16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 604Зрителей: 66 667
Авторов: 56 937

On-line6 943Зрителей: 1341
Авторов: 5602

Загружено работ – 2 127 385
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Как сложилась судьба художника-эмигранта, который «не умел льстить»: портретист-фельетонист Борис Григорьев



Борис Григорьев – один из самых загадочных российских художников Серебряного века, о котором в России, к сожалению, до последнего времени мало, что было известно. Его постигла участь многих творческих личностей, оказавшихся в круговерти революционных событий 1917 года. А разорванная история страны – на «советскую» и «досоветскую», с запретами и идеологическими правками, долго не позволяла нам познакомиться с талантами русского зарубежья. Итак, знакомьтесь - виртуозный график, портретист-фельетонист, выдающийся живописец своей эпохи.



Борис Дмитриевич Григорьев (1886 — 1939) — знаменитый русский художник первой половины ХХ века, яркий представитель авангардизма, один из самых дорогих и загадочных, по праву принадлежащий к числу величайших портретистов. Он также был признанным мэтром графики и искусным иллюстратором книг. Художник рано добился признания, но вынужден был эмигрировать из Петрограда в годы гражданской войны. Остаток своей жизни провел за рубежом, никогда не забывая о своих корнях и сохраняя в душе сыновью любовь к своему Отечеству.

 

 

Борис Григорьев. / Сенокос. Автопортрет. (1922-1924 гг.)

 

Борис Григорьев. / Сенокос. Автопортрет. (1922-1924 гг.)



Двадцать лет эмиграции Григорьев провёл в путешествиях по Европе и Америке. А утрата Родины заставляла его постоянно искать везде, где бы он ни был, что-то своё, близкое. В 1924 году он с ностальгией напишет: «Я болею только русской судьбой, я считаю нас­тоящей только русскую жизнь». И добавит, раскрывая нелицеприятные перемены в душах русских эмигрантов: «Забыли мы здесь честное русское слово. Какая торговля совестью! И русских критиков узнать нельзя. Из «учёных» и «святых» стали как есть - шипящими змеями… Мы уже искрошили себе зубы от злости, зависти и тоски – бедные и стали домашними зверями в странах, нас приютивших».

В свою очередь вот таким видели Бориса Григорьева его современники, в частности Корней Чуковский писал:"Русский европеец с «сумасшедшинкой», несговорчивый и резкий, насмешливо-саркастичный, остроумный, ироничный, мечтательный и мрачный"... Именно в этом и был весь Григорьев, способный видеть то, что не видели другие, умеющий улавливать гармонию мира и передавать её иногда всего лишь одной изящной линией, таящей в себе нечто, не поддающееся анализу. К тому же мастер очень отличался гротескным видением, и это превыше всего ценилось в его творчестве.

Автопортреты художника Бориса Григорьева.

 

Автопортреты художника Бориса Григорьева.



Нужно также отметить, что большинство критиков, считающих Бориса Григорьева «новатором» в искусстве, до сих пор расходятся во мнении, когда заходит вопрос об определении стиля, в котором работал художник. Реализм на холстах Григорьева удивительным образом впитал в себя элементы символизма, кубизма, и даже футуризма. Поэтому его и называли заслуженно экспериментатором.

И именно из-за этого художественного микса в наши дни живописные картины и графические работы Бориса Дмитриевича на арт рынке оцениваются в миллионы долларов. Но это уже другая история, а сейчас о самом художнике, оставившим после себя богатейшее наследие живописи и графики.

 

Немного из биографии


Внебрачный сын Клары фон Линденберг и управляющего банком Дмитрия Григорьева родился в 1886 году в Москве. Мать Бориса была моложе отца на 30 лет. Шведка по национальности, родившаяся на Аляске, была женщиной образованной, знала три языка, много читала, любила музыку. Отец - Дмитрий Васильевич Григорьев, выходец из разорившейся купеческой семьи. В возрасте четырех лет он официально усыновил Бориса и увез с матерью в Ярославскую губернию в город Рыбинск, где прошло детство и отрочество мальчика. Кроме него в семье было еще пятеро детей, воспитанных в творческой атмосфере. В комнате мальчиков была обустроена сцена, на которой постоянно шли домашние театрализованные спектакли и концерты. Все дети могли музицировать на разных инструментах и хорошо петь. Семья также часто посещала местный театр.

Борис с юных лет, отличающийся повышенной непоседливостью, в гимназии учился плохо, чем доставлял родителям немало огорчений. Зато его ранний живописный талант позволил подростку уже в 11 лет прекрасно копировать большие полотна известных художников. Тем не менее, отец мечтавший видеть Бориса коммерсантом, по окончанию гимназии отправил отпрыска учиться в Московскую практическую академию, где целых три года сын старался постичь ненавистную ему науку, дабы оправдать надежды отца. Но на больше его не хватило...

Графические работы Бориса Григорьева.

 

Графические работы Бориса Григорьева.



В 1903 году Григорьев-младший оставляет академию и поступает в Строгановское училище, где его кумиром стал преподаватель Д. А. Щербиновский, недавно вернувшийся из Парижа и поражавший молодых студентов невероятным талантом рисовальщика, свободой взглядов и эпатажным видом. Именно в мастерской этого преподавателя Григорьев и постиг премудрости графики и научился виртуозно владеть линией.

Отучившись в Строгановке, Борис в 1907 году вместе со своей молодой женой Елизаветой фон Браше переезжает в Петербург, чтобы продолжить учёбу в Академии художеств. Там, впитывая в себя знания как губка, он переходил из одной академической мастерской в другую, но никак не мог найти свой почерк, свое авторское лицо, что сильно его удручало. Но всё ещё было впереди...

Первые шаги в творчестве


Вначале творческой карьеры молодого художника интересовал фольклор и тема русского крестьянства, он проиллюстрировал немало русских сказок, песен, книг о быте русского народа. В результате чего и сформировалась графическая манера живописца, насквозь пропитанная гротеском. Русский быт в его работах был истинным - без прикрас и сентиментальности. «Каждый пишет, как он дышит»,- говорил художник.

«Старуха-молочница». 1917 год. Автор: Борис Григорьев.

 

«Старуха-молочница». 1917 год. Автор: Борис Григорьев.



Видимо поэтому критики видели в гротескном восприятии крестьян проявление душевного настроя художника, впитавшего весь колорит провинциальной жизни волжского города Рыбинска. Александр Бенуа в свое время писал: «Противоречия этого странного характера многих шокировали. Многие боялись Григорьева, считали его за какого-то опасного скандалиста… Почти всегда Борис поступал и говорил так, как ему подсказывали далёкие от здравого смысла побуждения».

 Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла из пьесы Горького *На дне*. /  И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича. Автор: Борис Григорьев.

 

Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла из пьесы Горького *На дне*. / И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича. Автор: Борис Григорьев.



И еще одна страсть была у Бориса Григорьева - любовь к театру и театрализации, которая зародилась в нем еще в раннем детстве. "Вся жизнь – карнавал",- говорил художник, работая над театральными декорациями, сценическими костюмами и портретами актеров в образах. Излюбленный гротеск автора и здесь получил свое применение.

Впервые его картины были представлены широкой публике на выставке в 1909 году, где работы автора получили множество положительных откликов и у критиков, и у публики. А через время Григорьеву предложат сотрудничество с несколькими престижными петербургскими журналами.

Вольный воздух Парижа


Еще во время учёбы в академии Борис, как и все молодые таланты, стремился попасть в «Мекку» современного искусства, в Париж. И благодаря финансовой поддержке отца он отправился в путешествие по Европе. Сначала посетил родственников по материнской линии в Стокгольме, побывал в Осло и Риме, Будапеште и Афинах. А весной 1913-го художник впервые увидел вожделенный Париж и навсегда влюбился в этот потрясающий город. Именно здесь невероятно работоспособный и увлеченный творчеством мастер за четыре месяца умудрился нарисовать несколько тысяч рисунков, воспевающих веселую атмосферу большой и шумной европейской столицы. Он с вдохновением рисовал и сам блистательный Париж, и разные типажи его обитателей.

Леди в зеленом платье. / Грилихес Анна Ефремовна, жена известного петербургского врача. Автор: Борис Григорьев.

 

Леди в зеленом платье. / Грилихес Анна Ефремовна, жена известного петербургского врача. Автор: Борис Григорьев.



Работы этого периода принесли Григорьеву первую известность как за рубежом, так и на родине. Искусствоведы в то время в один голос говорили, что «настоящий» Григорьев появился после того, как с ним «произошел»… Париж! А некоторые добавляли: «Григорьева сформировал сам воздух Парижа». Публика искренне восхищалась его остроумными набросками и безупречностью линий, которые даже сравнивали с хирургическим скальпелем, вскрывающим души героев его работ.

Последние годы в России


Вплоть до 1919 года художник жил и творил в России, был блистательным потретистом и рисовальщиком, участвовал во многих выставка, работает в «Новом Сатириконе». Его манера в те годы стала настолько интересной и узнаваемой, что у него появились многочисленные подражатели.

Портрет скульптора С.Т.Коненкова. / Портрет Н.К. Рериха. 1917 год. Автор: Борис Григорьев.

 

Портрет скульптора С.Т.Коненкова. / Портрет Н.К. Рериха. 1917 год. Автор: Борис Григорьев.



Еще в России у Григорьева проявился удивительный талант к портретному жанру. Его, как натуру творческую и увлечённую, всегда притягивали талант­ливые люди, наделённые Божьим даром, а его известность помогла мастеру обзавестись многочисленными знакомствами в среде питерской богемы. он был близко знаком со многими артистами, художниками и литераторами, писал их портреты, и благодаря чему вскоре приобрел славу одного из «модных» портретистов Санкт-Петербурга и Москвы.

Портрет В.Э. Мейерхольда. 1916 год. Автор: Борис Григорьев.

 

Портрет В.Э. Мейерхольда. 1916 год. Автор: Борис Григорьев.



Он был одним из немногих, кто не льстил портретируемым моделям, передавая их истинную сущность, настроение и характер. К тому же он поразительным образом умел сочетать сходство с героем и оригинальную гротескность его образа. Хотя, чего скрывать, многим заказчикам это было совсем по нраву. Но Борис Дмитриевич твердо стоял на своем: он не умеет льстить и пишет то, что кажется ему правдой.

«Лики России» 1919-1920 гг. Автор: Борис Григорьев.

 

«Лики России» 1919-1920 гг. Автор: Борис Григорьев.



Через портретный жанр Григорьев переходит к сюжетной живописи, которая ярко проявилась в большом многолетнем цикле «Расея» и «Лики России». Это два наиболее значительных цикла работ художника, создавать которые он начал еще в годы революции. Здесь сплелись воедино детские переживания автора, его размышления о бытии русского человека, переворот в стране и его последствия.

Девочка с бидоном (Утро в деревне). 1917 год./ Рыбак с крабом. Автор: Борис Григорьев.

 

Девочка с бидоном (Утро в деревне). 1917 год./ Рыбак с крабом. Автор: Борис Григорьев.



И снова Париж...


Нужно отметить, что Февральскую революцию 1917 года 30-летний Борис Григорьев встретил с большим воодушевлением, которое уже спустя несколько месяцев сменилось разочарованием. Хотя на тот момент никаких политических разногласий с новой властью у художника не было. Он некоторое время даже преподавал, занимался книжной графикой, даже участвовал в крупных выставках.

Но грянувшая гражданская война в 1919 году, тяжёлый быт и появившиеся идеологические противники буквально «вытолкнули» его за границу. Вместе с семьёй он тайно переплыл на лодке Финский залив и оказался в Териоки, затем в Хельсинки, а потом и в Берлине, где было много русской интеллигенции. Но жизнь в столице Германии, проигравшей Первую мировую войну, оказалась слишком тяжелой из-за полного краха арт-рынка и катастрофического обнищания местного населения.

«Женщина из Бург де Батц» 1920 год./ Портрет мадам Бартелеми с зеленым веером. Автор: Борис Григорьев.

 

«Женщина из Бург де Батц» 1920 год./ Портрет мадам Бартелеми с зеленым веером. Автор: Борис Григорьев.



Поэтому в 1921 году Григорьеву пришлось отправиться во Францию, где в Париже к тому времени сформировалась немалая русская диаспора из числа ранее эмигрировавших. Русский художник-эмигрант, к счастью, оказался востребованным, его работы были замечены и стали пользоваться спросом у парижан. Это приносило автору относительно хороший доход и уже в 1927 году Григорьев приобрел небольшой участок земли на юге Франции и построил на нем уютный домик.

В эмиграции для живописца наступили годы расцвета, славы и достатка. За рубежом его называли истинно русским художником, показавшим новые грани русской культуры. И этого всего он достиг во многом, как всегда, благодаря своей колоссальной работоспособности. Его произведения хорошо расходились по частным коллекциям и известным музеям всего мира, а сам он много странствовал и активно создавал новые и новые серии картин.

«Портрет Максима Горького». (1926 год). Автор: Борис Григорьев.

 

«Портрет Максима Горького». (1926 год). Автор: Борис Григорьев.



Именно в Париже он напишет самые значимые портреты известных современников-земляков. Так, «Портрет Максима Горького» мастер назовет своим лучшим шедевром этого жанра. Великий пролетарский писатель изображен на нем в образе кукловода собственных персонажей, ловко управляющимся с марионеточными героями знаменитой пьесы «На дне».

«Портрет Федора Шаляпина». (1923 год). Автор: Борис Григорьев.

 

«Портрет Федора Шаляпина». (1923 год). Автор: Борис Григорьев.



Удачным также Борис Григорьев считал порт­рет Федора Шаляпина, о котором отзывался так: «Я увидел в нём такое, чего не увидишь ещё один раз. Лев, Цезарь, актёр, ключник… Он лежал в пунцовом халате… Горы в плечах, в бедрах. Бугры на лице, на шее, на ногах. И во всём – сила, движение… Всё живёт и прёт. Глаза из-под светлых бровок глядят хитро, мудро, ласково. Светят и хотят вас, искус­ства, силы. Но они и требуют. Они властно приказывают… «Пусть неудачник плачет» – слышу его творящий голос».

«Портрет С.В.Рахманинова» (1931 год). Автор: Борис Григорьев.

 

«Портрет С.В.Рахманинова» (1931 год). Автор: Борис Григорьев.



В средине 1920-х Художник много путешествовал по США и Латинской Америке, однако очень глубоко переживал свой отъезд из России, несмотря на шумный успех своих выставок и востребованность как живописца. За океаном в Борисе Григорьеве увидят прежде всего русского, который отражает «загадочность» непонятной нации. Лишь в последние годы мастеру удалось освободиться от «расейских» образов, погружаясь в чистое искусство, где "общечеловеческое было выше национального".

Портрет фотографа-художника Мирона Шерлинга./ Женский портрет (Душка). Автор: Борис Григорьев.

 

Портрет фотографа-художника Мирона Шерлинга./ Женский портрет (Душка). Автор: Борис Григорьев.



С начала 1930-х годов Борис Дмитриевич большую часть времени посвящал иллюстрированию книг. Кроме того, он занимался преподавательской работой в частной русской академии в Париже, основал собственную школу живописи, и продолжал путешествовать по миру.

Последняя выставка Бориса Григорьева состоялась в 1938 году в Нью-Йорке. Ему оставалось совсем немного... Несмотря на предупреждения докторов, мастер продолжал интенсивно работать, что привело к сильному физическому и эмоциональному истощению. В итоге находясь в зените славы, Борис Григорьев скоропостижно скончался в феврале 1939 года в возрасте 52 лет. Похоронен был русский живописец на скромном провинциальном кладбище городка Кань-сюр-Мер на Лазурном побережье Франции.

Портреты сына художника, Игоря. Автор: Борис Григорьев.

 

Портреты сына художника, Игоря. Автор: Борис Григорьев.



Семья художника осталась жить во Франции, супруга пережила Бориса Дмитриевича почти на 30 лет, а сын Кирилл умер в 2001 году. Коллекция работ Григорьева разошлась по частным собраниям. Теперь картины художника на аукционах стоят колоссальных денег и уходят с молотка за миллионы долларов. Но это уже другая история...

H.S.

Посмертное возвращение Бориса Григорьева в «Расею», так безнадёжно любимую, началось в 1989 году, когда искусствовед Римма Антипова, собрав работы живописца по частным коллекциям и музеям, организовала в Пскове ретро-выставку. Россияне смогли впервые получить представление о масштабе таланта и личности одного из самых значительных художников русского зарубежья.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010322/52703/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта
Приходи, зима! 🕸️

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft