-- : --
Зарегистрировано — 123 596Зрителей: 66 660
Авторов: 56 936
On-line — 19 467Зрителей: 3822
Авторов: 15645
Загружено работ — 2 126 962
«Неизвестный Гений»
Мир и война (7)
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
10 июня ’2011 13:14
Просмотров: 25012
"Европа в войне".
Л. Троцкий.
НАЦИЯ И ХОЗЯЙСТВО
Признание за каждой нацией права на самоопределение,
вошедшее в программу российской социал-демократии, ведет свое происхождение
от эпохи революционных битв национальной буржуазной демократии.
Это требование означает в последнем счете признание за каждой нацией права
на государственную самостоятельность, -
следовательно из него вытекает обязанность социал-демократии
противодействовать всякому режиму принудительного сожительства наций
или национальных осколков
и содействовать - в зависимости от условий места и времени - борьбе наций
и национальных осколков против чужеземного национального ига.
Но не более того.
Социал-демократия отнюдь не выбрасывает за борт программу национальной демократии.
Она не может и не хочет мириться с формами государственно-принудительного включения
национальных групп в большие государственные тела,
якобы в интересах экономического развития,
парализуемого национально-государственной чересполосицей.
Но она отнюдь и не делает своей задачей умножение этой чересполосицы,
т.-е. не превращает национального принципа в какую-либо над-историческую абсолютную идею.
Совершенно верно, что социал-демократия всегда и везде
отстаивает интересы экономического развития и препятствует всяким политическим мерам,
способным задержать его.
Но экономическое развитие она берет не как самодовлеющий производственно-технический,
вне-социальный процесс, а как основу развития человеческого общества
в его классовых группировках, с его национально-политической надстройкой и пр.
С этой точки зрения, которая сводится в последнем счете не к тому,
чтоб обеспечить местному или национальному капитализму перевес над капитализмом
других мест и стран, а к тому, чтоб обеспечить систематический рост человеческого могущества
над природой, - с этой широкой исторической точки зрения классовая борьба пролетариата
сама по себе является важнейшим фактором, обеспечивающим дальнейшее развитие
производительных сил - путем выведения их из империалистического тупика
на широкую арену социализма.
Принудительное государство национальностей и национальных осколков может, несомненно,
для известной эпохи содействовать развитию производительных сил,
создавая для них более широкий внутренний рынок.
Но, порождая ожесточенную борьбу национальных групп за влияние
на государственную власть или вызывая "сепаратистские" тенденции,
т.-е. борьбу за отделение от государственной организации, принудительное государство
национальностей парализует классовую борьбу пролетариата как важнейшую силу
экономического и всего исторического прогресса.
Глубоко заинтересованный в устранении всяких искусственных застав и таможен,
в возможном расширении свободной арены хозяйственного развития,
пролетариат не может, однако, покупать этой цели такой ценой, которая дезорганизует
прежде всего его собственное историческое движение
и тем самым ослабляет и принижает важнейшую производительную силу современного общества.
Условием развития пролетариата является и останется демократия.
Эта последняя предполагает прежде всего рост культурно-политической самостоятельности масс,
их экономическое и политическое общение на широкой арене,
их коллективное вмешательство в судьбы страны.
Этим самым национальный язык, орудие человеческого общения,
становится неизбежно на известной стадии развития важнейшим орудием демократии.
Стремление к национальному единству составляло поэтому неотъемлемую сторону движения
эпохи буржуазных революций, и поскольку в отсталых областях - не только Азии и Африки,
но и Европы - совершается на наших глазах пробуждение
исторически-запоздалых народностей, постольку оно по необходимости принимает форму борьбы
за национальное единство и национальную независимость,
сталкиваясь лицом к лицу с империалистическим стремлением
преодолеть национально-ограниченные рамки капиталистического хозяйства
и мерами военного насилия создать мировую империю.
II
Нынешняя война, по вскрывшимся в ней тенденциям развития, угрожает не нации, как таковой,
а тому государству, которое является исторической квартирой нации.
Капитализм так же мало осуществил национальное единство, как и демократию.
Он пробудил потребность в национальном единстве, но он же вызвал к жизни тенденции,
не допустившие осуществления этой потребности.
Между тем нация есть могущественный и крайне устойчивый фактор человеческой культуры.
Нация переживет не только нынешнюю войну, но и самый капитализм.
И в социалистическом строе освобожденная от пут государственно-хозяйственной зависимости
нация останется надолго важнейшим очагом духовной культуры,
ибо в распоряжении нации - важнейший орган этой культуры, язык.
Другое дело государство. Оно сложилось в результате пересечения династических,
империалистических и национальных интересов и преходящих соотношений материальных сил.
Государство является несравненно менее устойчивым фактором исторического развития, чем нация.
Для прошлой эпохи экономическое развитие нашло свое помещение в капиталистическом государстве,
которое с огромной натяжкой принято называть "национальным".
В этом же государстве-отечестве нашло себе помещение культурное развитие почти всегда
расщепленной нации, эксплуатирующей или стремящейся эксплуатировать
через государственный аппарат другие нации.
Поскольку капиталистическому развитию становилось тесно в рамках государства,
это последнее дополнялось аннексиями и колониальными пристройками.
Борьба из-за колоний, т.-е. попрание экономической и национальной независимости отсталых стран,
составляла главное содержание внешней политики так называемого национального государства.
Соревнование из-за колоний привело к борьбе капиталистических государств между собою.
Производительным силам окончательно стало тесно в рамках государства.
Если нынешнее "национальное" государство находится в опасности,
то опасность эта вытекает из несоответствия его границ достигнутому развитию
производительных сил.
Опасность грозит не со стороны внешнего врага, а изнутри, со стороны самого
экономического развития, которое языком мировой войны говорит нам,
что "национальное" государство стало тормозом развития, что ему пора на слом.
В этом смысле идея защиты отечества, т.-е. пережившего себя национального государства,
есть глубоко реакционная идеология.
Поскольку социал-патриоты связывают судьбы нации, которая сама по себе
отнюдь не парализует экономического развития, отнюдь не препятствует ему
принять общеевропейский и мировой масштаб,
с судьбами замкнутой государственно-военной организации, постольку нам,
интернационалистам, приходится брать на себя защиту исторических прав наций на независимость и
развитие против ее консервативных "патриотических" защитников.
Капитализм стремился и нацию и хозяйство вогнать в рамки государства.
Он создал могущественное образование, которое в течение целой эпохи
служило ареной развития как нации, так и хозяйства.
Но и нация и хозяйство пришли в противоречие - как с государством, так и друг с другом.
Государство стало слишком тесным для хозяйства.
Стремясь расшириться, оно попирает нацию.
С другой стороны, хозяйство отказывается подчинять естественное движение своих сил и средств
распределению этнических групп на поверхности земного шара.
Государство есть по существу экономическая организация,
оно вынуждено будет приспособиться к потребностям хозяйственного развития.
Место замкнутого национального государства должна будет неизбежно занять широкая
демократическая федерация передовых государств
на основе устранения всяких таможенных перегородок.
Национальная общность, вытекающая из потребностей культурного развития,
не только не будет этим уничтожена, наоборот,
только на основе республиканской федерации передовых стран она сможет найти
свое полное завершение.
"Наше Слово" NN 130, 135,
3, 9 июля 1915 г.
Автор фото - Вероника Строганова
Музыка - ансамбль "Иваси"
Л. Троцкий.
НАЦИЯ И ХОЗЯЙСТВО
Признание за каждой нацией права на самоопределение,
вошедшее в программу российской социал-демократии, ведет свое происхождение
от эпохи революционных битв национальной буржуазной демократии.
Это требование означает в последнем счете признание за каждой нацией права
на государственную самостоятельность, -
следовательно из него вытекает обязанность социал-демократии
противодействовать всякому режиму принудительного сожительства наций
или национальных осколков
и содействовать - в зависимости от условий места и времени - борьбе наций
и национальных осколков против чужеземного национального ига.
Но не более того.
Социал-демократия отнюдь не выбрасывает за борт программу национальной демократии.
Она не может и не хочет мириться с формами государственно-принудительного включения
национальных групп в большие государственные тела,
якобы в интересах экономического развития,
парализуемого национально-государственной чересполосицей.
Но она отнюдь и не делает своей задачей умножение этой чересполосицы,
т.-е. не превращает национального принципа в какую-либо над-историческую абсолютную идею.
Совершенно верно, что социал-демократия всегда и везде
отстаивает интересы экономического развития и препятствует всяким политическим мерам,
способным задержать его.
Но экономическое развитие она берет не как самодовлеющий производственно-технический,
вне-социальный процесс, а как основу развития человеческого общества
в его классовых группировках, с его национально-политической надстройкой и пр.
С этой точки зрения, которая сводится в последнем счете не к тому,
чтоб обеспечить местному или национальному капитализму перевес над капитализмом
других мест и стран, а к тому, чтоб обеспечить систематический рост человеческого могущества
над природой, - с этой широкой исторической точки зрения классовая борьба пролетариата
сама по себе является важнейшим фактором, обеспечивающим дальнейшее развитие
производительных сил - путем выведения их из империалистического тупика
на широкую арену социализма.
Принудительное государство национальностей и национальных осколков может, несомненно,
для известной эпохи содействовать развитию производительных сил,
создавая для них более широкий внутренний рынок.
Но, порождая ожесточенную борьбу национальных групп за влияние
на государственную власть или вызывая "сепаратистские" тенденции,
т.-е. борьбу за отделение от государственной организации, принудительное государство
национальностей парализует классовую борьбу пролетариата как важнейшую силу
экономического и всего исторического прогресса.
Глубоко заинтересованный в устранении всяких искусственных застав и таможен,
в возможном расширении свободной арены хозяйственного развития,
пролетариат не может, однако, покупать этой цели такой ценой, которая дезорганизует
прежде всего его собственное историческое движение
и тем самым ослабляет и принижает важнейшую производительную силу современного общества.
Условием развития пролетариата является и останется демократия.
Эта последняя предполагает прежде всего рост культурно-политической самостоятельности масс,
их экономическое и политическое общение на широкой арене,
их коллективное вмешательство в судьбы страны.
Этим самым национальный язык, орудие человеческого общения,
становится неизбежно на известной стадии развития важнейшим орудием демократии.
Стремление к национальному единству составляло поэтому неотъемлемую сторону движения
эпохи буржуазных революций, и поскольку в отсталых областях - не только Азии и Африки,
но и Европы - совершается на наших глазах пробуждение
исторически-запоздалых народностей, постольку оно по необходимости принимает форму борьбы
за национальное единство и национальную независимость,
сталкиваясь лицом к лицу с империалистическим стремлением
преодолеть национально-ограниченные рамки капиталистического хозяйства
и мерами военного насилия создать мировую империю.
II
Нынешняя война, по вскрывшимся в ней тенденциям развития, угрожает не нации, как таковой,
а тому государству, которое является исторической квартирой нации.
Капитализм так же мало осуществил национальное единство, как и демократию.
Он пробудил потребность в национальном единстве, но он же вызвал к жизни тенденции,
не допустившие осуществления этой потребности.
Между тем нация есть могущественный и крайне устойчивый фактор человеческой культуры.
Нация переживет не только нынешнюю войну, но и самый капитализм.
И в социалистическом строе освобожденная от пут государственно-хозяйственной зависимости
нация останется надолго важнейшим очагом духовной культуры,
ибо в распоряжении нации - важнейший орган этой культуры, язык.
Другое дело государство. Оно сложилось в результате пересечения династических,
империалистических и национальных интересов и преходящих соотношений материальных сил.
Государство является несравненно менее устойчивым фактором исторического развития, чем нация.
Для прошлой эпохи экономическое развитие нашло свое помещение в капиталистическом государстве,
которое с огромной натяжкой принято называть "национальным".
В этом же государстве-отечестве нашло себе помещение культурное развитие почти всегда
расщепленной нации, эксплуатирующей или стремящейся эксплуатировать
через государственный аппарат другие нации.
Поскольку капиталистическому развитию становилось тесно в рамках государства,
это последнее дополнялось аннексиями и колониальными пристройками.
Борьба из-за колоний, т.-е. попрание экономической и национальной независимости отсталых стран,
составляла главное содержание внешней политики так называемого национального государства.
Соревнование из-за колоний привело к борьбе капиталистических государств между собою.
Производительным силам окончательно стало тесно в рамках государства.
Если нынешнее "национальное" государство находится в опасности,
то опасность эта вытекает из несоответствия его границ достигнутому развитию
производительных сил.
Опасность грозит не со стороны внешнего врага, а изнутри, со стороны самого
экономического развития, которое языком мировой войны говорит нам,
что "национальное" государство стало тормозом развития, что ему пора на слом.
В этом смысле идея защиты отечества, т.-е. пережившего себя национального государства,
есть глубоко реакционная идеология.
Поскольку социал-патриоты связывают судьбы нации, которая сама по себе
отнюдь не парализует экономического развития, отнюдь не препятствует ему
принять общеевропейский и мировой масштаб,
с судьбами замкнутой государственно-военной организации, постольку нам,
интернационалистам, приходится брать на себя защиту исторических прав наций на независимость и
развитие против ее консервативных "патриотических" защитников.
Капитализм стремился и нацию и хозяйство вогнать в рамки государства.
Он создал могущественное образование, которое в течение целой эпохи
служило ареной развития как нации, так и хозяйства.
Но и нация и хозяйство пришли в противоречие - как с государством, так и друг с другом.
Государство стало слишком тесным для хозяйства.
Стремясь расшириться, оно попирает нацию.
С другой стороны, хозяйство отказывается подчинять естественное движение своих сил и средств
распределению этнических групп на поверхности земного шара.
Государство есть по существу экономическая организация,
оно вынуждено будет приспособиться к потребностям хозяйственного развития.
Место замкнутого национального государства должна будет неизбежно занять широкая
демократическая федерация передовых государств
на основе устранения всяких таможенных перегородок.
Национальная общность, вытекающая из потребностей культурного развития,
не только не будет этим уничтожена, наоборот,
только на основе республиканской федерации передовых стран она сможет найти
свое полное завершение.
"Наше Слово" NN 130, 135,
3, 9 июля 1915 г.
Автор фото - Вероника Строганова
Музыка - ансамбль "Иваси"
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
:О))