Зарегистрировано — 123 588Зрителей: 66 655
Авторов: 56 933
On-line — 15 459Зрителей: 3018
Авторов: 12441
Загружено работ — 2 126 639
«Неизвестный Гений»
Новости
Сколько дают за суровый соцреализм на мировых аукционах: Советская эпоха на картинах Георгия Нисского
Все творчество Георгия Нисского было своеобразным дневником путешествий, проделанных в разных направлениях по необъятной стране советов. На лыжах зимой и на яхте летом, объезжая многие её уголки, художник чувствовал пульс жизни, видел новые черты в её облике и новые горизонты, а затем выплескивал на свои картины, ставшие отпечатком советской эпохи. Причем самой лучшей её стороны. Видимо поэтому в наши дни его полотна обрели большую ценность не только в России, но и за рубежом.
Художник Георгий Нисский - классик советской живописи, обладатель звания Народного художника РСФСР, а также множества наград и премий. Основной тематикой его творчества являлись индустриальные пейзажи и маринистика. На картинах мастера природа предстает не только в первозданном виде, она пронизана красотой человеческого труда. И нужно сказать, что индустриальный реализм Нисского всегда ценился зарубежной публикой и коллекционерами, потому как суровость и лаконичность его пейзажей, выполненных в этом направлении, иногда говорили намного больше, нежели высокопарные слова советских лозунгов того времени.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что «техногенные» полотна Георгия Нисского еще при его жизни хорошо знали на западе. Он многократно принимал участие в зарубежных выставках советского искусства: в Нью-Йорке (1939), Венецианской биеннале современного искусства (1956, 1972), Всемирной выставке в Брюсселе (1958), в Варшаве (1951), Дели, Калькутте и Бомбее (1952), Праге, Братиславе и Брно (1954), Дамаске, Бейруте и Каире (1955), а также в Лондоне (1957). Персональные выставки Георгия Нисского при жизни состоялись в Москве в 1950 и 1959 годах.
Самые дорогие картины Нисского, ушедшие с аукционов
На сегодняшний день работы Нисского 165 раз выставлялись в качестве лотов на аукционных торгах (графика — 84 работы, живопись — 77 работ, смешанная техника — 4 работы). Общая сумма от продажи на арт-рынках составила 5,85 миллионов долларов, что является весьма внушительной цифрой.
В число самых дорогих работ Георгия Нисского вошли три картины, проданные на лондонском аукционе Sotheby’s. В рейтинге художника первое место занял пейзаж «Над снегами» (1964, холст, масло), проданный в Лондоне на летней «русской неделе» в 2014 году. Это был самый высокий результат аукциона как Георгия Нисского, так и соцреализма в целом: живопись была приобретена московским Институтом русского реалистического искусства за 2 млн 951 835 тысяч долларов.
Второе место принадлежит полотну «В пути» (1959–1964, холст, масло), которое было продани в том же 2014 году, только на зимней «русской неделе» в Лондоне. Картина ушла с молотка за 946 347 тысяч долларов.
Третий по стоимости результат был получен летом 2019 года. Картина «Летное поле» (холст, масло) была продана за 238 106 тысяч долларов. Следует отметить, что живописные полотна и графика Нисского, в основном выставляющиеся на российских аукционных торгах (138 лотов), выставлялись в Великобритании (14 лотов), США (5 лотов), Германии (3 лота), Австрии, Монако и Франции.
О художнике
Как это часто бывает в судьбе талантливых художников, их жизнь и направление творчества во многом определяет случай. Так случилось и с Георгием Нисским.
Родился будущий художник морозным январским днем 1903 года на маленькой железнодорожной станции Новобелица в Могилевской губернии, что под Гомелем, на территории современной Белоруссии в семье станционного фельдшера. Талант к рисованию у Георгия проявился с детства. Поначалу он изрисовывал карандашами поля отцовских бумаг, а когда подрос - начал копировать понравившиеся репродукции картин из учебников. Заметив склонность мальчика к живописи, родители, как могли, помогали сыну развивать свой дар. Так в жизни будущего художника появился первый учитель — приезжий иконописец Петров, а позже и местный студент-художник Зорин, познакомивший Георгия с творчеством художников «Мира искусства».
В 1919 году Георгий поступил в Гомельскую художественную студию имени М. А. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921-м его, как самого талантливого и подающего большие надежды, командировали в Москву на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923—1930). А в 1923 году Нисский стал студентом отделения живописи, где его преподавателями были Р. Р. Фальк и А. Д. Древин. Наряду с учёбой молодой художник работал в типографии, много внимания уделял спорту.
Увлечение спортом привело к тому, что его нередко приглашали стать моделью для работ коллег-художников, к примеру он позировал самому Петру Кончаловскому. А еще благодаря общим интересам Нисский познакомился с художником, разделяющим его спортивный энтузиазм. Речь об Александре Дейнеке, оказавшем значительное влияние на его художественную манеру. Дейнека хотя и был старше Георгия всего на 4 года, но уже достиг определенного мастерства в живописи. Именно под впечатлением от работ старшего товарища и сложился его уникальный живописный стиль, отличительными чертами которого станут лаконичность, динамика и проникновенный лиризм.
В предвоенные годы художник много занимался парусным спортом, писал морские пейзажи. Для создания работ на тему советского флота Нисский в 1936-м был командирован на Тихий океан, а в 1940-м ездил на Балтийское море, где выполнил графические серии «Ленинград», «Кронштадт». Война застала художника в Москве, где он вплоть до 1945 года сотрудничал в «Окнах ТАСС» и выполнил несколько циклов работ на батальные темы.
В первое послевоенное десятилетие он много и плодотворно работает над пейзажами и жанровыми полотнами, проводя много времени на собственной яхте на канале им. Москвы. К середине 1950-х среди сюжетов Нисского все чаще начинает встречаться индустриальный пейзаж. В этих работах уже реально было ощутимо технически четкое мышление и веяние времени. «Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чем ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи — это очень и очень многое в нашем творчестве», — писал сам художник.
Интересно, что Нисский довольно редко писал с натуры — чаще всего он по памяти воссоздавал образы технологического прогресса на фоне русской природы, которую он так любил.
Шли годы. В 1960-х его картины становились все более стилизованными и лаконичными, в них появилось дыхание чего-то космического. Именно этот период творчества художника, посвященный взаимодействию нетронутой природы и новейших достижений человеческой мысли, будут иметь в виду, называя их автора основателем «сурового стиля».
К закату своей творческой карьеры, Нисский как и многие авторы, обратился к воспоминаниям раннего детства, которое прошло у железной дороги. Отсюда и железнодорожная тематика, преобладавшая в его работах 1970-х годах. Вначале 80-х художник сильно болел и не мог продолжать творческую деятельность. Скончался Георгий Нисский в Москве летом 1987 года.
Лиричность и поэтичность образов была присуща большинству пейзажей художника, объединенных любовью к родной природе. Они то и составили огромный цикл, который сам Нисский назвал «На просторах Родины». В каждой своей работе он пытался воплотить красоту, которая открывается человеку, наделенному талантом видеть.