Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
08 мая ’2011
00:22
Просмотров:
27380
В.СНОРБИШИН. «СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ». (Рубрика «Домашняя реликвия»).
А сейчас предоставим слово В.СНОРБИШИНУ из с.Верхний Услон Татарской АССР. В газете «Неделя» (1977г, №13, с.15) он опубликовал своё сообщение под интригующим для нас заголовком «Становой Колодезь». В библиотеках Орловской области данное издание мы не обнаружили, и тогда попросили всё того же А.В. Рубцова (город Москва) побывать в «Ленинке» г.Москвы, что он и сделал. Ещё раз спасибо Андрею Викторовичу и главному книгохранилищу столицы за копию заметки.
*
«Наша семейная реликвия – очень древняя, и притом такая, что ни в семейный альбом, ни даже в музей её не поместишь. Удивительная память моей матери хранила имена в отчества многих моих предков по материнской линии. Только у одного из них отчества не было. И как я ни просил мать вспомнить его, она лишь пожимала плечами: «Нет, Панкрат был без отчества…». История «Панкрата без отчества» больше похожа на легенду, но мать уверяла, что это – быль, которую передавали в родне из поколения в поколение. Может быть, так, а может быть, и нет, но колодец, о котором я хочу рассказать, всегда считался нашей реликвией.
...Жил Панкрат в XVI веке. Отличный мастер-строитель, был он холопом известного князя, и князь ценил его. Но как ни хороша господская любовь, а своя воля лучше. Не зря ведь говорили тогда: «Сладка овца к соли, а холоп к воле». И решил Панкрат скрыться от своего господина. Приходилось ему тогда для дела надолго уходить из дома: то толковых помощников подыскивать, то нужные материалы. И вот нашёл он подходящее место, куда скрыться, такую глушь, что искать его там никто бы не додумался. И стал готовиться потихоньку к новой жизни. Найдя место, оставил метку. Через некоторое время вернулся с набором строительного инструмента и с запасом муки. Начал копать сухую, жёсткую землю. Проходили дни, недели, а она оставалась сухой, даже на глубине не сырела. Панкрат настойчиво укреплял вырытый им колодец, ждал. Но воды не было... . Наступила осень, кончилась мука. А он всё шёл вглубь.
Уже первый снег был наверху, когда показались, наконец, в его колодце первые капли, потом струйки воды. Ещё раз надёжно Панкрат всё укрепил и уехал. А весной явился сюда уже не один, а с женой. И в мешках, что были навьючены на лошадей, было теперь зерно – для первого урожая на новой, свободной земле. Только спустя примерно полвека орловский воевода, объезжая окрестности, вдруг с изумлением наткнулся на неведомую деревеньку и повелел занести её в реестр под именем Становой Колодезь. Колодец дал жизнь целой деревне. А в пору гражданской войны возле станции Становой Колодец и деревушки с тем же названием произошёл большой бой, были разбиты белогвардейские части... . Вот и всё. Последние годы я не бывал на Орловщине, в родных местах, но думаю, что и сейчас верой и правдой служит людям моя фамильная реликвия – легендарный колодец. В.СНОРБИШИН».
НАШ КОММЕНТАРИЙ.
Прозаичные жители с.Становой Колодезь привыкли к тому, что они живут в селе с таким поэтическим названием. Мне же, оказавшему-ся в том же пгт. Кромы, всегда лестно говорить о том, что я появился на свет в селе с таким великолепным именем, как Становой Колодезь! Наверное, испытывали особую любовь к своему краю и предки Снорбишина. И эта любовь концентри-ровалась у них в образе КОЛОДЦА, как сосредоточие всего самого главного в жизни, дающего исток всему живому. Колодезь, как реликвию, в музей не поместишь, но в памяти людей надёжно сохранишь! И появился этот КОЛОДЕЗЬ, благодаря Панкрату, жившему в начале XVIв. Был он холопом князя. Какого – не сказано, и нам остаётся только догадываться. Скорее всего, князь этот находился в г.Новосиле, так как в начале XVIв Новосильское княжество занимало большую площадь. Или – в г.Карачеве, ныне Брянской области. Но водораздел Рыбницы и Оптухи тяготеет больше к Новосилю, поэтому скажем так: Панкрат был холопом князей Воротынских. А мог ли быть Становой Колодезь в те годы в глуши?!
И да, и нет. Во времена расцвета Хотетовского княжества, вряд ли, т.к. находился на Большаке. Потом, в XVIв, с опустением края, такое было возможно.
Только в 1500-1504 гг. наши земли окончательно входят, в результате многочисленных войн с Речью Посполитой, в состав Москвы. Поэтому Панкрат, оказавшись на окраине и тех, и других государств, мог, видимо, долгое время скрываться в густом Тайчуковом лесу от чиновников, пока его не обнаружил воевода Орла. Не совсем ясно: почему колодезь – Становой, если его копал Панкрат. Не честнее ли назвать деревню, как Панкратов Колодезь?! Тем не менее, легенда – красива и имеет право на существование.
Действительно, во время Гражданской войны возле ст. Становой Колодезь был бой между деникинцами и красными, в основном, латышскими войсками. Что касается фамильной реликвии – легендарного колодезя, служащего людям верой и правдой, то нужно подумать: о каком колодце идёт речь. Если же о том, который находится у истока ручья Становой Колодезь, то его здесь сейчас нет.
Наше предложение к главе Станово-Колодезьского сельского поселения.
Было бы замечательно, если бы Вы пошли нам навстречу и взяли бы на себя хлопоты по поводу установки возле правления, у начала ручья, большого камня, на котором были бы начертаны примерно такие слова: «Здесь находится ключ, именуемый Становым колодезем. Отсюда пошла история села Становой Колодезь».
Уважаемый отец Сергий (Титов)! Не могли бы и Вы помочь власти установить у истока Станового Колодезя небольшую часовню, и делать к ней крестный ход от Покровского храма! Пусть приходят сюда все, кто пожелает, а молодожёны приносят цветы к Становому Колодезю, выкопанному, по легенде, Панкратом!
*
А ЧТО ГОВОРЯТ ДОКУМЕНТЫ.
Смотрим в Орловском архиве книгу. «Список населённых мест по сведениям 1866г» (Санкт-Петербург, 1871г).
По Старой Курской Большой дороге под №67 значится СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ (Куликовка Большая). Но можем ли мы доверять этому Становому Колодезю, ведь Большая Куликовка находится под городом Орлом?! В 90-х годах ХХв краевед-исследователь, автор серьёзного труда-книги «Улицы города Орла» В.Г.Емельянов в беседе со мной высказал идею о том, что село Становой Колодезь получило своё имя от ручья Становой Колодезь, к-рый находится под селом Большая Куликовка! Этим он подтвердил моё мнение о том, что большекуликовцы основали многие населённые пункты бывшей Покровской волости, простиравшейся от Орла до границ с Яковлевской волостью, входящей ныне в состав Свердловского района.
Однако не будем отвергать Становой Колодезь под №67. Дело в том, что далее в книге написано следующее: Становой Колодезь (Куликовка Большая), село, казённое, при колодцах, от Орла – 21 км, от квартиры станового квартального – 25 км. Таким образом, мы ясно видим, что становой пристав в Становом Колодезе не жил, и поэтому назваться село по причине того, что здесь, якобы, утонул в колодце становой квартальный, просто не могло.
Число дворов – 145, мужчин – 417, женщин – 450. Нынешняя Большая Куликовка от г.Орла находится в 9-12 км, но никак не в 21 км. Следовательно, в 21 км от Орла расположено наше с.Становой Колодезь, имевшее когда-то второе название – Большая Куликовка. Правление колхоза «Власть Советов» находится от Орла на 18-ом км по трассе Орёл-Тамбов. Что касается 21 км, то это теперь территория деревни Редькино. Но в Редькино никогда не было 145 дворов!
Следовательно, данные километры не соответствуют истине, хотя на карте 1789г, не приводимой нами в этой книге, вёрсты чётко совпадают с нынешними обозначениями километров. Всё-таки примем за аксиому, что Становой Колодезь (Куликовка Большая) и есть нынешнее село Становой Колодезь! Почему, спросит юный читатель, Становой Колодезь имел второе имя – Куликовка Большая?! Потому, ответим мы, что село Становой Колодезь образовали переселенцы из села Большая Куликовка. Придя на новое место, большекуликовцы не забыли, откуда они родом, и новую, образованную ими деревню тоже поименовали Большой Куликовкой. А чтобы не путать её со старой Большой Куликовкой, то сделали уточнение: Большая Куликовка=Становой Колодезь тожь. А здесь возникает снова вопрос: действительно ли, как уверяет В.Г.Емельянов, вместе с именем Большая Куликовка было перенесено на новое место и название Становой Колодезь?!
Я не знаю ответа на данный вопрос, так как и то, и другое могло иметь место.
Большекуликовцы поселились у ручья, который уже мог иметь к тому времени своё собственное имя – Становой Колодезь. И это имя ручью дал хозяин постоялого двора, поселившийся здесь задолго до прибытия большекуликовцев. Могли же переселенцы построить свои дома и на берегах безымянного ручья, а потом дать ему имя Становой Колодезь, принесённое с собой из-под Б.Куликовки. Из истории известно, например, что люди, переселяемые князьями на новые места, переносили с собой не только названия населённых пунктов, но и речек. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не только под Орлом, но и в 21 км от него появилась ещё одна Большая Куликовка и ещё один руч. Становой Колодезь.
Что касается многочисленных Больших Куликовок, Рыбниц и прочее, то такое 200 лет назад имело место. Так, юго-восточнее села Хотетово я насчитал на реке Оптуха около 10 (!) населённых пунктов по имени Хряпино Болото!
Большекуликовцы не забыли не только своего родового имени и названия ручья, но и то, как именовался их храм. А посему Куликовская церковь Покрова Пресвятой Богородицы счастливо перекочевала и в село Становой Колодезь, где также был образован Покровский храм. Мало того, и вся волость, объединявшая территорию от Орла до 23 км на юге, стала Покровской! Хотя я бы повеличал волость Куликовской, что было бы справедливее.
Что означает имя села Большая Куликовка. Большая – значит, Основная, Родовая, так как есть ещё и Малая Куликовка. Река Куликовка, – на наш взгляд, не от слова КУЛИК на БОЛОТЕ, хотя и такое могло быть, а от слова КОЛОКОЛ. Куликовка=Коликовка=Колоколка! То есть речка, на которой стоит село Куликовка, имеет большие перепады высот: вода, падая с высоты, гремит, трезвонит на всю округу, колоколит во все колокола. Восточнее села Становой Колодезь есть деревня Гремячее, далее видим речку Травна: то ли от слова ТРАВА, то ли она ТРАВИТ всех. У неё есть второе имя – КОЛОКОЛЕНКА. Жители Большой Куликовки защищали г.Орёл от нападения врагов со стороны Дикого Поля, с юго-востока.
Река Травна, берущая начало недалеко от д.Редькино, и устремляется в сторону Большой Куликовки. Берега у Травны настолько круты и отвесны, что не каждый в состоянии быстро взобраться наверх. Такое чувство, что кто-то специ-ально поработал здесь, делая берега недоступными для врагов. Иными словами, река Травна была естественной преградой на пути к Орлу. Если это так, то мы можем найти этому подтверждение. Откроем Толковый словарь великого В.И.Даля. Под словом ТРАВА не видим каких-то других значений, кроме как связанных с сорным, диким растением, мельче куста. Нет таких трав, чтобы узнать чужой нрав, а посему перейдём к другому слову – ТРАВИТЬ.
Травить – портить, повреждать, истреблять, изволить, опустошать, разорять. Волк волком не травится, поп попом не судится. Вор вором травится (губится). Травленое серебро, моль травит одежду. Конечно, можно допустить, что на р. Травне кто-то кого-то портил, травил, истреблял, разорял. Во времена И.В.Сталина у истоков реки Травна люди сделали 4 плотины, а чтобы вода из прудов не уходила в карстовые почвы, сыпали в воду соль. Но вода всё равно исчезала под землю.
Поэтому река Травна и могла быть поименована по той причине, что она всё опустошает, разоряет, портит. Однако подтверждений тому, что река Травна вместе с рекой Оптухой выполняла охранные функции, пока нет. Правда, мы помним о том, что под Орлом находилась д.Сторожевая. Стоп, кажется, мы нашли то, что искали: собиратель указывает, что когда-то существовало такое значение слова «травить», как «перестреливаться, вести перестрелку». И царь, отступив, оставил 2 тысячи татар, и велел им с нашими травитись (из летописи).
Итак, река Травна – это Торовна=Туровна=Туровая река, река-крепость. Да, она ТУРИТ не только воды по причине своего большого падения, но и ТУРИЛА врагов от города Орла восвояси, в Дикое Поле. В нашем очерке «Обретение Рубежа», вышедшем в начале 2009г, мы уже доказали то, что дер. Редькино – это Ретькино, где РЕТЬ означает РАТЬ, место битвы и место пашни. Тот же В.И.Даль писал, что Реть – это Рать с побоищем. В таком случае, Покровская волость могла быть и Ретькинской волостью, или Туровой волостью, волостью-крепостью. И в этом плане село Марьино тоже выполняло военные функции, так как слово МАРЫ обозначало место, где находился сторожевой пост, своего рода оборудованный камнями ОКОП, укреплённая ЗАСТАВА, из которой и вели наблюдение за врагом, а в случае нападения здесь могли и принять бой.
Вот что пишет по этому поводу В.И.Даль: МАРЪ – одинокий бугор, курган, насыпь, или природная сопка, сложенная где для приметы. МАРЫ, как и БАБЫ (из одного камня), ставились на СТОРОЖЕВЫХ ВЫСОТАХ, чтобы из-за них высматривать. Поэтому, заметим мы, не удивительно, что в таких МАРАХ служили МАРшалы, которые совершали МАРш-броски. Мары, или Бабы: вспоминается д.Бабина, стоявшая чуть восточнее с.Большая Куликовка, откуда, недалеко от дороги Орёл-Ливны, тоже вели наблюдение за врагом. Дер. Бабыльская была упомянута нами на р.Стижь: и тоже рядом с нею находится тракт на Орёл.
В Орловской обл. также имеются: Бабенка – д. Гнездиловского сельского поселения Болховского р-на; Бабенково 1, Бабенково 2 – в Карандаковском СП Мценского р-на; д.Бабонино – в Хворостянском СП Новосильского р-на.
Что касается топонимов с начальным МАР-, то их находим во многих районах области, поскольку наш край и был местом организации сторож. Любопытно, что в Карандаковском СП есть и дер. Марс. Имеет ли она отношение к планете Марс, не ведаем, но пора вспомнить и о том, что Марс – это бог войны! Слышал о том, что КАРАНДАШ – это чёрный камень; м.б. Карандаково=Карандашово?! Если это так, то у большого села Карандаково, где, по легенде, был убит в XIIв просветитель вятичей Кукша, была создана сильная крепость.
Не исключаем того, что были организованы посты наблюдений у таких НП, как: п.Марийский и д.Мартыновка – Верховского р-на; п.Марков, п.Маркинский, п.Мартыновский – Дмитровского р-на; д.Мартемьянова, д.Мартыновка – Болховского р-на и др., всего 22 названия. Кстати, в Орловщине – 6 НП по имени Мартынов(ка)(ский): МАР+ТЫН, т.е. КАМЕННЫЕ НАСЫПИ, ЗАБОРЫ. А если сюда добавить ещё и такие, «испорченные» топонимы, как: п.Морозовка, д.Мрачев (ранее – Морачев) Брод, п.Муравейник (все – Орловского района); Моргаевка, Морево, Муравль, Муратово, Мурашки, Мурашиха, плюс Застава, Сторожевая, Сторожов и пр. других мест, то станет ясно, что мы очень слабо сейчас представляем поистине ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ жителей Орловского края средних и более поздних веков врагам Дикого Поля и иных территорий.
Мы забыли упомянуть и топонимы на РЕТЬ=РАТЬ (Ретькино, Ртищево, Ратогощь и пр.). Итак, у верховий рек Стижь и Травна (обе начинаются недалеко от ж. д. Москва-Курск, в пределах д.Редькино и бывшего п.Крюковка), в горловине, была организована застава, РАТники которой охраняли узел дорог, ведущих в стороны Орла, Луплено-Лаврово и Марьино-Новосиль-Верховье. *
Однако продолжим читать документы. В селе Становой Колодезь в 1866г значились – православная церковь и ж.д. станция. Далее назван хутор ЗЯБЛОВ (Зябловский, Пилатовка), казённый, при колодцах, от Орла – 18 км, от станового квартального – 27 км. Числился 41 двор, в к-рых насчитывалось 126 мужчин и 94 женщины. В казённом хуторе РЕДКИНЪ, отстоящем от Орла в 23 км и от станового квартального – в 23 км, было 26 дворов, в к-рых проживали 28 мужчин и 32 женщины. Обратите внимание на то, что в хуторе Зяблове в каждом дворе в среднем было по 3 мужчины (чуть больше) и по 2,5 женщины. А в хуторе Редкин на двор приходилось по 1 мужчине и по 1 женщине (чуть больше). Иными словами, хутор Редкин только-только что был населён, и в семьях ещё не было детей, в то время, как в хуторе Зяблове детские голоса звенели по всей округе.
Ранее мы писали о том, что д.Редькино была основана в начале XIXв; скорее всего, этот срок следовало бы перенести на середину данного века. Ибо в ревизских сказках, т. е. домовых книгах, я, например, не нашёл данных по хутору Редкина по состоянию на 1816г. Обнаружили мы в архиве и такое сообщение: Редкин Аполлон Михайлов, статский советник, с.Каменское =Сабурово. Не мог ли данный господин быть владельцем постоялого двора на месте х.Редкина?! Если владелец театра Каменский купил семью актёра у Офросимова за целую деревню, то мог граф владеть истоком р.Стижь. Но тогда хутор был не казённый?!
Село ХОТЕТОВО, владельческое, т.е. помещичье, при колодцах, от Орла в 25 км, от станового квартального – в 20 км. Интересно, а где же обитал становой квартальный?! Явно не в Орле. В Хотетово было 115 дворов, в к-рых проживали 334 мужчины и 355 женщин. По правую сторону дороги Москва-Курск находился хутор ЛУПЛЕНЫЙ Покровской волости. Следовательно, моя мать тоже родилась, как и отец, в Покровской волости (?). Хутор казённый, при колодцах, помещиков не было, поэтому никто крестьян «не лупил». От Орла в 21 км, от станового квартального – 18 км. Числилось в 1866г здесь 29 дворов, в них проживали 39 м и 79ж (может, 39?-В.А.). Был ещё хутор ХАТЕТОВСКИЙ (Хатетов), владельческий, при пруде, от Орла в 25 км, от станового квартального – в 20 км. Был 1 двор: 6 мужчин и 5 женщин. Кроме того, видим хутор РЕПКИНСКИЙ, владельческий, от Орла в 27 км, от станового квартального – в 18 км. В 1 дв. – 5м и 3ж. М. б., не Репкинский, а Реткинский, т.е. сюда переселилась семья из х.Редкин?!
*
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи