16+
Лайт-версия сайта

Похожий на что-то

Литература / Проза / Похожий на что-то
Просмотр работы:
18 августа ’2020   16:40
Просмотров: 8616

«Посмотри на меня. Видишь что-нибудь? Ну, хоть что-то? Мои глаза должны отражать меня изнутри, а, значит, ты обязан увидеть меня таким, какой я есть на самом деле. Ты видишь меня? Почему нет? Интересно, почему? Я есть. Я существую. У меня есть руки, которые дрожат. Они дряхлые и слабые, и дрожат. Посмотри на них. Еще есть плечи. Ты когда-нибудь встречал такие узкие плечи? Они способны держать лишь воздух, да и то с огромным трудом. Разве они ни о чем не говорят тебе? Я так надеялся, что скажут. А волосы? Уж волосы точно не молчат, – я слышу их грязное и сухое шуршание при каждом своем движении. Ты тоже не можешь не слышать. Ты обязан услышать! Я знаю, я надеюсь, я верю. Пожалуйста!», – жалобно говорил старик стоя посередине узкой, высокой камеры. Его ладони, сложенные вместе были подняты к зарешеченному окну, выдолбленному под самым потолком.

Тень на каменном полу чуть дернулась и вновь равнодушно застыла.

«Я знаю, что ты смотришь на меня. Я чувствую, что ты видишь меня. Пожалуйста, ответь мне, скажи, ЧТО ты видишь. Я должен знать это. Всю жизнь я желал этого, а теперь у меня так мало осталось времени. Скажи, что ты видишь. Не молчи!», – голос старика был хриплым и очень тихим. Таким тихим, что слова сливались в один монотонный звук, долгий, нудный, протяжный, похожий на молитву.

Договорив последнюю фразу, старик склонил голову к груди. Его руки медленно опустились и бессильно повисли, и он заплакал.

Худые плечи вздрагивали при каждом надрывном всхлипе. Продолжая плакать, он тяжело опустился на пол и свернулся, словно кошка, спрятав голову под рукава грязной широкой робы, в которую был одет. Вскоре он замолчал и сразу же после этого уснул. Во сне он часто переворачивался с одного бока на другой, но постоянно сворачивался в клубок и накрывал голову руками.

Через несколько часов старик открыл глаза и, еще сонный, переполз к восточной стене камеры. Там он сел, прислонившись к стене, под самым окном, и обнял согнутые в коленях ноги. В такой позе, жалкий, с заплаканным и заспанным лицом, он походил на ребенка.

Просыпался он медленно, обреченно, зная, где окажется, когда полностью придет в себя.

День снаружи близился к завершению, и в камере быстро темнело, но день старика здесь, внутри, только начинался.

Он вытянул перед собой ноги и положил на них руки. Некоторое время он смотрел спокойным немигающим взглядом на тонкие пальцы, обтянутые желтоватой кожей. Потом, словно очнувшись, дернулся, вздохнул глубоко, прерывисто и стал подниматься. Поднявшись, кряхтя и неторопливо поплелся к противоположной стене. Дойдя до нее, он еле слышно произнес «раз», повернулся и направился обратно. Дойдя до стены с окном, он выдохнул «два» и вновь пошел к западной стене. Так он ходил из одного конца камеры в другой, ведя отсчет, всю ночь. К утру, - тому утру, что снаружи, - старик досчитал до 647.

С первым лучом света старик остановился и сел.

«Странное число – никогда столько не было. А силы убывают, да, – убывают. Пять дней назад было 651, а сейчас 647. Плохо. Хотя, это можно назвать рекордом своего рода. Думаю – это не так уж и плохо в конце концов, если подумать», – старик улыбнулся своим мыслям и встряхнул головой, осторожно, словно боялся, что она оторвется, как гнилая ветка от дерева. Затем он поправил длинные седые пряди, встал и направился к окну.

Как и в прошлый раз, старик поднял сложенные ладони к окну и стал говорить все тем же бубнящим хриплым голосом, почти неслышным, лишенным интонации, изредка откашливаясь и переводя дыхание: «Ты сильнее и мудрее меня, ты знаешь меня лучше, чем я сам. Так посмотри на меня. Скажи, что я такое. Я прошу тебя. Я умоляю. Мне необходимо знать это, ведь нет ничего важнее в жизни. Мне так мало осталось, потому что жизнь коротка. Ведь это ты сделал ее такой короткой. И я могу не успеть. Но ты сильнее меня, ты должен быть великодушным ко мне...».

Затем все повторилось. Как и в прошлый раз.

Когда старик уснул, дверь в камеру, скрипя и визжа, открылась, и внутрь вошел маленький мальчик. В правой руке он нес миску с какой-то похлебкой, в левой - кусок хлеба. Мальчик подошел к старику, присел возле него на корточки и потормошил за плечо. Старик с ворчанием проснулся, сел и, осознав происходящее вокруг себя, схватился за еду.

Мальчик отошел в сторону и прислонился к стене. Он сложил руки на груди и стал наблюдать за стариком, который жадно пил принесенное варево из миски и отгрызал куски черствого хлеба кривыми расшатанными зубами.

– Почему ты не уходишь отсюда? – спросил мальчик старика.

Старик ничего не ответил и даже не посмотрел в сторону мальчика, продолжая есть.

– Почему ты молчишь? – снова спросил мальчик.

Но старик молчал. Доев последние крохи хлеба и вылизав языком дно миски, он отбросил ее к ногам мальчика и неторопливо свернулся на полу, спиной к спрашивающему, показывая свое равнодушие.

Мальчик простоял еще несколько секунд, не шевелясь, а потом снова подошел к старику, присел и подергал того за плечо. Старик, все с тем же покряхтыванием, поднялся и сел. Мальчик, не говоря ни слова, с размаху ударил кулаком в узкое старческое лицо. Старик от удара откинулся назад, застонал. Вытирая кровь с разбитой щеки, он снова сел на полу. Мальчик еще дважды бил, и старик, падая навзничь, снова поднимался с каменного пола, садясь, как и прежде.

Наконец, мальчик достал из кармана сигарету, прикурил ее и протянул старику. Тот послушно взял сигарету, затянулся и тут же зашелся в сухом кашле.

Мальчик развернулся и пошел к выходу из камеры, на ходу подняв с пола миску. Перед тем, как выйти, он обернулся к старику и сказал: «Ты – дурак. Завтра, дурак, ты будешь цветком. И постарайся, мне нужно удивить тех, кто сюда придет. Понял?». Старик ни единым звуком или движением не откликнулся, но мальчик и не ждал этого. Он вышел, и дверь за ним громко и зло захлопнулась.

Спустя пару часов старик выполз к центру камеры – туда, где на холодные камни попадали лучи солнца, и свернулся калачиком.

«Цветок – что же такого. Я еще не пробовал быть цветком, вполне возможно, что это именно то, что нужно, хотя... Может быть важным и вид цветка, ведь они такие разные. Надо подумать, какой выбрать. С чего начать? С бутона? Или с лепестков? Скажем, роза. У нее длинный стебель, и она так прекрасно пахнет. Я вполне мог бы быть ей. Но у нее есть шипы. У меня нет ни шипов, ни колючек. Я знаю точно. Значит, не роза. Тогда, пусть ромашка. Она простая, и похожа на солнце. Я люблю солнце. Может, ромашка? Но я не смогу светить, да к тому же я такой грязный. Нет, я не похож на солнце. Тюльпан! Точно, именно тюльпан. Это мне подходит. Кажется, я даже близко к тюльпанам не подходил, вот и проверим! Да, тюльпан. Тюльпан! Тюльпан!», – обрадованный, старик вскочил и закружился вокруг себя, раскинув в стороны руки и откинув назад голову. Он смеялся, громко, как только мог, и даже что-то пытался петь.

Вдоволь накружившись, старик устало опустился на колени и помотал головой из стороны в сторону.

«Ой, кружится. Ой, все вертится. Тюльпан. Я знаю, как он выглядит. У меня получится. Наверняка, это то, что нужно. Недаром число такое странное – 647. Никогда еще вторая цифра не была меньше первой на два, при этом сумма первой и последней равнялась бы тринадцати, а сумма второй и третьей – одиннадцати, да к тому же тоже была меньше предыдущей суммы на два. Нет, определенно, что-то есть в тюльпане! Я верю в это! Хоть бы это было именно оно – ТО, ЧТО Я ЕСТЬ».

Весь свой оставшийся день, внутренний день, когда снаружи ночь и в камере холодно, старик перебирал различные позы, пробовал разные движения и переходы между ними. Он то неотрывно сидел на одном месте, почти совсем не двигаясь, то без остановки ходил по кругу, восьмеркой, и другими замысловатыми траекториями.

Едва только первые солнечные лучи пробрались в камеру и упали на мертвые камни, дверь заунывно заскрипела и открылась.

В камеру вошло пятеро. Среди них, впереди остальных, был тот самый мальчик.

С визгливым противным скрежетом дверь закрылась. Вошедшие выстроились в шеренгу - одна молодая женщина, двое мужчин среднего возраста и маленькая девочка, примерно одного возраста с мальчиком. Мальчик коротким жестом велел старику выйти на середину камеры. Затем он торжественным голосом объявил: «А сегодня мы хотим видеть цветок. Покажи нам цветок, старик!», – и шепотом, который конечно был слышен всем, но предназначался лишь старику, добавил, - «И постарайся!». Он отошел к остальным и принял выжидательную позу, бросив любопытный взгляд на девочку.

Старик опустился на пол, согнулся, обхватил руками колени и просунул между ними голову. Так он просидел около минуты без движения, и мальчик уже сделал шаг в его сторону с вполне очевидными намерениями.

– Я поняла! – воскликнула девочка, – Цветок надо полить, чтобы он вырос.
Мальчик, все еще подозрительно глядя на «цветок», остановился, подошел к дверному окошку и приказал кому-то принести воды.
– Интересно, какой именно это цветок, – произнесла женщина без всякого интереса.
– Наверное, роза, или ромашка. Думаю, что все таки, ромашка, – ответил один из мужчин без тени мысли на лице и в голосе.
– Просто цветок, – сказал другой мужчина, после чего все замолчали.

Дверь в камеру приоткрылась, и в проеме появилась чья-то рука с лейкой. Мальчик подхватил лейку, подошел к старику и вылил всю воду тому на голову и плечи. Затем отошел к остальным и, приняв свою привычную позу, кивнул девочке.

«Цветок», весь мокрый, стал «оживать», а его «бутон» «раскрываться» в виде выпрямляющейся спины и поднимающихся рук и головы. Движения старческого тела были плавными, где требовалось чуть резкими, торопливыми, но в целом настолько неожиданно красивыми и ПОХОЖИМИ, что девочка не выдержала и воскликнула: «Это тюльпан! Я узнала этот цветок! Это тюльпан!». Женщина строго посмотрела на нее и легонько дернула за руку. Мальчик самодовольно ухмыльнулся. Выражения лиц мужчин нисколько не изменились.

А старик продолжал «расцветать». Вот уже мерно покачивался раскрывшийся бутон, словно от ветра, на «стебле». Дрожали пальцы, словно краешки цветочных лепестков. Потом ветер усилился и стебель стало гнуть из стороны в сторону, а лепестки заметались в диком танце, грозя вот-вот оторваться и разлететься. В конце концов ветер «вырвал тюльпан из земли», и старик, изящно изогнувшись, что еще больше удивляло, учитывая его возраст, упал на каменный пол, и так и остался лежать.

Девочка восхищенно вскрикнула, и, одернутая женщиной, прикрыла рот. Мужчины одобрительно кивнули.
– Теперь он завянет, и превратится в удобрения, – закончил мальчик и подошел к «цветку». Ударом ноги мальчик перевернул старика на спину.
– Что ты делаешь! – закричала девочка, – Он же еще не завял, он еще живой!
Мальчик ухмыльнулся.
– Вставай, – сказал он старику и пнул его еще раз.

Старик медленно поднялся, горбя спину, кряхтя и тяжело дыша. Трудно было поверить в то, что всего несколько минут его старческое тело могло быть таким гибким и изящным. Как цветок.

Огонь в глазах девочки тут же потух, а взгляды взрослых снова стали равнодушными. Поняв, что представление окончено, они один за другим, направились к дверям. Мальчик махнул в окошко, и двери открылись. Зрители вышли из камеры, а мальчик подошел к старику.

– Молодец. Хвалю, – кривя губы в усмешке, сказал мальчик и похлопал старика по плечу, – Я почти почувствовал запах цветка, – он достал сигарету, вставил ее в старческий рот, достал спичку, зажег. Старик затянулся, закашлялся.

Уходя, мальчик захватил лейку.

Старик курил и смотрел в окно на кусочек восходящего солнца. Когда он вдыхал сигаретный дым, его глаза наполнялись слезой, а кожа на лице дрожала.

«Нет. Это не тюльпан. Это не цветок. Я не цветок. Как я устал от всего этого. Как же я устал. Ну почему не цветок?».

Он докурил, бросил окурок на пол, и подошел к окну.

«Посмотри на меня. Разве в тебе нет сострадания? Разве я не заслуживаю сострадания? Мне только нужно знать, кто я. Я не вижу, а ты сможешь увидеть, если захочешь. Посмотри на меня. Ответь мне. Я должен знать. Ты ведь знаешь, как мне это важно. Ведь знаешь...»

В изнеможении старик упал на камни и зарыдал, кашляя и хрипя.

Он проспал около суток, но к приходу мальчика уже проснулся и сидел, прислонившись спиной к стене.

Мальчик подошел к нему, сел на корточки и провел рукой по лбу старика, то ли смахивая пыль, то ли прицеливаясь для удара.

– Пока не умирай. Сегодня еще представление. Ты изобразишь комара, - сказал мальчик и вышел из камеры. Старик посмотрел ему вслед и сощурил глаза.

Через несколько часов в камеру вместе с мальчиком вошли зрители. Их было четверо: юная девушка, женщина средних лет и двое пожилых мужчин.
– Представляю вам комара! – торжественно объявил мальчик и застыл, сложив руки на груди крест-накрест.

Старик сидел в позе «лотоса» в середине камеры с закрытыми глазами и не двигался.

Прошло несколько минут. Женщина не выдержала первой.

– И? – нетерпеливо и надменно спросила она.
– Мне кажется, его надо напугать. Ведь комаров надо чуть ли ни задеть, чтобы они испугались, – сообразила девушка.
Мальчик кивнул в знак согласия, подошел к старику и, наотмашь ударил того ладонью по щеке. В тот же момент голова старика резко упала на плечо, а в камере раздался щелчок.

В следующую секунду голова сделала еле заметное небольшое движение в обратном направлении, через секунду еще одно, затем третье... И при каждом таком движении в камере раздавались звуки, необыкновенно схожие с тиканьем часов.

Мальчик непонимающе уставился на старика, а зрители застыли в растерянных позах.

– Это же бомба, – испуганно прошептала девушка, сделала шаг назад и остановилась, наткнувшись на стену.
– Бомба, – согласились мужчины, наморщили лбы и тоже стали отступать назад, к двери, вместе с непонимающей, что происходит, женщиной.

Мальчик попятился, не спуская со старика взгляда, наполненного страхом.

Голова старика к тому времени, как все они добрались до двери, уже почти вернулась в свое прежнее положение.

Сделав последнее движение, бомба щелкнула, и, спустя секунду, взорвалась.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 18 августа ’2020   17:16
Отлично. В который раз с удовольствием прочитал. Очень нравится. Шикарная образность. Помню обсуждение этой вещи на Прозе. Интересно, как оно развернется здесь.
Успехов!

Оставлен: 18 августа ’2020   17:22
Самому интересно  :) Хотел технически скорректировать - есть там небольшие огрехи, даже мне видимые, но они вроде как совсем небольшие.

Оставлен: 18 августа ’2020   17:40
Мне нормально.


Оставлен: 22 августа ’2020   00:45
Как я люблю такие вещи читать!
Сегодня перечитала ещё раз,просто смаковала...
Конечно, каждый увидит свое, а может и вообще ничего ...время не пришло )))
Старик, который запер себя в четырёх стенах добровольно ,чтобы оградить себя от общества, ему надо докопаться до сути - что есть его душа( нагрешил видимо по уши)... дни его сочтены , он обращается к Богу, просит подсказок...
ищит ключи к разгадке в цифрах..
Мальчик- это общество...
Мальчик не может понять старика, зачем он в этой" тюрьме", будь как все, будь "зрителем "...старик игнорирует и получает в лоб...
Шалишь, жить в обществе и быть свободным от него -нельзя)))
Завтра ты будешь цветком! Дурак!
Как мы любим раздавать это слово !
И вот оно - Чудо! Старик вспомнил, что есть его душа ! Вернее,какой она была изначально. Тюльпан! Самый нежный,самый хрупкий цветок! Танец... старик счастлив ..
Дальше первое действие ( для нас оно первое).
Равнодушные зрители, кроме девочки.
Девочка- чистая душа, на нее еще не насадили рамки общества, но пытаются одёрнуть за руку, типа стой как все и смотри... Девочка предлагает полить цветок, чтобы увидеть какой он... Чтобы разглядеть цветок в душе, нужно его полить, а не затоптать...
Без девочки врядли кто- нибудь из зрителей увидел бы этот цветок, хотя старик его уже и обрёл.
Девочка говорит золотые слова,что цветок нельзя топтать, пока он живой...
Она спасла всех зрителей первого акта ...
Во втором действии всё ясно.
Старик не захотел больше расставаться со своим цветком... общество его уже не переделает, он не будет комаром, он не будет пить чужую кровь...
Бомба- это сила духа! Взрыв! Гибнут равнодушные зрители...

Алекс, спасибо за удовольствие! 





















































Оставлен: 22 августа ’2020   09:31
Рассказ действительно сильно неоднозначным получился. Я размещал его на другом ресурсе, там вариаций понимания было множество. Было такое, что все участники ассоциировались с обществом и разными поколениям. Тот же старик - это пожилые люди, мальчик и девочка - дети. Мужчины и женщина - среднее поколение.

Большое спасибо за развернутый отзыв! )


Оставлен: 22 августа ’2020   16:48
Написано хорошо, хоть и несколько многословно в деталях, местами затянуто.
Замечания, возникшие по ходу прочтения.
Чем провинилась буква "ё"?
Чем подёрнулась тень?
ПОДЁРНУТЬСЯ. Слегка покрыться тонким слоем чего-нибудь; затуманиться.(словарь Ушакова)
615 - точно не 651? Тогда почему силы убывают?
Сравнение головы с веткой показалось странным, может, было бы лучше сравнить её с гнилым плодом?
Помутиться может в голове, сама голова - нет.
Это формальности.
По содержанию - очень тяжёлое, гнетущее впечатление оставил рассказ, не хочется возвращаться к нему и раздумывать об авторских аллегориях. Стойкое ощущение вторичности, как будто это уже всё читано-перечитано миллион раз в далёком далеке, только в более интересном и на тот момент новом чтиве. Там и осталось, то есть, сейчас - не моё абсолютно.
Охотно верю, что сейчас у произведения найдутся поклонники, которым будет всё это внове и потому чрезвычайно интересно.

Оставлен: 22 августа ’2020   16:58
Про цифры вы правы. 651 - так правильно.
Формальности поправил, спасибо.

Про "ё" не понял...

Оставлен: 22 августа ’2020   17:03
Ну, вы игнорируете букву "ё", это принципиально или просто не замечаете этого? Да, я знаю, что правилами допускается, но мне её отчего-то жалко...

Оставлен: 22 августа ’2020   18:23
Специально не игнорирую) Не придал значения просто. Наверное, приучили уже..


Оставлен: 22 августа ’2020   19:28
Лопнул комар, напившийся крови. Так он вошёл в образ!
А, вообще, стилистика вторична. Можно бы и по-круче завернуть
79

Оставлен: 22 августа ’2020   20:28
Вероятно Вы хотели этим рассказом показать жестокость и несправедливость нашего мира.

Тут сплошной символизм. Мы не те, кем кажемся и кем хотят нас видеть окружающие, а те, которые призваны бездумно и внезапно уничтожать, несмотря на собственное страдание.

"ответил один из мужчин без тени мысли на лице и в голосе." - тут неудачная фраза
"вместе с непонимающей, что происходит, женщиной." - я бы исправила эту неоправданную инверсию на:
"вместе с женщиной, непонимающей, что происходит."



Оставлен: 22 августа ’2020   20:56
Да, символизм. Когда я это писал (лет 10-12 назад), я не особенно понимал, о чем это. На другом ресурсе, где я это выкладывал, мне понравилось такое обобщенное понимание: все, что описано - да, современное общество. Равнодушие людей (мужчины, женщина) перерождается в жестокость юного поколения (мальчик), питающееся зрелищностью чужих страданий или красивой лжи (комар, цветок). Только уважение к старикам (к прошлому, а значит к самим себе) делает из нас людей. Но когда прошлое перестанет иметь значение, перестанет нас учить, а мы перестанем его хранить, то мы умрем. То, что старик (память, история) сам пришел в тюрьму и не уходит - это метафора поиска смысла жизни человеком. Он перестал "слышать Бога", "видеть цель", "понимать смысл себя". И вот, на каком-то этапе этого непонимания, в его апогее, человечество "кончает" с собой. Как самоубийцы... Да, получилось далеко не радужно. Это конец 90-ых. Я думаю, что пропустил через себя некое состояние внутреннего мира людей, не понимая этого.

Спасибо, что написали про огрехи, надо править, да все лень )


Оставлен: 22 августа ’2020   22:21
У меня пошла ассоциация с фильмами Тарковского  : символизм, много знаков и деталей.Для режиссера это было очень важно.Как будто я посмотрела какой-то его неизвестный фильм.Хотелось быстрей дочитать до конца.Хотелось, чтобы старик все же вышел из комнаты, перестал быть жертвой и послушным исполнителем. А мальчик- это наша жизнь, чем сильнее бьет, тем больше шансов, что мы поднимем глаза к небу и обратимся к Богу.Все через боль, через страдания.Но вспомнив кем ты был, можно стать свободным. И он стал! А зрители -это та большая часть человечества, которая хочет" хлеба и зрелищ". Но есть надежда- маленькая девочка.Она видит суть вещей. Ее чистая душа может удивляться.И точно.., она не забудет старика и уже не будет как все. Он передал эстафету...

Оставлен: 25 августа ’2020   14:04
Ощущение, что у рассказа нет начала. Или повесть о двух главах, из которых одну похеряли. Прозаический текст может начинаться с середины сюжета минуя завязку, вступление, но по ходу повествования должно быть хотя бы некоторое пояснение, почему так а не иначе. По какой причине старик оказался в подвале, зачем приходят посетители? Кульминация и развязка ясности не вносят.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ангел. Волшебница зима

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft