Гораций описывает своего отца как вольноотпущенника, подразумевая то, что когда-то он был порабощён, а позже освобождён. Обстоятельства его рабства неизвестны, но ко времени рождения Горация он определённо был свободен, что позволило его сыну стать полноправным римским гражданином. Гораций не упоминает свою мать, возможно, подразумевая, что она умерла во время его младенчества.
После освобождения его отец работал публичным аукционистом и сборщиком налогов. Должно быть, он обладал определённым состоянием, раз смог отправить своего сына учиться в Рим. Гораций несколько раз выражает сердечную благодарность своему отцу в своих стихах. Его отец постоянно присутствовал в его жизни, в том числе во время учёбы в Риме, пока он не умер примерно в 45 году до нашей эры. В последующие годы Гораций отправился в Афины, чтобы продолжить свою академическую карьеру.
Пока он учился в Афинах, Юлий Цезарь был убит в сенате в Риме. Брут, сыгравший главную роль в убийстве, приехал в Афины и собрал армию, чтобы укрепить свои притязания на власть. Молодой поэт был увлечён политическим идеализмом кампании Брута, и в скором времени его назначили на должность военного трибуна. Однако Брут был свергнут в битве при Филиппах и Горацию ничего не оставалось, как вернуться в Италию. Там он обнаружил, что его семейный дом конфискован, а сам он остался без гроша в кармане.
Теперь ему приходилось заниматься писательством, чтобы прокормить себя. Вскоре он нашёл работу офисного клерка и использовал этот небольшой доход, чтобы хоть как-то обустроить жизнь и быт до тех пор, пока он не начал сочинять свою первую книгу стихов. В первые годы своей поэтической карьеры ему посчастливилось познакомиться и подружиться с великим поэтом Вергилием. В какой-то момент Вергилий познакомил молодого римского поэта с Меценатом. Меценат был влиятельным покровителем искусств и политическим советником человека, который должен был стать императором Августом.
Вскоре он распознал талант Горация и со временем стал его покровителем и другом на всю жизнь. Он поддерживал поэта на протяжении всей его карьеры и даже подарил ему небольшую ферму на Сабинских холмах. Этот дар много раз упоминается поэтом в его стихах, и он хранил его близко к сердцу. После долгой и выдающейся карьеры Гораций скончался в восьмом году до нашей эры и был погребён на Эсквилинском холме в Риме рядом со своим верным другом Меценатом.
Первыми известными произведениями Горация были «Эподы», состоящие из семнадцати стихотворений, опубликованных в тридцатом году до н.э. Эпизоды были написаны в ямбическом метре, греческой поэтической форме, вдохновлённой творчеством Архилоха. Он был одним из первых римских поэтов, который ввёл эту форму поэзии в латинский язык.
Традиционно ямбическая поэзия была оскорбительной по тону и проявлялась как литературные нападки на людей в глазах общественности. Однако его эподы не сводятся к агрессивным нападкам на какого-либо одного человека, по крайней мере, на того, кто может быть официально идентифицирован. Например, четвёртый эпизод адресован безымянному человеку, который когда-то был рабом и, похоже, забыл свои корни. Поэт критикует высокомерное отношение этого человека с едким замечанием: «Удача не может изменить ваше происхождение».
Некоторые эподы адресованы Меценату, покровителю Горация. Его тон игривый и наводит на мысль о непринуждённой и искренней дружбе между двумя мужчинами. В третьем эпизоде он упрекает своего друга за то, что он подал слишком много чеснока на ужин, а в четырнадцатом эпизоде он извиняется за то, что ещё не выпустил обещанный сборник стихов. Причина задержки в том, что он охвачен вожделением к женщине по имени Фрина, у которой также есть череда других любовников.
Восьмой и двенадцатые эпизоды связаны с интимным контактом между Горацием и пожилой женщиной. Женщина, по-видимому, пыталась соблазнить римского поэта, и он поспешил заявить, что его реакция была вызвана отвращением. Но по мере того, как читатель продвигается дальше, становится ясно, что отвращение на самом деле направлено на половое бессилие его собственного тела. Язык, используемый в этих двух эпосах, настолько откровенен, что они были запрещены во многих английских публикациях, пока исследования не пролили новый свет на стихи в конце 1980-х годов.
Одновременно с написанием Эподов Гораций также работал над своими сатирами. Сатиры, или Проповеди на латыни, что означает «беседы», состояли из восемнадцати стихотворений в двух книгах. Сатира была уникальным римским литературным жанром. Она была вдохновлена творчеством греческих поэтов, таких как Каллимах, но формально была создана ранними римскими поэтами, в частности Луцилием. Луцилий прославился своими агрессивными и насмешливыми нападками на известных личностей того времени, особенно на политиков.
Гораций был вдохновлён большей частью работ Луцилия, но он был гораздо менее агрессивен в своём тоне и языке. Вместо того, чтобы называть и стыдить людей в своих стихах, он стремился давать дружеские и занимательные советы на примерах, взятых из жизни. Гораций основывал многие свои сатиры на событиях и обстоятельствах своей собственной жизни.
Он утверждал, что важно получать радость от простых радостей жизни, и эта концепция тесно связана с философией эпикурейства. По сути, эпикурейцы верили в стремление к удовольствию и отсутствие боли. Но Гораций также считал, что вы должны получать удовольствие от той жизни, которая у вас уже есть, вместо того, чтобы всегда искать лучшие альтернативы.
В Сатирах любовь Горация к сельской местности также выходит на первый план. Он изо всех сил старался подчеркнуть преимущества простой сельской жизни по сравнению с суетой и стрессом города. В сатире 2.6 он пересказывает знаменитую сказку Эзопа о деревенской мыши и городской мыши. Деревенская мышь следует за своим городским компаньоном в город, чтобы попробовать более изысканную еду. Но вскоре они сталкиваются с большой опасностью, и решают вернуться домой. Эта история эффективно демонстрирует глупость веры в то, что всегда есть лучшая жизнь, ожидающая где-то в другом месте.
После публикации эподов и сатир он обратился к лирической поэзии. Поэт написал четыре книги лирических стихотворений, которые назвал «Кармина» (известные на сегодняшний день «Одами»). Считается, что первые три книги были опубликованы в двадцать третьем году до нашей эры, а четвёртая книга вышла несколько позже, в тринадцатом году до нашей эры.
Лирическая поэзия возникла у более ранних греческих поэтов Лесбоса, Алкея и Сафо, и была задумана для того, чтобы её пели под музыку, и её стихи часто отражали сильные эмоциональные переживания. Гораций использовал метрическую форму лирики в своих Одах, а также многие из её повторяющихся тем. Он также привнёс в эти темы свой собственный современный римский поворот. Одним из таких примеров было его использование любовной поэзии. Обычное внимание лирической любовной поэзии было сосредоточено на одном конкретном человеке. Однако Гораций адресует свои любовные стихи самым разным женщинам. Его внимание сосредоточено на простом удовольствии, а не на страстных выражениях тоски и горя.
Лирическая поэзия также могла использоваться как средство восхваления, часто в адрес определённого божества. Гораций посвятил четвёртую книгу своих Од императору Августу, чтобы почтить память нового лидера Рима и присоединиться к нему. Он открыто восхвалял свою новую политику и моральные реформы и утверждал, что они знаменуют начало новой эры.
Одной из наиболее распространённых тем Од является тема дружбы, и Гораций адресует свои стихи целому ряду друзей, предлагая как поддержку, так и советы. В Оде 2.2 он предупреждает своего друга Саллюстия Криспа об опасностях потакания своим желаниям и чрезмерных трат. Вместо этого он пропагандирует радости умеренности. В этом заключается фундаментальный философский идеал поэзии Горация – всё в меру и ничего лишнего – также известный как Золотая середина.
Публикация писем не была редкостью в римской литературной культуре. Пожалуй, самыми известными примерами являются письма авторов Цицерона и Плиния Младшего. Послания Горация были последними из его опубликованных работ. Его литературные письма вряд ли действительно были отправлены тем людям, которым они были адресованы. Римский поэт использовал это больше как средство выражения своих собственных мыслей, и он нашёл его плодотворным способом делиться советами и личными анекдотами.
Хороший пример того, как эти письма содержат юмористические фрагменты о жизни поэта, можно найти в Послании 2.2. Здесь Гораций рассказывает своему старому другу Флору, почему он решил перестать писать стихи в старости и сосредоточиться на философии.
В конце второй книги Посланий находится Ars Poetica. Это длинное стихотворение представляет собой литературное размышление об искусстве написания стихов. В нём рассматриваются различные поэтические жанры и методы композиции. Стихотворение читается как пособие для молодого поэта, и считается, что на него повлиял стиль преподавания греческого философа Аристотеля.
Послание 1.20, пожалуй, самое интересное из всех писем, поскольку это письмо адресовано самой книге стихов. Гораций размышляет о том, что может случиться с книгой при её жизни, кто может её прочитать, кто может её возненавидеть и кому это может принести пользу. Последние десять строк - размышления о том, что книга могла бы сказать о своём авторе. В этих строках видно прекрасное описание того, каким Гораций видел себя.
Гораций был в значительной степени поэтом своего времени. Его работа была погружена в эпоху Августа и все обещания, которые она принесла с собой. Но слова и мудрость Горация также представляли большой интерес для писателей на протяжении веков. Одним из таких примеров является Альфред Лорд Теннисон, который был поэтом-лауреатом в Соединённом Королевстве с 1850 по 1892 год. Ходят слухи о том, что под руководством своего отца Теннисон выучил наизусть все сто три Оды римского поэта. В 1918 году поэт Уилфред Оуэн написал своё знаменитое стихотворение «Умереть за отечество сладко и пристойно», которое было опубликовано посмертно в 1920 году. Название и заключительная строка стихотворения взяты из Оды 3.2. Для обоих поэтов эти слова переводятся как традиционный идеал о том, что «сладко и правильно умереть за свою родину». Мощное стихотворение Оуэна об ужасах Первой мировой войны показывает, что этот идеал - опасное заблуждение. Как и Оуэн, Гораций тоже был солдатом на войне.
Вполне вероятно, что он согласился бы со своим коллегой-поэтом, писавшим примерно две тысячи лет спустя. Есть бесчисленное множество других писателей, поэтов и художников, которые были вдохновлены произведениями Горация. Все они являются свидетельством прекрасной поэзии римского поэта, которая, как он сам очень надеялся, будет жить вечно.
Рупор будет свободен через:
13 мин. 29 сек.