой в промышленности средневекового восточного города был ремесленник - самостоятельный в хозяйственном отношении мелкотоварный производитель, собственник орудий, средств производства и изготовленной продукции, а не зависимый работник феодальных мастерских. В связи с концентрацией в городе товарно-денежных отношений именно здесь получали более полное развитие отношения частной собственности, в том числе земельной. Как и в Европе, город на средневековом Востоке был местом концентрации частично отделявшегося от земледелия ремесла, торговли и населения.
По степени концентрации населения города на Востоке превосходили западные. По современным подсчетам, к концу XVIII века в них проживало 10-25% населения (в Европе в городах с населением более 10 тыс. человек - всего от 1 до 7%). Но были города Древнего Востока, которые исчезли с лица земли необъяснимым образом, оставив о себе лишь легенды. Одним из легендарных городов древнего мира, навсегда – так, во всяком случае, еще недавно казалось, - выпавшим из истории человечества, был Убар на южной оконечности Аравийского полуострова. Достигнув апогея своего экономического и культурного расцвета в период римской оккупации, Убар прекратил своё существование где-то в IV веке нашей эры и прочно исчез как из виду, так и из исторических хроник. Настолько прочно, что отчаявшиеся найти его следы археологи и путешественники назвали Убар «аравийской Атлантидой».
Историческая наука не располагает данными об этом, в основном, легендарном городе. Единственное конкретное и научное подтверждение яви Убара где-то на юго-восточном крае гигантской пустыни Руб-эль-Хали можно найти на картах греческого географа Клавдия Птолемея, составленных им в тишине Александрийской библиотеки во втором столетии нашей эры. Согласно Корану и древнеаравийским преданиям, могущественный и многолюдный Убар был известен своим сказочным богатством, торговыми связями со всеми странами передней Азии и, не менее, сказочным размахом развращенности своих жителей, погрязших в распутстве и корысти. За упорную нечестивость, за «радость в разврате» – так гласит предание – Убар, этот дальний родственник Содома и Гоморры, был в конце концов уничтожен – стерт с лица земли.
Часть седьмая
Но вернемся к городам, которые оставили видимый след в истории и даже сохранились до наших дней в западных и восточных странах. Восточный город отличали высокий уровень развития ремесла (как по объему и ассортименту изделий, так и по качеству производимой продукции), солидные накопления купеческого капитала. Можно согласиться с тем, что восточный город был даже менее аграрен, чем западный. Мелкотоварное ремесло, хотя оно было не единственной формой социальной организации городской промышленности и существовало параллельно с натуральным производством в правительственных и частных феодальных мастерских, а также с работой по заказу и товарно-денежные отношения составляли экономическую базу города, являвшегося одновременно местом концентрации и феодальных отношений. При всем том общем, что можно обнаружить в характере восточного и европейского городов, между ними существовали и немалые различия. Отличительной чертой восточного города следует считать высокую степень концентрации здесь феодалов и феодальной власти. Это было следствием преобладания на Востоке сильных централизованных государственных структур. Являясь, как и европейский город, многофункциональным образованием, восточный город отличался гипертрофированностью одной из его функций, а именно военно-административной. Вся история Азербайджана подтверждает этот тезис. Ханы, беки опирались, прежде всего, на военную силу в своих «разборках» между собой, вплоть до того момента, пока не попадали в вассальную зависимость от более сильного противника или выбранного партнера. Так было с Османской империей, Ираном или Россией.
В городах, в зависимости от того, центром какой административной единицы они были, сосредоточивалась имперская, областная или окружная администрация. Размещавшиеся в городах различные звенья военно-административного аппарата были нацелены главным образом на изъятие у непосредственных производителей - крестьян ренты - налога, а также городских налогов и на распределение их между государством и должностными лицами. Последние были наделены военно-административной, судебной и полицейской властью, распространявшейся как на город, так и на сельскую округу. Пристав или «гардавуй», как обычно произносили чин городового в Баку, вселял ужас только от мысли о необходимости контактов с вышеозначенными представителями власти. Хорошо показано отношение к ним почти всех социальных слоев Баку гениальным Узеиром Гаджибековым в трагикомедии «Не та, так эта».
Политическое преобладание феодалов в восточном городе усиливалось их экономическими позициями в городе; концентрировавшаяся здесь феодальная земельная рента расходовалась частично на приобретение недвижимости в городе.
После того как в 1806 году Баку вошел в состав Российской империи
Были сделаны попытки упорядочить земельные, территориальные вопросы и, в частности, особое внимание уделялось Бакинской Крепости, так как она была очень важным объектом для царской России. Конец 18 и начало 19 века проходили в бесконечных военных столкновениях России с Ираном. Проблема защищенности Баку в такой сложной геополитической обстановке требовала и особых разработок фортификационных сооружений цитадели Баку. Первый вариант плана военного укрепленного пункта Крепости был представлен для высочайшего одобрения царю в 1796 году и назывался витиевато с точки зрения современного русского языка «План части города Баку с назначением прожектируемого к оному для охранения магазейнов укрепления». Прошел всего год и в 1798 году царь Павел 1 выводит войска из Азербайджана и про план расширения Крепости забыли. И, слава Богу, так как если план осуществили бы, то от Крепости, как архитектурного памятника мало что осталось бы.
Рис. 33
На рис.33 видно упорядоченность гарнизона, а не исторического объекта. Интересно, что и этот план не канул в небытие. В 1822 году был предложен план, по которому Крепость и прилегающий рабад превращались «легким движением руки» в набор прямоугольников. Опять полностью игнорируя историческую застройку Крепости. Позже находились охотники, которые обосновывали полную перепланировку Крепости до неузнаваемости, выселения всех коренных жителей и превращения ее в зону прогулок знати и только. Таков был план 1835 года, который и представлен рис. 34 и, к счастью, не исполненный. По этому плану заметно, что Крепость была разделена на две части по невидимой линии, которая исторически сложилась на протяжении веков. Это линия, разграничивающая верхнюю часть Крепости от нижней. Так уж сложилось, что верхняя часть Крепости была заселена более элитарным населением, а в нижней части проживал в основном торговый, ремесленный и прочий люд. Это объяснимо и с точки зрения экономической: по всей линии Александровской набережной находились торговые помещения для операций оптовиков и мелкой торговли. Кроме того, здесь располагались амбары – складские помещения, как собственников, так и сдаваемые в аренду. Сейчас их нет-разрушены до основания. Нет, никаких природных катаклизмов не было – они уничтожены в угоду строительному буму, охватившему весь Баку. Теперь вместо прекрасных домов 19 века, известных поименно по именам владельцев – меценатов Баку, зияют котлованы под фундаменты новых «красавцев» из стекла и бетона. А мне же остается лишь вспоминать, что рассказывала моя бабушка. Рис.34
В складах хранился рис из Ирана, Сирии, Египта; сладости, мед в деревянных бочках по 200 кг., ткани, фарфор, фаянс, самовары, пеньковые канаты, пилолес, деготь, всего не перечислить, что доставлялось из России для внутреннего и внешнего рынка. Амбары начинались от бывшего дома губернатора вплоть до Девичьей Башни. От нее по б. ул. Зевина (сейчас им. А. Алиева) простирался непрерывный ряд магазинов до Парапета. Магазины торговали как оптом, так и в розницу. На б. Торговой находились магазины, торгующие только в розницу и только элитарным товаром, включая и лавки ювелиров. Если сравнить Торговую с Базарной (ул. им. Г. Гаджиева), то Базарная конечно уступала «пальму первенства» по качеству и элитарности товаров шикарной Торговой. По рассказам моей бабушки Наргиз – ханум Гаджинской я хорошо представлял Баку того времени, кроме того, ее повествование часто подкреплялось экскурсией по центру города с показом мест, где располагались знаменитые лавки. Такова была известная в городе немецкая кондитерская на углу Торговой (ул. Низами) и Мариинской (ул. Корганова), а чуть далее, в сторону Большой Морской (прю Кирова) располагался магазин игрушек и сувениров. Особенно мне запомнились ее рассказы о множестве колокольчиков, которыми был увешан магазин. Как только открывалась дверь и посетитель входил внутрь, раздавался мелодичный перезвон десятков колокольчиков. Они были самой разнообразной формы, из различных материалов. Отличались своим тонким, мелодичным звоном серебряные, которые особенно нравились моей бабушке, в то время девочке с длинными косами. У нее были в коллекции бронзовые, керамические, медные, латунные, золотые, но главное место занимали серебряные. Потом уже, в лихолетье большевиков столовое серебро вместе с колокольчиками помогли бабушке в одиночку прокормить троих детей и не дать им умереть с голоду…
Рассказы бабушки, прочно зафиксированные у меня в памяти, заставили меня заняться историей колокола. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил извилистый путь распространения колокола, столь неожиданный для меня.
В Россию колокол пришел в XVI веке из Западной Европы. В саму Западную Европу колокол привнесли тюрки в начале VII века. Колокольчики были широко распространены в Великой Степи. Они относились к предметам сакральным. В одной из поездок по Шемахе, высоко в горах я встретил чабанов с отарой овец. Как принято у нас в народе они заставили меня прервать мое путешествие и быть у них гостем. Вечером, попивая ароматный «кёклю» - чай из хрустальных стаканчиков армуды, которые по причине появления гостя были извлечены из огромного сундука, причем, как только открылась крышка сундука, раздался малиновый перезвон спрятанного где – то механизма, напомнившего мне перезвон колокольчиков на шее овец. После того, как я сообщил хозяину дома, что такой сундук был у нас дома, зазвучала крышка при открывании, по – другому, не так как слышалась мелодия сундука моей бабушки, хозяин дома приказал достать со дна сундука что – то. Это оказались три маленьких бронзовых колокольчика с крестообразными прорезями, украшенные примитивным орнаментом. Как утверждал хозяин дома, им было лет триста, и достались ему от его отца. Как семейная реликвия будет передана его сыну, так как они «рузулу», то есть приносящие удачу их роду. Я видел, что все присутствующие искренне верили в сакральность этих предметов, тем более, что при входе я зацепил головой четвертый, висящий на цветном шнуре ручной работы. Сам шнур был сплетен из трех шерстяных нитей черного, белого и рыжего цвета. Раскачиваясь, колокольчик долго перезванивался в унисон нашей беседе.
В России колокола начали лить в г. Малине. Отсюда и выражение «малиновый звон». Сам колокол назывался звоном (колокол – тюркс.).
Звучание колокола – ультразвуковое излучение, волны которого благоприятно влияют на человека. С древности звуком колокола лечили высокое давление, язвы, некоторые кожные болезни, сердечные заболевания, почки, селезенку. Особенно большое внимание уделялось психофизическому воздействию звука колокола на мозг человека. Древние знали особенности звука колокола в зависимости от его формы, размера, толщины стенок, материала, из которого был изготовлен колокольчик (дерево, железо, бронза, золото, серебро, керамика), формы и веса языка колокола, и воздействия звука на те или другие органы человека. Колокол упоминается в древних трактатах Китая, Японии, Тибета, Индии, Шумера и Египта. Во многих ритуалах древних религий колокольчик присутствует как обязательный атрибут, внедряясь и в быт горожан и крестьян. С чем я и столкнулся, будучи в гостях у чабана Мирали в горах Шемахи.
Прошло много времени. Нет со мной моего самого любимого человека, привившего любовь к моему городу, Крепости. Я сам уже в возрасте моей бабушки, но, вспоминая её тихий голос, который заставлял слушать и вникать в ее слова, я чувствую вновь себя маленьким мальчиком, топающим с ней рядом - рука в руке, и жадно слушающим снизу вверх её длинную повесть о людях, городе и Крепости. А сквозь паузы в ее речи доносится до меня тихий перезвон серебряных колокольчиков – незабываемый звук из прошлого…
« На основании Закона об авторских правах запрещено использование публикации, как целиком, так и любой ее части без ведома автора»