Построен в 1810-1816 годах на средства Сергея Якимовича Мальцова. Был освящен во имя святых и праведных Боготоотец Иоакима и Анны.
В 1848-1851 годах на средства Ивана Сергеевича Мальцова к храму была пристроена теплая трапезная. Придел в трапезной был освящен 28 мая 1851 года во имя Живоначальной Троицы.
***
Может это миф, что развенчали,
Или совпадение имён
Только ИокИманским вначале,
Гусь-Хрустальный храм был наречён.
Церковь верных, праведных супругов,
Светлых прародителей Христа
Знала вся мещЁрская округа,
Высоко ценила неспроста.
Храм сей во владениях МальцОвых
Строил (всем казалось на века)
Сын и продолжатель дел отцовых,
Вахмистр Лейб-Гвардейского полка.
Может быть, заметив совпаденье
У мужских родительских имён,
Слал Сергей Акимович прошенье,
Возвести христианский «пантеон».
Время шло, менялось поколенье,
Люди приходили на завод.
С ростом гусевского населенья
Ширился, естественно, приход.
Многие стремились к литургии.
Дабы места всем хватило там,
Внуком Иокима и Марии,
Был пристроен новый тёплый храм.
Два в одном,с единою планидой,
Без каких-то видимых потерь.
Справа – ИакИманский - с апсидой.
Слева - Свято-Троицкий теперь.
Поднялась над крышей колокольня.
И порой, величественный звон
Долетал до краешков околья,
Приглашая люд со всех сторон.
Скромный и невзрачный вроде с виду,
Храм внутри убранством поражал!
Стены, потолок, алтарь апсиды
Мастер одарённый расписал.
ДуховЫе с изразцами печи,
В золоте тройной иконостас,
Редкого дизайна семисвечник -
Несомненно, радовали глаз!
В трапезной метлахской плиткой выстлан
Строго, но с особым вкусом, пол.
В алтаре,незыблемо и присно,
занял место мраморный престол.
Быть или не быть богопослушным -
Не вставал бессмысленный вопрос,
И встречали каждого радушно:
Анна, Иоким, Иисус Христос.
***
Эх, Россия – Матушка, доколе
Будем мы замаливать грехи?..
Вспоминать теперь о произволе,
Право же не модно, не с руки.
Да и что теперь о днях минувших,
«Воду в ступе без толку толочь»
Изменить деяния заблудших
Даже Бог не в силах нам помочь.
Вот и храм с уменьшенным подворьем
Нынче перед взглядом предстаёт.
У церковных бывших территорий
Ни оград чугунных, ни ворот.
Он похож на раненую птицу,
Загнанную демоном в силки,
У которой шансы возродиться
И окрепнуть вновь невелики.
Столько изощрённых страшных пыток
Перенёс за век короткий храм,
Что стыда великого с избытком
До скончания века хватит нам.
Ты войди,яви такую милость.
На остатки фресок посмотри,
Что каким-то чудом сохранились,
За побелкой спрятавшись внутри.
Кто и с чем неистово сражался,
Разрушая роспись корабля
И добром церковным не гнушался,
Оскверняя святость алтаря?..
В чём вина художника Грибкова,
Что на поле крупного холста
Написал для храма заводского
Панораму «Снятие с креста»?..
Может, обжигаясь у горнила,
Мастер-стеклодув старался зря,
Создавая для паникадила
Муляжи свечей из хрусталя?..
Все вопросы будут без ответов.
Да и что сказать, подумай сам,
Тем, кто с ветхих выцветших портретов,
В душу с осужденьем смотрит нам.
Тем, кто на земле своей исконной
Строил для потомков на века,
Веря, что на храмы и иконы
Никогда не вскинется рука…