Сегодня мы попробуем разобраться как, и почему, картина И.К. Айвазовского «Хаос. Сотворение мира», написанная в самом начале творческой жизни, наделала много шума в Италии, особенно в Ватикане. А начнём мы свой рассказ с цитирования Библии:
«В начале сотворил Бог небо и
землю.
Земля же была безвидна и
пуста и тьма над бездною; и Дух
Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет.
И стал свет.»
Первая книга Моисеева. Бытие. (гл. 1; ст. 1-3)
Данные слова из Библии мы привели вовсе не случайно. Именно этот сюжет воспроизвёл на холсте «Хаос. Сотворение мира», великий живописец, в самом начале своей командировки в Европу.
Теперь, проследим предшествующие этому события. О периоде учёбы в Императорской Академии художеств в Санкт – Петербурге уже говорить не будем. Об этом мы рассказывали в предыдущей статье, посвящённой И.К. Айвазовскому. Начнём с того, что в июле 1840 года молодой живописец вместе с сокурсником В.И. Штернбергом поехали за границу для совершенствования в искусстве. Началось их путешествие, как мы уже выяснили, не с Италии, как ошибочно считают многие, а с Германии. Сначала они побывали в Берлине и Дрездене. Затем посетили, тогда ещё австрийский Триест, и лишь потом поехали в Италию. Первым итальянским городом стала прекрасная Венеция, затем культурная столица - Флоренция, потом Рим. Этот отрезок их путешествия они преодолели примерно за 8 месяцев. В это время Айвазовский много работал. Им были написаны тринадцать больших картин и великое множество миниатюр – зарисовок с самыми разными сюжетами.
Художественная выставка в Риме открылась 8 марта 1841 года. К этому времени Иван Константинович уже был в Вечном городе и решил выставить несколько своих картин на этой выставке. Три из них сразу привлекли всеобщее внимание. Вот их названия: «Неаполитанская ночь», «Буря» и «Хаос. Сотворение мира». Последняя вызвала сначала восхищение, затем изумление, следом негодование, но потом, полное одобрение. Вот такие эмоции смогла породить эта картина у видевших многое итальянцев.
Сюжет, картины, как мы уже сказали, основывается на библейском толковании сотворения мира. Вода в ней играет второстепенную роль, а главным действующим элементом является Свет, в самом великом смысле этого слова. Извечная борьба Тёмных и Светлых сил показана в «Хаосе» Айвазовского настолько реалистично и наглядно, что сразу восхитила Папу Римского Григория XVI, но насторожила его кардиналов.
Теперь скажем несколько слов о Папе Григории XVI. Это необходимо потому, что, возможно, при другом, Айвазовскому бы не удалось так быстро стать известным не только в Италии, но и всей Европе в целом.
Итак, Папа Римский Григорий XVI вошёл в историю, как понтифик, всячески содействующий искусству и различным отраслям знания. Он поощрял проведение раскопок на Римском форуме и в римских катакомбах, основал Христианский музей в Латеране. Также основал Египетский и Этрусский музей в Ватикане. Значительно расширил Ватиканскую библиотеку, оказывал покровительство скульпторам и художникам. И это лишь малая часть его несомненных заслуг, которые, иногда, шли, мягко выражаясь, не в ногу с интересами других влиятельных лиц церкви. Увиденная на выставке картина произвела на него большое впечатление. Мрачный образ Тьмы, в виде тучи, которая расползается по полотну, словно желая поглотить первозданный мир, занимает, казалось бы, центральное место на картине. Но выше её уже простирается Свет, раскинув хорошо прорисованные руки. Светящийся нимб довершает это чудесное видение, и Свет уже проникает во все темные углы картины, проявляясь и на воде светлой дорожкой. Это великолепное зрелище истинного торжества всего Светлого над Тёмным!
Понтифик сразу выразил своё восхищение, понимая смысл увиденного на картине вполне однозначно. И тут же, прилюдно, выразил желание купить картину для Ватиканской галереи. Однако его противники быстро обнаружили в увиденном другой, демонический смысл, и потребовали осудить выскочку – художника. Далее, создали по этому поводу такой шум, желая очернить не столько Айвазовского, сколько Григория XVI, что Ватикану пришлось собрать специальный Совет. На нём были подняты многие Священные Писания и работы известных теологов. Картина была представлена высокому Совету и изучалась, буквально, под микроскопом. Тут, в решающий, можно сказать, момент, Айвазовский предпринял гениальное и вместе с тем простое решение. Он подарил эту картину Григорию XVI. После такого поворота, Совет быстро завершил свои казуистические исследования. Ватиканская художественная галерея пополнилась ещё одной великолепной работой, воинствующие кардиналы поникли, а Иван Константинович Айвазовский стал известным всей Европе живописцем.
Завершая этот небольшой рассказ, мы дополним его весьма замечательным событием. Совсем недавно по историческим меркам, а именно в 2018 году, в обширных запасниках Третьяковской галереи был совершенно случайно обнаружен альбом «Рисунки русских художников в Риме». Датирован он 1843 годом и в нём под авторством М. И. Скотти обнаружили акварель, изображающую весьма интересный сюжет: Понтифик благословляет пять коленопреклонных мужчин, находящихся у папского трона. Один из них указывает на картину в красивой раме, стоящую на мольберте. И представьте себе, эта картина, не что иное, как полотно «Хаос. Сотворение мира», а мужчина, указывающий на неё – И.К. Айвазовский!
Личности других были тоже установлены, но про них мы говорить не будем.
По поводу этой, произошедшей с Айвазовским истории, другой великий человек, Николай Васильевич Гоголь, даже сочинил каламбур. Он, кстати, как вы уже знаете из нашего первого рассказа о Айвазовском, составил план путешествий для Айвазовского и его сокурсника по Италии, и даже побывал с ним вместе во Флоренции. В Риме они тоже встречались. После случая с картиной, при встрече, он сказал следующее:
«Исполать тебе, Ваня! (т.е. хвала) Пришёл ты, маленький человек с берегов далёкой Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане».
Далее И.К. Айвазовского ждало признание Европой его таланта и дальнейшее, весьма плодовитое творчество.