Ученик великого Густава Климта - Оскар Кокошка родился в 1886 году в семье разорившегося ювелира. Из всех сыновей маленький Оскар был самым любознательным и пытливым. Работая подмастерьем, мальчик постепенно перенимал от отца секреты ювелирного ремесла. С детства Оскар также любил рисовать, правда, не так как все. А когда подрос, было решено, что он должен стать химиком. Поэтому юноша беспрекословно поступил в химическое училище и стал прилежно посещать занятия, а в свободное от учебы время рисовал.
Но однажды преподаватель химии заметил необычные рисунки на полях тетрадей своего ученика и порекомендовал отправить их на конкурс в Венскую школу прикладного искусства. Сказано-сделано. И по итогам творческого конкурса горе-химик занял первое место и получил стипендию на обучение в школе искусств. Неожиданный поворот событий был настолько невероятен, что Оскар предпочел не говорить о нем своим родителям, еще пару лет скрывая от них правду о своем «химическом» образовании.
Таким образом, молодой чех оказался в центре художественного мира Вены. Ему покровительствовали Густав Климт и архитектор Адольф Лоос. Они считали, что Кокошка со своими откровенными эротическими рисунками весьма органично вписывался в эпоху, которая безжалостно разрушала стереотипы и создавала нечто новое. Наряду с экспрессивной живописью, которую многие тогда не понимали, он начинает писать пьесы и ставить их с помощью собственноручно сделанных кукол. После очередной такой постановки, вызвавшей огромный общественный резонанс, к нему приклеится прозвище - «дикое дитя Вены». А еще через время его лишат стипендии и отчислят из школы искусств за аморальное творчество.
Но, было уже поздно, Оскар Кокошка буквально корнями врос в искусство. Он боготворил его за возможность выразить себя, свои чувства и метания… Ну и, конечно, за возможность вдоволь рисовать обнаженных натурщиц, которые были весьма благосклонны к молодому обаятельному художнику.
Да, что там натурщицы, даже благовоспитанные девицы не могли устоять перед его напором. Кокошка с юных лет отличался страстным темпераментом и талантом разыгрывать драмы. Он мог целую ночь простоять под окнами приглянувшейся ему особы. Вымокнув до нитки - заболеть, упав перед ней на колени - целовать ее ноги... А потом, добившись своего, быстро к ней охладеть и уже стоять под другими окнами, сгорая от неимоверной страсти. Сердцеед женских сердец, Оскар Кокошка, искренне считал, что еще не встретил ту самую, способную принести ему истинную любовь и страдания. И это продолжалось до тех пор, пока в его жизнь не вошла она...
Да-да, именно такая любовь случилась в судьбе австрийского художника-экспрессиониста Оскара Кокошки, которая превратила его в страстного безумца и фетишиста. А испытал он ее к вдове композитора Густава Малера - Альме Малер, влюбившись в неё с первого взгляда.
Ему было 26, а ей - 33, когда они впервые увиделись. Художник, получив заказ на портрет Альмы Малер, пришел в дом её свекра, чтобы сделать зарисовки с натуры. Вдову композитора Малера считали самой красивой женщиной Вены, впрочем, и Кокошка на то время уже успел прославиться как своим мастерством, так и любовными похождениями. Только увидев будущую модель, он сразу же решил изобразить Альму в образе Моны Лизы. Из дома заказчика он вышел окрыленный, и уже через час наш ловелас отправил фрау Малер первое любовное послание. Вскоре женщина стала не только его единственная музой, но и любовницей. «Она была так обольстительна в своем траурном платье! Она меня околдовала!» — так вспоминал Кокошка первую их встречу много лет спустя.
Этот роман, перевернувший всю жизнь начинающего живописца, переоценить весьма сложно, так как каждая клеточка организма Оскара была поглощена этой женщиной. Их отношения были полны невероятной страсти - выматывавшей и беспощадной. Уже в пожилом возрасте Альма вспоминала: «Мы постоянно занимались любовью. Когда случались перерывы, Оскар рисовал меня». Действительно, отчаянно влюбленный Кокошка, рисовал свою возлюбленную практически каждый день, он её боготворил, он ею дышал, он ею жил. Но, он также изводил ее истериками, ревностью и подозрениями, он задыхался, когда ее не было рядом.
Нужно отметить, что Альма не отличалась классической красотой — напротив, имела крупные черты лица, полную фигуру и тяжелую поступь. Но мужчин она каким-то невероятным образом просто очаровывала.
Кокошка ревновал её и ко всем случайным прохожим, и к друзьям, и к покойному мужу, в том числе. Он страстно хотел не только обладать телом любимой женщины, но и жениться на ней. Но Альме все труднее стало выносить безумные выходки художника. Да и куда престижнее было быть вдовой великого композитора Малера, чем женой обезумевшего чеха Кокошки, рассудила Альма. И даже забеременев, она не согласилась на брак, а избавилась от ребенка. Когда же Кокошка узнал об этом, его отчаянию не было предела. Он выкупил в клинике окровавленную простыню и демонстрировал ее в венских кабаках, как своего ребенка. Альма же, чтобы как-то сгладить произошедшее, дала несчастному обещание выйти за него замуж, когда тот создаст настоящий живописный шедевр.
Оскар, вдохновившись собственным горем и обещанием Альмы, берется за холст, соответствующий размерам их постельного ложе, и за пару суток напишет свою самую известную картину, которую изначально назовет «Тристан и Изольда». Название «Невеста ветра» позже придумает поэт Георг Тракль, который часто проводил литературные вечера в мастерской Кокошки.
Созданное полотно, действительно, впечатлило Альму, но тему замужества она по-прежнему обходила стороной, придумывая каждый раз новые отговорки. Прекратить эту изнуряющую любовную связь Альме помогла Первая мировая война. Во время очередных разборок с любовником Альме стоило назвать Кокошку "трусом", как он тут же записался в 15-й имперский драгунский полк. Мало того, художник продал «Невесту ветра», а на вырученные деньги купил себе хорошего коня. Вскоре в бою в Галиции он был тяжело ранен в голову, попал в плен и отчасти потерял память. Затем были долгие месяцы выздоровления. Но венская пресса, не особо вникая в подробности, тут же объявила художника погибшим. Альма к тому времени встретив новую любовь, будто сбросила с своих плеч тяжкую ношу. Она забрала из мастерской художника все свои письма, откровенные портреты и навсегда исчезла из жизни художника.
Казалось, на этом можно было бы поставить жирную точку в этой любовной истории, но нет. Пройдет еще не мало времени, прежде чем Кокошка забудет свою Альму. После выздоровления, вернувшись в Вену, Оскар весьма озадачит мюнхенскую художницу Гермину Моос странным заказом: ему срочно понадобилась кукла в реальный человеческий рост, похожая на Альму. В Мюнхен он вместе с заказом отправил и подробную инструкцию, в которой в частности говорилось: «Прошу вас, уделите особое внимание изгибам женского тела. Они должны быть такими, чтобы, гладя на них, я испытывал наслаждение… Возможно ли, чтобы у куклы открывался рот и в нем были зубы и язык? Надеюсь на вас!»
Пока изготавливалась кукла, Оскар потратил изрядную сумму на ее гардероб - изысканные платья и кружевное нижнее белье были заказаны в самом Париже. А когда жалкое подобие Альмы прибыло в Вену весной 1919, Кокошку постигло разочарование. Кукла, набитая пухом, была больше похожа на чучело. Тем не менее, Кокошка все же нарядил её в дорогие наряды. После чего в компании безмолвной спутницы он стал посещать оперу и все светские мероприятия австрийской столицы, тем самым немало шокируя присутствующих.
Безусловно, кукла прибавила Оскару популярности, правда, весьма скандальной. Однако счастья художнику так и не принесла. В своем позднем автобиографическом очерке «Фетиш» Оскар Кокошка писал, что кукле не удалось удовлетворить его сексуально, постепенно она даже стала раздражать художника. Пришло время положить конец этой истории, и в один день он просто-напросто отрубил ей голову. По инерции художник еще некоторое время продолжал писать портреты Альмы, но постепенно образ возлюбленной начал стираться в его памяти...
В 20-х годах Кокошка был на гребне славы. Много работал - много зарабатывал. Получил должность профессора в Дрезденской академии, приобрел огромный особняк с большой мастерской. Однако в коеце 20-х заскучавший художник решает оставить не только преподавание в академии, но и живопись, чтобы отправиться в путешествие. Благо заработанных средств хватало на все его задумки. Так в странствиях по странам Европы и Африки он провел почти целое десятилетие.
Ведя праздный образ жизни, наш герой и не заметил, как в Европу с приходом нацистов - пришли трудные времена. Его творчество стало никому ненужным, а его уже созданные произведения заняли почетное место на выставке «Дегенеративного искусства», организованной Геббельсом. Сам Муссолини назвал картины чеха «мазней», а с этим редкий критик решился бы поспорить. В одночасье более четырехсот работ Кокошки были изъяты из музеев Германии и сожжены.
После таких событий сам Оскар Кокошка вынужден был бежать в Прагу и принять чешское гражданство. Единственное, что утешило художника в тот период, так это знакомство с молодой чешкой - Ольдой Палковской, которая станет в его жизни второй настоящей любовью. На этот раз - трепетной и нежной. Ольда по телосложению очень напоминала Кокошке Альму. Такая же тяжелая фигура, большая грудь и густые темные волосы. А вот по характеру Ольда была полной противоположностью. Она никогда не уставала от перепадов настроения Кокошки, от его непостоянности и от безумных выходок, а также обострений его душевного расстройства.
Вместе они пережили и вынужденное бегство из Чехии в Англию от нацистов, и гонение, и забвение, и тяжелые годы войны. И то, как Кокошке за сущие гроши приходилось рисовать прохожих на побережье рыбацкого посёлка, что было для художника неимоверным унижением. Но как бы там ни было, они с Олдой проживут долгие годы вместе в любви, согласии, покое. А после войны - в полном уединении в домике на берегу Женевского озера в Швейцарии.
После войны картины Кокошки снова войдут в моду и вернутся в музеи, а многие из них перекочуют за океан, чтобы украсить стены нью-йоркского Гуггенхайма. И художник больше уже не шокировал общественность своим поведением, а наоборот, искал уединения. Скончался Кокошка в 1980 году в объятиях своей верной супруги Ольды, за неделю до своего 94-го дня рождения.
Вот как бывает иногда в жизни гениев... Художник по-настоящему в своей жизни любил дважды. Первые отношения продлились 3 года, а во вторых он прожил - 44. О первой его любви написано сотни книг и статей, о второй - лишь скудные воспоминания. Первая женщина была старше Оскара, а вторая — гораздо младше. Первую он увековечил в сотнях картин, а в память о второй - оставил несколько изображений. Первая довела его до безумия, а со второй был просто по-человечески счастлив.