Очень наглядно иллюстрирует жизненный постулат, который гласит, что на детях гениев природа отдыхает, судьба дочерей известного русского художника В. И. Сурикова. Знаменитый живописец, выходец из древнего казацкого рода, появился на свет в Красноярске, в семье коллежского регистратора. У мальчика с детства проявились талант и непреодолимая тяга к рисованию.
После смерти отца семья Суриковых была крайне стеснена в средствах, поэтому только благодаря средствам мецената-золотопромышленника П. И. Кузнецова Василий Суриков в 20 лет получил возможность обучаться в петербургской Академии художеств.
В 30-летнем возрасте художник женился на Елизавете Шарэ, представительнице старинного французского дворянского рода, родственнице декабриста Петра Свистунова. У пары родились две дочери: Ольга и Елена. Счастливый брак омрачало лишь одно обстоятельство: у жены Василия Ивановича было очень слабое здоровье, она часто хворала.
После трехмесячного путешествия на лошадях в Сибирь, на родину Сурикова, Елизавета Августовна тяжело заболела и умерла. Дочерям художника было тогда всего семь и девять лет. Василий Иванович так и не женился больше: обратился к религии, заботился о девочках, зарабатывал на жизнь. Возвращение на родину, в Сибирь, помогло ему пережить тяжелую утрату.
Дочери В. И. Сурикова не стали знаменитыми художницами. Елена – младшая из детей, посвятила жизнь отцу, так и не выйдя замуж, а Ольга Васильевна, вопреки желанию отца, стала женой художника П. П. Кончаловского. Она была замечательной женой и матерью двух детей: дочери Натальи и сына Михаила.
Михаил Петрович продолжил семейную традицию и стал художником. Он писал пейзажи и натюрморты. Наталья, которая всегда была разносторонне талантливой, стала писательницей и переводчицей. Среди представителей столичной богемы она слыла роковой женщиной. В 33 года, имея дочь от первого брака, она вышла замуж за известного поэта Сергея Михалкова, который был на десять лет моложе ее.
Наталья Петровна вполне реализовала себя в профессии и даже стала автором книги о своем талантливом дедушке – «Дар бесценный». Всю свою жизнь Наталья Петровна очень гордилась тем, что она является внучкой Василия Сурикова.
В браке с С. Михалковым у нее родились два сына: Андрон и Никита. Они оба выбрали творческие профессии, связанные с кинематографом. Андрон Кончаловский – признанный режиссер с мировым именем, а Никита Сергеевич Михалков – талантливый российский актер и режиссер. Праправнуки В. И. Сурикова также связали свою жизнь с лицедейством и миром кино.
Один из основоположников импрессионизма Пьер Огюст Ренуар с детства имел множество талантов. Шестой ребенок из многодетной семьи портного имел буквально ангельский голос, и ему прочили карьеру известного певца. Но семья жила бедно, и вместо обучения музыке Огюста устроили помогать художнику, у которого он научился основам живописи.
Будущий известный художник расписывал фарфоровую посуду, а после работы обучался в художественной школе. Любимыми жанрами мастера были: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовые сцены.
В картинах О. Ренуара не было места тоске и грусти, они все наполнены оптимизмом и мягким светом. Именно поэтому так органичны портреты детей, написанные этим художником. У Ренуара с его женой, натурщицей Алиной Шариго, родились три сына: Пьер, Жан и Клод.
Все дети замечательно рисовали, но профессиональным живописцем стал только младший Клод. Он занимался росписью и изготовлением керамики. Жана и Пьера захватил новый вид искусства – кинематограф. Жан стал кинорежиссером и сценаристом, а Пьер – актером. Старший брат сразу решил стать лицедеем, играть в театре и в кино, а вот Жан успел оставить свой след также и в изобразительном искусстве.
Вазы, которые он делал, экспонировались во многих музеях Франции. Но его истинным призванием стало кино. Снятые им фильмы можно поставить в один ряд с шедеврами мирового киноискусства, такими как: «Броненосец «Потемкин», «Мать», «Золотая лихорадка», «Алчность», «Гражданин Кейн», «Похитители велосипедов».
Во многих своих фильмах он снимал свою жену и брата. Жан Ренуар известен также как театральный режиссер и писатель. Только Жану удалось достигнуть той вершины славы и успеха, которая покорилась его отцу – Пьеру Огюсту Ренуару.
Ярким, талантливым и самобытным художником был Юрий (Георгий) Ильич Репин. К сожалению, в глазах публики и искусствоведов ему так и не удалось достичь уровня своего знаменитого отца, выйти из его тени.
От брака Ильи Ефимовича Репина с Верой Алексеевной Шевцовой родилось четверо детей: три девочки и один мальчик.
Юра был впечатлительным, тонко чувствующим природу и людей ребенком. Когда мальчику исполнилось десять лет, родители расстались, и Юрий с младшей сестрой остался жить с матерью. Однако Илья Ефимович принимал живейшее участие в воспитании всех своих детей, замечая и поддерживая их творческие наклонности. Для маленького Юры отец стал первым учителем живописи.
Повзрослев, Юрий Ильич учился у признанных русских мастеров, посещал занятия в Академии художеств. Рано женившись и став отцом двоих сыновей, он вынужден был прервать обучение.
Юрию Репину отлично удавались масштабные батальные сцены, пейзажи, портреты. Живописец мастерски умел передать характер персонажей, их настроение. Его пейзажи отличались глубокой лиричностью, через полотно зрителям передавались чувства художника, его восхищение красотой природы.
Писал Юрий легко, отец называл его «художником Божьей милостью». Современники признавали талант Юрия Репина и его новаторство в живописи. Написанный им портрет «Моя жена» приобрела и выставляла Третьяковская галерея. Однако, несмотря на признание творческих людей, живопись не приносила Юрию нормального дохода. Он с семьей вынужден был жить в усадьбе отца на его средства.
Материальные трудности, потрясение от насильственной смены власти в России, а затем череда смертей близких людей (жена, отец, сестра) усилили религиозные настроения художника: он тяготеет к мистицизму, уединению. В этот период появляются картины на библейские сюжеты, художник пишет много икон.
Юрий Репин так и не оправился от горя, связанного с потерей близких людей. Основной темой его работ до конца жизни были страсти Христовы, его распятие и воскрешение из мертвых. Сам художник бродяжничал, вел замкнутый образ жизни. В возрасте 77 лет он свел счеты с жизнью, выбросившись из окна здания Армии Спасения в столице Финляндии.
Дети Анри Матисса с рождения находились в атмосфере творчества, среди людей искусства: выдающихся художников, артистов, критиков, а также других представителей богемы.
В семье росли два мальчика: Жан-Жерар и Пьер (от Амели Парейр), а также девочка Маргарита от натурщицы Матисса Каролины Жобло, которую художник взял в семью. Дети Матисса хорошо рисовали, но гениальный талант отца никто из них не унаследовал.
У младшего сына, Пьера, с ранней юности проявилась коммерческая жилка. Поскольку он прекрасно разбирался в живописи, был знаком со многими знаменитыми художниками, то свои способности Пьер решил применить в арт-бизнесе.
Проработав некоторое время в престижной галерее в столице Франции, молодой амбициозный арт-дилер уехал в Америку. Эта страна давала больше возможностей для карьерного роста молодых талантливых коммерсантов. К тому же в США имелся огромный устойчивый спрос на произведения искусства.
Открытая Пьером в 1931 году художественная галерея быстро стала неизменной частью культурной жизни Нью-Йорка. Младший сын Анри Матисса обладал мощной деловой хваткой, отменным художественным вкусом и развитой интуицией коммерсанта. Все эти качества позволили ему стать одним из лучших арт-дилеров Америки, открывшим для публики Ле Корбузье, Жоана Миро, Марка Шагала, Андре Дерена, Поля Дельво.
Для Марка Шагала и его семьи Пьер стал добрым гением. Он познакомил Америку с этим талантливым художником, поддерживал его материально после бегства Шагала из оккупированной фашистами Европы, организовывал его персональные выставки.
После кончины Пьера Матисса его вдова создала фонд его имени, который поддерживал материально молодых талантливых художников, вел просветительскую деятельность.