16+
Лайт-версия сайта

Новости

Почему Ватикан 200 лет хранил секрет миниатюрных мозаик, которые сложно отличить от живописных шедевров




Несколько веков тому назад микромозаика заменила собой живописные полотна великих художников в Ватиканском Соборе Святого Петра, а сегодня эта техника, не потеряв своей популярности, продолжает вдохновлять величайших ювелиров мира. Украшения, выполненные в технике миниатюрной мозаики, без сомнений можно смело отнести к настоящим произведениям искусства. Эти великолепные красочные изделия, кропотливо сложенные из тессер – мельчайших кусочков цветной смальты, настолько впечатляют, что невозможно отвести глаз.



История мозаики - одного из древнейших видов декора в изобразительном искусстве, корнями уходит в глубокую древность. Доподлинно не известно, как и где она появилась, но самые первые примитивные экземпляры мозаики датированы примерно 3-4 тысячелетием до н.э. Еще в древних шумерских городах повсеместно применялись мозаичные фрагменты из обожжённой глины, которые использовались для украшения храмов и дворцов. Что любопытно, мозаичные детали той эпохи представляли собой «керамические гвозди» длиной до 10 см, имеющие конусообразную форму. Эти гвозди вбивались в стены, а изображение приобретало свои очертания благодаря "шляпкам" этих гвоздей, имеющих треугольную, круглую, ромбическую формы. Так появилась первая мозаичная техника – штифтмозаика.

 

 

Мозаика Базилики Сан-Витале. Равенна.

 

Мозаика Базилики Сан-Витале. Равенна.



С течением времени особого развития мозаика достигла в Италии, где из века в век ею выкладывались стены и полы особняков местной знати. Сюжеты для декорирования использовались самые разнообразные – от цветочных или геометрических орнаментов до сложных фрагментов, изображающих борющихся атлетов, пастораль, охоту, танцы, театральные сцены и прочее.

На сегодняшний день в Италии широко известны несколько видов мозаики: венецианская, римская и флорентийская. В Венеции для выполнения рисунка использовались разнообразные по форме кусочки цветной смальты. Во Флоренции - выточенные кусочки из натурального камня, которые собирались по принципу пазлов. Изображения на таких мозаиках были совершенно гладкими, без зазоров, а в качестве фона использовался черный мрамор.

Римская микромозаика на старинном браслете.

 

Римская микромозаика на старинном браслете.



Римская же мозаика, или как её еще называют микромозаика - самая трудоемкая техника, позволяющая воспроизводить копии картин и фресок из крохотных кусочков "tesserae" (тессер), или так называемых смальт. На сегодняшний день микро мозаика также является престижной ювелирной техникой, которая очень высоко ценится в мире.

Сложные детализированные изображения, собранные из тессер, заливались связующим материалом и тщательно полировались до тех пор, пока не проявлялось абсолютно цельное реалистичное изображение, то есть, когда практически нельзя было отличить мозаику от живописи. Именно об этой уникальной технике мы и поговорим сегодня.

 

История происхождения итальянской микромозаики


Впервые эта удивительная техника появилась в Риме, а её расцвет и пик популярности пришелся на рубеж XVII-XVIII веков, когда в Ватикане по указанию высших чинов духовенства было решено всю живописную роспись Собора Святого Петра заменить на мозаичные полотна из материала высочайшего качества.

Главный купол Собора св.Петра - бессмертное творение Микеланджело. Картоны для мозаичной отделки верхней части купола были изготовлены с 1603 по 1612 художником Giuseppe Cesari.

 

Главный купол Собора св.Петра - бессмертное творение Микеланджело. Картоны для мозаичной отделки верхней части купола были изготовлены с 1603 по 1612 художником Giuseppe Cesari.



А всё началось с того, что спустя век после строительства Собора Святого Петра в Ватикане возникла нешуточная проблема: все картины и фрески в интерьере Базилики, написанные в свое время Караваджо, Рафаэлем, Пуссеном, Рени и многими другими известными живописцами XV - XVI столетий, начали стремительно разрушаться от сырости.

Именно тогда по указанию правителей Ватикана начался отчаянный поиск долговечного материала, который мог бы служить гораздо дольше обычных холстов, не боясь ни сырости, ни солнечных лучей. При тщательном анализе специалистами было отмечено, что архитектурная мозаика Собора, в отличие от живописи, сохранила свой цвет и первозданную прочность. Смущало одно - традиционная смальта была блестящей, и имела очень малое количество оттенков, а это не позволяло воссоздать весь колорит живописных полотен, находящихся в соборе. Тем не менее, правящие в ту эпоху Папы Римские решительно были настроены на то, что бы воспроизвести все картины в интерьере Базилики Святого Петра в мозаике.

Мозаика под живопись Собора св.Петра. Ватикан.

 

Мозаика под живопись Собора св.Петра. Ватикан.



В стекольной мастерской Ватикана закипела работа. Итальянский мастер Алессио Маттиоли, экспериментируя с цветной стеклянной пастой, содержащей высокий процент красителей, получил нужный материал для тессер. Это было податливое непрозрачное вещество, которое не имело блеска и было достаточно плотным и крепким. Оно выглядело как матовая смальта и имело очень красивый оттенок. Найдя нужную формулу, мастер вскоре создал такую цветовую палитру, которая позволила передать практически любой из оттенков живописных образов. Найденное вещество тут же было засекречено и названо "эмалью", а его фактическая формула ревностно охранялась Ватиканом на протяжении 200 лет.

Старинные ювелирные украшения с микромозаикой.

 

Старинные ювелирные украшения с микромозаикой.



К слову сказать, с 1727 года официально учрежденная Мастерская мозаики Ватикана, на сегодняшний день производит около 28 тысяч цветовых оттенков мозаики.

Старинные ювелирные украшения с микромозаикой.

 

Старинные ювелирные украшения с микромозаикой.



Смальти, заменившие масляные краски


К 1770 большинство картин, являвшихся украшением Собора уже были успешно воспроизведены в мозаике. Первоначально для больших картин, тессеры использовались квадратной или же прямоугольной формы. Но со временем их форма была усовершенствована так, что тессеры стали выглядеть почти как мазки кисти: смальту разных оттенков мастера смешивали вместе, а потом растопив в печи до жидкого состояния, вытягивали с помощью пинцета любой толщины (от 1 мм до 4 мм) и длиной 30 - 50 см. Смальтовым нитям давали остыть, после чего их разрезали на крошечные «кирпичики».

Метод работы с тессерами.

 

Метод работы с тессерами.



По мере совершенствования этой техники к концу XVIII века был достигнут такой феноменальный прогресс, что мозаики стали совершенно неотличимы от масляных оригиналов. Это позволило завершить замену 35 живописных полотен храма мозаиками. И теперь красотою ватиканских залов и коллекций многочисленных произведений искусства, можно любоваться бесконечно. И что в этой истории больше всего интересно, так это то, что и по сей день большинство непосвященных посетителей собора Святого Петра думают, что перед ними настоящая живопись. Поэтому нам только остается удивляться тому, как древние мастера могли создавать такое великолепие.

Миниатюрные мозаики в ювелирных изделиях и предметах быта


Ювелирные украшения с микромозаикой.

 

Ювелирные украшения с микромозаикой.


По окончанию реставрационных работ в Базилике Св.Петра новым направлением развития мозаичной мастерской Ватикана стала миниатюрная мозаика, которую мастера стали применять для украшения различных предметов и аксессуаров: табакерок, шкатулок, ваз, столиков, бюро и различных украшений. Такая декоративная отделка стала популярной среди аристократии, церковных иерархов, дипломатов, богатых путешественников, монархов, совершавших официальные визиты. Именно благодаря этому искусству Мастерская мозаики Ватикана стала всемирно известной.

Любопытный факт из истории: в 1845 году во время визита в Ватикан император Николай I был так поражен его мозаичными картинами под живопись, что решил заменить фресковую живопись Исаакиевского собора также на мозаику.

Ювелирные украшения с микромозаикой.

 

Ювелирные украшения с микромозаикой.



Стоит также отметить, что изделия в данной технике производились в очень ограниченных количествах, в основном из-за трудоемкости сборки, производимой вручную. Иногда смальты были настолько малы, что на нескольких квадратных сантиметрах готового изделия приходилось их более тысячи. Самые старинные изделия состояли из тессер толщиной не более иголки.
Далее готовую микромозаику, мастера крепили на основу брошей, браслетов, серег, колец. Затем полученное изображение заполнялось мастикой и полировалось воском для достижения гладкой и ровной поверхности.

Ювелирные украшения с микромозаикой.

 

Ювелирные украшения с микромозаикой.



Одним из первых художников-мозаичистов, кто включил частицы микро мозаики в ювелирные изделия был Джакомо Раффаэлли (1753 -1836). Образцы его работ можно увидеть в Эрмитаже, в Ватикане, и в музее коллекций Гилберта в Лондоне.

Ювелирные украшения с микромозаикой.

 

Ювелирные украшения с микромозаикой.

 

На сегодняшний день стоимость изделий из микро мозаики определяется не только состоянием декоративной вещи, но и другими факторами, такими, как размер самих смальти, а также сложность и точность выполнения работы. Произведения, в которых смальти сливаются в цельный рисунок, могут оцениваться в тысячи долларов. Разумеется, что музейные экспонаты оцениваются гораздо дороже.

Ювелирные украшения с микромозаикой.

 

Ювелирные украшения с микромозаикой.



Украшения из миниатюрной мозаики часто приравниваются к ювелирным с учетом их художественной изысканности и технической виртуозности исполнения. Стоит также отметить, что изделиях XX века мастерами использовались смальти более крупных размеров, что значительно влияло на цену изделия - чем мельче смальти, тем выше оно ценится.

P.S.


И в заключение хотелось бы отметить, что термин «микромозаика» придумал известный британский коллекционер декоративных искусств, сэр Артур Гилберт (1913-2001). Он коллекционировал микромозаики на протяжении всей своей жизни и был владельцем одной из крупнейших коллекций в мире.

Браслет с микромозаикой, который в настоящее время хранится в Школе ювелирных искусств в Гонконге.

 

Браслет с микромозаикой, который в настоящее время хранится в Школе ювелирных искусств в Гонконге.



Многие знают Антонио Гауди как самого необычного архитектора, создавшего яркое и незабываемое лицо испанского города Барселоны, благодаря изобретенной им мозаичной техники - «тренкадис».

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/180122/52290/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

1051
Astolavistо, время вдохновенья...ALEKS_BCH

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 

Рупор будет свободен через:
11 мин. 2 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft