Зарегистрировано — 123 591Зрителей: 66 655
Авторов: 56 936
On-line — 23 399Зрителей: 4603
Авторов: 18796
Загружено работ — 2 126 710
«Неизвестный Гений»
Новости
10 душевных картин Берты Моризо, которая рисовала только женщин
Французская художница Берта Моризо была активной участницей движения импрессионистов, которая большую часть своей жизни рисовала исключительно женщин. Как правило, в своих душевных работах она акцентировала внимание на разных жизненных моментах и повседневности, всеми силами стараясь подчеркнуть уникальность, значимость и нужность особ прекрасного пола в столь непростом и сложном мире, где мнение мужчин гораздо важнее, чем мнение прекрасных дам.
Краткая биография
Берта родилась в Париже. Её отец был бывшим архитектором и высокопоставленным государственным служащим, а мать - дальней родственницей художника в стиле рококо. Берту и её сестру Эдму поощряли в их любви к искусству, настолько, что родители построили для них студию и познакомили дочерей с известными художниками. Они также учились у уважаемого пейзажиста Камиля Коро.
На одной из самых ранних картин Берты изображены её мать и сестра в их роскошной гостиной. Мать читает, а Эдма смотрит на неё любящим взглядом. Картина была написана, когда Эдма, ожидая рождения своего первого ребёнка, жила в родительском доме. Героини на картине «Мать и сестра» выглядят очень непринуждённо. Ни одна из женщин не отвечает зрителю взглядом, оставаясь полностью погружёнными в свой мир.
Материнство
Эта картина с изображением матери и ребёнка была показана на Первой выставке импрессионистов в 1874 году. Женщина сидит на стуле, склонившись над детской кроваткой, в которой спит ребёнок. Это сестра Берты Эдма со своим маленьким ребёнком.
Белый цвет доминирует на холсте, но сквозь белую краску просвечивают другие оттенки. В центре - мать с каштановыми волосами и в тёмно-синем платье. Она смотрит на своего ребёнка со смесью любви и усталости. Её взгляд показывает как радости, так и трудности материнства. Берта, будучи матерью, как никто другой хорошо знала об этом.
Однако ей не нравилось изображать себя в роли матери, опасаясь, что её не воспримут всерьёз как профессионального художника.
Женская дружба
Берта не только запечатлела женщин в их буржуазных домах, она также изобразила современную парижскую жизнь в парках и садах. Вместо того, чтобы смотреть на этих женщин, женский взгляд позволяет зрителю увидеть их глазами женщины и представить, каково это, быть похожим на них.
Эта картина была выставлена на Пятой выставке импрессионистов вместе с другой картиной Берты «Летний день» (которая на сегодняшний день в Национальной галерее, Лондон). Берта жила недалеко от Булонского леса, где в 1850-х годах Наполеон III и ландшафтный архитектор Жан-Шарль Адольф Альфанд превратили его из официального парка в естественный лес, предназначенный для жителей города. Сцена, сочетающая буржуазный досуг с ухоженной сельской местностью, типична для картин импрессионистов. Однако, поскольку Берта была прежде всего художником-портретистом, она решила сосредоточиться на двух женщинах и их действиях.
Парижанки
Берта всю свою жизнь рисовала женщин. На многих картинах изображена её семья или друзья в парижском районе Пасси, где она жила с 1850-х по 1895 год. Она часто рисовала фигуру, известную как парижанка: шикарная, городская, утончённая женщина, одетая по последней моде, которая олицетворяет парижскую современность.
Цветовая гамма в «Женщине с веером» тёмная, но есть несколько ярких штрихов в розоватом лице женщины и жёлтых волосах, веере. Женщина одета для выхода, может быть, в театр. Американская художница Мэри Кассат, жившая в Париже вместе с другими импрессионистами, также написала несколько картин с изображением женщин внутри театра.
Интимные сцены дома
Берта также рисовала женщин перед выходом на улицу, вовлечённых в интимный акт туалета. Будучи женщиной, художница могла получить доступ к этим очень личным моментам в домах женщин и изобразить их женским взглядом. На картине «Перед зеркалом» женщина повёрнута спиной к зрителю, что позволяет стать частью её мира, а не смотреть на неё как на объект желания.
Цветовая гамма в основном белая, но белый смешивается с другими цветами. На картине показан более свободный стиль, который стал определяющим для Берты. Мазки кисти динамичны и спонтанны, а работа имеет незавершённое качество. Берта считала, что живопись должна стремиться запечатлеть то, что проходит, и этот краткий взгляд в комнату женщины как раз выполняет эту функцию.
Между личным и общественным
На картине «Женщина и ребёнок на балконе» женщина и её дочь стоят за перилами, глядя на Париж. Чёрное платье матери и её модный головной убор контрастируют с простым белым платьем дочери. Эта картина иллюстрирует ещё одну важную тему в работах Берты: разделение между общественной и частной жизнью. Художница была очарована промежуточными пространствами: верандами, балконами и окнами.
Это также позволило ей сочетать внутренние и наружные настройки. Женщин часто изображали за балконом с видом на город. Во времена Берты женщинам не полагалось бродить по улицам в одиночку, подобно знаменитой фигуре фланера Шарля Бодлера, наблюдая за городской жизнью. Вместо этого мир женщины заключался в первую очередь в доме и саду.
Женщины за работой
Более необычными были изображения Бертой работающих женщин. Домашняя прислуга и раньше изображалась в искусстве, но большинство домашних работниц, которых рисовала Берта, были женщинами, работавшими в её собственном доме. Эти картины демонстрировали статус художницы как работающей профессиональной женщины, которая нанимала других для выполнения домашней работы, что было очень редким явлением в её время. Поскольку Берта знала этих женщин лично, её женский взгляд делал их личностями, а не просто служанками для кого-то другого. В «Кормилице» Берта показывает, как за её собственной дочерью ухаживает другая женщина.
Берта была очень оригинальной не только по тематике, но и по стилю. Эта картина также показывает, как она продвинула импрессионизм дальше в более смелый, свободный стиль. Мазки кисти, создающие листья на заднем плане, и платье женщины – широкие, и имеют незавершённый вид. Ребёнок, изображённый на картине, почти сливается с женщиной, которая, в свою очередь, сливается с окружающей средой. Это снова показывает женский взгляд Берты, подчёркивая важную роль женщины, а не её индивидуальные профессиональные особенности.
Прачки
Берта также рисовала других работающих женщин, таких как прачки. Работники низшего класса не часто считались достаточно достойными, чтобы быть объектами живописи. Здесь, однако, можно увидеть женщин, развешивающих бельё в полях за пределами Парижа. Постельное бельё удачно окрашено в белый цвет. Эта картина не изображает женщин вблизи. Она показывает их на фоне пейзажа, подчёркивая общественный аспект развешивания белья.
Картина представляет собой типичное импрессионистское изображение как в пейзажной обстановке, так и в обращении с краской. Контуры остаются расплывчатыми, а мазки светлого пастельного цвета используются для обозначения фигур, объектов и природы. Пасторальная обстановка, изображённая Бертой, похожа на поля, нарисованные её современниками, с их вьющейся травой, причудливыми домиками и пологими холмами.
Жюли
Она вышла замуж за брата Клода Мане и в скором времени у них родилась дочь Жюли. 1878 год был единственным годом, когда Берта не принимала участия в ежегодной выставке художников-импрессионистов. Она изобразила Жюли на всех этапах её жизни, начиная с первых месяцев жизни младенца у кормилицы и заканчивая уверенной молодой и элегантной девушкой. Она также изобразила Эжена с Жюли, читающими ей в саду или играющим с ней. Такие сцены, в которых отец присматривает за своими детьми, были весьма необычными, но показывают современного мужчину, который видел таланты своей жены и был очень рад расставить приоритеты в её художественной карьере.
В «Маленькой девочке с куклой» Жюли сидит на мягком кресле, прижимаясь к своей кукле. На ней тёмное платье, а её чёрные колготки подчёркнуты чёткими чёрными контурами. Жюли уверенно сморит перед собой, по-видимому, она всегда с лёгкостью позировала для своей матери. После смерти Берты Жюли заботилась о наследии своей матери до конца своих дней.
Автопортрет
Это единственный автопортрет, написанный Бертой в возрасте сорока четырёх лет. Её волосы, собранные в пучок, уже седеют. Цвета портрета яркие: красные цветы на её светло-коричневой блузке, чёрный шарф на шее. Её туловище изображено в профиль, но голова повёрнута лицом к зрителю. Мазок кисти динамичный, а портрет кажется незаконченным. Берта умерла от пневмонии в возрасте пятидесяти четырёх лет, оставив после себя огромное наследие.