-- : --
Зарегистрировано — 123 612Зрителей: 66 675
Авторов: 56 937
On-line — 11 145Зрителей: 2167
Авторов: 8978
Загружено работ — 2 127 882
«Неизвестный Гений»
Его Величество АНС!
22 февраля ’2022 13:27
|
22 февраля ’2022 13:40
|
22 февраля ’2022 13:41
27 февраля 1970 года в возрасте 55 лет ушел из жизни выдающийся изобретатель уникального фото-оптического электронного музыкального синтезатора АНС- Евгений Александрович Мурзин.
По сути, АНС, названный в честь Александра Николаевича Скрябина, представляет собой прообраз музыкального компьютера с графическим интерфейсом — он был придуман еще в 1930-х, а появился в конце 1950-х: это одна из немногих оригинальных разработок в сфере музыкальных технологий, сделанных в нашей стране. Его неземным голосом говорит мыслящий океан Солярис в знаменитом фантастическом фильме Андрея Тарковского.До сих пор компьютерным программам, воссоздающим возможности АНСа, не удалось получить звуки такой тембральной сложности.которые мог воспроизвести этот синтезатор. Технология, лежащая в основе АНС-синтезатора, называется оптической записью звука. Она широко использовалась в кино: звук писался на ту же пленку, что и изображение, в виде чередования участков с различной плотностью засветки. При записи звук модулирует световой поток, меняя плотность засветки на пленке, а при воспроизведении происходит обратный процесс, то есть собственно синтез. Для этого свет пропускается через записанную пленку на фотоэлемент, на котором изменяется ток, после чего сигнал усиливается и выводится на динамик. «Сердцем» последнего варианта АНС-синтезатора были пять прозрачных диска-модулятора с нанесенным рисунком. Каждый диск делился на 144 области с разными комбинациями затемнений: таким образом, всего устройство могло синтезировать 720 различных модуляций-«оттенков» одной и той же ноты,перекрывающих диапазон 21–21 600 герц, в интервале 10 октав,то есть появилась реальная возможность сконструировать любой звук — музыкальный, природный, неземной… Звукоряд машины Мурзина гораздо богаче обычного звукоряда современной музыкальной системы. В его октаве не 12, а 72 звука. В шесть раз больше! АНС не имел клавиатуры. Музыкальная фраза как бы рисовалась – вот где проявлялся синтетический принцип Скрябина! – на покрытом специальной непрозрачной мастикой стекле, и через неё пускался световой луч на фотоэлементы. Важно отметить, что в отличие от ставших ныне привычными клавишных концертных синтезаторов (первый клавишный полноценный синтезатор сделал Роберт Муг) АНС был синтезатором студийным. Он предназначался не для исполнения, а для извлечения и записи новых созвучий. Также нужно отметить, что перед АНС Евгением Мурзиным ставилась особенная цель. В то время как на Западе создавали аппаратуру, имитирующую традиционные инструменты, – идеалом должен был стать такой синтезатор, который мог заменить целый оркестр(!), Мурзин шёл другим путём. «Зачем подражать скрипке? – спрашивал Мурзин. – Скрипка и есть скрипка, её никто не отменяет!" С синтезатором работали будущие гиганты мировой музыки, в частности авангардной: Альфред Шнитке, Эдуард Артемьев, Андрей Волконский, Эдисон Денисов, София Губайдулина и др.Впоследствии, уже в российский период, на АНС записывали композиции иностранные исполнители — Coil и Bad Sector. Первые сочинения, созданные на АНС, были исполнены в 1961 г. на выставках в Лондоне и Париже. В 1968 году Мурзина командировали в Геную на выставку достижений советской промышленности. В Италии на АНС исполнялись произведения Артемьева — и имели большой успех, потому что такого звучания в мире пока не слышал никто. Синтетическая музыка относительно широко использовалась в кино, в первую очередь у Тарковского («Солярис», «Зеркало», «Сталкер»), но встречалась она и в фильмах для широких масс, например в «Бриллиантовой руке». В настоящее время последний промышленный вариант АНСа находится в музее им.Глинки. P.S.Почему АНС, обладая такими большими возможностями в синтезе звука, не получил в те годы широкого распространения в музыкальном мире? Было изготовлено 2 или 3 образца,точно неизвестно, сохранился один. Хочу поделиться некоторыми соображениями, но не стоит их рассматривать как абсолютную истину. 1. Неожиданная тяжелая болезнь и смерть Евгения Мурзина в то время, когда он начал подготавливать документацию АНСа для его запуска в серийное производство. 2. Конструктивно инструмент достаточно сложный из-за наличия не только электронной схемотехники, но и большого количества механических узлов и оптики. Даже после стандартизации многих деталей он стоил бы немалых денег. Судя по всему, инструмент мог выпускаться только небольшими партиями, в основном под заказ студий. 3.Вес и габариты инструмента исключали его использование в гастрольно-концертной деятельности. 4.Ненадежность графической работы с помощью резцов.Как отмечала Губайдулина -"слишком многое зависело от пленки.., и всяких случайностей.." (в настоящее время современные технологии эту проблему легко решают с помощью сенсорного экрана и ручным электронным манипулятором вместо резца). Как уже было сказано, в основе синтеза звука АНСом лежит преобразование световых волн в звуковые. Однако принцип действия инструмента наводит на другую, не менее интересную обратную задачу- преобразование музыкального произведения в эстетический зрительный образ. Технически задача сейчас вроде как решается. Например, трек музыкальной композиции пропускается через програмный анализатор спектра, а затем через редактор типа Piano-Roll, получаем подобное "стекло с пленкой" с нанесенными частотными (нотными) штрихами. Запуская этот процесс в реальном времени, мы сразу узнаём то, что осуществляется практически во всех музыкальных редакторах. Но, созерцая эти нотные (частотные) штрихи, вряд ли человек получит зрительное эстетическое переживание. Каждая нота-штрих несёт в себе определенные физические значения звука - частота, длительность, громкость и др. Если связать какой-то зависимостью эти акустические параметры с визуальными (расположение в пространстве, форма, цвет, яркость, глубина и др.,), то уже будет вырисовываться некая изменяемая во времени абстрактная графическая картинка, отличная от простых штрихов. Но нужно решить более сложную, творческую задачу - найти такие связи между акустическими и визуальными параметрами, при которых будут возникать именно эстетические зрительные ассоциации. Недавно появилось новое направление в искусстве - "Визуализация музыки". Достаточно набрать эти слова в поисковике, чтобы познакомиться с такими работами, возможно, они есть и на нашем сайте. Впрочем, это уже отдельная тема). |
23 февраля ’2022 00:09
Иногда использую эмулятор АНСа в проектах. Интересная штука.
|
23 февраля ’2022 00:44
У меня он тоже установлен, правда работать с ним еще не пробовал. Сложно было его осваивать?
|
20 марта ’2022 17:18
Действительно, ANS — отличный эмулятор, тоже рекомендую. Это то, что я использую.
|
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор