Для начала хотелось бы отметить, что профессия стеклодува насчитывает около 2000 лет, хотя человечество стекло открыло для себя гораздо раньше. Сама же техника выдувания стекла зародилась в Сидоне (ныне прибрежный Ливан). Оттуда распространилась на Римскую империю, а затем и в другие части мира. На сегодня стеклодувами практикуется множество различных сложных техник и приемов.
Боросиликатное или термостойкое стекло – это разновидность обычного силикатного стекла, в составе которого есть оксид бора (B2O3). Именно этот компонент повышает устойчивость стекла к низким (до -80°С) и высоким температурам (до +525°С), а также к механическим повреждениям. Благодаря своим уникальным свойствам, оно идеально подходит для сложных проектов с большим количеством частей и деталей, где необходимы несколько нагревательных циклов. Изобретено было это чудо-стекло в конце ХІХ века. Впервые его синтезировал немецкий ученый-химик Отто Шотт в 1887 году. Ученый использовал этот материал для изготовления различных предметов, в том числе термометров, лабораторной посуды, фармацевтических трубок, флаконов, бытовой посуды и ламповых баллонов для газового освещения.
Что любопытно, оно намного легче обычного стекла. К тому же раскаленное боросиликатное стекло, опущенное в холодную воду, не растрескивается, и в этом его огромный плюс.
Разумеется, такие уникальные характеристики привлекли внимание современных художников-стекольщиков. Они стали выдувать из него уникальные вещи: драгоценные фужеры, бокалы, вазы, графины необычных форм, в еще стеклянные фигурки и даже ювелирные украшения.
Работает с этим уникальным материалом и американский стеклодув Р. Джейсон Говард. На сегодняшний день он является прогрессивным художником – новатором по боросиликатному стеклу. Так, однажды увлёкшись уникальным творчеством, посвятил ему все силы, фантазию, профессионализм.
Впервые Говард начал работать со стеклом в 1996 году, когда учился в Гамильтон-колледже у художника по стеклу Роберта Палуски. После двухлетней стажировки в качестве техника в студии керамики Гамильтона он получил стипендию в студии Музея стекла Corning. Там он изучал стеклодувное дело и работу с пламенем в течение последующих нескольких лет.
В настоящее время художник по стеклу, специализирующийся на обработке пламенем боросиликатного стекла, живет в Сканеателесе, штат Нью-Йорк, где помимо индивидуальной работы со стеклом, руководит своей производственной продакшн-студией Cicada Glassworks.
Весь творческий процесс Говарда основан на уникальной комбинации традиционных итальянских технологий и собственных изобретений, которые позволили добиться невероятных результатов в процессе создания больших многофигурных, красочных стеклянных композиций.
Техникой выдувания, которую использует художник для создания своих работ является стиль Флэймворкинг (Flameworking), его еще называют Лэмпворкинг (Lampworking) (от английских слов lamp — «лампа, горелка» и work — «работа») При такой технике используется не традиционная печь, а пламя факела с очень высокой температурой нагревания. Мастер изготавливает сначала детали композиции путем нагрева стеклянной массы над пламенем горелки, подключенной к баллону с природным газом, придавая при помощи миниатюрных инструментов им нужную конфигурацию. Затем идет сборка, при которой детали скрепляются расплавленным стеклом и длительная сушка.
Занимаясь разработкой состава цветного боросиликатного стекла, Говард достиг высочайшего мастерства, которым он охотно делится, давая частные занятия, проводя мастер-классы, семинары, конференции, читая лекции в учебных заведениях по многим странам мира. Он также известен, как учитель, в сообществе огнемётчиков. Ховард нередко учит начинающих стеклодувов настраивать факела, так как именно от этого зависит результат всей работы.
Джейсон неоднократно принимал участие в международных и национальных конкурсах, выигрывал и номинировался на премию NICHE.
Уникальные работы Ховарда уже давно экспонируются по всему миру в музеях и ведущих галереях, собирая тысячи поклонников и любителей стеклянных шедевров. На постоянной основе их можно увидеть в коллекциях национального музея свободы в Филадельфии, Музее искусства и дизайна в Нью-Йорке, Музее стекла в Такоме, Kittrell-Riffkind Artglass в Далласе и Pismo Gallery в Денвере. Его работы также представлены в постоянных коллекциях Центра искусств Гафесчян в Ереване, Армения, и Музея лэмпворкинга Кобе в Кобе, Япония.
Завораживающие своей красотой произведения американского мастера на арт-рынке стоят от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов, а целые композиции - еще дороже, что вполне оправдано... Ведь красота всегда вне времени.
Порою глядя на творения рук человеческих, приходим к пониманию, что гениальность творчества и мастерство не знают пределов совершенства.
Рупор будет свободен через:
3 мин. 22 сек.