м-м-м...-ещё кое что из Платона...
ЗАКОНЫ ПЛАТОНА О СОБСТВЕННОСТИ
Ниже приведены основные положения платоновского учения о собственности. Это учение изложено в диалоге «Законы» (354 г. до н. э.). Все цитаты, кроме специально оговоренных, относятся к полноправным гражданам. «Законы» цитируются по изданию: Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 3, ч. 2. М.: 1972. Диалог «Государство» цитируется по т. 3, ч. 1 того же собрания сочинений.
«Из ненасытной страсти к золоту всякий готов прибегнуть к любым уловкам и средствам, достойные они или нет, лишь бы разбогатеть. Благочестив ли поступок или нечестив и безусловно позорен, это его не трогает, лишь бы предаваться всевозможному сладострастию. Алчность постоянная и ненасытная, из людей по природе своей порядочных делает купцов и … всевозможных прислужников, а из храбрецов - разбойников и святотатцев, т. е. людей, обреченных на душевную нищету» («Законы», с. 313)
«Краеугольным камнем нашего государства будет закон: никто не должен искать несправедливого обогащения» («Законы», с. 211)
«Самые благородные нравы возникают в таком общежитии, где рядом не обитают богатство и бедность. Там не будет места ни наглости, ни несправедливости, ни зависти» («Законы», с. 148)
«Избыток имущества порождает неприязнь и раздоры как в государственной, так и в частной жизни; недостаток - рабскую подчиненность» («Законы», с. 201). «Богатство развращает людей роскошью; бедность страданиями доводит людей до бесстыдства» («Законы», с. 418).
«В государстве не должно быть ни бедности, ни богатства. Пределом бедности пусть будет стоимость надела земли, который должен оставаться у каждого. Приняв это за меру, законодатель допускает приобретение имущества, большего по своей стоимости в два, в три, в четыре раза; если же кто приобретет свыше этого, найдя ли что-нибудь, получивши от кого-то в подарок или наживши, - словом, если благодаря какому-нибудь случаю у него окажется имущество, превышающее меру, он должен отдать избыток государству. Сделав это, он приобретет добрую славу и останется безнаказан; ослушника же этого закона может выдать всякий желающий, причем, ему достанется половина суммы, другая же половина будет отдана в пользу богов; кроме того, виновный должен будет заплатить еще такую же сумму из своего имущества.
Все, чем владеет каждый, не считая надела, будет публично записано должностными лицами, чтобы все тяжбы, касающиеся имущества стали легкими и ясными» («Законы», с. 219-220).
«Кто украдет что-нибудь из общегосударственного достояния, будет ли это большая вещь или маленькая, - того в обоих случаях постигает одинаковое наказание» («Законы», с. 443).
Никто из граждан не должен заниматься торговлей. Нарушившим этот закон - год тюрьмы. Повторное нарушение - 2 года тюремного заключения. Гражданин, уличенный в торговле в третий раз отбывает четыре года тюрьмы. («Законы», с. 418).
Торговлей могут заниматься только чужеземцы, т.е. люди, не участвующие в выборе должностных лиц и не имеющие права занимать выборные должности» («Законы», с. 419).
«Если имущество вольноотпущенника или кого-либо из остальных чужеземцев превысит имущественный ценз граждан третьего класса, то в течение тридцати дней, начиная с того дня, как случилось превышение, он должен удалиться из государства, взяв то, что ему принадлежит. Правители не должны соглашаться ни на какие его просьбы о разрешении ему дальнейшего пребывания в стране. Ослушники пусть подвергнутся суду и, в случае признания виновности, пусть будут наказаны смертью. Имущество их будет отобрано в пользу государства» («Законы», с. 413).
«То убеждением, то силой закон обеспечивает сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они вообще могут быть полезны для все-го общества» («Государство», стр. 327).
«Несправедливость, где бы она ни была, внедряет ненависть повсюду» («Государство», стр. 125).
«Законы» Платона, составленные на основе спартанского и критского законодательств VII – V веков до н.э., отличаются строгой определенностью в вопросах о собственности. Такая направленность вызвана стремлением законодателя воздействовать на причины ослабления греческих государств в середине IV в. до н.э. Исследуя эти причины, Платон выделяет в качестве главных нарушение справедливости («равенство меры, веса, числа» - «Законы», стр. 231) и бесконтрольное обогащение. В соответствии с этим выводом, государство, поставившее перед собой цель быть сильными и счастливым - должно прежде всего повсеместно установить справедливость. В числе других направлений внутренней политики Платон предусматривает контроль за частной собственностью, за ее размерами, соотношением и распределением в государстве.
PS.-по моему-"реально умный дядька был",вот только до всех ли это "допрёт"...а то Вы эту тему тут "трёте-мнёте" уже почти год-а толку...?