Вышел на сцену под шквал аплодисментов. Поклонился. Сказал, что особенно приятно видеть умные лица в такой прекрасный день. Он всегда начинал концерт этой фразой. Даже в колонии, даже в холодный слякотный день. Лица были умные, а день прекрасный. В этот раз пришлось подождать, пока переводчик повторит его фразу.
Снова аплодисменты.
- У каждого из вас есть, была или будет теща. Или свекровь.
Пауза для перевода.
- Поэтому, расскажу интересную историю.
Рассказал анекдот о крике тещи, которую зять выбрасывает с балкона.
Пауза для перевода. Зрители с интересом слушают переводчика. На их лицах появляется выражение недоумения. Видимо, что-то не поняли. Надо повторить.
- Внизу скопилась толпа. Смотрят. Женщина вцепилась в перила, кричит от ужаса. Появляется милиционер, коп, по-вашему, велит немедленно прекратить бросать женщину с балкона. А мужчина отвечает, что это не женщина, а его теща.
Пауза для перевода.
- Милиционер говорит, чтобы все расходились. Ничего особенного. Просто семейные проблемы.
В зале безмолвие. Некоторые женщины вытирают глаза платочками.
Не поняли. Нужно что-то другое. Рассказывает о грузине в купе. Рассказывает с грузинским акцентом. Ждет перевода. Зал внимательно смотрит на переводчика. Молчание.
- Ты с акцентом перевел?
- Как я переведу с акцентом, - взрывается переводчик, - акцент тебе подавай.
Верно, Всё дело в акценте. Где-то садят за миниатюрный перочинный нож с канавкой, определив в нём холодное оружие, а где-то за размахивание ятаганом чуть пожурят, списав это на национальный акцент.