Трудно сказать, когда именно появилось искусство «пластунства»: по данным редакции Novate.ru, ещё древнерусские летописи сохранили сведения о воинах, которые занимались наблюдением за противником, буквально слившись для этого с землёй, а в бою могли победить врага чуть ли не голыми руками. Собственно, сам термин «пластун» этимологически связан со старославянским словом «плазати», то есть «ползать». Официальное же появление первого боевого отряда казаков, которых стали именовать пластунами, датируется XVI столетием, когда сформировался так называемый Пластуновский курень, занимающийся наблюдением за перемещениями татарских, османских и польских войск на границах Дикого поля.
Фактически пластуны в царской армии, говоря современным языком, были кем-то сродни пешему «спецназу», так как выполняли особые задания и отличались «многофункциональностью». Так, ими обычно становились казачьи отряды, которые не имели лошадей и занимались наблюдательной и разведывательной деятельностью, а также были сторожевыми воинами. Находилось им место и в бою, причём далеко не в тылу - они нередко работали в виде центральной силы в случае необходимости проведения внезапной атаки, а кроме того, были проводниками для других родов войск.
Долгое время существенного развития пластунские отряды в составе российской императорской армии не получали, пока в 1787 году Екатерина Великая не издала указ о переселении запорожских казаков на Кавказ: Сечь к тому моменту была уже более десяти лет разрушена, Днепровская линия укреплений функционировала, и южные границы в том регионе не требовали казачьей защиты. А вот рубежи государства в месте переселения требовали надёжной охраны. Переехали и пластуны в числе некоторых куреней: они получили название Черноморское казачье войско, а территория их расположения теперь определялась землями от Кубани до Азовского моря.
По сути, жизнь казаков на новом месте легче не стала: что на южных рубежах у Днепра, что на Азове набеги соседних отрядов тех же татар или кого-то другого были делом регулярным. Потому и пластуны без дела не сидели, ведь именно постоянное наблюдение и разведка на территории врага были залогом сохранения неприкосновенности границ, а лучше пеших небольших отрядов казаков с этим заданием никто бы не справился. Долгое время именно подобная деятельность была основной у пластунских отрядов, и кроме как на охрану рубежей их никуда не привлекали - на войну традиционно отправлялись казаки, составляющие конницу.
Всё изменилось, когда вспыхнула Крымская война 1853–1856 годов: тогда российская армия одно за другим терпела поражения от англичан и французов, чьё вооружение и оснащение было на порядок выше и прогрессивнее. Быстро создать новые виды оружия было просто невозможно, и тогда командование прибегло к усилению боевого ресурса на фронтах за счёт тех самых пограничных пластунов. В их задачу входило не только осуществление наблюдения и разведывательной деятельности, но и операции, которые впору назвать диверсионными: часто их задания заключались в незаметном подходе к вражеским окопам, внезапному нападению и уничтожению противника, а после - такому же быстрому отходу на свои позиции.
Результат не заставил себя ждать: первые два батальона казаков-пластунов, которые были командированы в Севастополь, оказались настолько умелыми, а их боевые действия - эффективными, что командование довольно быстро дало запрос на мобилизацию дополнительных подразделений. После успехов в Русско-турецкой войне ползающие казачьи войска были включены в российские сухопутные войска на постоянной основе, и успели поучаствовать ещё, как минимум, в двух войнах: Русско-японской и Первой мировой.
Деятельность пластунских отрядов была даже увековечена легендами: так, существует история о показательном бое, который провели пластуны - тогда им удалось захватить целую мортирную батарею и привести трофеи в виде трёх больших пушек, причём тащили их сами пленные французские солдаты. Слава пластунских войск воспевалась воинами и гражданскими, на что они в ответ говорили только: «Хвалили нас в Севастополе Бог весть за что. А мы привыкли службу нести и сроду промаха не давали…».
А затем грянула Октябрьская революция, которая радикально изменила и само государство, и его воинские подразделения. Кубанским казачьим войскам, равно как и пластунским батальонам, места в Рабоче-крестьянской Красной армии не нашлось, и они навсегда ушли в историю. Впрочем, это не значит, сто пластуны не оставили полезного наследия - скорее, наоборот: их навыки активно использовались пограничными войсками и разведывательными подразделениями, а во время Великой Отечественной войны по старой памяти некоторые казачьи батальоны, полки и целая Краснодарская стрелковая дивизия носили гордое название «пластунские».
Источник: https://novate.ru/blogs/210222/62213/
Рупор будет свободен через:
7 мин. 41 сек.