Японские народные сказки способны очаровать своей самобытностью и мудростью. В них в полной мере присутствуют черты национального фольклора. Как и в сказках других народов, здесь присутствуют мужественные богатыри и таинственные маги, прекрасные принцессы и злые колдуны. Но в них имеются и чисто японские описания, речь идёт о блюдах национальной кухни, интересных традициях и приметах. Отличительной же чертой является наличие философской составляющей. Японская сказка «Иссумбоси», к примеру, перекликается с европейской историей о Мальчике-с пальчик, а «Бумбуку-тягама» расскажет о том, как спасённая человеком енотовидная собака превратится в котелок для чая, чтобы вознаградить своего спасителя.
Эта книга по праву занимает почётное место во Всемирной библиотеке наиболее значимых произведений мировой литературы. Она была создана в период Хэйан (с 794 по 1185 год), автором же, по мнению исследователей, является придворная дама императрицы Сёси. По сути, это произведение является основой японской литературы. И речь в нём идёт об идеальном мужчине, умном и смелом, мужественном, утончённом и совершенном в искусстве любви. 54 главы посвящены воспеванию Гэндзи. Кстати, в оригинале это произведение большинство японцев прочитать не смогут, ибо не владеют языком автора. К счастью, его перевод на современный язык ничуть не умалил достоинств «Повести о Гэндзи».
В основу романа положена история, случившаяся в 1950 году, когда не совсем психически здоровый монах сжёг храм Кинкаку-дзи в Киото. Юкио Мисима предлагает авторскую версию этой известной истории, и перечитывать её можно бесконечно, постоянно находя новый смысл в каждой строчке. Автор предоставляет читателю право искать своё объяснение поступка главного героя, но при этом предлагает не только оценивать внешнюю составляющую – уничтожение произведения искусства, но и попробовать ответить на вопрос, почему герой счёл храм слишком прекрасным для нашего мира?
Этот небольшой роман можно прочесть за один вечер, однако возвращаться к нему придётся впоследствии снова и снова. В нём речь идёт о девушке, на протяжении 18 лет работающей в магазинчике-комбини – неотъемлемой части японской жизни. Такие небольшие магазины расположены буквально на каждом углу, и там можно купить всё самое необходимое – от батареек до еды. Обычно продавцы в комбини не задерживаются, но не главная героиня Кейко, решившая, что именно это – её призвание. Она готова жить в полной гармонии, вот только окружение Кейко не собирается мириться с её таким странным счастьем, вовсе не похожим на насаждаемый образ успешного человека.
Классик новой японской литературы прожил всего 35 лет, однако успел оставить богатейшее творческое наследие и вписать своё имя в историю мировой литературы. Он писал рассказы, новеллы, эссе и стихи, избегая «крупных форм». В начале своего творчества он писал тексты, в чём-то похожие на стилистику Франца Кафки, однако позже обрёл собственный почерк и стал рассматривать философские проблемы. Кстати, многие сюжеты его рассказов перекликаются с известными произведениями Гоголя, Чехова, Тургенева, Достоевского, Толстого, поклонником творчества которого он был.
Это произведение является ярчайшим образцом хонкаку – специфического направления детективного жанра, отличающегося запутанным сюжетом с огромным объёмом информации, представленной в виде схем, таблиц и планов местности. В «Токийском зодиаке» автор предлагает раскрыть преступление сорокалетней давности и понять логику человека, совершившего его. Это – интеллектуальный японский детектив, в котором читатель чувствует себя частью происходящего.
Повествование ведётся от лица кота, а само произведение отличается острой сатирой и тонким, почти английским (как бы это парадоксально ни звучало) юмором. Роман высмеивает тех, кто в силу собственной ограниченности желает казаться умнее, образованнее или успешнее, чем есть на самом деле. Неторопливый роман описывает жизнь японского обывателя, существование, которое, если смотреть в целом, не имеет никакого смысла. Со времени создания романа прошло уже больше столетия, а он по-прежнему остаётся современным и актуальным.