В глазах римского права женщины не были равны мужчинам. Женщины не считались полноправными гражданами Римской империи, но были ими только в связи с другими мужчинами. Например, дочь или жена могут быть римскими гражданами благодаря гражданству своего отца или мужа. Это правовое неравенство имело и практические последствия.
Важно было быть признанным полноправным гражданином Римской империи, потому что благодаря этому статусу можно было напрямую воспользоваться законами, направленными на защиту римских граждан. Поскольку женщины были гражданами благодаря своим отношениям с мужчинами, они могли получить доступ к юридическим преимуществам гражданства только с помощью мужчины. Таким образом, римские женщины зависели от мужчин из своей ближайшей и расширенной семьи во всех юридических вопросах. Однако, как и во многие периоды истории, существовали исключения. Для некоторых женщин эти правила вообще не применялись. Однако эта ситуация была справедлива для большинства женщин и особенно для тех, кто не происходил из влиятельной семьи или не состоял в браке с её представителем.
Как и в большинстве древних культур того времени, различия между жизнью бедной римлянки и богатой были значительными. Однако как богатые, так и бедные римлянки в основном воспитывались в закрытых помещениях. Для богатых женщин этот закрытый образ жизни обычно продолжался и во взрослом возрасте. Для бедных женщин это было не так, поскольку им иногда приходилось работать так же усердно и так же много, как мужчинам, чтобы помочь содержать семью.
Поскольку жизнь женщины вращалась в основном вокруг дома, её общее образование не представляло интереса. Обычно это включало навыки, необходимые для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. Интересно, что при императоре Августе был принят новый закон, формализующий уже существующий предрассудок: женщины, которые не были замужем до двадцати лет, будут подвергнуты маргинализации и некоторым юридическим санкциям. Подобные законы демонстрируют, как римские женщины ценились в обществе. Согласно обществу и государству, они должны были вступить в брак, и их жизнь должна была вращаться вокруг домашнего хозяйства, мужа и детей. Давайте подробнее рассмотрим их образование и то, чем оно отличалось от того, что предлагалось мальчикам.
В то время как Римская республика, как правило, допускала больше исключений в отношении прав женщин, Римская империя, начиная с Августа, придерживалась более строгих правил в общественной жизни. Исключением со времён Республики является Гортензия, дочь соперника Цицерона, которая была очень образованной женщиной. Она стала знаменитым оратором, покоряя слушателей своими блестящими речами. Это действительно было очень редко, поскольку произнесение речей рассматривалось как занятие исключительно для мужчин и часто являлось одним из главных навыков политиков. Однако с расцветом Римской империи возможности, подобные этим, для женщин изменились. Для девочек среднего и высшего класса Римской империи образование включало в себя базовые навыки чтения, письма и некоторые математические навыки.
Этим навыкам обучали, чтобы девочки могли управлять домашним хозяйством и его расходами, быть хорошими жёнами и развлекать своих мужей. Поскольку таковы были цели образования девочек, римляне верили, что всё, выходящее за рамки основ, может стать неприятным и даже опасным. Считалось, что чем образованнее женщина, тем более претенциозной она станет, что приведёт к трудностям. Более того, высокий интеллект часто считался связанным с интимной распущенностью, что, безусловно, было нежелательным.
Вопреки тому, что можно было бы ожидать, разводы действительно происходили во времена Римской империи. Даже если женщины не имеют равных прав с мужчинами и не считаются полноправными гражданами, они все равно могут развестись. Никаких специальных юридических процедур для развода не существовало, поскольку одному из супругов было достаточно сказать, что он просто хочет расторгнуть брак. В результате разводы были довольно распространены, особенно в случаях политических браков. Когда одна из сторон сочтёт, что они больше не нуждаются в политической поддержке другой стороны, супруги просто получат развод.
Более того, отцы также могут принять решение о том, чтобы их дочери развелись со своими мужьями. После развода дочь снова попадёт под опеку отца, как и до замужества. Кроме того, интересно отметить, что в большинстве случаев опеку над детьми обычно получали мужья. Поэтому в случае развода женщина, скорее всего, вернётся в дом своих родителей и оставит своих детей. В случаях жестокого обращения мужья пытались воспользоваться разводом и сохранить приданое, с которым женщины вступали в брак. Муж обычно обвинял женщину в неверности и поэтому просил оставить приданое себе.
Римские женщины не имели прямого доступа к политике и поэтому обычно не играли значительной роли на политической арене. Но при этом они не были полностью бессильны. Женщины могли влиять на политику через свои браки и своих мужей. Например, если муж римлянки был кандидатом на выборах, она могла повлиять на результат с помощью своего имиджа, своего дома и того, как она принимала гостей.
Как и сегодня, политика происходила не только в учреждениях и официальных местах, но и в собственном доме. В имперский период римляне ценили образ семьянина, и этот образ широко использовался политиками, которые стремились заслужить благосклонность широкой общественности. Тем не менее этот политик-«семьянин» не был бы полным без гармоничного домашнего хозяйства, хороших детей и добродетельной жены. Идеальная жена была скромной, послушной, вела хороший дом, не тратила слишком много денег и посвящала себя своей семье. Репутация жены политического кандидата могла существенно повлиять на политический успех её мужа. Даже если политическая власть римских женщин не была прямой, у них всё ещё были средства влиять на карьеру своих мужей и, следовательно, на общее благосостояние своей семьи.
Большую часть жизни известных императриц Римской империи преследовали слухи об отравлениях. Например, говорят, что жена первого императора Августа отравила своего мужа. Говорили, что Ливия подсыпала смертельный яд в инжир, который император собирал в их саду. Аналогичные сообщения можно найти об Агриппине, Мессалине или Плотине. Но существует мало доказательств, подтверждающих эти слухи.
Что наиболее вероятно, так это то, что переработанные истории, изображающие жён императоров отравительницами, предательницами и заговорщицами, говорили о тревогах по поводу того, насколько близко эти женщины были к сердцу власти в эпоху императоров. Там, где когда-то власть принадлежала римскому сенату, теперь женщины руководили домашним хозяйством, которое также было эпицентром правления.
Красота всегда играла важную роль в обществе на протяжении всей истории. Внешностью римских женщин нельзя было пренебрегать, потому что считалось, что её красота влияет на репутацию мужа. Если она выглядела приятно, это благоприятно отразилось бы на ее муже. Буквально говоря, женщина была олицетворением домашнего хозяйства, и её внешность говорила больше, чем просто хорошие гены или личная красота.
Например, поэт Овидий издевался над женщинами, которые пытались казаться моложе, чем они были, и преувеличивал их черты с помощью косметики. Несмотря на это, от женщин всё равно ожидалось, что они будут заботиться о своей внешности и использовать косметику со вкусом и утонченно. Но все эти рассказы исходят из точки зрения других людей. Поэтому историкам довольно трудно точно определить, как женщины чувствовали и реагировали на римские стандарты красоты. Тем не менее в Римской империи существовала процветающая культура красоты: богатые женщины нанимали парикмахеров, чтобы красить и укладывать волосы по последней моде. Римские женщины также регулярно использовали натуральные продукты, такие как мёд или розы в качестве косметических и уходовых средств.
Согласно выводам историка Коэна ван Галена, основа женской независимости лежит в своеобразной структуре римской семьи - familia. Это была структура, в которой законная взрослая жизнь не существовала и иногда не соответствовала традиционным гендерным ролям. «Глава семьи владел всей собственностью и имел полномочия принимать решения», - объясняет ван Гален. «Этот глава был самым старшим родственником по мужской линии, который принимал решения от имени всей семьи». Что касается семьи, то её наиболее интересная характеристика заключается в том факте, что старейшим родственником по мужской линии могла бы быть женщина, если бы она была старшим ребёнком. В течение определённого периода времени для женщин не существовало никаких различий в юридическом смысле.
Ван Гален продолжает: «Когда они вступали в брак, римлянки обычно становились частью семьи мужа, что в юридическом смысле ставило их в роль дочери мужа и означало, что они подчинялись ему до тех пор, пока он был жив». Такие фрагменты информации, несомненно, меняют картину жизни римских женщин, предлагая ещё больше нюансов их роли. Это только показывает, что даже в таком патриархальном обществе, как Римская империя, могут быть свои исключения и лазейки в правовой системе, которые обеспечивали свободу и независимость для женщин