Фаюмские портреты – это же первые века нашей эры, когда рисунок строился исключительно по принципу ортогональных проекций. Энкаустика – это вечный материал. У египтян вызывало преклонение всё, что смыкалось с вечностью, и энкаустика в этом смысле была их неплохим выбором и удачной находкой. Тогда не было не только масляных красок, но не было даже темперных красок, т.е. того, что мы в настоящее время под темперой подразумеваем. Надо же соотносить используемые материалы с историческими и техническими реалиями. Глупо сейчас растирать змеевик с яичным желтком, когда есть целая линейка кобальтов. Всё хорошо в своё время. Фаюмские портреты – безусловно шедевры своего времени, но сейчас-то XXI век, поменялись не только материалы, но и критерии красоты, (вспомните Канта) и мы не продаём теперь, как малые голландцы свои работы по цене изображённых там предметов. Многое, что было хорошо тогда, сейчас вызывает разве что улыбку.
Лидия, существует даже целая живописная школа – хлебинская, в которой стекло используется вместо холста. Возможно, Вы об этом знаете. То, что холст, подчас, заменялся костяными или серебряными пластинками тоже бывало в истории живописи, как, впрочем, в этом же качестве использовалась клеёнка или свинец. Да, это решает некоторые колористические задачи, только, собственно, живописью это уже назвать трудно. Те же работы Ивана Генералича можно скорее отнести к декоративно-прикладному искусству, нежели к живописи. Возможно, я не прав, только для меня живопись – это классическая музыка, а пластилиновые головы больше сопоставимы с эстрадой, хотя многие её слушают, и только её-то музыкой и считают.