В работах этнологов можно найти разделение плача на несколько видов: пустой, отрицательный, положительный. Что же это означает?
Пустым плачем называли причитание, вытье, плач в голос. Существует народная поговорка: «Будешь плакаться — дольше проживешь». В народе не очень жаловали тех, кто ныл по любому поводу, особенно из-за мелочей. Впрочем, таких людей не подвергали осуждению. Хочет кто-то плакать — его дело.
Положительный плач можно было услышать во время молитвы или скорби по ушедшим на небеса. Существует даже праздник Радуница, когда поминают усопших. И называли этот день плакучим. К положительному плачу относятся «чистые» слезы: от радости или от сочувствия беде другого человека.
Отрицательным плачем называли слезы, которые появлялись по следующим причинам: гордыня, сильная зависть, злоба и высокомерие, жалость к себе. Такие варианты порицались, но не считались смертным грехом, чего нельзя сказать про недовольство Господом.
Обязательным считался плач на Масленицу. Занимались этим девушки-второгодки, то есть те, кто не вышли замуж с прошлого года. Рыдать плакальщицы-неудачницы должны были так громко, чтобы заглушить ликование при похоронах Зимы.
Отдельно стоит сказать о похоронном плаче. Понятно, что им провожали ушедших в мир иной. Бывало, что родственники не могли плакать с должной силой, тогда наступала очередь плакальщиц. Эти женщины владели искусством плача в совершенстве. К похоронному относился и плач невесты, когда она вместе с подружками пыталась таким образом заслужить право на счастье в семейной жизни. Девушки по сути оплакивали собственное девичество.
Во время свадьбы на Руси, несомненно, веселились. Однако некоторые участники не разделяли веселья, а, наоборот, плакали. Речь о невесте и о родителях новобрачных. Провожая гостей, новоиспеченная жена должна была голосить, причитая, что она остается в чужом доме, без отца и матери. Второй частью обряда плача невесты было ее утешение — когда свекровь водила невестку по дому, а та кланялась всем домочадцам. Считалось, что хорошей будет та невестка, которая причитает громко и от души.
Но не только обряд был причиной слез. Молодоженам устраивали испытания, которые были достаточно серьезными. Например, жениха и невесту спускали с высокой горы или же закапывали в снег. В некоторых губерниях практиковали такое испытание: молодые должны были лечь на сани, после чего сверху на них укладывались парни. Цель — чтобы молодоженам было очень тяжело, чтобы они закричали. В отдельных местах наваливались до двадцати молодых мужчин, а еще один «утрамбовывал» сверху.
Практически по всей территории России практиковали обряд закапывания молодых в снег. Там они должны были провести примерно пять минут. Бывало, удавалось откупиться от этой процедуры, например, бутылкой горячительного. В некоторых губерниях правила были достаточно жёсткими: зарывали мужа, а жена его откапывала. Но рукавицы надевать не разрешалось. Вот и рыдала девушка, так как руки превращались в ледышки.
Хотя рождение малыша — счастье, на Руси после этого события не веселились. В народе считали, что молодая мать и повитуха после этого буквально балансируют между жизнью и смертью, а новорожденный в течение сорока дней (пока он не крещен) может подвергнуться нападению нечистой силы. Чтобы этого не произошло, существовал обряд послеродового плача: от посторонних скрывали, что в семье появился малыш, а молодая мама рыдала и пела унылые колыбельные, выставляя своего ребенка покойником.
Плакали и стенали также и во время так называемого «прощания с матерью». Но дело тут не в кончине и не в расставании, а всего лишь в отлучении от груди. Когда ребенок начинал делать первые шаги, также наступало время слез и плача. Считалось что это будет хорошей жертвой Господу, который впоследствии обратит на ребенка внимание и сделает его счастливым.
В старину люди считали, что плач является не только выплеском эмоций, но и соблюдением правил, введенных в глубокой древности. Мужчины, конечно, не часто рыдали, но погрустить могли.
Например, в дни от первого воскресенья после Пасхи до Троицы добры молодцы должны были «смиренно печалиться», петь грустные песни и даже иногда ронять слезы. Причины были разными: девушка предложила очень сложное испытание, и его не удалось пройти, или не нашлась невеста за год, или же просто хотелось пожаловаться на неприступную девицу или на жену. Таких мужчин называли жальба.
Унывали парни и перед сенокосом из-за безответной любви или от тяжелой семейной жизни. Но самый серьезный повод для слез — сдача в рекруты. Вот тут уж жены и матери голосили от души. Считалось, что это придаст мужчине сил, сбережет его на чужбине. Призывникам же следовало перемежать веселье ужасным унынием. Например, в Поморье парни-рекруты должны были ходить по домам, исполняя тоскливые песенки и показывая всем своим видом, какая грусть на душе.
Народ верил, что слезы имеют магическую силу. Например, обряд «плакания на цветы» проводили с целью облегчения страданий души, которая на время поселилась в цветах. Слезы должны были капать на куклу, которая делалась из травы и цветочков, собранных на Троицу. Рыдали на свежей могиле. Считалось, что слезы могут оживить мертвых. Потому мужчинам разрешалось после боя оплакивать падших братьев и друзей.