Зарегистрировано — 123 604Зрителей: 66 667
Авторов: 56 937
On-line — 6 947Зрителей: 1341
Авторов: 5606
Загружено работ — 2 127 385
«Неизвестный Гений»
Новости
Чем тимуровцы отличались от пионеров и Что объединяло миллионы отважных детей Советского Союза
После выхода в свет книги «Тимур и его команда» в СССР появилось добровольческое движение – тимуровцы. Вступить в его ряды мечтали, за редким исключением, все ребята страны. О подобных организациях писали в свое время Макаренко, Паустовский, но лишь замысел Гайдара вольно или невольно превратился в жизнь. Бескорыстная и, порой, тайная помощь стала нормой отношений между поколениями. А соответствовать высшим принципам – искренним желанием. Тимуровцами назвались миллионы советских детей, а движение просуществовало почти до самого распада Союза.
Когда все захотели стать тимуровцами
Добровольцы или, как принято говорить сегодня, волонтеры в России были всегда. После Октябрьской революции идеи бескорыстной помощи ближнему пропагандировались на уровне государства. В сознание подрастающего поколения внедрялся образ труженика-доброхота, восстанавливающего народное хозяйство. Имели место и добровольно-принудительные мероприятия (те же субботники), но чаще массами двигал альтруизм.
Одним из ярких явлений советского добровольчества стали тимуровцы. Это движение родилось после появления книги «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, а также выхода на экраны одноименного фильма. Неформальные объединения детей и подростков вписались в идеологическую систему Советского Союза. Самым первым тимуровским считается отряд из шести детей, появившийся в 1940-м в Клине Московской области. Именно там Гайдар и писал свою легендарную повесть. Вслед за стартовым объединением подобные отряды росли, словно грибы, по всему СССР. Доходило до того, что в одном небольшом поселении существовало по 2-3 волонтерские команды. Тимуровцы бескорыстно совершали добрые дела, оказывали помощь старикам, помогали колхозам и детским садам.
Тимуровец VS пионер
Историк Кудинов, изучавший детские советские организации, разделяет представителей пионерии и тимуровского движения. Последнее, по утверждению исследователя, хоть и называлось пионерским, но имело свои особенности. Пионером к началу Великой Отечественной был от силы каждый 4-й ребенок соответствующего возраста. Кудинов приводит данные, когда формализм в организации толкал детей на массовый выход из пионерских рядов. При этом тимуровцами они оставались. К лету 1941-го тимуровское движение покорило весь СССР. В научной работе А. Н. Балакирева приводится статистика соотношения тимуровцев и пионеров на примере Бурятии. За годы войны число последних уменьшилось в 5 раз, а вот количество тимуровских организаций, наоборот, умножилось в 3 раза.
Возможно, причина лежала в том, что в сложнейший для страны период педагогам было не до политвоспитания, и детям приходилось следовать собственному выбору. Вернее, воспитываться на книгах, фильмах и примерах старших товарищей. За пять военных лет тимуровцами назвались как минимум три миллиона детей и подростков, достойно несших взятые на себя обязательства. Большая часть работоспособного населения пребывала на фронте, и волонтерские руки стали незаменимыми в тылу. Работы хватало на всех. Отличились тимуровцы и в партизанском движении, поэтому в каком-то отношении мы обязаны Победой и им. Если до войны деятельность организации больше напоминала игру, то теперь превратилась в драгоценную поддержку нуждающихся. "Конспирация" с "тайными планами" со страниц книги о славном Тимуре остались в прошлом, а на смену пришли бесконечные списки неотложных дел и круглосуточные графики дежурств.
Отряд бабы Шуры
В военный период в челябинском городе Пласт самоорганизовалась команда из двух сотен подростков. Возглавила тимуровцев 74-летняя старушка Александра Петровна Рычкова. Как позже рассказывала одна из ее подопечных, все началось в августе 1941-го. Как только в густонаселенном шахтерском городке появилась информация о том, что в центре собирают желающих вступить в добровольческую организацию, ребята потянулись туда очередями. С первым заседанием затягивать не стали. На стартовом сборе Александра Петровна серьезно заявила: город, фронт и вся страна нуждаются в помощи и трудиться придется на износ. Предупредила она и о том, что скидок не будет ни на пол, ни на возраст. Всем, кто не уверен в собственных намерениях, предложила уйти сразу. Над толпой повисла тишина, но никто не шелохнулся.
Первые добровольцы численностью в 108 детей и подростков сразу разбились на отряды, в каждом из которых определились с главным. Группы действовали по строгому плану, который баба Шура, как назвали Александру Петровну подопечные, раздавала ежедневно. Задания касались, прежде всего, помощи нуждающимся, затем – политинформации, идеологической работы. Были и другие ответственные поручения: проведение концертов по госпиталям, сбор лекарственных растений и металлолома, заготовка дров, полевые работы, шефство над родными фронтовиков и помощь в уходе за маленькими детьми, матери которых вынуждены были зарабатывать на хлеб.
Спустя 6 месяцев активной деятельности, тимуровцы из Пласта заработали безукоризненную репутацию. На их старания обратили внимание местные власти, выделив ребятам просторное помещение под штаб. Там тимуровцы устроили еще и склад для вещей, отправляемых в помощь фронту. Местные жители сносили в штаб вязаные носки, шарфы, головные уборы, варежки, жилеты. Неподалеку от Пласта шла шахтная золотодобыча. На тот момент золотом оплачивались товары союзных Британии и Америки. Основная работа по добыче лежала на шахтёрах, но как только отключали электричество (тогда это случалось регулярно), на выручку приходили тимуровцы. Ребята спускались в шахту и помогали взрослым поднимать на поверхность грузы.
Несмотря на недетскую занятость, среди тимуровцев было принято в обязательном порядке посещать школьные занятия.
После Великой Победы тимуровцы продолжили помогать семьям фронтовиков, опекать инвалидов и пенсионеров. Но теперь к их обязанностям прибавилась еще одна: поиски захоронений и облагораживание могил советских военнослужащих по всей территории Советского Союза.