-- : --
Зарегистрировано — 123 740Зрителей: 66 801
Авторов: 56 939
On-line — 26 524Зрителей: 5244
Авторов: 21280
Загружено работ — 2 130 006
«Неизвестный Гений»
Натурщицы
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
27 декабря ’2009 11:34
Просмотров: 30034
Добавлено в закладки: 2
Представьте себе вагон электрички полный людей и одна из женщин там – совершенно голая. Странно? Абсурдно? Но именно так выглядела мастерская, где мы студенты рисовали обнажённую модель. И чтобы можно было работать в этой нестандартной ситуации, всему этому должна была быть придана естественная атмосфера. Как же это было?
Ученики художественной школы начинают учиться рисовать человеческую фигуру с копий античных скульптур и приступают к работе с натурщиком или натурщицей в 10-м классе, когда рисовать человека уже в принципе умеют. Вряд ли кто спокойно и сосредоточенно сможет изучать пропорции, формы, светотень, если перед ним сразу поставить обнажённую натурщицу, ведь для этого отбирали хорошо сложенных молодых женщин. Нам было по 16-17 лет. И тут перед тобой ставят 20-летнюю девушку и целых два часа ты должен её разглядывать. И не только разглядывать, но и рисовать, а значит, изучать каждый квадратный сантиметр её тела.
Она, обнажённая, перед нами, мы полукругом вокруг неё, учитель уходит, закрывая дверь, и воцаряется неловкое молчание. Девчонки из нашего класса подсмеиваются над нами, но как сосредоточиться на работе нам? Мы же нормальные парни. Однако уже на первом занятии я заметил следующую вещь. Да, ты видишь её, но ты видишь и белый лист перед собой. Тебе надо эту обнажённую фигуру разместить на этом листе, правильно передать пропорции, а у тебя не получается. Фигура оказывается или слишком сдвинутой к краю листа, или слишком крупной, а значит, надо всё стирать резинкой и начинать сначала. А время идёт, скоро появится преподаватель и разнесёт тебя в пух и прах. А потом ведь будет смотр и, если работы твои будут плохи, то ты вылетишь из школы. И снова начинаешь биться над фигурой. Вроде разместил, проверил карандашом пропорции. Теперь надо начинать моделировку формы. Начинаешь вглядываться в тени и рефлексы. Для придания большего эффекта объёма обращённую к тебе коленку или локоть делаешь чуть активнее, чем более отдалённое бедро. Что-то получается, ты радуёшься...
Как Вы уже поняли, всё больше углубляясь в работу, ученик забывает, что перед ним - обнажённая женщина. Вся энергия, мысли, усилия направлены к одному – хорошо нарисовать. Напряжение большое, расслабляться нельзя.
Когда я поступил в Академию художеств, в один из первых же дней я увидел приятеля-старшекурсника и спросил у него, кого мы сегодня рисуем. (На некоторых занятиях курсы смешивали, чтобы можно было поучиться у более опытных студентов). Он назвал имя натурщицы и добавил странную фразу: «Она просто Богиня!»
Когда натурщица встала на подиум и сняла халат, я вспомнил те слова и что-то почувствовал в общей атмосфере мастерской, что сделало слова приятеля мне более понятными. Он этим словом определил не только её красоту, но и тип отношения к ней.
Это было большое помещение, парней и девушек было поровну, человек по двадцать. Рисовали мы сразу двух натурщиц, которые стояли в противоположных сторонах мастерской. Я сразу же отметил атмосферу полной сосредоточенности. В перерыве, когда натурщица накинула халатик, вышла в коридор с несколькими студентами, я оказался неподалёку от них и услышал разговор на какую-то житейскую тему. Не было никакого заигрывания, ничего такого, что происходило тут же, в двух шагах от них, между парнями и девушками с разных курсов. В отношении к натурщице было что-то необычное. В Академии человек сразу же попадал в какое-то поле, которое захватывало, подчиняло и трансформировало его. Человек, попавший в эти стены, быстро понимал, что к чему, и учился не только рисовать обнажённую фигуру, но и по-новому её воспринимать. Я имел возможность видеть, какой во время учёбы царил “декамерон” между парнями и девушками, особенно на летней практике в полях и лесах, куда уезжали каждое лето на 2 месяца. Многие замужние студентки быстро забывали о мужьях. Но натурщицы были окружены каким-то непонятным, негласным табу.
Всем ясно, что существуют женщина, мужчина и притяжение страсти между ними. Но в отношении даже самых красивых натурщиц этот основной инстинкт не работал. За все 6 лет учёбы я не видел ни малейшего намёка на интрижку или флирт. Я же был в центре этой жизни, мне было бы известно. В жизни я вижу подобное только по отношению мужчины к своей сестре. Но почему это происходило?
Тут, наверняка, много причин, в том числе и та, что ученики с 14 лет проходили через ежедневное рисование античных фигур или их частей. И вот эти образцы вдруг ожили. Натурщики - мужчины были сложены великолепно, многие пришли из спорта или цирка, о женщинах я говорил. Это была ожившая Эллада. Ошеломляющие тела! Что-то перешло на них от гипсовых Афродит и Диан, что мы рисовали в школе. Но это не главное. У человека есть душа и совесть. И это, видимо, срабатывает, когда для тебя кто-то обнажается полностью. Человек открыт и беззащитен в этой ситуации до предела. Это лакмусовая бумажка для проверки твоей души, для проверки того, чего ты стоишь.
Вот одна история. С утра у нас было 4 часа рисования обнажёнки, как мы это называли. Мы с другом шли на занятие, уже подходили к Академии, и тут он заметил молодую девушку впереди. Глаза его загорелись, он толкнул меня локтем и говорит: «Смотри, какие ножки!» Но пришлось ему от ножек отвлечься, так как мы уже подошли к нашему зданию. Натурщицу, которая к нам пришла, мы никогда прежде не видели. И ножки у неё были ещё лучше, чем у той девушки на улице. Она была новенькой, и так получилось, что именно у нас должен был пройти её первый день позирования. Она раздевалась в первый раз. Ей было лет 19-20, и она так волновалась, что её левая грудь дергалась от сердцебиения. Девушке было так страшно, что, казалось, она сейчас упадёт в обморок. Тут мой друг, недавно ещё такой игривый, стал творить чудеса. Вдруг опрокинул банку с водой (мы рисовали акварелью), началась суета с вытиранием пола, кто-то пошёл за тряпкой, казалось, о натурщице все забыли. Снова сели рисовать. Она уже к этому времени успокоилась. Все вели себя так, словно рисовали натюрморт из фруктов. Между нами шли обычные разговоры и анекдоты. Вошедший преподаватель тоже внёс свой вклад в разрядку напряжённости. Он стал с юмором критиковать каждый рисунок и издевался над нами так, что натурщице стало смешно. Теперь её груди вздрагивали уже от смеха. А на первом же перерыве все общались с ней, словно были знакомы сто лет, а мой друг попросил у неё двушку, чтобы позвонить из телефона-автомата, хотя, подозреваю, что двушки у него были. Но контакт с ней был установлен, и напряжения на занятиях уже не возникало. Мы уже были одним племенем.
Добавлю, что мой приятель потом женился на этой натурщице. И женат на ней до сих пор.
Натурщицы и натурщики были частью нашей стаи, они были нашими единомышленниками. Нам позировали и женщины в возрасте, мы рисовали их портреты. Эти женщины были нашими мамами. Они могли и угостить чем-нибудь вкусненьким, помочь деньгами, чтобы перебиться. Я помню, что в отсутствие преподавателя, на первых порах, такая опытная натурщица подсказывала нам, что этот преподаватель не любит и какие замечания обычно делает.
Я помню их всех: и натурщиц–сестёр, и натурщиков-друзей, и натурщиц-мам…
Ученики художественной школы начинают учиться рисовать человеческую фигуру с копий античных скульптур и приступают к работе с натурщиком или натурщицей в 10-м классе, когда рисовать человека уже в принципе умеют. Вряд ли кто спокойно и сосредоточенно сможет изучать пропорции, формы, светотень, если перед ним сразу поставить обнажённую натурщицу, ведь для этого отбирали хорошо сложенных молодых женщин. Нам было по 16-17 лет. И тут перед тобой ставят 20-летнюю девушку и целых два часа ты должен её разглядывать. И не только разглядывать, но и рисовать, а значит, изучать каждый квадратный сантиметр её тела.
Она, обнажённая, перед нами, мы полукругом вокруг неё, учитель уходит, закрывая дверь, и воцаряется неловкое молчание. Девчонки из нашего класса подсмеиваются над нами, но как сосредоточиться на работе нам? Мы же нормальные парни. Однако уже на первом занятии я заметил следующую вещь. Да, ты видишь её, но ты видишь и белый лист перед собой. Тебе надо эту обнажённую фигуру разместить на этом листе, правильно передать пропорции, а у тебя не получается. Фигура оказывается или слишком сдвинутой к краю листа, или слишком крупной, а значит, надо всё стирать резинкой и начинать сначала. А время идёт, скоро появится преподаватель и разнесёт тебя в пух и прах. А потом ведь будет смотр и, если работы твои будут плохи, то ты вылетишь из школы. И снова начинаешь биться над фигурой. Вроде разместил, проверил карандашом пропорции. Теперь надо начинать моделировку формы. Начинаешь вглядываться в тени и рефлексы. Для придания большего эффекта объёма обращённую к тебе коленку или локоть делаешь чуть активнее, чем более отдалённое бедро. Что-то получается, ты радуёшься...
Как Вы уже поняли, всё больше углубляясь в работу, ученик забывает, что перед ним - обнажённая женщина. Вся энергия, мысли, усилия направлены к одному – хорошо нарисовать. Напряжение большое, расслабляться нельзя.
Когда я поступил в Академию художеств, в один из первых же дней я увидел приятеля-старшекурсника и спросил у него, кого мы сегодня рисуем. (На некоторых занятиях курсы смешивали, чтобы можно было поучиться у более опытных студентов). Он назвал имя натурщицы и добавил странную фразу: «Она просто Богиня!»
Когда натурщица встала на подиум и сняла халат, я вспомнил те слова и что-то почувствовал в общей атмосфере мастерской, что сделало слова приятеля мне более понятными. Он этим словом определил не только её красоту, но и тип отношения к ней.
Это было большое помещение, парней и девушек было поровну, человек по двадцать. Рисовали мы сразу двух натурщиц, которые стояли в противоположных сторонах мастерской. Я сразу же отметил атмосферу полной сосредоточенности. В перерыве, когда натурщица накинула халатик, вышла в коридор с несколькими студентами, я оказался неподалёку от них и услышал разговор на какую-то житейскую тему. Не было никакого заигрывания, ничего такого, что происходило тут же, в двух шагах от них, между парнями и девушками с разных курсов. В отношении к натурщице было что-то необычное. В Академии человек сразу же попадал в какое-то поле, которое захватывало, подчиняло и трансформировало его. Человек, попавший в эти стены, быстро понимал, что к чему, и учился не только рисовать обнажённую фигуру, но и по-новому её воспринимать. Я имел возможность видеть, какой во время учёбы царил “декамерон” между парнями и девушками, особенно на летней практике в полях и лесах, куда уезжали каждое лето на 2 месяца. Многие замужние студентки быстро забывали о мужьях. Но натурщицы были окружены каким-то непонятным, негласным табу.
Всем ясно, что существуют женщина, мужчина и притяжение страсти между ними. Но в отношении даже самых красивых натурщиц этот основной инстинкт не работал. За все 6 лет учёбы я не видел ни малейшего намёка на интрижку или флирт. Я же был в центре этой жизни, мне было бы известно. В жизни я вижу подобное только по отношению мужчины к своей сестре. Но почему это происходило?
Тут, наверняка, много причин, в том числе и та, что ученики с 14 лет проходили через ежедневное рисование античных фигур или их частей. И вот эти образцы вдруг ожили. Натурщики - мужчины были сложены великолепно, многие пришли из спорта или цирка, о женщинах я говорил. Это была ожившая Эллада. Ошеломляющие тела! Что-то перешло на них от гипсовых Афродит и Диан, что мы рисовали в школе. Но это не главное. У человека есть душа и совесть. И это, видимо, срабатывает, когда для тебя кто-то обнажается полностью. Человек открыт и беззащитен в этой ситуации до предела. Это лакмусовая бумажка для проверки твоей души, для проверки того, чего ты стоишь.
Вот одна история. С утра у нас было 4 часа рисования обнажёнки, как мы это называли. Мы с другом шли на занятие, уже подходили к Академии, и тут он заметил молодую девушку впереди. Глаза его загорелись, он толкнул меня локтем и говорит: «Смотри, какие ножки!» Но пришлось ему от ножек отвлечься, так как мы уже подошли к нашему зданию. Натурщицу, которая к нам пришла, мы никогда прежде не видели. И ножки у неё были ещё лучше, чем у той девушки на улице. Она была новенькой, и так получилось, что именно у нас должен был пройти её первый день позирования. Она раздевалась в первый раз. Ей было лет 19-20, и она так волновалась, что её левая грудь дергалась от сердцебиения. Девушке было так страшно, что, казалось, она сейчас упадёт в обморок. Тут мой друг, недавно ещё такой игривый, стал творить чудеса. Вдруг опрокинул банку с водой (мы рисовали акварелью), началась суета с вытиранием пола, кто-то пошёл за тряпкой, казалось, о натурщице все забыли. Снова сели рисовать. Она уже к этому времени успокоилась. Все вели себя так, словно рисовали натюрморт из фруктов. Между нами шли обычные разговоры и анекдоты. Вошедший преподаватель тоже внёс свой вклад в разрядку напряжённости. Он стал с юмором критиковать каждый рисунок и издевался над нами так, что натурщице стало смешно. Теперь её груди вздрагивали уже от смеха. А на первом же перерыве все общались с ней, словно были знакомы сто лет, а мой друг попросил у неё двушку, чтобы позвонить из телефона-автомата, хотя, подозреваю, что двушки у него были. Но контакт с ней был установлен, и напряжения на занятиях уже не возникало. Мы уже были одним племенем.
Добавлю, что мой приятель потом женился на этой натурщице. И женат на ней до сих пор.
Натурщицы и натурщики были частью нашей стаи, они были нашими единомышленниками. Нам позировали и женщины в возрасте, мы рисовали их портреты. Эти женщины были нашими мамами. Они могли и угостить чем-нибудь вкусненьким, помочь деньгами, чтобы перебиться. Я помню, что в отсутствие преподавателя, на первых порах, такая опытная натурщица подсказывала нам, что этот преподаватель не любит и какие замечания обычно делает.
Я помню их всех: и натурщиц–сестёр, и натурщиков-друзей, и натурщиц-мам…
Голосование:
Суммарный балл: 100
Проголосовало пользователей: 10
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 10
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Вниз ↓
Оставлен: 27 декабря ’2009 17:51
творческая атмосфера, флюиды любви и влечений...;) интересно было читать!
|
Unreal21
|
Оставлен: 27 декабря ’2009 21:46
Интересно, ваш мир наверное самый яркий, вы смотрите на все, как луч за своим движением, пытаясь себя догнать и запечетлить. Читаю "Муки и радости" Стоуна - как библию, пытаюсь увидеть мир глазами Микеланджело, как вы наверное тоже смотрите...
|
WalelaW99
|
Оставлен: 25 июня ’2010 15:06
Эх, а я так и не поехала поступать. Порочла Вас и потянуло к белому листику, но не с пером и чернилами, а с акварелью. ))).
..... + 10. |
Оставлен: 26 июня ’2010 23:18
Прочитал с большим удовольствием.
Очень понравилось! С теплом, Дмитрий |
Оставлен: 13 июля ’2010 00:36
Я тут недавно, случайно набрела на Ваш рассказ. Очень теплый, идет от сердца. Спасибо.
|
Оставлен: 21 декабря ’2010 19:16
Очень интересный рассказ, я не в теме, для меня приоткрылась еще одна грань реальности)
|
Оставлен: 18 июля ’2012 19:14
Сергей, мне Ваш рассказ больше всех понравился. Здесь нет или гораздо меньше грустных и печальных моментов, почти не встречается.
|
levpapa67
|
Вверх ↑
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
Из которой нельзя убежать
Хоть здесь нет ни замков ни ворот
Но однажды устанет молчать
Его властью сломленный народ.
Хоть здесь нет ни замков ни ворот
Но однажды устанет молчать
Его властью сломленный народ.
Присоединяйтесь