Увы,хотелось бы в это верить. Есть поговорка. Не продается вдохновение,но можно рукопись продать. Изречение верно для тех, для кого продажа рукописи не источник пропитания, а средство самореализации. Тогда на творчество влияет только талант, трудолюбие и душевное состояние. На творчество всех прочих влияет помимо этого еще много чего.
С этим трудно не согласиться. Определенная роль в этом играет и то, то Лев Толстой (для которого литературный труд был чем-то вроде хобби)был гораздо более свободен, чем, например, Достоевский или тот же Набоков (для которых литературное творчество было средством заработка). Он мог себе позволить работать не спеша, соотнося форму и содржание своего творения с велениями души и движениями разума. Не отвлекаясь на окрики издателя или заигрывание с читающей публикой.
Позволю немного отклониться от темы. Классиков в школе проходят, но проходят часто мимо. Не потому что произведения устарели как таковые, а просто потому, что писались взрослыми для взрослых.
Написать "Войну и мир", конечно, можно. Продать сложнее. Но для хорошего маркетолога нет ничего неврзможного. Как-то же объемные вещи типа " Гарри Поттера" удается продавать. Хотя " Война и мир" , цикл "В глубине великого крристалла" Владислава Крапивина намного интереснее. Все дело в искусстве рекламщика и маркетолога.
Для Толстого литература не была средствам заработка, скорее средство самовыражения. Будет продаваться его книги или нет, заденет его только с точки зрения самолюбия, но не с точки зрения оплаты. Естественно, он более свободен, чем тот, кто этим зарабатывает на хлеб. В кризис работать приходиться больше, и часто делать не то, что хочеться, а то за что платят.
Если по теме. На жизнь и самочувствие творческого работника, как и на жизнь лдюбого другого, экономическая ситуация влияет. Влияние это не так однозначно.
С одной стороны - ухудшение экономической ситуации снижает востребованность их труда, снижает его оплату, усиливает зависимость от "кормильца" (если таковой имелся -издатель, организатор концертов,хозяин галереи и т.п), ужесточается конкуренция и отношения в творческой среде (и так не отличающиеся доброжелательностью) обостряются и накаляются. Что отражается не лучшим образом на настроении и самочувствии.
С другой стороны - ужесточающаяся конкуренция стимулирует творческий процесс у тех, кто навыками интригана не обладает.
Господа! Свободы (по крайней мере, абсолютной) нет и быть не может. По крайней мере для тех, для кого творчество -единственный источник пропитания. Тезис -"кто платит, тот и музыку заказывает" актуален во все времена и при любом режиме. Художник (музыкант, писатель,кинорежисер, артист и .п.) -человек, и тоже хочет кушать. При государственной монополии на СМИ музыку заказывало государство, при отсутствии оной - тот, кто имеет средства и желание оплатить,будь то госдеп США, местные царьки или просто богатенькие Буратино. Но вот полностью свободне творчески работник быть не может.