16+
Лайт-версия сайта

Новости

Натурализм в живописи (Naturalism)

Дубовая роща. Иван Шишкин. 1887, Музей русского искусства, Киев

Натурализм в живописи (Naturalism)

НАТУРАЛИЗМ ЧАСТО ПУТАЮТ С «РЕАЛИЗМОМ», ПОДЛИННЫМ СТИЛЕМ ИСКУССТВА, КОТОРЫЙ ФОКУСИРУЕТСЯ НА СОЦИАЛЬНЫХ РЕАЛИЯХ И ФАКТАХ, А НЕ НА ИДЕАЛАХ И ЭСТЕТИКЕ

ЧТО ТАКОЕ НАТУРАЛИЗМ? (ХАРАКТЕРИСТИКИ)

В изобразительном искусстве «натурализм» описывает реалистичный стиль, который включает в себя представление или изображение природы (включая людей) с наименьшими возможными искажениями или интерпретациями. В лучших натуралистических картинах есть квазифотографическое качество: качество, которое требует минимального количества визуальных деталей. «Современный» натурализм восходит к периоду расцвета в начале 19 века, и на него сильно повлияла литературная мода на аутентичность — термин был впервые введен французским писателем Эмилем Золя.

Сначала он появился в английской пейзажной живописи, а затем распространился во Франции, а затем и в других частях Европы. Как и все сопоставимые стили, натурализм в определенной степени подвержен влиянию эстетики и культуры, а также неизбежного субъективизма художника. Но это вопрос степени — в конце концов, ни одна картина не может быть полностью натуралистичной: художник обязан вносить крошечные искажения, чтобы создать свое представление о совершенно естественной картине. Тем не менее, если художник ставит перед собой четкую цель воспроизвести природу, то наиболее вероятным результатом будет картина натуралиста.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ НАТУРАЛИЗМОМ И РЕАЛИЗМОМ?

Натурализм часто путают с «реализмом«, подлинным стилем искусства, который фокусируется на социальных реалиях и наблюдаемых фактах, а не на идеалах и эстетике.

Разница между реализмом и натурализмом в (скажем) живописи двояка. Во-первых, реализм, как правило, связан с содержанием, а не с методом. Иными словами, он фокусируется на вопросе «кто» или «что» рисуется, а не на том, «как» это рисуется. Как правило, художники-реалисты изображают обычных людей, живущих своей обычной жизнью, а не великих личностей, совершающих какой-то героический или благородный поступок. Напротив, натурализм — это все о том, «как» изображен предмет, а не о том, «кто» или «что» это такое.

Во-вторых, реализм обычно ассоциируется с продвижением социальной или политической осведомленности. Его изображения часто отражают определенный набор социальных или политических стратегий, как в случае таких движений, как Американская сценография (1925-45 гг.), Школа Ашкана (1900-1915 гг.), прецизионизм (расцвет 1920-х годов), Социальный реализм (1930-е годы) и Социалистический реализм (1930-е годы и далее).

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ НАТУРАЛИЗМОМ И АТМОСФЕРОЙ?

Еще одно важное различие заключается в различии между натурализмом и атмосферикой. Пейзажная живопись может быть чрезвычайно атмосферной, не будучи натуралистичной. Обычно это происходит потому, что художник сосредоточился на передаче настроения, а не визуальных деталей. Хорошими примерами являются: «Ноктюрн в голубом и серебряном» — Челси (1871, Коллекция Тейт, Лондон) Уистлера и «Впечатление, восход солнца» (1873, Музей Мармоттан, Париж) Клода Моне. Ни одна из этих картин не обладает достаточной детализацией, чтобы быть натуралистичной. Сравните Мастерскую художника (1870, Музей Орсе) Фредерика Базиля; Макс Шмидт в одном черепе (1871, Художественный музей Метрополитен) Томаса Икинса; Урок музыки (1877, Художественная галерея Гилдхолл, Лондон) Фредерика Лейтона; Тепидарий (1881, Художественная галерея Левер, Великобритания) Лоуренса Альма-Тадемы; Больная девочка (1881, Национальная галерея, Осло) Кристиана Крога: все это прекрасные примеры натурализма, совершенно лишенные какой-либо атмосферы.

Впечатление, восход солнца. Клод Моне. 1873, Музей Мармоттан, ПарижВпечатление, восход солнца. Клод Моне

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ НАТУРАЛИЗМОМ И ИДЕАЛИЗМОМ?

В живописи идеализм — это концепция, наиболее применимая к рисованию фигур, и относится к традиции создания «идеальной» фигуры — с красивым лицом, идеальными волосами, хорошей фигурой и без каких-либо внешних недостатков. Редко, если вообще когда-либо нарисованный с натуры, этот тип идеализированного изображения идеально подходил для алтарных предметов и других форм крупномасштабного религиозного искусства, на долю которых приходилось большинство заказов, выполняемых мастерскими и студиями в Европе. По сути, «искусственный» стиль живописи, он не имел никакого сходства с натурализмом (скажем) Караваджо, который обычно использовал обычных уличных людей в качестве моделей для своего особого вида библейского искусства. Идеализм оставался стилем, проповедуемым в основных академиях искусств, по крайней мере, до 19 века, когда его окончательно вытеснил более натуралистический стиль, основанный на реальных моделях и пленэрной живописи на открытом воздухе.

ДВА ВИДА НАТУРАЛИЗМА: ПЕЙЗАЖНЫЙ И ОБРАЗНЫЙ

Как видно из приведенных выше примеров, натурализм иллюстрируют не только сельские пейзажи на открытом воздухе: портреты и жанровые картины людей также могут служить отличными примерами.

Однако термин натурализм происходит от слова «природа», и поэтому наиболее распространенным жанром натурализма является пейзажная живопись — жанр, примером которого является работа Джона Констебля, которую англо-швейцарский художник Генри Фюзели считал настолько реальной, что всякий раз, когда он ее видел, ему «хотелось позвать свое пальто и зонтик».

Пейзаж. Джон КонстебльПейзаж. Джон Констебль

Тем не менее, не все пейзажные картины натуралистичны, особенно там, где вторгается субъективизм художника. Так, например, религиозный художник-провидец Джон Мартин создал свои провидческие апокалиптические пейзажи, чтобы проиллюстрировать силу Божью. Романтический немецкий художник Каспар Давид Фридрих наполнил свои живописные виды символизмом и эмоциональным романтизмом. Многие пейзажи Тернера — не более чем экспрессионистские эксперименты в изображении света, в то время как Сезанн написал десятки видов горы Сент-Виктуар, пожертвовав натуралистической точностью ради своей любимой геометрии и живописного баланса. Ни один из этих художников не принадлежит к школе натурализма, потому что они меньше озабочены изображением природы и больше озабочены самовыражением.

НАТУРАЛИЗМ В ФИГУРНОЙ ЖИВОПИСИ

Со времен классической древности в истории искусства произошло несколько крупных достижений в области реалистичного рисунка и живописи маслом. Джотто, один из первых пионеров натурализма, создал набор революционных объемных фигур для фресок капеллы Скровеньи в Падуе. См., например, Предательство Христа (Поцелуй Иуды) (1305) и Плач Христа (1305). Леонардо да Винчи овладел искусством сфумато, чтобы создавать поразительно живые лица в таких произведениях, как «Мона Лиза» (1506, Лувр, Париж). Микеланджело использовал свой уникальный талант скульптора для создания массы скульптурных фигур на фресках Сикстинской капеллы (1508-12; и 1536-41). Караваджо ошеломил Рим своей натуралистической живописью фигур, используя сюжеты, созданные по образцу людей, набранных прямо с улицы. Его реалистичные фигуры идеально подходили для католического контрреформационного искусства эпохи барокко.

В золотой век голландской реалистической жанровой живописи такие художники, как Ян Вермеер (внутренняя жанровая живопись, интерьер и экстерьер), Питер де Хуч (внутренние дворы), Самуэль ван Хогстратен (внутренние интерьеры) и Эмануэль де Витте (архитектурные церковные интерьеры), стали пионерами стиля точного натурализма, который включал фигуративные, бытовые и социальные сюжеты. Совсем недавно, в 19 веке, русские художники создали множество шедевров фигуративного натурализма практически во всех жанрах. Примерами таких работ являются: Предложение руки и сердца майора (1848, Третьяковская галерея, Москва) Павла Федотова; Ремонт железной дороги (1874, Третьяков) Константина Савицкого; Портрет царевны Софьи Алексеевны в Новодевичьем монастыре (1879, Третьяков) и Ответ запорожских казаков султану Махмуду IV (1891, Русский музей, Санкт-Петербург) Ильи Репина; Смех («Славься, царь Иудейский!») (1882, Русский музей) Ивана Крамского; Христос и женщина, взятые в Прелюбодеяние (1887, Русский музей) Василия Поленова.

Сватовство майора. Павел Федотов. (1848, Третьяковская галерея, Москва)Сватовство майора. Павел Федотов

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ НАТУРАЛИЗМА (ОКОЛО 500 Г. ДО Н. Э. — 1800 Г.)

Натуралистическая скульптура на несколько столетий опередила натуралистическую живопись. С тех пор как великие представители греческой скульптуры преуспели в воспроизведении человеческого тела, они претендовали на достижение первой формы натурализма в искусстве. В конце концов, египетская, этрусская и большая часть греческой живописи соблюдали ненатуралистические условности, как и византийское искусство (фрески и мозаики).
После застоя Темных веков первое настоящее возрождение натурализма произошло в начале 14 века в результате разрыва Джотто с фигурами в готическом стиле. Впоследствии итальянское искусство эпохи Возрождения продемонстрировало значительные достижения в образном натурализме, но не в пейзаже, поскольку последний все еще не считался достаточно важным, чтобы его можно было рассматривать как самостоятельный жанр. Наиболее важными вкладчиками в развитие натурализма в эпоху Возрождения и раннего барокко были Леонардо, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и Караваджо.

Два очаровательных примера натурализма были созданы немецким художником Дюрером: Молодой заяц (1502) и Большой кусок Дерна (1503), оба в Альбертине, Вена.

Эпоха голландского барокко (около 1600-80 гг.), в которой доминировала более светская эстетика протестантского искусства реформации, стала свидетелем всплеска реалистичных работ художников, стремящихся как можно точнее воспроизвести природу — в рисовании фигур, пейзажной живописи и жанровых работах. Этот стиль голландского натурализма был широко оценен новыми покровителями среднего класса по всей Голландии, и такие художники, как Ян Давидс де Хим (1606-83), Виллем Кальф (1619-93), Элберт Кейп (1620-91), Самуэль Ван Хогстратен (1627-78), Якоб Ван Рейсдаль (1628-82) и Ян Вермеер (1632-1675), усердно работали, чтобы удовлетворить спрос на жанровую живопись, интерьеры, натюрморты и местные пейзажи. Но оценка была недолгой: католическая контрреформация привела к следующему столетию художественного идеализма (около 1680-1780 гг.), которое привело к романтизму — современной форме идеализма.

НАТУРАЛИЗМ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ (С 1800 ГОДА)

В начале 19 века, в ответ на романтизм, появились два различных реалистичных стиля: натурализм и реализм. Если романтизм заключал в себе сильную веру в чувства и эмоции и увековечивал стилизованное и идеализированное изображение предмета, реализм и натурализм больше апеллировали к интеллекту и разуму и пытались изобразить вещи такими, какими они были на самом деле. Однако, как объяснялось выше, реализм и натурализм — это не одно и то же.

Современная натуралистическая традиция живописи с видом проистекает из групп художников, члены которых стремились изобразить природу с наименьшими искажениями или интерпретациями. Такие группы или колонии включали следующее.

(с.1803-33)

Этой школой руководил Джон Кроум (1768-1821), а затем акварелист Джон Селл Котман (1782-1842). Он был вдохновлен пейзажем Восточной Англии, Норфолкскими бродами и солончаками, а также голландскими пейзажистами 17 века, такими как Майндерт Хоббема (1638-1709) и Якоб ван Рейсдаль (1628-82).

Школа реки Гудзон (ок.1825-75)

Эту свободную группу художников-романтиков, базирующуюся в Нью-Йорке в 1850-х годах, возглавлял английский художник Томас Коул (1801-1848). Среди других успешных участников были Альберт Бирштадт (1830-1902) и художник пейзажист Фредерик Эдвин Черч (1826-1900).

Барбизонская школа (ок.1830-1875)

Возможно, самая влиятельная из всех групп натуралистов, французская школа пейзажной живописи Барбизона вдохновляла художников по всей Европе, Америке и Австралии своими спонтанными пленэрными композициями. Возглавляемый Теодором Руссо (1812-67), его наиболее важными членами были Камиль Коро (1796-1875), (1796-1875), (1814-75), «Сборщики урожая» (1857), «Ангелус» (1859), » (1859), (1862) — и Шарль Добиньи (1817-78). Барбизон предоставил более реалистичную альтернативу импрессионизму, которая была принята Гаагской школой в Нидерландах, а также Максом Либерманом и другими «импрессионистами» в Германии — подробнее см., пожалуйста, Немецкое искусство: 19 век.

«Сборщики урожая». Камиль Коро. 1857

Русские странники (передвижники) (около 1863-90)

Основанная в 1863 году группой молодых художников из Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, Передвижники путешествовали по России, рисуя пейзажи и жанровые картины. Ведущими членами были Иван Крамской (1837-1887), Николай Гай (1831-1894), Василий Перов (1834-1882), Илья Репин (1844-1930), Василий Поленов (1844-1927) и Василий Суриков (1848-1916). Его лучшими пейзажистами были Федор Васильев (1850-1873), Иван Шишкин (1832-98) — посмотрите его великолепную Дубовую рощу (1887, Музей русского искусства, Киев) — и Исаак Левитан (1860-1900) — посмотрите его Уединенный монастырь (1890, Третьяковская галерея).

Дубовая роща. Иван Шишкин. 1887, Музей русского искусства, КиевДубовая роща. Иван Шишкин

Гаагская школа (1860-1900 гг.)

Гаагская школа конца 19 века, главная сила в постимпрессионистской живописи в Голландии, была в основном вдохновлена французской школой Барбизона. Ее ведущими членами были Йоханнес Босбум (1817-1891), Йохан Хендрик Вайсенбрух (1824-1903), братья Марис — Якоб (1837-1899), Маттиас (1839-1917) и Виллем (1844-1910) — Йозеф Израэлс (1824-1911), Хендрик Виллем Месдаг (1831-1915) и Антон Маув (1838-1888).

Импрессионизм (фл.1873-86)

Самым известным натуралистическим движением, несомненно, был импрессионизм, примером чего, в частности, является пейзажная живопись импрессионистов на пленэре Клода Моне (1840-1926), Ренуара (1841-1919), Альфреда Сислея (1839-99) и Камиля Писсарро (1830-1903). Однако главным вкладом в натурализм этих художников-импрессионистов была их способность воспроизводить свет (и его преходящее влияние на цвет и форму) точно так, как они его наблюдали. В результате многие из их работ содержат множество ненатуралистических цветов (розовый стог сена на закате; серая трава зимним вечером). Кроме того, их манера письма и другие живописные приемы иногда могут заходить слишком далеко, придавая работе атмосферное, даже экспрессионистское качество, которое не является натуралистичным.

Школа живописи Глазго (1880-1915)

Также называемая «Мальчики из Глазго», это была сплоченная группа прогрессивных художников, которые занимались изображением сельской жизни и работы. Ведущие члены, оба из которых были знакомы с Барбизоном, Гаагской школой, импрессионизмом и немецкой группой Ворпсведе, включали: Джеймса Гатри (1859-1930) и Джона Лавери (1856-1941).

Школа Ньюлина (ок.1884-1914)

Эта колония художников Корнуолла специализировалась на пейзажной живописи, пользуясь сильным естественным освещением Ньюлина, и ее члены работали непосредственно с натуры. Ведущими фигурами были: Уолтер Лэнгли (1852-1922), Стенхоуп Форбс (1857-1947), Фрэнк Брэмли (1857-1915) и ирландский художник Норман Гарстин (1847-1926).

Гейдельбергская школа (ок.1886-1900)

Эта австралийская группа практиковала натуралистическую пленэрную живопись в стиле, который сочетал детали Барбизона с импрессионистской кистью. Его наиболее успешными членами были Том Робертс (1856-1931), Артур Стритон (1867-1943), Чарльз Кондер (1868-1909) и Фред Маккаббин (1855-1917).

Ирландские художники-пейзажисты

Важными художниками, специализирующимися на пленэрной живописи в Ирландии, а также в школе Понт-Авен в Бретани или школе Ньюлин в Корнуолле, были: Август Берк (1838-91), Норман Гарстин (1847-1926), Алоизиус О’Келли (1853-1941), Пол Генри (1876-1958) и Джозеф Малаки Кавана (1856-1918).




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

очень рада, что сюда попала! Вы все супер!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft