Абстрактные акварели.Очень впечатлило использование фена как инструмента для создания потеков.Очень энергичные и напряженные линии.Акварелью можно создать почти мраморные узоры,просто выливая краску на бумагу.По стилю такая акварель близка к ташизму,-искусству сочетания абстрактных пятен. Конечно,пятна можно наносить и кистью,используя и акварельные размывки,и четкие линии.В таком случае акварель чаще всего ассоциируется с природным ландшафтом.
Один из древнейших видов книги,где объединились наука и искусство,-справочники по лекарственным растениям:травники,"сады здоровья",ботанические атласы.Вначале это были зарисовки растений,потом гравюры,вручную раскрашенные акварелью.Пик популярности ботанической акварели приходится на 18-19 век,хотя известны рукописи 1-ого в. н.э.Конечно,изображения очень натуралистичны,ведь растение применялось в медицине,в технике или для еще каких-либо целей и должно было быть узнаваемым.Прорисовывались все части растения,его плоды,цветы,листья.Раскраска была очень тщательная и правдоподобная.Рисунками ботанических атласов до сих пор пользуются художники-прикладники,составляя орнаменты для различных вещей.До нашего времени сохранилось около 1600 предметов известного фарфорового сервиза с растениями Дании.Рисунки на фарфоре были сделаны с ботанических зарисовок в 1790-е гг. Морис Верней-один из многих художников,разработавших стилистику орнамента ар-нуво в к.19-н.20 в.,опираясь на зарисовки цветов и растений.И,конечно,многие дворянки увлекались рисованием цветов.Нарисованные цветы С.А.Толстой -отражение ее увлечений живописью и садоводством.
…если опустить чисто «профессиональный» аспект свойств красок (физико-химический, мастерство использования и т.д.) то зрителю, практически, безразлично какими красками писана для него картина. (Хотя бывают и интересные проявления … как-то расписывал фарфоровую посуду – заказчики остались весьма довольны. Но когда узнали, что сделано все «титаном», «под серебро», но не «серебром» (проговорился!), то по выражению лиц было видно, что разочарованы…
…бывает на эту тему и смешное и забавное… В молодости мы устраивали, как сейчас бы сказали «батл» (battle) – кто лучше сделает набросок чайной заваркой… было весело.
Вот этот эскиз к портрету (см. ниже) сделан из того что было. Основа – это стенд для школьных распоряжений и объявлений, краски – все, что нашлось в косметичке у «оригинала» (стандартный набор для макияжа, карандаши для губ и бровей, тени, пудра….) и еще школьный мел.
А если серьезно, то, мне кажется, что мастерство и культура использования «краски» постепенно утрачивается (в статистическом смысле). Концептуализму не требуется мастерство «наложения нужной краски в нужное место, да еще приготовленной так, как нужно…
Если только концепция произведения не требует от автора знания технических приемов работы с материалами.Когда-то давно я пробовала посмотреть в книгах художников рекомендации мастеров.Очень понравились воспоминания живописца,которому пришлось делать надглазурную керамическую роспись.Он пытался передать керамическими красителями эффекты,характерные для станковой живописи.Книга посвящена описанию несовпадений готового керамического объекта с копируемым эскизом.Вообще копирование известных живописных произведений на фарфор встречается довольно часто.
Итак,для акварели первичными оказались книжные иллюстрации.Тематика книжных иллюстраций тесно связана с наукой(ботаника,зоология,география)и с литературой(портрет,сюжет).Раньше акварелью иллюстрации только раскрашивались.Сам же рисунок был линейным:гравюра,рисунок пером или кистью.Такая техника объединения акварельной живописи с контуром сохранилась до нашего времени,хотя стала более разнообразной.Книжный формат определял во многом и размеры иллюстраций:от миниатюрных изданий до иллюстрированных фолиантов.
В данном случае стебель прорисован восковым мелком перед началом акварельной заливки.В более сложной работе,имеющей несколько слоев заливки,возможны дорисовки восковыми мелками по каждому новому слою.Таким образом достигается эффект глубины изображенного пространства.
Из высказываний Ф.Ходлера о цвете."Известно,что именно цвет ссорит часто художника с публикой.Она долго не могла понять,что розовое лицо на воздухе при голубом небе может стать фиолетовым;если же его освещают лучи заходящего солнца,то даже оранжевым и ярко-красным.Из-за отсутствия наблюдательности,главным же образом из-за недостатка опыта,глазу непонятны эти нюансы художника.Они кажутся ужасным преувеличением."
Из высказываний А.М.Васнецова о живописи:"Тезис впечатления цвета и света породил в современном искусстве массу произведений невероятно красочных или невероятно белесых,как бы посыпанных мукой и тем претендующим на свет.Стремление свести впечатление от натуры на преобладание краски доходит у новаторов до культа:один поклоняется синей краске,другой фиолетовой,и благодаря этим кумирам картины то сплошь синие,то сплошь фиолетовые...Смотря иногда на произведения становишься в тупик:почему деревья состоят из розовых и желтых штрихов,в виде кудрей или стружек,почему зеленое лицо,малиновые глаза и фиолетовые тени на нем? Почему в природе лиловая трава и зеленое небо?Случается и художник не разберется в "изображнии сем"...Все это есть результат желания сказать "нечто"при помощи одних красок,как будто в самой краске заключается какая-то тайна;краска остается просто краской."(Васнецов А.М."Художество.Опыт анализа понятий,определяющих искусство живописи")
При живописи акварелью бумагу обычно смачивают.При этом на бумаге образуются неровности.Чтобы бумага сохранялась ровной ее рекомендуют натягивать на планшет.Если же такой возможности нет,то что делать?В рамке с паспарту бумага не выравняется.Встретила рекомендацию прогладить лист утюгом с обратной стороны,но еще не пробовала.Положила акварель горизонтально в папку.
когда-то давно занимаясь акварелью, делала так , лист смачивался полностью под краном , а потом тряпкой распластывался на стекло,
лист как бы прилипал к стеклу, в процессе работы края которые высыхали быстрее можно было увлажнять подливая воду под бумагу на стекло и опять проглаживая тряпкой
когда-то давно занимаясь акварелью, делала так , лист смачивался полностью под краном , а потом тряпкой распластывался на стекло,
лист как бы прилипал к стеклу, в процессе работы края которые высыхали быстрее можно было увлажнять подливая воду под бумагу на стекло и опять проглаживая тряпкой
А можно было бы положить лист на влажную газету...Наверное.
Берете малярный скотч, по периметру прикрепляете лист бумаги к листу фанеры или оргалита бОльшего размера. Через разбрызгиватель смачиваете лист, лишнюю воду промокаете мягкой тряпочкой и оставляете сохнуть. После высыхания - идеально ровная бумага. Не снимая лист бумаги с фанеры, можно работать, расположив его на мольберте. Кстати, остается очень симпатичная рамочка на листе, когда закончите работу, опять же дождавшись высыхания краски, и снимете лист с фанеры. Только скотч надо покупать качественный, а то иногда мне попадался такой, который не держит бумагу и не держится на фанере.
Из высказываний Н.И.Волкова о цвете:"Возьмите набор лучших акварельных красок и попытайтесь скопировать окраску флоксов.Если взять варианты краплака и его смесей с ультрамарином в густом наложении,получаются слишком темные,хотя и насыщенные цвета.Это не то,что надо.Если взять пятна тех же красок,значительно разведенных водой,просвечивание белой бумаги увеличит светлоту пятен.Но исчезнет насыщенность цвета. Это будут розовые и бледно-фиолетовые пятна.Если обратиться к масляным краскам,...придется прибегнуть к разбелке.А это путь к значительному уменьшению насыщенности цвета."(Волков Н.Н."Цвет в живописи",М.,1984г.)Конечно,составить яркие и насыщенные цвета в розово-фиолетовой гамме сложно.При возможности лучше брать уже готовые краски нужного оттенка.В основную палитру предлагаемых наборов красок они входят не всегда.
Основатель жанра акварельного портрета в России-П.Ф.Соколов(1791-1848).В 1809 г он закончил Академию художеств по классу исторической живописи.В 1839 г.получил звание академика по портретной акварельной живописи.Хорошим тоном в то время считалось иметь дома коллекцию акварельных портретов,в т.ч. и свадебных.П.Ф.Соколов создал целую галерею портретов дворян:светские дамы,офицеры,писатели,-заказчики известного портретиста.Традиция миниатюрного портрета приобрела новое выражение.П.Соколов перестал использовать белила в акварельной живописи,что придало ей глубину и воздушность.На акварельный портрет у художника уходило всего несколько часов,иногда один сеанс.Известно около 500 портретов работы П.Соколова.
Очень часто к акварельному рисунку художники обращались при разработке эскизов модных костюмов.Очаровательные гравюры и акварели в модных журналах первой половины 19-го века не только точно воспроизводят внешний вид костюма,но и пространство,окружающее персонажей.Дамы на прогулке,в саду,в гостиной-картинки,диктовавшие стиль жизни не только парижским модницам.К концу 19 века эти картинки все чаще заменяются фотографиями.В изображениях фасонов юбок и шляп есть своя особая прелесть гламура.
Способ письма акварелью"по-сухому"или способом"отмывки"характерен для архитектурных зарисовок,в которых художник старается точно передать особенности архитектуры.Акварельные архитектурные пейзажи выполнялись как архитекторами,так и живописцами.Один из наиболее известных художников 19 века,работавших над акварельными картинами интерьеров,-Э.П.Гау(1807-1887).В 1854 г.он получил звание академика перспективной акварельной живописи.Известны его акварели с интерьерами дворцов Москвы и Санкт-Петербурга.Впечатляет тщательность проработки всех деталей интерьера:от потолочной лепнины до паркетного пола.59 акварелей воспроизводят интерьеры Гатчинского дворца.Во время Великой Отечественной войны этот дворец был сожжен.Впоследствии акварели Гау помогли восстановить его внутреннее убранство.
Основатель русского городского пейзажа,известный русский пейзажист Федор Алексеев(1753-1824)создал много замечательных акварелей.С 1766г до 1773 г. он учился в Академии Художеств.По ее окончании - у итальянских мастеров в Италии, копировал картины А.Канале,Ф.Гварди,Д.Б.Пиранези.В 1794 г.получил звание академика.Основная тема творчества Ф.Алексеева-городской пейзаж.Картины маслом Ф.Алексеев писал на основе акварельных зарисовок с натуры.Его акварели точны и документально достоверны.Это тем более интересно,что серия московских пейзажей была написана до вступления Наполеона в Москву.После пожара 1812 года Москва стала другой.Прежнюю Москву можно представить по картинам художника.Один из лучших учеников Ф.Алексеева,-М.Н.Воробьев,-также известный русский пейзажист.
В 1810-е гг в мастерской Щукина С.С.ученики должны были работать над темами,посвященными народному быту.Одним из учеников Щукина был Тропинин В.Он прошел все этапы обучения,начиная с грунтовки холста и растирания красок.Отчасти цветовая палитра и технические приемы живописи Щукина перешли в творчество Тропинина.Например,наиболее часто используемый колорит:красная охра,оливково-зеленый и серо-голубой.Многие ранние(1810-е-20-е гг) работы Тропинина были выполнены акварелью и посвящены народной тематике.Находясь у истоков жанра,связанного с описанием народной жизни,Тропинин выбирает направление,сочетающее жанр и портрет.
Я хотела просмотреть акварель по жанрам.Но оказалось,что в конце 18-начале 19 века,когда акварель была в моде в Европе и России,большинство примеров,которые можно было бы привести в качестве натюрморта,связано с ботанической акварелью.Поэтому,я решила вспомнить о дизайнерских проектах,которые обычно выполнялись пером,кистью,тушью и иногда акварелью.К предварительной прорисовке изделий прибегали и ювелиры,и художники-декораторы.Проект вазы для фонтана.1800 г.
Этюд,выполненный кистью,тушью.Аналогичные этюды делались в 18 веке акварелью,бистром,чернилами.Довольно часто прорисовывались пером.Иногда сохранялась карандашная прорисовка.Здесь объединены два жанра:интерьер и натюрморт.Соединение двух жанров встречается нередко.
"В искусстве форма все, материал ничего не стоит. Штауб берет за фрак, сшитый из собственного сукна, столько же, сколько за фрак, сшитый из сукна заказчика. Он говорит, что требует плату за фасон, материю же дарит".
Гейне
Мысленные образы могут обрести форму только через владение материалом.Надеюсь,что это утверждение еще в силе.Если фрак имеет гофмановский фасончик,то это впечатляет.
В середине 18 века во Франции возникает большой интерес к естествознанию,в т.ч. и к жизни животных и птиц.Конечно,появляется и интерес к их изображению.Основные техники изображения-масло,холст и фреска.Много набросков тушью,бистром,пером и кистью,мелом и углем,сангиной.Акварель часто используется для подкраски изображений.Один из лучших художников первой половины 18 века,работавший в разных жанрах,но предпочитавший"охоты"и изображения животных,-Ж-Б Удри(1686-1755).В музее Фогга находятся его зарисовки птиц,выполненные акварелью("Альбом птиц").К сожалению,не знаю,прорисованны они полностью акварелью,или это только акварельная раскраска по гравированному контуру.Все-таки отказ от контурной раскраски произошел в акварели позже.Тогда техника цветной графики начала становиться живописью.Одной из высот акварельной живописи стало творчество Тернера(1775-1851).
Для акварели обычно используется белая бумага,иногда с небольшим оттенком бежевого или голубого.Бумага просвечивает сквозь краску,давая ей более светлые тона.В масляной или темперной живописи это аналогично белому грунту.Художники,работающие в этих техниках,как и акварелисты,часто используют прозрачность красок.Белый грунт просвечивает сквозь краску,давая более светлый фон.При таком письме используется довольно жидкая краска,иногда дающая потеки,что часто используется современными художниками. Конечно,для получения светлых оттенков на цветных или темных тонах используются белила.
Встретилась в интернете классификация способов письма акварелью.Дословно не помню,а смысл следующий:"Мокрым по мокрому" ,"сухим по мокрому","сухим по сухому","мокрым по сухому"и еще несколько производных вариантов.
Акварельный набросок и гравюра,раскрашенная акварелью.Даже выполненные одним мастером,эти вещи имеют различный характер.Выразительные средства наброска,сделанного вручную,и гравюры во многом совпадают. Если художник ставит своей целью точный перевод одного материала в другой,то совпадение может быть полным.Несовпадение тоже определяется задачей,которую художник ставит перед собой.Гравюра -это законченное произведение,вписывающееся в законы жанра.Стиль,то что определяет основные характеристики произведения искусства,в большей степени имеет выражение в законченном произведении.Набросок-это впечатление,мысль,поиск формы,выполненные скорописью.В нем большую роль играет линия,пятно,ритм.С одного и того же объекта художники разного времени могли бы сделать почти одинаковые наброски.Но один и тот же объект на законченных картинах разного стиля будет выглядеть по-разному.
В дизайнерских проектах часто используется фактурное покрытие акварелью. Наиболее часто встречается имитация акварелью текстуры дерева,фактуры камня,стекла. Эффект материала достигается с помощью жесткой кисти(щетинной).На палитре составляется несколько оттенков нужного цвета,которыми прокрывается нужная поверхность.Для дерева -длинными штрихами,для камня-по рисунку фактуры-или длинными округлыми штрихами,или тычком(вертикальными точечными штрихами).Вначале поверхность прокрывается краской среднего тона,потом идет разделка темным тоном.В завершение сухой кистью или салфеткой проходят светлые тона.В последовательности нанесения тонов возможны варианты.Фактура других материалов может быть передана с помощью салфетки(тампование по сырой краске),солью(сырую краску посыпают солью,а по высыхании соль стряхивают),ластиком(когда краска высохнет,на ней можно ластиком прорисовать светлые места).
Как и в дизайнерских проектах,в живописных работах можно места,которые не предназначены для фактурной заливки акварелью заклеить калькой с резиновым клеем или малярной лентой.Это надо делать аккуратно,есть вероятность,что краска зальется под кальку,или при снятии кальки оторвется верхний слой бумаги.Конечно,при заклеивании прорисовка текстур получается чище и интереснее.
Я на данный момент пытаюсь освоить акварель и акрил. Акрилом расписываю фигурки,а вот акварель добавляю с свои карандашные работы-интересный эффект получается
Обычно краску смешивают на палитре.Для акварели подходит как пластмассовая палитра,так и бумажная(если она не впитывает воду слишком быстро).Для листа большого формата лучше использовать пластмассу,т.к.бывает надо составить сразу большое количество колера.Возможен вариант,когда краска смешивается сразу на картине.Это дает дополнительный декоративный эффект,в чем-то близкий оптическому смешению красок.
Начинающему художнику легче писать акварелью по-сухому.Чтобы сохранить живописность хотя бы в пределах одной формы,между отдельными предметами оставляют немного белого фона,который впоследствии закрашивается,а внутри нужной формы дают цветовые переходы.Или можно подождать,пока раскрашенная деталь просохнет,и потом рисовать дальше.В любительской живописи 19 века очевидно пользовались таким способом письма.Для примера две акварели П.Федотова(1837 г).
Акварель в творчестве П.Федотова(1815-1852),основателя русского критического реализма,являлась основным живописным материалом в первый период его творчества.Его акварели-это тщательно проработанные портреты сослуживцев,сценки повседневной жизни,сатирические зарисовки.Персонажами картин П.Федотова нередко становятся его родственники и знакомые.Мне встретилось описание того,с каким упорством изучал Федотов характер и привычки человека,привлекшего его как натура.Колоритные типажи,сюжетная точность и значащие детали-это особенности картин П.Федотова.
Предварительные зарисовки к картинам маслом П.Федотов часто выполнял акварелью.Лессировочное письмо акварелью аналогично живописи маслом.Копии с картин маслом могут быть выполнены акварелью. Современные художники,работающие как в акварели,так и в масляной живописи,иногда подчеркивают текучесть материала.Акварелисты используют пульверизатор,смачивая бумагу,стоящую под наклоном.Это позволяет краске с
Лессировочная живопись акварелью аналогична лессировочной живописи маслом.Акварельные эскизы и зарисовки часто предваряли в 19 веке картину маслом.С картины маслом делали акварельные копии. Современные художники,как акварелисты,так и пишущие маслом,часто подчеркивают текучесть материала.Акварелисты используют пульверизатор,постоянно смачивая лист бумаги,стоящий почти вертикально.Краска свободно стекает вниз. При письме маслом для достижения такого эффекта берут очень жидкую краску.Такое подчеркивание свойств материала создает своеобразную энергетику картины.
Иногда акварелью тонируют белую бумагу в нужный тон.Этот прием используют и художники-графики,и дизайнеры.По акварельному фону можно делать наброски,зарисовки,графические работы.Акварельный фон хорошо смотрится в композициях из сухих листьев и цветов,позволяя создать настроение с помощью цвета.Тонируют бумагу равномерно(это наиболее сложный способ,он требует определенного навыка),с разгонкой от одного цвета к другому или покрывают фон живописными пятнами,соответствующими замыслу художника.