Эту даму трудно было чем-то шокировать. Современники вспоминали историю, когда Сергей Есенин явился в ее салон в валенках. «Что это за гетры?» - ничуть не смутилась хозяйка: эпатаж не прошел. Сама же Зинаида неизменно красила губы в яркий цвет и курила папиросы с мундштуком - крайне неприличное занятие для женщины. Но общественное порицание ничуть не смущало поэтессу. К тому же она любила не только пользоваться мужскими псевдонимами, но и примерять и мужскую одежду. И в этом ей не занимать элегантности: оцените цветовой контраст на знаменитом рисунке работы Бакста.
Длинноногая Зинаида в черном мужском костюме, роскошном белом жабо и с ярко-рыжими волосами - чем не мечта поэта! Кстати, Андрей Белый называл ее «осой в человеческий рост» за ее тонкую грацию. Ну а соседи по даче привыкли видеть эту роковую красавицу в коротких штанах и блузе в матросскую полоску - еще один способ шокировать деревенских жителей. Даже укладку волос Зинаида изобрела собственного варианта.
По воспоминаниям критика Сергея Маковского, когда красавице наскучила коса, она ее с легкостью обрезала, сотворив на голове «разлетающиеся завитки во все стороны», что придавало ей задорный и слегка взлохмаченный вид. Однако все же в ее гардеробе присутствовали платья. Однако и они претерпевали изменения. Индивидуальный крой позволял ткани струиться вокруг стройного стана наподобие второй кожи.
Для художницы Натальи одежда - это прежде всего удобство. Ведь в замысловато скроенном платье легко выпачкаться в краски. Поэтому женщина не особо заморачивалась со своей одеждой. Тем не менее ее находки имели свой стиль - и, согласитесь, спустя век не потеряли своей новизны. Как-то Наталья попросила родственницу скроить и сшить из уже имеющегося великолепного куска ткани ей платье к предстоящей выставке. Та сослалась на занятость и отказала. Не долго мудрствуя, художница сложила ткань вдвое, в середине вырезала горловину и сшила по бокам. Так и родилось платье-рубашка.
Идея настолько понравилась модницам, что яркие с контрастной отделкой платья такого кроя стали повторять и они. Не секрет, что руке этой талантливой женщины принадлежат и наброски для русских Домов мод (предположительно, с ней работала и известный модельер Надежда Ламанова). Не брезговала Гончарова и занимать вещи из мужского гардероба. Но и в этом случае двигал ею исключительно практицизм: ведь огромные театральные декорации гораздо удобнее было рисовать в брюках.
А вот наносить на лицо узоры было уже делом ее личных взглядов. В 2013 году журнал «Аргус» опубликовал обращение футуристов, которое она подписала в числе других деятелей искусств. Впоследствии она не раз привлекала удивленные взгляды, прогуливаясь по Кузнецкому мосту с боди-артом на лице.
Талантам этой женщины не было числа: она играла в театре, танцевала, рисовала и ваяла, входила в список первых русских манекенщиц, но к тому же оставалась преданной подругой Анны Ахматовой и супругой художнику Сергею Судейкину. Знаменитая поэтесса сравнивала ее с яркой цейлонской бабочкой, а композитор Артур Лурье называл эту женщину воплощением рафинированной эпохи Петербурга начала 20 века. Ольге повезло с мужем - он не просто любил, он боготворил ее. И конечно же находил время, чтоб заниматься дизайном ее нарядов.
Современницы вспоминали, как на одном из праздников она появилась в платье из легкой розовой ткани, расшитом темно-красными бабочками с усиками из жемчуга. В следующий раз она поразила дам своим голубым манто, отсроченным лебяжьим пухом. Также споры модниц вызвало и платье, которое фиксировалось лишь английскими булавками. «Не иначе, как муж» - судачили они. А Ольга тем временем продолжала «нести красоту в мир».
Эту «демоническую женщину» воспевали и Игорь Северянин, и Михаил Кузьмин, и другие поэты Серебряного века. Она и сама пробовала писать стихи, но ей это не слишком удавалось. Зато как хозяйка салона она показала себя прекрасно. Побывать в гостях у этой «святой куртизанки» мечтали многие, награждая ее эпитетами и как «загадочную роковую женщину», и как «оргиастическую поэтессу». В юности она увлекалась романами Оскара Уайльда и представляла себя женским воплощением лорда Грея - отсюда и ее стремление казаться ангелом искушения.
Поэтому в ее жизни всегда было много мужчин, и даже Анна Ахматова порицала их разнообразие. Тем не менее стиль этой женщины был запоминающимся: яркий макияж, шелковые наряды кричащих оттенков, множество украшений, специфический смех и манера подавать себя. Читая Бальмонта, Паллада вытанцовывала его стихи босыми ногами, а затем давала «горячие советы» по стилю и красоте в журнале «Аргус».
Эта княгиня не «сидела, сложа руки», просто радуя мир искусства своей красотой и меценатством. В своем имении Талашкино она создала целый художественный центр, возродила народные промыслы, да и сама занималась искусством росписи эмалью. Знаменитая усадьба «Теремок» близ Смоленска получила европейскую известность. А все началось с того, что Мария организовала с крестьянами ремесленную мастерскую. Причем художница отказалась от слепого копирования народного стиля - в ее работах четко ощущается влияние модерна.
Она предложила обогатить цветовую палитру нитей для вышивания более мягкими красками, сама создавала эскизы. Во многом ей помогал художник Сергей Малютин. В итоге стиль «а-ля рус» докатился не только до столицы, но и до Парижа. Княгиней был открыт магазин «Родник» в Москве, а в 1907 году на Всемирной выставке в Париже ею была представлена коллекция из более чем шести тысяч предметов русской старины. Как вспоминала впоследствии княгиня, спустя некоторое время она стала замечать на французских модницах наряды и драгоценности, явно навеянные этой экспозицией. Сама же Мария Тенишева за вклад в возрождение эмалевого дела была избрана Действительным членом Общества изящных искусств в Париже.