(По мотивам эпизода из биографии известного американского врача Говарда Келли,1858-1943)
Дул ветер, как волк, начинающий вой,
Раскрыв невидимкой зловещую пасть;
И жёлтые звёзды кленовой листвой
Дрожали, под крышу мечтая попасть.
Немели от холода руки порой,
Усталость сдавила плечо, как печать.
Про голод старался не думать герой,
И всё же в калитку решил постучать.
На девушку глядя, смущался, краснел;
Забыл, что хотел попросить он еды.
Лишь молвил, ведь был паренёк тот несмел:
-У вас не найдётся ль стакана воды?
- Конечно, найдётся. Ну что за вопрос?
Постой-ка минутку. Сейчас прибегу!..
Порхнула, как будто на крыльях стрекоз,-
Стакан молока поднесла пареньку.
Он медленно пил, наслаждаясь теплом,
Свой голод в груди, словно тайну, храня.
Стал деньги искать и промолвил потом:
- Спасибо, хозяюшка. Сколько с меня?
- Нисколько! - она улыбнулась в ответ.-
За доброе дело, учила так мать,
Не платят: ведь сердцу не нужно монет.
И это я стала давно понимать.
- Спасибо! - прощаясь, парнишка шепнул,
Рукою поправив рюкзак за плечом.
А ветер, ему показалось, уснул.
Закат золотился жар-птицы крылом.
Года пролетели, как стаи гусей,-
Врачом знаменитым стал бывший пострел.
Став очень известным Америке всей,
На смерть обречённых спасать он умел.
Бывало, диагноз не могут врачи
Поставить: болезни заводят в тупик,
А ты за здоровье сражайся, лечи!
Сдаваться болезням? Нет, он не привык!
Однажды он в клинике делал обход...
Хотя серебрилась уже седина
И мучил недуг этот ангельский рот,
Узнал он и понял, что это она.
-Анестезиолог! Готовьте наркоз!
Ведь ей операция срочно нужна!..
Кругом говорили, что он - виртуоз,
Что им не напрасно гордилась страна!..
Весенний каштан за окошком расцвёл.
И, веря в победы немеркнущий дух,
За жизнь этой женщины битву он вёл,
Чтоб обезоружить коварный недуг.
Больная легко на поправку идёт -
На выписку значит готовить пора.
И вот подаёт ему менеджер счёт-
И делает Говард свой росчерк пера.
Заметно, что доктор теряет покой:
Там цифры, наверно, ушли в облака.
И что же на счёте том красной строкой
Выводит, волнуясь, мужская рука?
Кто эти особые строки прочтёт?
Заклеен конверт и отправлен сестрой.
Сказал он: "Прошу передать этот счёт
На выписку в третью палату больной!"
Кто видел бы ту пациентку с письмом,
От счастья. возможно,свихнулся б слегка:
"Оплачен давно этот счёт молоком -
Всех денег дороже стакан молока!"
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СОЗДАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ:
Однажды, много лет назад, на глаза мне попался прозаический рассказ с простым, незамысловатым, но запоминающимся названием "Стакан молока", сюжет которого волновал до глубины души, до слёз и представлялся гениальным, хотя и написан был неизвестным автором. И возникло вдруг непреодолимое желание написать на эту тему стихи как бы в виде поэтического упражнения. При этом я даже побаивался, как бы не испортить встревоживший, всколыхнувший всю душу сюжет банальными рифмами или фразами.Параллельно возникали два разных стихотворных размера: ямб и амфибрахий. Сперва появился располагающий к размеренному повествованию пятистопный ямб:
Забарабанил дождь по лужам серым.
Осенний город стали и мокр и жёлт.
Стучали капли по садам и скверам,
А юноша с тяжёлой сумкой шёл.
Но мне не совсем понравилась барабанная дробь дождя, и я решил описать его как-то иначе:
Дождь шустрой мышью зашуршал по скверам.
Осенний городок стал мокр и жёлт.
А паренёк по тротуарам серым,
По лужицам с нелёгкой ношей шёл...
Стихи не думал ни публиковать в газетах, ни помещать в Интернете, ибо казалось, что написанные по чужому сюжету, они могут быть очень легко узнаваемыми и
восприниматься почти как плагиат. Но реальный факт из жизни американского онколога продолжал волновать, несмотря на заимствованный сюжет. Через некоторое время я показал свои стихи одной любительнице поэзии. Каково же было моё удивление, когда она уверенно заявила, что хорошо знакома с этими стихами, хотя, сказала она, я их несколько переработал. Удивлённый услышанным, я обратился к Интернету - и обнаружил целый ряд стихотворений, написанных различными авторами на ту же тему с одним и тем же названием: "Стакан молока". Очень удивило и то, что все "стаканы молока" написаны ямбом. "Чёрт возьми! - подумал я. - Неужели не существует других размеров?!" Я тут же полностью отказался от своего написанного ямбом стихотворения и написал его заново, но уже амфибрахием, убедившись, что этим размером писать "Стакан молока" никогда никто не пытался. Таким образом всех плагиаторов, которые, кроме ямба, никаких других размеров не знают, я поставил в очень трудное положение.
Довольно странный отзыв. Неужели совсем нечего сказать? Если не знаете ничего об ударениях в словах, то как же Вы, дорогая Алла, пишете песни? В своей биографической справке Вы писали о положительных эмоциях. Так хотя бы скажите, какие эмоции вызвало данное стихотворение и история его создания. Мне думается, что совсем не знают, как и где ставить ударения в словах только те иностранцы, которые совсем не знакомы с русским языком.Неужели Вы такая? А словаря русского языка у Вас нет? Кстати, можете пользоваться по этому поводу и справочниками в Интернете. Желаю успехов!
Я, наверное, неправильно выразилась - думала,что Вы поймете.
Я не помню, на каком слоге ставится ударение в хорее, на каком в ямбе, и на каком в других стихотворных размерах.
И я же написала,что стихотворение понравилось.
Или Вы ждали более восторженного отзыва?)
Я, наверное, неправильно выразилась - думала,что Вы поймете.
Я не помню, на каком слоге ставится ударение в хорее, на каком в ямбе, и на каком в других стихотворных размерах.
И я же написала,что стихотворение понравилось.
Или Вы ждали более восторженного отзыва?)
Как раз совсем наоборот:очень интересуют меня антивосторженные отзывы, конкретные критические замечания, ошибки, промахи, недочёты, а не ничего не значащие и бездоказательные абстрактные слова.А только банальными словечками "нравится" или же,наоборот, "не нравится" лучше характеризовать не поэзию, а, например, котлеты.
Интересная история. я про такого врача даже не слышала. Думаю, не стоило выкладывать всю подоплеку создания стиха, достаточно было разместить его. Однако, как далеко порой простирается милосердие и благодарность, и как всё реже это встречается в современном мире.
Мне всё-таки думается, что история создания стихотворения именно в данном случае чрезвычайно важна,иначе читатель мог бы подумать, будто я самостоятельно сочинил этот гениальный сюжет. Ведь есть в Интернете люди, которые переписывают тексты и выдают их за свои как собственные сочинения, что неоднократно можно было наблюдать на примере этого замечательного сюжета, который всем очень нравится в любом, даже самом слабом,плохом, корявом и безграмотном пересказе.