16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 590Зрителей: 66 655
Авторов: 56 935

On-line23 313Зрителей: 4604
Авторов: 18709

Загружено работ – 2 126 734
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Роман с управляющим, распри с пасынком и другие факты о женщине-фараоне Хатшепсут



Её часто принимали за мужчину, а о её военной кампании были наслышаны даже за пределами страны. О царице Хатшепсут, самой долго правившией женщине-фараоне в истории Египта ходит множество различных мифов и легенд. Поговаривают о том, что она не только избавилась от своего мужа, дабы занять место на троне, а и свергла собственного пасынка, став официальным фараоном Египта, наслаждавшимся долгим и процветающим правлением. О том, так ли это было всё на самом деле – далее в статье.



Предыстория


Статуя Тутмоса III, ок. 1479-1425 гг. до н. э.  Фото: egyptiangeographic.com.

 

Статуя Тутмоса III, ок. 1479-1425 гг. до н. э. Фото: egyptiangeographic.com.

 

Историки изо всех сил пытались собрать воедино детали жизни и правления Хатшепсут. Одним из основных факторов неопределённости является отсутствие доказательств, поскольку её имя было намеренно стёрто с египетских памятников и скульптур. По-видимому, это была работа её пасынка Тутмоса III. В течение многих лет его действия считались жестокой местью мачехе за узурпацию его трона, но тщательное расследование выявило абсолютно иные мотивы.

Хатшепсут (её изображение стёрто), стоящая перед богом Анубисом.  Фото: maat-ka-ra.de.

 

Хатшепсут (её изображение стёрто), стоящая перед богом Анубисом. Фото: maat-ka-ra.de.



Хатшепсут никогда не преследовала своего пасынка, и, по сути, он занимал важные посты в её правительстве и возглавлял армию. Существует мало свидетельств какой-либо ненависти между ними. Большинство историков и учёных предполагают, что всё происходящее вокруг царицы было связано с восшествием на престол сына Тутмоса III, Аменхотепа II, который имея личную неприязнь к Хатшепсут, пытался вычеркнуть её из истории.

Военная кампания


Царица Хатшепсут.  Фото: blogspot.com.

 

Царица Хатшепсут. Фото: blogspot.com.



Взяв власть в свои руки всего в двадцать два года, Хатшепсут последовала примеру своих предшественников из восемнадцатой династии и укрепила свою власть короткой и успешной военной кампанией на юге против Королевства Куш. Изображения и надписи из гробницы Сененмута (Сенмут), Тии в Сехеле и стелы Джехути - все они отражают кампанию, причём последние два совершенно ясно указывают на то, что кампанию возглавляла сама Хатшепсут.

 

Мужской образ


Статуя Хатшепсут по бокам её Погребального храма.  Фото: pinterest.com.

 

Статуя Хатшепсут по бокам её Погребального храма. Фото: pinterest.com.



Ранние изображения царицы Хатшепсут довольно женственны, что более характерно по тем временам. На полпути к её правлению резьба и скульптуры начинают приобретать более мужской облик, и её иногда показывают в традиционных одеждах мужчин-правителей Египта. В более поздний период своей жизни она была изображена полностью мужчиной, в мужской одежде и даже с традиционной бородой египетских фараонов. И совсем неудивительно, что это вызвало большую путаницу у ранних археологов, пытавшихся точно определить временные рамки и личности египетских фараонов. К концу своего правления Хатшепсут отказалась от всех титулов, которые в Древнем Египте носили исключительно женщины, и даже использовала мужскую форму своего имени.

Экспедиция в страну Пунт


Раскрашенный рельеф из погребального храма Хатшепсут, показывающий экспедицию в Пунт.  Фото: flickr.com.

 

Раскрашенный рельеф из погребального храма Хатшепсут, показывающий экспедицию в Пунт. Фото: flickr.com.



Считается, что Пунт, или «Божественная земля», находится недалеко от современного Сомали. Экспедиция увенчалась большим успехом, и египтяне вернулись домой, нагруженные экзотическими предметами. Одной из самых амбициозных целей путешествия было привезти живые мирровые деревья для выращивания в Египте. Благовония и мирра были очень дорогими веществами в древнем мире, так как они росли в очень ограниченных местах. Тем не менее, многие культуры, включая Египет, требовали их использования в религиозных и погребальных церемониях. Настенные росписи в погребальном храме Хатшепсут показывают участников экспедиции, возвращающихся с этими деревьями. К сожалению, они плохо подходили для климата Египта, и ни одно из них не выжило, но торговля с Пунтом продолжалась на протяжении всего её правления.

Египетские солдаты, отпарившиеся в экспедицию в Пунт.  Фото: pinterest.com.

 

Египетские солдаты, отпарившиеся в экспедицию в Пунт. Фото: pinterest.com.


Хатшепсут предположительно библейская царица Савская


Визит царицы Савской к царю Соломону, сэр Эдвард Джон Пойнтер.  Фото: google.com.

 

Визит царицы Савской к царю Соломону, сэр Эдвард Джон Пойнтер. Фото: google.com.



Одна из теорий предполагает, что Пунт не был регионом к югу от Египта, а на самом деле был регионом Иудеи, и что Хатшепсут на самом деле является легендарной библейской царицей Савской, которая встречалась с Соломоном. В своей книге 1952 года «Эпохи хаоса» Иммануил Великовский утверждал, что восемнадцатая династия была неправильно датирована и на самом деле появилась почти пять столетий спустя в истории. Изменение временной шкалы устраняет несколько давних расхождений между историями Египта и Израиля.

Женщина-фараон Хатшепсут.  Фото: wordpress.com.

 

Женщина-фараон Хатшепсут. Фото: wordpress.com.



Это также делает Хатшепсут и Соломона современниками. Великовский указал на отрывок из известного древнееврейского историка Иосифа Флавия, написанного в I веке н. э., в котором прямо говорится, что царица Савская была «женщиной, которая в то время правила как царица Египта». Иммануил считал, что таинственная земля Пунт на самом деле относится к Иерусалиму, и что все экзотические предметы, привезённые в Египет, могли быть найдены в то время в долине реки Иордан.

Она занималась строительством


Обелиск Хатшепсут (слева) и Тутмоса I (справа), Карнакский храмовый комплекс, Луксор.  Фото: twitter.com.

 

Обелиск Хатшепсут (слева) и Тутмоса I (справа), Карнакский храмовый комплекс, Луксор. Фото: twitter.com.



Предыдущая династия правителей-гиксосов-оккупантов нанесла серьёзный ущерб египетскому искусству и памятникам. Хатшепсут восстановила повреждения и отстроила гораздо больше, чем можно предположить. Её работы включали реставрацию участка храма Мут в Карнаке, строительство Красной часовни в Карнаке и строительство Храма Пахета в Бени-Хасане. Во время её правления было заказано так много статуй, что сегодня почти в каждом музее мира, где представлены египетские артефакты, есть некоторые из её эпохи. На самом деле, в Нью-Йоркском музее искусств Метрополитен есть целый зал Хатшепсут, посвящённый статуям времён её правления. Хатшепсут также заказала множество обелисков, в том числе один, который остаётся самым высоким сохранившимся древним обелиском в мире.

Богиня Пахет (Пахт).  Фото: de.wikipedia.org.

 

Богиня Пахет (Пахт). Фото: de.wikipedia.org.


Храмовый комплекс


Погребальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.  Фото: meravando.de.

 

Погребальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Фото: meravando.de.



Строительство великолепного Погребального храма Хатшепсут велось под руководством её главного управляющего Сененмута, и на его завершение ушло около пятнадцати лет. Хотя близлежащий храм Ментухотепа II послужил некоторым источником вдохновения, храм царицы Хатшепсут значительно отличается в нескольких стилистических аспектах. Это знаменует собой переход в дизайне египетского храма от массивного геометрического стиля Старого Царства к стилю, предназначенному для более активного использования верующими. Храм высотой в три этажа, соединённый пандусами и террасами. В своё время в нём находились святилища, часовни и святилище Амона-Ра. Все они были сплетены вместе с резными рельефами, отражающими бассейны и тщательно продуманными садами экзотических растений и деревьев.

Храмовый комплекс царицы Хатшепсут.  Фото: wowtravelegypt.com.

 

Храмовый комплекс царицы Хатшепсут. Фото: wowtravelegypt.com.



Погребальный храм содержит две важные, расписанные, низкорельефные последовательности, одна из которых подробно описывает знаменитую экспедицию в Пунт, а другая изображает события из жизни царицы Хатшепсут, тщательно спланированные ею для дальнейшего утверждения её права на власть. В одной из сцен Амон просит благословения других богов для великой и могущественной царицы, которая должна прийти, а затем посещает мать Хатшепсут, переодетую Тутмосом I, и зачинает Хатшепсут.

Сцена из Зала рождения из Погребального храма Хатшепсут.  Фото: bellabs.ru.

 

Сцена из Зала рождения из Погребального храма Хатшепсут. Фото: bellabs.ru.



В другой сцене, показывающей сложную коронацию Хатшепсут, её отец коронует её, передавая идею о том, что он всегда хотел, чтобы его дочь правила. Возможно, в этом есть доля правды, поскольку Хатшепсут играла активную роль в правительстве как своего отца, так и брата и пришла к власти с опытом управления. Однако, правда это или нет, это является эффективной пропагандой в поддержку исключительного права Хатшепсут на власть.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/280921/51123/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта
Ну, целую меня, целуй -стихи Сергея Есенина

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft