16+
Лайт-версия сайта

Сообщения пользователя jonik52: Его Величество АНС!

Форум / Для музыкантов / Его Величество АНС! / Сообщения пользователя jonik52
23 февраля ’2022   00:44

У меня он тоже установлен, правда работать с ним еще не пробовал. Сложно было его осваивать?

Перейти к данному сообщению на форуме


22 февраля ’2022   13:41

27 февраля 1970 года в возрасте 55 лет ушел из жизни выдающийся изобретатель уникального фото-оптического электронного музыкального синтезатора АНС- Евгений Александрович Мурзин.
По сути, АНС, названный в честь Александра Николаевича Скрябина, представляет собой прообраз музыкального компьютера с графическим интерфейсом — он был придуман еще в 1930-х, а появился в конце 1950-х: это одна из немногих оригинальных разработок в сфере музыкальных технологий, сделанных в нашей стране. Его неземным голосом говорит мыслящий океан Солярис в знаменитом фантастическом фильме Андрея Тарковского.До сих пор компьютерным программам, воссоздающим возможности АНСа, не удалось получить звуки такой тембральной сложности.которые мог воспроизвести этот синтезатор.
Технология, лежащая в основе АНС-синтезатора, называется оптической записью звука. Она широко использовалась в кино: звук писался на ту же пленку, что и изображение, в виде чередования участков с различной плотностью засветки. При записи звук модулирует световой поток, меняя плотность засветки на пленке, а при воспроизведении происходит обратный процесс, то есть собственно синтез. Для этого свет пропускается через записанную пленку на фотоэлемент, на котором изменяется ток, после чего сигнал усиливается и выводится на динамик.
«Сердцем» последнего варианта АНС-синтезатора были пять прозрачных диска-модулятора с нанесенным рисунком. Каждый диск делился на 144 области с разными комбинациями затемнений: таким образом, всего устройство могло синтезировать 720 различных модуляций-«оттенков» одной и той же ноты,перекрывающих диапазон 21–21 600 герц, в интервале 10 октав,то есть появилась реальная возможность сконструировать любой звук — музыкальный, природный, неземной… Звукоряд машины Мурзина гораздо богаче обычного звукоряда современной музыкальной системы. В его октаве не 12, а 72 звука. В шесть раз больше!
https://www.youtube.com/watch?v=5vyD4rEDfv4 (на этом старом видео показан первый вариант АНСа с 4 дисками, соответственно количество модуляций синтезировалось 576).
АНС не имел клавиатуры. Музыкальная фраза как бы рисовалась – вот где проявлялся синтетический принцип Скрябина! – на покрытом специальной непрозрачной мастикой стекле, и через неё пускался световой луч на фотоэлементы.
https://www.youtube.com/watch?v=ptRmDeoQQlw
https://www.youtube.com/watch?v=gM4O593Pzm4

Важно отметить, что в отличие от ставших ныне привычными клавишных концертных синтезаторов (первый клавишный полноценный синтезатор сделал Роберт Муг) АНС был синтезатором студийным. Он предназначался не для исполнения, а для извлечения и записи новых созвучий. Также нужно отметить, что перед АНС Евгением Мурзиным ставилась особенная цель. В то время как на Западе создавали аппаратуру, имитирующую традиционные инструменты, – идеалом должен был стать такой синтезатор, который мог заменить целый оркестр(!), Мурзин шёл другим путём. «Зачем подражать скрипке? – спрашивал Мурзин. – Скрипка и есть скрипка, её никто не отменяет!"
С синтезатором работали будущие гиганты мировой музыки, в частности авангардной: Альфред Шнитке, Эдуард Артемьев, Андрей Волконский, Эдисон Денисов, София Губайдулина и др.Впоследствии, уже в российский период, на АНС записывали композиции иностранные исполнители — Coil и Bad Sector.
Первые сочинения, созданные на АНС, были исполнены в 1961 г. на выставках в Лондоне и Париже.
В 1968 году Мурзина командировали в Геную на выставку достижений советской промышленности. В Италии на АНС исполнялись произведения Артемьева — и имели большой успех, потому что такого звучания в мире пока не слышал никто.
Синтетическая музыка относительно широко использовалась в кино, в первую очередь у Тарковского («Солярис», «Зеркало», «Сталкер»), но встречалась она и в фильмах для широких масс, например в «Бриллиантовой руке».
В настоящее время последний промышленный вариант АНСа находится в музее им.Глинки.

P.S.Почему АНС, обладая такими большими возможностями в синтезе звука, не получил в те годы широкого распространения в музыкальном мире? Было изготовлено 2 или 3 образца,точно неизвестно, сохранился один. Хочу поделиться некоторыми соображениями, но не стоит их рассматривать как абсолютную истину.
1. Неожиданная тяжелая болезнь и смерть Евгения Мурзина в то время, когда он начал подготавливать документацию АНСа для его запуска в серийное производство.
2. Конструктивно инструмент достаточно сложный из-за наличия не только электронной схемотехники, но и большого количества механических узлов и оптики. Даже после стандартизации многих деталей он стоил бы немалых денег. Судя по всему, инструмент мог выпускаться только небольшими партиями, в основном под заказ студий.
3.Вес и габариты инструмента исключали его использование в гастрольно-концертной деятельности.
4.Ненадежность графической работы с помощью резцов.Как отмечала Губайдулина -"слишком многое зависело от пленки.., и всяких случайностей.." (в настоящее время современные технологии эту проблему легко решают с помощью сенсорного экрана и ручным электронным манипулятором вместо резца).

Как уже было сказано, в основе синтеза звука АНСом лежит преобразование световых волн в звуковые. Однако принцип действия инструмента наводит на другую, не менее интересную обратную задачу- преобразование музыкального произведения в эстетический зрительный образ. Технически задача сейчас вроде как решается. Например, трек музыкальной композиции пропускается через програмный анализатор спектра, а затем через редактор типа Piano-Roll, получаем подобное "стекло с пленкой" с нанесенными частотными (нотными) штрихами. Запуская этот процесс в реальном времени, мы сразу узнаём то, что осуществляется практически во всех музыкальных редакторах. Но, созерцая эти нотные (частотные) штрихи, вряд ли человек получит зрительное эстетическое переживание.
Каждая нота-штрих несёт в себе определенные физические значения звука - частота, длительность, громкость и др. Если связать какой-то зависимостью эти акустические параметры с визуальными (расположение в пространстве, форма, цвет, яркость, глубина и др.,), то уже будет вырисовываться некая изменяемая во времени абстрактная графическая картинка, отличная от простых штрихов. Но нужно решить более сложную, творческую задачу - найти такие связи между акустическими и визуальными параметрами, при которых будут возникать именно эстетические зрительные ассоциации.
Недавно появилось новое направление в искусстве - "Визуализация музыки". Достаточно набрать эти слова в поисковике, чтобы познакомиться с такими работами, возможно, они есть и на нашем сайте.
Впрочем, это уже отдельная тема).

https://yandex.ru/search/?lr=213&clid=2296048-188&win=385&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8&src=suggest_B

Перейти к данному сообщению на форуме


22 февраля ’2022   13:40

Евгений Александрович Мурзин

Перейти к данному сообщению на форуме


22 февраля ’2022   13:27

АНС

Перейти к данному сообщению на форуме


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Мюзикл "Тени" Новые треки

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft