Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
12 июня ’2011
00:53
Просмотров:
24885
Людмила Кожурина.
«ЧТОБЫ ТЕМА БЫЛА БЛИЗКОЙ, А ПИСЬМО ЛЁГКИМ».
Из альманаха №3 "КромА" за 2008г
Учредитель, редактор-составитель, издатель В.И. Агошков
В Кромах Орловской области в изобилии свежий воздух и вековые деревья. Кромам 850 лет. Но их развитие идет вспять: важнейшая военная крепость на южных рубежах древней Руси, потом город с развитой промышленностью, а теперь небольшой посёлок с двумя школами, одна из которых начальная. Утром 2 июня их было не перепутать. Толпа школьников у входа, двери настежь и далее – кабинет директора, временно превращённый в штаб.
Кромская общеобразовательная школа. Педагоги переживают трепетные минуты ожидания. Милые проявления дружелюбия и поддержки. В рекреации видишь пейзаж в тургеневском духе: усадьба, беседка, сирень – написано маслом на стене. Замечаешь, что учительница Светлана Афанасьева, лёгкая, взволнованная, в шляпке и шарфике, поразительно гармонирует с ним. Она преподает химию, но - «Сегодня сын пишет!».
И уже другие лица на фоне пейзажа: директор Людмила Агошкова в сопровождении словесников, в руках ножницы и конверты: «Изложение! Смотрим: печати на месте, конверт не заклеен. Ах, руки трясутся... Вскрытие произведено. «Отцы и дети». Вопрос: Почему Тургенев включил в роман историю любви Павла Петровича и княгини Р.?» Учителя мгновенно встали в кружок: «Необычный вопрос... Отвечать надо по всему роману, по поводу основной мысли. О любви... Какими бы ни были разными по своим воззрениям Базаров и Кирсанов-старший, в любви они одинаково отвергнуты. Так? Да, оба сломлены любовью. Ещё...» - идёт настоящая мозговая атака. Задор и взаимопонимание: Елена Зайцева, Галина Гололобова, Ирина Горяная, Галина Ченская. Понятно, что не им предстоит писать ответ, однако к чести учителя - вообразить себя на месте ученика, самому пройти испытание. И сразу видно, как здесь преподают литературу: живо, страстно. Через час окажется, что никто из учеников четырёх классов изложением не заинтересовался. Все захотели создавать свой текст. Тоже результат. Елена Зайцева скороговоркой рассказывает: «Дети умные, работоспособные. У нас 17 медалистов, и все настоящие. Прошли мы всё, всё повторили, но есть блоки немыслимой сложности. Труднее, конечно, заниматься поэзией. Не так часто встречаются дети, тонко чувствующие слово. Проза демократичнее. Особенно нами любима «Война и мир», изучали очень тщательно».
Между тем волнение нарастает. Выпускники построены, телевизор работает. В нём - Александра Васильевна Копылова, начальник областного управления образования. Она предлагает сверить часы, чтобы удостоверить прямой эфир, и напоминает: в эти минуты на старте 1700 выпускников школ Орловской области. «Сердце бьётся необыкновенно, - шепчет рядом со мной учительница Любовь Костякова, - а ведь я сегодня не выпускаю!» Музыка, лототрон, шар с номером 54 выкатывается и вызывает новую волну возбуждения: «Природа... слова Булгакова... Серебряный век». Учительница Елена Зайцева, должно быть, рада: выпал и Толстой!
Последнее напутствие директора: «Чтобы тему выбрали близкую, письмо было легким, а оценка - на балл выше, чем обычно. Держитесь».
В этот момент в ряды выпускников, как водится, виновато протискивается проспавший. Добрый смех. Переход в классы. Девять утра. Мы пьём чай у директора. Чай принесли из школьной столовой в простых стаканах. Немного странно; в школе не видно ни нарядных букетов, ни хлопочущих за нарезкой колбасы мам. Тихо, и телефон молчит. Людмила Васильевна достаёт из сейфа прошлогодние выпускные работы по литературе – на удивление пространные, по 5-6 листов, очень личные, абсолютно разные по стилю. «Иногда их перечитываю. Столько удовольствия! Потому что учителя понимают детей...
С историками бы вам познакомиться, самоотверженные, незаурядные люди. Выпускной экзамен по истории – наша гордость. Мы хотим, чтобы дети блеснули, чтобы были услышаны. К нам работники образования специально приезжают детей послушать. Ответ может длиться 10-15 минут, и вы не представляете, какие дети счастливые с экзамена выходят. И учителю награда: они видит результаты своего труда. Дело ведь даже не в знаниях, а в единении педагогов и детей, в их взаимности. На устном экзамене это очень заметно. ЕГЭ, к счастью, у нас пока нет, и мы ещё не учим детей тому, как обманывать тесты.
Мне кажется, не родное это дело для российского образования, тесты. И слово не наше, и суть чужая. Не пойму я, как учить и определять знания, не выслушивая, не разговаривая?»
Некоторое время мы говорим о коварстве общения через бумагу, об изобилии документов, сыплющихся на школу: три толстые красные папки - инструкции об экзаменах, три синие - документы по нацпроекту: «Тонем в бумагах.
Но нам повезло: главный специалист отдела образования Татьяна Лосева имеет особый дар работы с документами, умеет их правильно подавать: отсеивает ненужное, подробно поясняет самое важное».
К разговору, за окном возникает начальник отдела образования, и вот он уже в кабинете. Юрий Филин - прежний директор школы, в шкафу до сих пор стоят его книги из серии «ЖЗЛ». Держится по-свойски: «С экзаменом порядок! Всё по плану: кому пакет, кому карту. А теперь давай про морковку и капусту думать, сорняки после дождей торчат, как зубочистки».
Людмила Васильевна кивает за окно: проходят дети с тяпками и мотыгами. При школе большой производственный участок. На нём централизованно, с применением большой техники несколько окрестных школ выращивают овощи.
«На государственные деньги разве что старик Хоттабыч сможет накормить детей и поддержать школу», - шутит Юрий Семенович. Тем не менее, платных образовательных услуг школа не оказывает – так написано в Уставе. Репетиторская деятельность учителей здесь не одобряется. Статус учителя всячески поддерживается.
...У топонима Кромы множество толкований, среди них - «кромка», «скромный», «закрома», «кремль».
Людмила КОЖУРИНА. Москва - Орёл – Кромы. (Газета «1 сентября», №11, 10.06.2006г, г. Москва).
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи