Конечно же в основе славянских имен лежат и славянские корни. Читая летописи, историки часто встречают имена с корнями -миро-, -свято-, -слав-, -рад-, -стани-, -вяче-, -волод-, -миро-, -люб-, -нег- и другие. Так как в большинстве они употребляются нами и в повседневной жизни, поэтому мы на уровне врожденной интуиции понимаем смысл древних имен. К примеру, Людмила означает «милая людям», а Богдан - «данный богом». Любопытно, что такие однокоренные имена до сих пор сохранились у разных славянских народов. Например, в странах Западной Европы популярно имя Воислав (вой+слав=славный воин), наш же русский мореплаватель и географ 19 века Римский-Корсаков носил имя Воин.
Но были и некоторые предпочтения в традициях имен на разных славянских территориях. Для русских людей предпочтительными оказались имена с корнями -волод- и -влад-, такие как Всеволод и Владимир. А вот сербам больше нравятся имена с корнем -мил-: Милава, Милош, Милица, Милодух, Милодан.
Ребенку, появившемуся в княжеской семье, и имя следовало выбирать исключительно благозвучное. Поэтому нам известны древние правители с традиционно «престижными» и «положительными» именами: в хрониках мы встречаем Владимира, Всеволода, Ярослава, Вячеслава. Также традиции предписывали для наследников правящей династии использовать в именах общий корень. К примеру, сыновей князя новгородского и киевского Ярослава Мудрого звали Изяслав, Святослав, Вячеслав. А вот его внук и сын киевского князя Изяслава Святополк хоть и не унаследовал княжеского имени (поговаривают, что он был незаконнорожденным), но в именах своих детей не забыл учесть «наследственный высокий корень», и они получили имена Сбыслава, Изъяслав, Предслава, Ярослав, Мстислав и Брячислав.
Вот настолько сильно желание через имена заявить о своих правах на киевский престол! Ведь изначально имя выполняло функцию фамилии.
Еще одной любопытной традицией, дошедшей до наших дней, является преемственность имен в одной семье. Назвать малыша в честь дедушки или бабушки - это не только дань уважения предкам, но и отголоски древней веры в способность переселения душ. Ребенку желали лишь счастья, поэтому и называли его именем родственника полагая, что все хорошие качества предка передадутся представителю нового поколения.
Как на Руси, так и во многих других культурах давать при рождении ребёнку сразу несколько имён считалось обязательным. Логика проста: на людях используется одно имя в то время как остальные остаются в тайне. Соответственно, злые силы его не знают и не могут навредить. Но порой желание ввести в заблуждение духов становилось по современным меркам несколько странноватым. Так, малыша могли назвать Нелюб, Некрас, Грязной, Упырь, Бессон, Невзор. То есть ребенок получал имя в честь какого-то изъяна, хотя в реальности мог и не обладать им. Древним славянам казалось, что с таким «испорченным» человеком вредоносные сущности не станут связываться. У филологов даже есть термин к таким именам - профилактические. Со временем от них образовались фамилии, и сейчас можно встретить Некрасовых, Бессоновых и Грязновых. Так что такая фамилия - не показатель ущербности предков, а своеобразный оберег.
Еще один вариант показать злым духам, что этого малыша не стоит трогать - это сделать вид, что ребенок не принадлежит этому роду-племени. Новорожденные получали имена Подкидыш, Приемыш, Найден, Неждан, Ненаш. Таким образом родители верили, что пущенные по ложному следу недобрые силы не смогут сделать ничего дурного ребенку. Интересно, современные папы и мамы стали бы использовать такие способы защиты от сглаза и порчи?
Особое место в славянском именослове занимали имена, образованные от тотемных животных. В древности верили, что малыш, имеющий такое имя, впитает в себя достоинства покровителя племени, ведь дикие звери в их понятиях обладали мистическими способностями. Так, медведь всегда ассоциировался с небывалой силой, волка наделяли ловкостью, смелостью и преданностью товарищам. И даже заяц могли «дать» имена детям, ведь он был символом быстроты, изворотливости и плодородия. Еще одним доводом в пользу имени-тотема была вера, что хищник не нападает на малыша, который «с ним одной крови». Так что и сейчас в Сербии можно встретить человека с именем Вук (Волк).
Впоследствии такие имена были взяты в основу многих распространенных русских фамилий: Волковы, Медверевы, Зайцевы, Воробьевы, Лисицыны, Барсуковы, Соловьевы и т.д.
В противоположность именам-оберегам славяне до сих пор любят использовать имена, отражающие положительные качества человека : Радмила (заботливая и милая), Рада (радость, счастье), Слободан (свободный, дающий свободу), Тихомир (тихий и мирный), Ясна (ясная). Родители, нарекающие так своих чад, наверняка надеются, что дети вырастут именно такими.
Если сейчас наличие прозвища обычно является чем-то обидным, то у древних славян особенной разницы между именем и прозвищем не было. Второе имя, указывающее на какую-либо индивидуальность владельца, обычно давалось по мере роста ребенка и использовалось наравне с нареченным при рождении. В нем заключался особый смысл: по прозвищу можно было легко понять, о каком человеке идет речь, какими чертами характера или внешности он обладает. Например, в истории много князей с именем Всеволод. Но вот когда в летописях сказано о Всеволоде Большое гнездо, то сразу становится понятно, что это великий владимирский правитель, сын Юрия Долгорукого (отличного воина, «собирателя земель»), который имел восемь сыновей и четырех дочерей. Мудрый, Боголюбский, Вещий, Красно Солнышко, Грозный, Невский, Донской и т.д. - все это мужественные и величавые прозвища древнерусских князей.
Однако были и не такие «доблестные» прозвища. Например, шаловливого малыша могли и впоследствии называть Прокуда, полненького - Квашней, с дефектами речи - Шевкуном, а ребенок с большой головой мог вполне стать на всю жизнь Голованом. Не думайте, что высокородные князья избегали обидных прозвищ. Так, царя Василия II называли Темным - в конце жизни ему пришлось жестоко бороться за власть с еще одним Василием - Косым. А Ивана III, как утверждает историк Карамзин, в народе величали Мучителем.
Часто прозвище указывало на род занятий. Например, дед Щукарь из рассказа Михаила Шолохова наверняка был рыбаком. Карась, Лещ, Сом - еще одни имена-прозвища.
В Древнерусской словесности было обычным употреблять как полные имена, так и их уменьшительные варианты. Ярким примером могут стать сказки, в которых главных героев зовут Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Имя Добрыня вполне вероятно сформировано от древнерусского Доброслав и означает вовсе не милый и сердечный, как можно подумать, а крепкий и здоровый. В современный именослов дошло множество имен в короткой форме. К примеру, Борис (Борислав), Путята (Путимир), Твердило (Твердислав), Ратша (Ратибор).
Еще одной особенностью славянских имен является отражение в имени ситуации, при которых малыш был рожден. Так, распространенная фамилия Третьяк произошла от имени, означающем, что для родителей этот малыш был третьим. А такие имена, как Мороз или Ярец могли поведать, в какую погоду был рожден ребенок.
Интеграция в европейскую культуру, которая произошла с приходом христианства, принесла и изменения в моде на имена. Так, получили распространение многие греческие, еврейские и римские имена. Стали популярны Василий, Юрий (Георгий), Александр, Петр и другие имена. Некоторые обрели русский перевод - греческое Фотиния трансформировалось в «свет земли» - Светлану. Сейчас из древнеславянских имен наиболее часто используются лишь некоторые, и то в большей части это имена князей. А все потому, что на смену славянскому именослову пришел святцеслов - православный календарь, где каждый день года посвящен памяти того или иного святого. Поэтому туда попали лишь имена канонизированных славянских правителей.
06 декабря ’2021 20:43
да.., так и было.. Моего внука назвали - Янислав.
|