Зарегистрировано — 123 590Зрителей: 66 655
Авторов: 56 935
On-line — 23 263Зрителей: 4596
Авторов: 18667
Загружено работ — 2 126 737
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему в Римской империи боялись шутить над иудеями: Таинственные и грозные сикарии
Из исторических и религиозных документов известно, что в начале нашей эры Иудея была всего лишь провинцией могущественной Римской империи. Тем не менее даже римский прокуратор Понтий Пилат, верша суд над Иисусом Христом, прислушивался к иудейским первосвященникам и толпе. А это значит, что власть Рима на данной территории не была такой уж абсолютной и нерушимой. Чего же, или кого опасались римляне, которые не смотря на господствующее положение, считались с иудеями и не насмехались над ними?
Угнетенные Римской империей
Как бы там ни было, но в I веке нашей эры иудейский народ в полной мере ощутил на себе все «прелести» римской оккупации. Евреев обязали каждый день приносить жертвы и молиться за здоровье римского императора, исправно платить в имперскую казну специальную дань и ряд налогов. Кроме того, иудеи вынуждены были передать римским жрецам ключи от своей «святыни святынь» – иерусалимского Храма.
Все это на первый взгляд кажется далеко не смертельным, если не брать в расчет философию иудейской религии. Ведь вынуждение признать власть над собой кого-то другого, кроме Яхве (Бог у иудеев) или его наместника на земле – помазанного царя Израиля, для священников, религиозных фанатиков и радикалов было нестерпимым.
Усугублялись эти противоречия и конфликты внутренней борьбой за богатства и власть – управлением сборами налогов и податей, ведением казны синедриона, а также назначением светских чиновников. Иногда, конечно же, иудеи допускались римлянами в состав местной администрации. Однако из-за религиозных законов, предубеждений и запретов они не могли достаточно эффективно отстаивать свои интересы.
Древняя партизанщина
Впервые кровавые действия иудейских религиозных фанатиков упоминаются в 40-50-х годах н. э. Именно в этот период произошло дерзкое и жестокое публичное убийство главного служителя иерусалимского Храма – первосвященника Ионатана. На него прямо на городском рынке набросились вооруженные короткими кинжалами радикалы. Их называли «сикарии» – от латинского sicarii («кинжальщик»).
Убийство Ионатана имело настолько внушительный психологический эффект, что подобная тактика расправы с неугодными стала для сикариев «фирменной». Религиозные радикалы внезапно выскакивали из толпы в людных местах – рынках, площадях, где велись проповеди, или у городских фонтанов. Набросившись на неугодного, сикарии наносили ему несколько десятков ударов короткими мечами, кинжалами или же обыкновенными ножами.
Такая смерть ждала тех иудеев, которые выступали за мирное и спокойное сосуществование с Римской империей.
Члены иудейской радикальной группировки – сикарии, были настоящими религиозными фанатиками. Они верили в свое немедленное воскрешение после смерти, а также реинкарнацию – переселение душ. На Земле же сикарии желали выстроить власть в форме теократической деспотии, где всем и всеми бы управляли иудейские жрецы.
Восстание против Рима
В I веке нашей эры население Иерусалима составляло примерно 200 тысяч жителей. Большинство из них состояли в одной из 4 иерархических сект:
• саддукеи (первосвященники, члены синедриона, а также самые богатые жители города);
• фарисеи (миролюбиво настроенные религиозные центристы);
• ессеи (бедняки, аскеты и пацифисты);
• зелоты (радикальные националисты, бунтари и революционеры).
Группировка сикариев была своеобразным «боевым крылом» радикалов – националистически настроенных зелотов.
Перед началом I Иудейской войны против римских оккупантов (66-73 гг. н. э.) в ряды радикальных иудеев влились разбойники, заговорщики, а также известные ораторы и даже несколько влиятельных священников. Днем радикалы занимались агитацией – иудеев призывали отказываться приносить жертвы римскому императору, бойкотировать установки его статуй в еврейских святилищах и назначения священников из рядов коллаборационистов.
Ночью же борьба радикалов за свои убеждения становилась более жесткой. Они совершали нападения на мытарей – сборщиков налогов для Римской империи, калечили или убивали их, забирая деньги. Все это до поры до времени имело вид хаотических разбоев и актов неповиновения властям. Пока в 66 году не вспыхнул настоящий еврейский бунт.
Причиной начала войны стали действия Гессия Флора – тогдашнего римского прокуратора Иудеи. По его приказу солдаты изъяли из иерусалимского Храма драгоценности. Это была якобы компенсация за недоплаченные в римскую казну налоги жителями Иерусалима. Первыми воевать бросились сикарии. Они осадили бывший царский дворец. Часть их рассыпалась по городу, учиняя кровавые расправы над теми иудеями, которых они считали предателями и врагами.
Римский гарнизон легионеров был немногочисленным и вряд ли бы смог подавить восстание. Сикарии предложили римлянам добровольно сложить оружие, взамен гарантировав им полную безопасность. Однако, как только легионеры добровольно разоружились – радикалы яростно бросились на них. Безоружных солдат кромсали кинжалами и мечами, кололи дротиками и копьями. Трупы убитых несколько часов волочили по улицам Иерусалима.
Восставшие иудеи смогли отбить два массированных штурма города римскими войсками. Во время одного из них повстанцы окружили и уничтожили около 6 тысяч римских солдат. Однако борьба за власть, которая не прекращалась в рядах восставших иудеев, так и не позволила им до самого конца войны создать из отрядов убийц боеспособную полевую армию.
Два года свободы
Иерусалимское восстание повторило сценарий большинства революций – совершено оно было руками зелотов и сикариев, но реальную власть в Иудее перехватили саддукеи и фарисеи. Во главе же свободного государства стал иерусалимский первосвященник Анна. Целых 2 года Иудея наслаждалась независимостью, свободой и относительным спокойствием.
До тех пор, пока в 68 году на еврейскую землю не прибыли многочисленные римские легионы. Карательная операция была стремительна и жестока. За довольно короткий промежуток времени Рим вернул себе контроль над всей территорией Иудеи, кроме ее «сердца» – Иерусалима.
Город, который представлял собой мощно укрепленную крепость с огромными запасами пресной воды и продовольствия, был способен на протяжении нескольких лет противостоять осаде. Однако сплоченность жителей Иерусалима разрушили внутренние распри и разногласия.
От восстания против оккупантов к гражданской войне
Ответственность за провал в обороне городов Иудеи зелоты возложили на умеренные фракции еврейского общества – есеев, фарисеев и саддукеев. Развязав тем самым внутренний террор. Восстание иудеев против римлян постепенно превратилось в гражданскую войну. Вооруженные толпы евреев метались по осажденному Иерусалиму и резали своих же соплеменников, которые состояли в других сектах.
Беженцы, прибывшие из захваченной и разграбленной тремя римскими легионами Галилеи, убивали каждого, кто посмел хотя бы заикнуться о перемирии с Римом. Улицы Иерусалима кроме бесчинствующих толп наполнили пророки, которые на каждом шагу вещали о всеобщем божьем проклятии и наступающем конце Света.
Безумие охватило весь город. Для еще большей радикализации антиримского восстания, зелоты и их боевики – сикарии, отравляли городские колодцы и устраивали поджоги продовольственных складов. В Иерусалиме были зверски убиты несколько сотен рядовых членов фракций фарисеев и саддукеев.
Падение Храма
Сын римского императора Веспассиана, полководец Тит, в 70 году н. э. взял Иерусалим в плотное кольцо, начав его осаду. Таранные атаки и боевые действия внутри города длились полгода. Легионеры планомерно отвоевывали у иудеев улицу за улицей. Город и Храм пылали, пленных евреев римляне в самых ужасных позах распинали на крестах.
В конце концов город пал. Его выжившие жители были превращены в рабов и проданы на невольничьих рынках империи. Иерусалим был разграблен. Римляне вынесли из города столько золота, что цена на него по всей Римской империи тут же упала в 2 раза.
Те немногочисленные зелоты и сикарии, которым посчастливилось уцелеть, отступили в Масаду – древнюю крепость иудейского царя Ирода. Там радикалы держались до 73 года. Однако, когда римские легионеры сумели разрушить внешнюю каменную стену и поджечь наспех построенную из дерева внутреннюю – никаких надежд на спасение у иудеев не осталось.
Примерно тысяча защитников Масады вместе со своими родными и семьями покончили с собой. Сначала жены убили детей, затем сами пали от рук своих мужей. В конце 10 мужчин, которых выбрал слепой жребий, расправились с остальными. После они подожгли все имущество и бросились на воткнутые в землю мечи. Когда внутрь крепости вошли римляне – они обнаружили лишь огромное пожарище и тела убитых.
Эпилог
Радикально настроенная иудейская группировка была уничтожена. Те немногие из секариев, которым чудом удалось спастись, бежали от римских преследователей в Египет. Историки подсчитали, что всего за время карательных операций Рима и гражданской войны в Иудее были убиты или же умерли от голода и болезней почти 1 миллион человек.
Но на этом история еврейских радикалов не закончилась. В наши дни в мире существует несколько экстремистских течений иудаизма. Некоторые из них, называющие себя «сикарикин», ведут борьбу против существующего государственного строя в Израиле, планируя и совершая террористические акты и вооруженные нападения.