И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вьюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
Цикл «Снежная Маска», созданный Блоком в период с 23 декабря 1906 по 13 января 1907 г., включает в себя тридцать стихотворений. Он посвящен Наталье Николаевне Волоховой, артистке театра Комиссаржевской, с которой Блок познакомился в октябре 1906 г., в период постановки драмы «Балаганчик». Волохова была молода, необыкновенно красива и к тому же талантлива. В первой постановке «Балаганчика» она играла одну из масок.
Первое стихотворение сборника «Снежная маска», датированное 29 декабря, называется «Снежное вино» и входит во вторую книгу стихов. Тема – любви.
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжело змеиных волосах.
И дальше:
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
Блок всегда был поэтом ветра. И женщина, к которой он чувствовал страсть, была для него неотделима от ветра:
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
В «Снежном вине» женщина, страсть и метель нераздельны:
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вьюгах вкруг тебя.
Стихи, посвященные Н. Н. Волоховой, поражают своей автобиографической точностью даже в деталях: так, змейка на носке ботинка («Сквозь винный хрусталь») — вполне реальная змейка, которой были украшены туфли артистки. Но в стихотворении эта деталь воспринимается иначе — как притаившаяся угроза, опасность:
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
Стихия любви и природы воспринимается поэтом как дисгармония, покоя нет. Страх, неуверенность (Ты поселила в сердце страх) передаются через природные образы — И над твоим собольим мехом / Гуляет ветер голубой. В стихах этого периода преобладают мотивы огня, вьюги, хаоса, масок как символа утраты.
Ключевым в цикле является прилагательное «снежный», оно вынесено в заголовок цикла «Снежная маска» и отдельных его стихов «Снежное вино», «Снежная вязь», на него падает основная смысловая нагрузка. Исследователи называют этот цикл «стихийным», и это не случайно, т.к. стихия здесь находится на грани реальности и символа. Для обозначения основной темы цикла «любви-страсти», которой лирический герой подчиняется против своей воли (И вновь вдыхаю, не любя), автор создает символические образы снежной вьюги, снежной метели, снежных вихрей, которые становятся центром тематического поля любви: Забытый сон о поцелуях, / О снежных вьюгах вкруг тебя (II, 8 и др.)
Эти стихи о женщине-вине, о женщине-змее.
Поэт уговаривает себя спокойней, бестревожней присмотреться к образу, возникающему перед ним в снежной метели. Лицо «темноокой девы» — загадочно и грозно. А. через год он писал:
И я провел безумный год
У шлейфа черного…
а теперь - премьера романса!!!
Снежное вино Блок Александр
Вступление
1.И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах. (2 раза)
2.Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вьюгах вкруг тебя. (2 раза)
Проигрыш на полтона вверх
3.И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой. (2 раза)
4.И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице? (2 раза)