Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
27 октября ’2012
12:25
Просмотров:
22358
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся,
душу живую; и птицы да полетят над землею,
по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших
и всякую душу животных пресмыкающихся,
которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу
пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь,
и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
Любому обществу присуща та или иная базовая идеология, вокруг которой идет все развитие нации. Ни один народ не может похвастать плюрализмом в этом вопросе. Независимо от количества навешанных ярлыков: демократия, либерализм, правовое государство и т.д. – основа будет одна. Все остальное - лишь инструменты, призванные помочь в осуществлении главной цели.
На протяжении нескольких веков базовой ценностью Западного мира является капитализм. Эта идеология уходит корнями к идеям Адама Смита и его «экономическому человеку», и на ее основе развивались все остальные учения, начиная с меркантилизма и заканчивая марксизмом.
В соответствии с моделью капитализма вся деятельность человека должна быть направлена на извлечение прибыли, а значит, остальные сферы жизни общества должны подчиняться именно этой цели.
К сожалению, данная участь не обошла стороной и творчество, превратив его в ремесло, будь то литература, кинематограф или любое другое искусство.
Писатели прошлого были увлечены благой целью. Они думали, что обличение порока способствует его исправлению. Но получилось в точности до наоборот: пороки стали расти и множиться. Стремление к добру несколько оправдывает талантливых литературных художников прошлого. В то время как тяга современных писателей к прибыли делает из них коммерсантов, работающих на рынке литературы (режиссеры - на рынке киноиндустрии, художники – на рынке картин и т.д.). А это не может служить оправданием той отравы, что сегодня преподносится нам повсеместно.
Развлекательная индустрия штампует одноразовые фильмы. Это легко объяснить. Почему песни Высоцкого до сих пор популярны? Потому что он пел то, что сам готов был совершить. Поэтому он чувствовал тему душою и пел душой. Или песня «Ваше благородие, госпожа удача». Там в артисте, игравшем роль Верещагина, чувствуется огромная внутренняя сила. А если этой силы нет, если нет души и всё за деньги, по заказу, творчество превращается в ремесло и продукт даёт отрицательный эффект.
В современной «творческой» продукции Запада нет души. Поэтому посмотрев один-два раза фильм, вы не станете его пересматривать в третий (за редким исключением).
Система рынка в свою очередь предъявляет к продукции определенные стандарты. Не важно, что вы продаете – колбасу или фильм, они должны соответствовать стандартам.
Если бы творцам прошлых поколений сказали, что в будущем творчество будет загнано в некие рамки, они бы в лучшем случае покрутили пальцем у виска.
В тот момент, когда творчество стало ограничиваться стандартами, оно превратилось в ремесло.
Искусство, в которое творец не вкладывает свою душу, требует совершенно других подходов. Оно становится искусством манипуляции.
Современный подход к созданию творческого произведения (особенно фильма) напоминает фабрику. Здесь используются последние достижения в области техники, спецэффектов, а также… психологии. Однако цель у всего этого одна – продать товар.
На сегодняшний день ремесленники любой сферы искусства выработали методы, как создать произведение, которое будет продаваться. Например, в литературе существует немало приемов, которые помогут писателю механически сделать произведение ярким («ключевое слово – в конце фразы», «сдвиг характера героя», постепенная проработка произведения «идея – тема – образы», «раскрытие образа в действии» и многое другое).
Но никакой литературный рынок не сравнится с киноиндустрией по части уловок.
Современные голливудские творцы отточили свое ремесло до автоматизма. Процесс создания фильма уже давно не требует от человека какого-либо творческого акта, порыва души, чувства.
Сегодня выработаны приемы, которые с легкостью позволяют написать сценарий к фильму. Сценаристам остается лишь выбрать тот или иной вариант.
Большинство фильмов (если не каждый) построены по принципу перипетии, т.е. движения от счастья, к несчастью, от отчаяния к надежде, и обратно. Это стандартная схема, необходимая для того, чтобы втянуть зрителя в процесс переживания героям. Перипетия – это эмоциональный конфликт, когда зрителя заставляют то радоваться вместе с героем, то переживать за него, умело раскачивая зрительские эмоции. Кроме перипетии универсальная структура фильма включает в себя трехактное развитие действия, бреши (разрыв между желанием и необходимостью) и барьер (цена, которую платит герой).
Существует также определенный шаблон сценария, который состоит из экспозиции и вспышки интереса, прогрессии усложнений, обязательной сцены, кризиса, кульминации и финала.
Небольшой пример. Допустим, нам нужно придумать захватывающую историю Любви. Возьмем двух влюбленных. Вот они познакомились, все здорово (эмоциональный подъем «вверх). Но нужна перипетия. Значит, должно быть препятствие на их пути. Брешь. Они из разных сословий? Банально. О! Они из богатых семей, которые враждуют друг с другом (переживание). Отлично! Что дальше? Вот они опять встречаются – все отлично (подъем «вверх»). Теперь поднимаем Брешь – пусть возлюбленный убьет родственника любимой («вниз»). Так… Теперь опять подъем «вверх», пусть они тайно венчаются! Супер! А сейчас настало время Барьера… Ну вы поняли.
Со времен Шекспира ничего не изменилось, но если раньше люди творили, то сейчас они работают. Больше нет полета фантазии, игры воображения, им на смену пришли научные методы, приемы и спецэффекты.
Любому человеку, приближенному к киноискусству понятно, что фильм будет удачным при одном условии – эмоциональный ответ зрителей. Здесь также существуют специальные методы, которые позволяют добиться отклика публики.
Во-первых, необходимо использовать три уровня энергии зрителей: любопытство, сопереживание, саспенс.
Во-вторых, определенные пути развития усложнений: углубление драматизма ситуации (когда барьеры растут), расширение конфликта, и т.д.
В-третьих, используется энергия неуверенности: неуверенность в действиях персонажа (например, герою нужно выбрать одно из двух) или неуверенность зрителя, когда мы не знаем, каким путем пойдет герой.
При помощи таких не хитрых приемов мы добиваемся эмоционального отклика аудитории. Теперь несколько штрихов, типа «энергии деталей», «развязки подсюжетов до кульминации» и т.д. Шаблон готов. Осталось добавить идею фильма, остальное – дело техники.
Благодаря такому подходу создатели фильмов умело манипулируют стереотипами зрительского восприятия. Зритель верит своим эмоциям. Если он расстроен, значит ему показали правдивую жизнь, не дурак же он плакать над чепухой?
Именно поэтому, мы все становимся детьми, когда свет гаснет, а на экране возникает персонаж, который может спасти слабого, наказать негодяя, победить в неравной схватке.
Мир обязан появлению понятия «рыцарь» и «джентльмен» не западной элите, а западным писателям, позиционировавшим свою элиту в таком свете. Элита там была такая же, как везде. И воровала, и пьянствовала, и развратничала. Но вот описали её в возвышенном свете, и возник положительный образ.
Если существуют стандарты творческой продукции, то должен существовать и эталон. Возьмем премию «Оскар», которая стала в прямом смысле идолом. Если ею отмечают фильм, проповедующий терпимость к наркомании, развращенности или агрессии, творческие туземцы тут же начинают подражать оскароносцам. Они участвуют в формировании потребительского подсознания, не понимая этого. Благодаря действиям «солдат втемную» разрушающей продукцией накрывается вся планета.
Проблема заключается в том, что создатели кинопродукции используют особенности человеческой психологии для того, чтобы зритель как можно сильнее проникся картиной. Например, известен так называемый феномен «группового давления» или конформизма. Этому явлению подвержено около 37% людей, это даже больше, чем каждый третий человек! Конформизм легко доказывается экспериментом. Если продемонстрировать ручку и попросить определить ее длину на взгляд, то мы с уверенностью подумаем о 15-17 см. Но если отвечающие перед нами сначала заявят о 22 см, потом 25 см, потом о не менее, чем 20 см, то мы поверим им, а не себе. Ничего не напоминает?
Также психологам давно известно, что наиболее внушаемыми являются утомленные люди, ослабленные физически, что выгодно вечерним сеансам кино, куда человек идет расслабиться. Здесь, «минуя» сознание, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения.
Все просто. Чем большее «впечатление» произведет фильм на человека в таком состоянии, тем фильм будет оцениваться лучше.
Беда заключается в том, что в подсознание человеку западают не только спецэффекты, но и все остальное.
Самое глубокое внушение – когда человек вообще не думает. Вот почему так важно ввести человека в состояние эмоций. Пока он сидит с широко открытыми глазами (и ртом), он ничего не соображает. Он весь там, в виртуальной действительности. Логическая проверка информации в таком состоянии невозможна. «Ввози» в голову что хочешь, таможня дает добро.
Человек в этот момент абсолютно беззащитен. Ему можно записать на подкорку любую мысль, любую установку. Вот мы видим, главный герой, крутой парень, убивает и предает всех и вся, и в итоге побеждает. Образ победителя один – чемодан долларов, трупы врагов, полуголые девушки. Все построено вокруг плоти, денег и страсти. Поведение главного героя подсознание записывает как образец для подражания.
Наличие установок человек никогда не осознает. Но именно они лежат в основе всех его поступков. Именно они определяют, кем будет зритель, похотливой беспринципной машиной, рыскающей по жизни в поисках удовольствий, или Человеком.
Яркий пример: режиссеры и сценаристы закладывают в сюжет фильма постельные сцены не для того, чтобы народ развратить, это цель не их уровня. Они хотят привлечь публику и заработать деньги. Как это повлияет на людей, коммерсанты от творчества и творцы-исполнители не подозревают. Комизм ситуации в том, что большинству нельзя сказать, что они работают на чужую идею, разрушая фундамент традиционной цивилизации. Нет, сказать, конечно, можно, но люди рассмеются. Единицы из творцов способны задуматься: почему это все дружно идут в одном направлении, не сговариваясь? И единицы из единиц готовы искать ответ.
Особенности человеческой психологии до сих пор до конца не изучены, однако разработки психологов уже вовсю используются.
Не так давно популярной темой обсуждений был, так называемый, эффект двадцать пятого кадра. Известен эксперимент Дж. Викари, когда во время просмотра фильма каждые 5 секунд мелькали два рекламных призыва. Время показа картинок было ниже порогового уровня человеческого восприятия (1/3000с). Анализ показал, что после сеанса продажа кока-колы в фойе возросла на 57,7%, а воздушной кукурузы на 18,1%. Как не трудно догадаться, зрителям каждые 5 секунд показывали призывы: «Пейте кока-колу» и «Ешьте воздушную кукурузу». Эксперимент проводился над сорока пятью тысячами человек. Достаточная выборка, чтобы задуматься.
Эти призывы запали в подсознание людей, формируя мотив их поведения. Когда уставший человек смотрит фильм, то в его подсознание точно также проникают заложенные в фильме установки. Единственным отличием является то, что в эксперименте призывы показывались часто на протяжении полутора часов, а при просмотре фильмов «призывы» кочуют из картины в картину, что растягивает формирование мотивации во времени. Однако итог будет одним. Какая разница будут ли демонстрировать в каждом фильме призыв «пейте кока-колу» или постельные темы, насилие или жестокость? Для подсознания разницы нет. Просто в первом случае, люди станут больше травиться физически, во втором – духовно.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи