16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 588Зрителей: 66 655
Авторов: 56 933

On-line15 466Зрителей: 3018
Авторов: 12448

Загружено работ – 2 126 642
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Зачем и как был построен Колосс Родосский, сколько времени простоял, и почему его создатель покончил с собой



Скульптор Харес вполне мог бы остаться безвестным учеником великого Лисиппа, если бы не стал создателем одного из Семи чудес света. И именно это его творение сыграло в жизни Хареса роковую роль, превратив работу над колоссом одновременно в большую профессиональную удачу и личную трагедию. Скульптор совершил ошибку, которая в конечном счете стоила ему жизни, но вписал свое имя в летописи искусства на тысячелетия вперед.



Кому понадобился Колосс Родосский


Колосс Родосский простоял всего полвека, но успел за это время попасть в тот знаменитый античный список, что обеспечивал бессмертие – пусть и не в буквальном, физическом смысле слова. Что становилось чудом света в глазах древних греков? Все, что поражало воображение, чем можно было похвастаться перед чужеземцами, да и перед теми соотечественниками, что не имели возможности увидеть своими глазами такие шедевры человеческого гения.

 

 

Повод к созданию Колосса Родосского возник в связи с переделом сфер влияния в разных частях бывшей империи Александра Македонского. Остров Родос в восточной части Средиземного моря интересовал как стратегически важный объект сразу нескольких правителей. В 305 году до н.э. Деметрий Полиоркет привел на остров целую армию, чтобы взять столицу, город Родос. Началась осада, в течение года родосцы держали оборону, несмотря на использование нападавшими мощных осадных орудий. В итоге Деметрий был вынужден заключить мир, который жители острова сочли своей победой.

Слева - гелепола, осадная башня античности; справа - серебряная монета Родоса, датированная II в. до н.э.

 

Слева - гелепола, осадная башня античности; справа - серебряная монета Родоса, датированная II в. до н.э.



Тогда и возникла идея создать гигантскую статую в главной гавани Родоса – во славу доблести жителей острова и в благодарность его богу-покровителю. Именно Гелиос, бог Солнца, как считали в античности, создал Родос: так как во всей Элладе не было посвященного этому божеству места, Гелиос своими руками вынес из морских пучин новый остров. Для выполнения заказа жители выбрали скульптора Хареса, уроженца Родоса и ученика прославленного Лисиппа. А чтобы оплатить создание колосса, продали и переплавили брошенные Деметрием осадные орудия.

 

Как создавалось одно из Семи чудес света


Харес, видимо, подошел к работе с большим воодушевлением – иначе не получился бы колосс настолько внушительным и поражающим воображение современников. Опыт работы с большими статуями у мастера уже был, а от родосцев скульптор получил не менее трехсот талантов серебра – вполне можно было создать потрясающую фигуру бога Гелиоса в десять раз выше обычного человека. Уже издалека корабли, идущие в гавань Родоса, видели бы сверкающую на солнце огромную статую, символ величия и мощи острова.

Изображения Колосса стали появляться начиная с XVI века и опирались скорее на изобразительные традиции, чем на исторические факты. Источник: prints-online.com

 

Изображения Колосса стали появляться начиная с XVI века и опирались скорее на изобразительные традиции, чем на исторические факты. Источник: prints-online.com



Двенадцать лет родосцы собирали деньги на строительство статуи, двенадцать шла работа по возведению Колосса. Где он был установлен и как именно был организован процесс – неизвестно. Есть версия, что Харес работал прямо на месте установки статуи, по мере увеличения ее высоты насыпая вокруг холм, который играл роль своеобразных строительных лесов. Нет сведений и о том, как именно располагалась фигура – вероятно, для большей устойчивости использовалось копье или драпировки одежды. Главное – первоначальные размеры Колосса были пересмотрены, и жители Родоса заказали скульптору фигуру вдвое выше, добавив к уже уплаченной сумме столько же, то есть удвоили гонорар.

Как именно выглядел Колосс, неизвестно. Источник: pinterest.com

 

Как именно выглядел Колосс, неизвестно. Источник: pinterest.com



По какой-то причине Харес, очевидно, прекрасно знавший анатомию, допустил этот глупейший промах – упустил из виду, что статуя, увеличенная в два раза, потребует вовсе не двукратного количества материала, а следовательно, окажется не в два раза дороже, а больше. В физике это называется «закон квадрата – куба». Согласившись на сделку, Харес обрек себя на разорение. За те годы, что шла работа над статуей, он потерял все, стал должником родственников и друзей, а после того, как Колосс был установлен, покончил с собой. Впрочем, есть версия, что причиной самоубийства скульптора стала замеченная им при установке трещина на ноге статуи.

 

Недолгая жизнь статуи и долгое посмертное существование


Каркас был сделан из камня и железа, сама статуя – из глины, а покрывали ее бронзовые пластины (большей частью переплавленные из тех самых осадных орудий). Основание – не то круглое, не то восьмиугольное – составляло не менее восемнадцати метров в диаметре. В высоту Колосс достигал 33-36 метров. Это была фигура обнаженного юноши – бога Гелиоса, судя по античным изображениям – с венцом на голове и поднятой рукой (последнее порой оспаривается, так как при подобном положении статуи с учетом ее размеров и веса, были велики риски появления трещин и разрушения фигуры).

Вход в старый порт на Родосе, где, вероятно, размещался Колосс. Источник: pixabay.com

 

Вход в старый порт на Родосе, где, вероятно, размещался Колосс. Источник: pixabay.com



Не сохранилось сведений о том, где была установлена статуя; в Новое время ее обычно изображали стоящей каждой ногой по обеим сторонам гавани. По всей видимости, этого быть не могло, учитывая размеры колосса и ширину гавани – ведь тогда статуе пришлось расставлять ноги уж слишком широко. Кроме того, возведение статуи на долгих 12 лет парализовало бы работу порта, не говоря о последствиях обрушения. На современников бронзовая фигура Гелиоса, невиданная по размеру, сверкающая на солнце, производила, вероятно, сильное впечатление. Колосс уверенно занял место в перечне лучших творений человеческого гения, составленном античными поэтами.

Колосс Нового времени: Статуя Свободы. Источник: pixabay.com

 

Колосс Нового времени: Статуя Свободы. Источник: pixabay.com



Статуя простояла 54 года и была повалена землетрясением 226 года, «переломленная у колен», как писал об этом Страбон, видевший развалины. Правитель Египта не сумел поднять статую, а заказать новую, как говорят, помешал Дельфийский оракул, который пригрозил Родосу гневом бога Гелиоса, если они на то осмелятся. Обломки оставались на месте больше восьми веков. Но и тогда Колосс представлял собой внушительное зрелище. Обхватить обеими руками большой палец статуи мог лишь высокий человек.

 

 

В 653 году Родос был захвачен арабами, и обломки статуи были переплавлены и вывезены. Легенда гласит, что бронзовые слитки вывозились на 900 верблюдах. А в XIX веке идея создать колосса на берегу острова получила воплощение в виде нью-йоркской Статуи Свободы. Высота американской версии несколько превышает высоту родосской статуи, составляя 46 метров, а вся конструкция, включая гранитный пьедестал и бетонное основание, достигает 93 метров. Что же касается воспроизведения именно античного чуда света, фигуры Гелиоса, разговоры об этом ведутся с начала тысячелетия, но так ни к чему не привели.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/311221/52160/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта



Наш рупор
ЗАХОДИТЕ, МОЖЕТ И ПОНРАВИТСЯ!

Рупор будет свободен через:
1 мин. 40 сек.







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft