Как много же талантов собралось в одном человеке, прожившего короткую, но яркую жизнь. Помимо того, что Маяковский писал стихи и сценарии, он создавал агитационные плакаты с актуальными текстами, писал абстрактные картины, рисовал шаржи, выпускал журнал, снимался в кино и играл на сцене. Но, к сожалению, его картины мало известны широкой публике, в большей степени его знают как создателя искусства революционного и рекламного плаката.
До наших дней дошло не так уж и много работ Владимира Владимировича: тысячи набросков на бумаге, десятки живописных холстов, его знаменитые шаржи, написанные окурками и обгоревшими спичкам - пропали бесследно. Но, даже из того, что сохранилось можно судить о больших задатках его таланта. Так мало кто умел рисовать... А ведь многие литераторы баловались графикой и живописью. Видимо, так по полной всевышний одаривает избранных: живописный дар - в комплекте к дару словесному. Вспомнить хотя бы наброски Пушкина на полях рукописей, академически скучные акварели Лермонтова, манерную живопись Максимилиана Волошина; а еще Виктора Гюго по-настоящему оригинального художника или же Микеланджело Буонарроти, гений художника которого затмил не менее талантливые его поэтические достижения.
Так, что случай с Владимиром Маяковским, одним из плеяды поэтических гениев прошедшего века, не является уникальным, он вполне закономерен. Тем более, что в поэзию он пришел через живопись... Как-то в своей автобиографии В. В. Маяковский напишет: «Хочу делать революцию в искусстве» - и эту революцию он, действительно, совершил. И начал с живописи. Так как именно этот талант стал проявляться у поэта с детских лет, - ранее всех последующих.
Владимир Владимирович Маяковский родился в 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии России (ныне Грузия) в семье лесничего. Рисовать страстно любил с детства. Ведь в семье Маяковских рисовали все: отец Владимир Константинович , мать Александра Алексеевна, сестры Ольга и Людмила, которая даже поступала в Строгановское училище. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его учителем стал художник из Кутаиси Сергей Краснуха.
Мечта стать профессиональным художником не покидала Владимира и после нелепой смерти отца, от заражения крови. Оставшись без кормильца, в 1906 году семья переехала в Москву, где также было не сладко. Жили очень бедно. Дети помогали овдовевшей матери, выжигая шкатулки и разрисовывая пасхальные яйца. На досуге Владимир много рисовал, чаще всего это были портреты карандашом. До нашего времени дошел графический портрет революционера Морчадзе, жившего у Маяковских некоторое время, и портрет сестры.
В столице Маяковский, познакомившись с революционно настроенными студентами, занялся активной революционной деятельностью и увлекся марксистской литературой. Ему не было и 15 лет, когда вступил в партию большевиков. За что в течении двух лет трижды подвергался арестам. Во время тюремных заключений, которые не сломили ни воли, ни характера нашего героя, когда было на чем - рисовал, а еще начал писать стихи.
Позже азы художественного мастерства Владимир получил в художественных студиях Строгановки - училища живописи ваяния и зодчества. Оно было единственным на то время учебным заведением в столице, где не требовалась «справка о благонадежности».
Дебют Маяковского как художника состоялся в 1910 году в стенах Строгановского училища. На выставке работ учащихся подготовительных курсов был выставлен портрет женщины, написанный Владимиром в учебном классе в натуральную величину в реалистическом стиле. После зачисления он упорно учился, много работал, изучал старое, искал новое, чтобы проложить собственную дорогу в искусстве. К слову сказать, так случилось, что другого профессионального образования, кроме художественного, Маяковский больше не имел. А вот как поэт он дебютировал лишь в 1912 году, опубликовав свое первое стихотворение под названием «Ночь».
В училище Владимиру вскоре наскучил реализм, и он полностью погрузился в авангардное направление. К тому же за два года учебы Маяковский сблизился с футуристами, чье творчество оказалось ему близко по духу. Вместе с сокурсниками Бурлюком, Хлебниковым, Ларионовым они стали внедрять в русское искусство свободу футуризма.
В творчестве молодым художником использовались различные техники: акварель, тушь, карандаш, уголь, масло и пастель. Когда же под рукой не было материалов, он мог обходиться подручными средствами: в ход шли обгорелые спички, окурки, смоченные в чернилах. Изображениями жирафов, собак, зебр и крокодилов было изрисовано всё, что было пригодно для такого художества. Однако самым любимым занятием Владимира были дружеские шаржи на друзей и знакомых.
В годы Первой мировой войны Владимир Маяковский участвовал в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». В технике народного лубка художники создавали яркие лаконичные открытки с пояснительными надписями и плакаты на военно-патриотические сюжеты. В это объединение, кроме Маяковского, входили Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков и др. Художники работали в технике лубка и раешника: простые картинки раскрашивали в два-три цвета, а потом дополняли короткими едкими фразами сатирического характера.
В 1919–1921 годах Владимир Маяковский работал в «Окнах сатиры РОСТА». Российское телеграфное агентство выпускало агитационные рукописные плакаты — иногда их называют первой социальной рекламой в СССР. Их рисовали от руки, потом тиражировали при помощи трафаретов. Работы Маяковского того периода стали классикой советского рекламного искусства и значительной вехой в истории плаката ХХ ст.
С 1923 года Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко занялся коммерческой рекламой. Они создавали целые серии плакатов для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста и Госиздата. Маяковский делал рисунки для плакатов и писал первые «продающие тексты». А еще много стихов Маяковский написал для детей молодой страны советов. Изданные отдельными книжками, они восхищали малышей яркими и оригинальными иллюстрациями поэта-художника.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы еще добавить, что жажда к рисованию у Маяковского оставалась всю жизнь. Рисунками были испещрены все записные книжки поэта с рукописными стихами. Его поэзия буквально шла вперемешку с различными зарисовками и дружескими шаржами. В самой большой записной книжке поэта — наброски, сделанные во время поездки в Мексику и Америку в 1925 году. Среди них портрет американского художника Гуго Геллерта. Здесь же рукой Гуго — написано на английском языке: «Ей-богу. Вы не только великий поэт, но и художник».