Зарегистрировано — 123 604Зрителей: 66 667
Авторов: 56 937
On-line — 6 947Зрителей: 1341
Авторов: 5606
Загружено работ — 2 127 385
«Неизвестный Гений»
Новости
Как «чёрные копатели» искали Ковчег Завета, а нашли сокровища царя Соломона и чуть не начали войну
Это, бесспорно, была самая странная команда археологов за всю историю. Собственно, археологами там и не пахло. Зато был швейцарский ясновидящий, финский поэт, чемпион Англии по крикету и статный усатый капитан шведского флота. Руководил этим пёстрым обществом британский аристократ. Об археологии все эти люди слышали мало, а ещё меньше знали. Объект их поисков тоже был не совсем обычным. «Археологи» искали Ковчег Завета и сокровища царя Соломона! Как тайные раскопки привели к международному скандалу и чуть не спровоцировали самую кровавую священную войну в истории...
Странная компания
Пёстрое собрание прибыло в Иерусалим в 1909 году. В те времена Священный город ещё находился под властью Османской империи и управлялся из Стамбула. Авантюристы искали не что иное, как легендарный Ковчег Завета и не менее легендарные сокровища царя Соломона. Всё это было утеряно более 3000 лет назад. Исследователи с энтузиазмом приступили к раскопкам, которые им никто не разрешал вести. Их действия спровоцировали кризис такого масштаба, что потрясли весь Ближний Восток. Последствия его аукаются по сей день.
Началась вся эта авантюрная история с того, что малоизвестный скандинавский учёный по имени Вальтер Ювелиус решил, что ему удалось разгадать некий секретный библейский код. С помощью этого он думал, что может определить место, где спрятан Ковчег Завета. Некоторые записи Ювелиуса дошли и до наших дней. Они представляют по большей части малопонятный набор цифр, отрывочных странных фраз и ссылок на Священное Писание. Всё это нацарапано им как бы впопыхах. Из написанного вообще невозможно извлечь какое-либо зерно истины по поводу «шифра», который Вальтер открыл.
Сам Ювелиус был свято уверен, что золото Соломона и Священная реликвия находятся в иерусалимском туннеле. Вальтер долго путешествовал по всей Европе в бесплодных поисках спонсоров своей авантюры. Однажды его свела судьба с неким британским аристократом капитаном Монтегю Браунлоу Паркером. Это был не очень богатый 30-летний молодой человек, младший брат английского графа. Паркер был весьма заинтригован посулами Ювелиуса, и принял решение отправиться в Иерусалим.
Ветеран англо-бурской войны, светский лев, обладавший привлекательной внешностью и высоким статусом был вхож в самые элитные круги общества. Паркер основал некий синдикат для продажи 60 000 акций своего новоиспечённого предприятия стоимостью один фунт. Бесконечное обаяние, сногсшибательная харизма и внешность бравого вояки делали его для всех инвесторов неотразимым. Знать охотно расставалась со своими денежками, от чикагского мясного магната до герцогини Мальборо. Средства для экспедиции были собраны довольно быстро.
Конечно, кто бы не хотел поучаствовать в возвращении миру самого знаменитого священного артефакта всех времён? Да ещё и легендарные сокровища царя Соломона впридачу! Безусловно, библейская сторона вопроса участников занимала весьма мало. На этом просто можно было получить целое состояние! Сам Паркер имел ещё и некий матримонально-романтичный интерес в этом деле. Якобы одна дама, руки которой он безуспешно добивался несколько лет, согласилась на брак с ним при условии, что он найдёт Ковчег Завета.
Ковчег Завета — главный библейский артефакт
Ковчег Завета описан в Библии в книге Исход. Согласно этим описаниям — это большой прямоугольный сундук из дерева акации. Он весь покрыт сусальным золотом и увенчан великолепными золотыми изваяниями, изображающими двух херувимов. Писание говорит, что этот сундук был создан для хранения двух каменных скрижалей с Десятью заповедями. Эти заповеди Господь дал Еврейскому народу после того, как вывел их из Египта.
Подобные сундуки изготавливали и в других восточных культурах. Библейский Ковчег Завета отличает то, что согласно Писанию — это было не просто хранилище священных скрижалей, но и очень мощное духовное оружие. Он помогал израильтянам побеждать своих врагов. С его помощью разошлись воды реки Иордан, чтобы народ перешёл его и были разрушены стены Иерихона. Когда царь Соломон построил Храм Божий на Храмовой горе, Ковчег поместили в зале, называемом Святая Святых. Входить туда мог только первосвященник один раз в год.
После того как в 586 году до нашей эры Вавилонская армия разрушила и разграбила Иерусалим, все ценные предметы из храма Господня были унесены в Вавилон. После этого никаких упоминаний о Ковчеге Завета в Библии не было. Судьба этой реликвии в течение долгих столетий интересовала не только Израильский народ, но и многих других людей по всему миру. Тайна его исчезновения и нахождения в настоящий момент волнует умы и творческих личностей. Об этом написано много литературных произведений и снят не один голливудский блокбастер.
Учёные выдвигают по этому поводу множество гипотез. Возможные места нахождения потерянного Ковчега Завета включают: одну из эфиопских церквей, ирландское болото, подвал Ватикана, египетский храм, вершину горы Иордании и пещеру Мёртвого моря. Некоторые еврейские традиционные верования утверждают, что священники спрятали реликвию и другие сокровища под Храмовой горой или рядом с ней. Там это всё и осталось даже после разрушения последнего храма римлянами в 70 году нашей эры.
Запретные раскопки
Так получилось, что девятнадцать столетий спустя, над предполагаемым местом хранения Ковчега возвышался золотой Купол Скалы и огромная мечеть Аль-Акса. Вокруг раскинулись прекрасные парки и фонтаны третьего по значению священного места ислама. Раскопки в том, что мусульмане называют Благородным святилищем, были строго запрещены законом. Ювелиус же считал, что сокровища Соломона и легендарную святыню можно найти лишь проникнув в секретные подземные ходы под всем этим великолепием.
Паркер приехал в Стамбул и за огромную по тем временам взятку смог получить от османских властей разрешение на раскопки. Афишировать происходящее было ни в коем случае нельзя. После этого в Иерусалим прибыла его разношёрстная дрим-тим. Там они арендовали роскошную виллу с персидскими коврами и кальянами, с отдельным огромным помещением для сокровищ, которые планировали в будущем найти. Без сомнения, эта странная компания была самыми необычными археологами в мире. Часто они устраивали великолепные приёмы, куда приглашали турецких пашей и весьма весело проводили время.
Всё веселье османских властей быстро сменил гнев, когда те узнали, что «англичане» собираются делать. Кроме того, турков просто потрясло полное отсутствие каких-либо знаний в вопросах археологии. В команде некоторые участники даже путали Ноев ковчег с Ковчегом Завета. О чём ещё можно было говорить? Золото открывает, как известно, любые двери. Всё получилось, как хотел Паркер, но раскопки стоило держать в строжайшем секрете.
«Археологи» работали только по ночам. Осторожно они продвигались под землёй всё дальше вглубь горы. Только единственными артефактами, которые они смогли найти были пара древних ламп, несколько красных глиняных сосудов и несколько металлических снарядов для пращи. Никаких следов золота или серебра, не говоря уже о Ковчеге Завета. Два года безуспешно продолжалась работа. Срок действия секретного разрешения подходил к концу.
От отчаяния Паркер подкупает исламского шейха, который нёс ответственность за Благородное святилище. Тот во время мусульманского праздника отпускает стражу за город на фестиваль в его честь. Почти круглосуточно в течение следующих десяти дней «археологи» копались в разных местах священного места. Но так ничего и не нашли. Время опять истекало. Паркер принял весьма опасное и очень опрометчивое решение. Они с командой проникли в одну неглубокую пещеру под Куполом Скалы. Это место среди мусульман превосходит по святости лишь Мекка и Медина. Авантюрист был убеждён, что Ковчег где-то здесь, совсем рядом.
Бурный религиозный конфликт
Всё, что произошло в ту роковую ночь 12 апреля 1911 года, до сих пор не очень понятно. То ли кто-то случайно наткнулся на рабочих, то ли кто-то донёс. Была поднята тревога и все мусульмане Иерусалима вышли на улицы города, горя праведным гневом. Паркер и его приятели бежали, опасаясь за свою жизнь. Никаких сожалений о поднятом переполохе они не ощущали. Тем временем, по всему миру распространились слухи, что иностранцы подло похитили посох Моисея, скрижали с Десятью заповедями и все сокровища Соломона. Среди всего прочего упоминали корону легендарного царя, его кольцо, меч и древнюю рукопись Библии.
Конфликт в самом Иерусалиме набирал обороты. Люди массово вышли на протест, они требовали восстановления справедливости. Для усмирения толпы были задействованы два батальона турецкой пехоты, расквартированные в Иерусалиме. Были арестованы шейх Благородного Святилища и губернатор города, но это мало усмирило гнев мусульман. Паркера не могли отдать толпе по причине его английского знатного происхождения. Это могло спровоцировать международный военный конфликт такой силы, что его исход предугадать было весьма сложно.
Обнародование фактов подкупа властей совсем не успокоило праведный гнев народа. Священная война, которая могла стать мировой, вот-вот должна была начаться. Для расследования инцидента пришлось привлечь исламских лидеров из Индии. Комиссия пришла к выводу, что ничего не было в итоге украдено. Чиновники в Лондоне вздохнули с невероятным облегчением.
А что же самозванные археологи?
Паркер вернулся на родину, так и не осознав последствий своих опрометчивых действий. Британское министерство иностранных дел тоже ничуть не собиралось как-то наказать аристократа-мошенника. Самое удивительное, что он вернулся в Иерусалим осенью того же года, чтобы продолжить начатое! Только момент оказался неблагоприятным. В это время между османами и Италией началась война и никакие взятки не могли решить вопрос с раскопками. Паркеру в итоге пришлось уехать не солоно хлебавши.
После всех этих событий, не только многие решили последовать примеру Паркера. Экспедиции на поиски Ковчега Завета собирались не раз. Только вот у мусульман теперь к археологам было невероятно сильное недоверие. Всеми этими неразумными действиями компания авантюристов заложила основу для агрессивного палестинского национализма. Местные арабы поняли, что османам доверять защиту Благородного святилища нельзя. Теперь его неприкосновенность должны были обеспечивать только палестинцы. Это стало служить причиной конфликтов мусульман Иерусалима с нарастающим потоком еврейских иммигрантов, которые съезжались к Стене Плача, чтобы помолиться.
Капитан Паркер тем временем отправился служить во Францию, после исчез из поля зрения общественности. В 1951 году умер его старший брат и он получил титул графа Морли. После этого Паркер до самой смерти проживал в фамильном замке. Тут стоит упомянуть, что дама, ради которой он некогда ввязался в столь опасную авантюру, так и не стала его женой. Граф умер холостяком.