Выставка продлится до 25.12.2018 по адресу Москва, Лиственничная аллея, д.2, к.1. На фото : Г.Добровольская "Храм Вознесения в Коломенском". Бумага, акварель.
19 октября 2018г.в Центральной научной библиотеке им. Н.И. Железнова открылась выставка московской художницы Гаянэ Добровольской. В основной экспозиции пленэрные пейзажи,выполненные маслом. Но есть и акварельные зарисовки. Свежие, легкие,очень воздушные, они не отличаются большим форматом. Их скорее можно отнести к миниатюре, т.к. большинство из них имеют размер А-4. Тонкие градации цвета и умелое использование лессировок позволяют художнице прекрасно передать пространство и объемность предметов.
Появился в продаже грунтованный холст для акварельных красок.Он появился уже давно, но я предпочитаю картон и писать акварелью на холсте еще не пробовала. Холст натянут на картон, его можно применять для всех видов водорастворимых красок. Как достоинство отмечается возможность снимать слои краски. Видимо, грунт не пропитывается краской. Конечно, такой холст останется ровным после письма акварелью, в отличие от бумаги. Хотя бывает, что картон тоже сгибается от излишка влаги.Вообще, чем толще бумага, тем ровнее она остается после намокания. Продается грунт для холста под акварель. Содержит чистый акрилат. Обещают, что слои краски легко смываются чистой кистью.
В акварельной живописи возможна разная тематика. Но вопрос о том, подходит ли для разных тем как лессировочная акварель, так и alla prima, вопрос спорный. Техника живописи иногда определяет не только стиль, но и содержание картины. Для alla prima хороши букеты цветов, силуэты зданий и деревьев. С помощью живописи по-мокрому хорошо получается фактура шерсти животного. Пятна и потеки могут складываться в оригинальные абстрактные картины. Если же автор ставит своей задачей передачу факта события, документальное отображение, то лучше использовать технику лессировочного письма по-сухому.
Недавно я решила попробовать себя в акварельном скетчинге. Там тоже существует много технических приемов, привычных для восприятия. Конечно, сначала я попробовала рисовать так, как для меня привычно. Но скетчинг требует соответственных изобразительных форм. Графика с обводкой контуром- один из наиболее часто встречающихся приемов.
В подражание Дюреру : "Большой кусок луга". В эпоху Возрождения такие этюды писали для большой картины. У меня это самостоятельная картина в стиле ботанической живописи. "Ленинградская" акварель, торшон А-2.
Чтобы продлить время высыхания акварели (по бумаге плотностью 260 г/м2),я попробовала применить медиум для акварели "Невская палитра".Этот медиум сделан на основе водного раствора гуммиарабика и предназначен для работы с акварелью.Некоторые используют его для других воднорастворимых красок. Обещано,что при использовании медиума возрастает яркость и разносимость красок, время их высыхания,но возможно появление блеска на поверхности работы. Можно использовать, как в чистом виде, так и разведенным в воде.Я попробовала заменить воду медиумом при письме по-сырому. Я сразу писала работу для акварельного марафона, поэтому не делала сравнительных выкрасок. Мне показалось, что цвет стал ярче. Но краска при этом приобрела вязкость и блеск, иногда встречающийся в красках из наборов для школьников.Акварель стала менее расплывчатой, слои стали заметнее отделяться друг от друга.Следующие работы марафона я выполняла уже без медиума.
На новогодних каникулах я решила поучаствовать в акварельном интернет-марафоне. Купила "PALAZZO" Планшет для акварели "Белая роза" 260 г/м2 А3 ( 297 х 420 мм ) 29.7 х 42 см склейка 20 л. ПЛБР/А3 тисненая. Тиснение лен. Бумага быстро впитывает краску. Рисовать по-сырому сложно. Бумага быстро пересыхает. Плотность у бумаги приличная, после высыхания лист остался ровным. Конечно, я его прикрепляла к планшету малярным скочем, но тем не менее, могло быть хуже. Несмотря на название, бумага имеет палевый оттенок. Акварель краска прозрачная, основа хорошо просвечивает сквозь краску. Даже блики, не затронутые краской, не имеют нужной белизны. С другой точки зрения, желтоватый цвет фона создает единый теплый колорит на всей работе. Привычка, наверное, но зернистый торшон мне нравится больше,чем бумага с тиснением. Пожалела, что не купила листы большого формата: нарезать поленилась.
На выставке есть и моя картина "Настурции и яблоки".Настурции очень красивые цветы:розовые,оранжевые,красные,с листьями разных оттенков зелени,с длинными извивающимися стеблями( до 2,5 м!),- 3-4 растения уже создают целую клумбу,во время цветения сплошь покрытую цветами. Поздней осенью,конечно,цветов меньше,но тем трогательнее смотрятся эти последние цветы.Рядом с ними яблоки,упавшие с дерева после очередного осеннего дождя.В этой сценке,характерной для поздней осени, меня привлекли длинные стебли цветов.Мне они напомнили микросхему с длинными пересекающимися проводками.Мимикрия биологического мира под техногенную цивилизацию. У кого-то,возможно,возникнут ассоциации из кулинарного мира: спагетти,например.Странные предметы всегда вызывают ряд ассоциаций, призванных помочь нам разобраться в смысле непонятного.
В выставочном зале "Тушино" в Москве с 11.11,16 до 27.11.16 проходит выставка акварели. Очень много участников,работающих в разных направлениях,хотя,конечно,реализм преобладает.На выставке представлены разные жанры:натюрморт, пейзаж, портрет,иллюстрация и др.Охват тем почти энциклопедический. В рамках выставки – конкурс акварели художников Федерации «Акваживопись» и Международной Федерации Акварелистов.
Не бойтесь экспериментов.Я видела, как по металлу работают даже акварелью. Если же хотите,чтобы Ваши произведения были долговечными, проверяйте пробники на прочность(агрессивные среды).
Надо еще упомянуть о жидкой акварели.Это высококонцентрированная жидкая краска. Ее можно использовать для живописи,аэрографии,архитектурных отмывок и других видов графики. В краску можно добавить акриловый медиум,и покрытие станет водостойким.
При работе с акварельными красками достаточно важен выбор кистей.Обычно рекомендуют беличьи и колонковые кисти.Размер кисти зависит от формата бумаги и замысла художника.Можно писать как круглыми,так и плоскими кистями.Можно сжать круглую кисть плоскогубцами в месте вклейки,чтобы придать ей нужную форму.Для многослойного письма лучше использовать беличьи кисти.
Интересны сорта бумаги,которые обычно используют для каллиграфии:рисовая,бамбуковая.Рисовая бумага похожа на папиросную,ее плотность 18г/м2. Она быстро впитывает краску,на ней надо писать за один раз.Бамбуковая бумага универсальна,подходит для различных водорастворимых материалов,ее плотность 105г/м2,265гр/кв.м,290 г/кв.м.Обычно это бумага,хорошо впитывающая краску.
Большое значение для письма акварелью имеет бумага,которую художник использует для живописи.У акварельной бумаги имеется несколько показателей ее качества.Один из них плотность: от 185 до 300 г/м2.Наиболее толстая бумага называется картоном.Акварельный картон хорошо сохраняет ровную поверхность.Более тонкие сорта акварельной бумаги часто коробятся при высыхании. Чем больше хлопка в составе бумаги,тем ровнее она при высыхании.Для качественного письма акварелью тонкую бумагу часто натягивают на планшет или стиратор.
В акварельной живописи очень важен материал,являющийся основой.Разные сорта бумаги имеют разные качества.Но кроме бумаги для акварельной живописи используют и другие материалы.Одним из таких материалов является ткань.Живопись по шелку традиционна для Китая,Японии,Кореи.Интересны опыты художников других стран,использующих технические приемы живописи,для создания картин в стилях,не характерных для дальневосточной традиции.Один из приемов такой живописи-использование акварельной краски. http://museum.nsk.ru/afisha/800.html
Еще один интересный материал для картины-войлок.Напоминает о гобелене,но имеет собственные средства выражения.Вчера я была на мастер-классе "Войлочная акварель".Действительно,такие прозрачные переходы цвета,которые дает щерсть,можно увидеть только в лессировочной живописи.
Как мы исправляли ошибки в тетради?Скоблили или срезали лезвием.А для акварелистов сейчас предлагают жидкую бумагу.Эту массу наносят на то место,которое хотят переписать,и когда она высыхнет,можно начать рисунок заново.
Большое спасибо за совет. В акварели существует ряд устоявшихся приемов,без которых техника не воспринимается.При письме а-ля прима вся интенсивность цвета должна быть достигнута за один раз,так что качество краски там важно.
Попробовала нарисовать сирень.Фиолетовый цвет в акварели "Белые ночи" знакомый с детства.Можно было бы сделать его поярче,но ненамного.Есть ли в продаже более яркий фиолетовый?Сейчас предложение акварельных красок довольно разнообразно,особенно детских,но в них так много клея.
В масляной живописи существует прием письма лессировками.В определенных случаях он создает эффект живописи акварелью.Художники иногда пользуются таким приемом.