В старой Руси считали, что лесная нечисть способна разговаривать и может даже окликнуть человека, назвав его имя. Такое явление как эхо называли голосом лешего. Говорили, что он в силах навести на грибника или охотника морок, одурманить, и затащить в самую глубь леса. Потому, прежде чем откликаться, следовало убедиться, что зовет именно человек. Как только путник смотрел в сторону голоса, он становился беззащитен для злых сил.
Чтобы обезопасить себя, во время нахождения в густом лесу, на болоте или просто в ночной деревне люди не спешили откликаться, и ждали, когда их имя будет повторено трижды. Чтобы убедиться, что откликнуться на зов можно, и это не опасно. А вот черт, к примеру, звал всего два раза.
Во времена язычества лес внушал людям сильный страх. В нем на берегах ручьев таились коварные русалки и страшные утопленники, в чаще прятался хитрый леший, у болот — злые кикиморы и водяные. И все они легко могли утащить человека в свое царство. Вот и блуждали люди по лесу молча, даже когда теряли ориентацию, увлекшись сбором грибов или выслеживанием дичи. Ведь была опасность, что крик услышит нечистая лесная сила, поймает и будет щекотать, пока несчастный не испустит дух.
Молчание было важным оберегом во многих ситуациях. Например, когда женщина доила корову, она должна была помалкивать. Иначе звук голоса мог привлечь духов, а это вело к прокисанию молока и болезни коровы. Разговаривать доярке можно было только после того как молоко занесено в избу. Если же правило нарушалось, и женщина заговаривала с кем-то раньше, то от зависти встречного к хорошему удою молоко могло прокиснуть.
По этой же причине не рекомендовалось разговаривать, когда телился домашний скот. Люди не просто молчали, они даже не отвечали на тем, кто с ними здоровался, чтобы не отдать удачу и здоровье. Говорили, что если нарушить это правило, то сосед (или иной знакомый) заберет себе все хорошее, на что в данную минуту рассчитывает хозяин домашнего животного. А вот корова болтуна просто не сможет разродиться, а это для крестьянского хозяйства было настоящей катастрофой.
Не разрешалось разговаривать во время проведения важных обрядов, которые были связанных с нечистой силой. Существовали даже особые правила: во время некоторых заговоров надо было дождаться темной ночи, выйти на перекресток и провести в полном молчании ритуальное действие (разлить воду на все четыре стороны или закопать в землю какой-нибудь предмет). Болтать языком было нельзя, это могло разозлить бесов.
Православие предполагает некоторые ситуации, когда человек обязан был молчать. Например, не рекомендуется рассказывать окружающим о своих планах, чтобы падшие ангелы не смогли помещать осуществить задуманное. Это правило очень важно в тех случаях, если планы относятся к разряду благочестивых — человек собирается сделать доброе дело, посетить церковь, поехать в паломничество и так далее.
Нужно было соблюдать молчание от момента принятия Святых тайн Христовых и до той секунды, когда причастие запивалось теплым вином. Это делалось, чтобы невзначай не оскорбить Иисуса Христа. И второе объяснение — когда человек разговаривает, частички крови Христовой (вино) могут вылететь изо рта.
Православные монахи давали обет молчания, чтобы бороться со своими грехами. А в список могли быть включены: ругань, осуждение, болтливость. Этот обет относился к разряду суровых, и на него следовало получить разрешение церковного начальства.
Бывало, что молчание становилось расплатой за проступок. Но в этом случае требовалось согласие наказанного. Это делалось для того, чтобы человек осознал содеянное и раскаялся, и стремился к искуплению греха.
Молчание было необходимым условием особых, переходных состояний человека, начиная от рождения и заканчивая смертью. Голос относили к явлениям сакральным. Считалось, что, когда человек говорит, он иссякает, отдавая свой голос другому существу — духу или обычному человеку. И в этом случае можно просто исчезнуть.
Потому во время свадьбы невесте не позволялось разговаривать, а при беременной не следовало шуметь или кричать, а надо было понизить голос до шепота. Громкий голос мог помешать душе уйти на небо, а ребёнку — появиться на этот свет.
Когда человек находился в агонии, ему давали «немую воду», чтобы страдальцу стало полегче. Ее следовало набрать в лесу, обязательно молча, и так же, в полном молчании принести умирающему. В отдельных губерниях не разрешалось громко плакать об умершем во время дороги на кладбище. Говорили, что в такие моменты тот и этот свет сближаются, а громкий плач может привлечь злых духов, которые рассердятся и утащат к себе родственников и провожающих. Были и иные обычаи: плакать по покойнику можно было, но до того, как он погребен. Дома после похорон рыдать не рекомендовалось, чтобы не услышали злые силы.
Рупор будет свободен через:
16 мин. 21 сек.