Зарегистрировано — 123 605Зрителей: 66 668
Авторов: 56 937
On-line — 23 189Зрителей: 4606
Авторов: 18583
Загружено работ — 2 127 333
«Неизвестный Гений»
Новости
Как ювелир из Татарстана покорил своими эмалями Джоан Роулинг и весь мир: Ильгиз Фазулзянов
Ильгиза Фазулзянова называют самым узнаваемым – если уж не самым известным – ювелиром России. В его потрясающих витражных и эмалевых украшениях сплетаются мотивы Запада и Востока, ар нуво и национальных традиций. В них – египетские орнаменты и птицы средней полосы России, послания Рене Лалику и отголоски культуры булгарских татар. Когда-то его, молодого художника без ювелирного образования, на родине посчитали всего лишь дерзким выскочкой – а сегодня с ним мечтают работать все крупные бренды драгоценных часов и украшений.
Витражи и эмали
Ильгиз Фазулзянов родился в Зеленодольске под Казанью. С детства увлекался искусством и всегда знал, что станет художником. Учился он в художественном училище в Казани – в девяностые годы, ставшие для отечественного искусства периодом и неопределенности, и свободы. Несколько его педагогов в то время заинтересовались традиционными декоративно-прикладными техниками (витражом, эмалью, батиком и многими другими) - смелые поиски и эксперименты привели к созданию творческого союза, куда вошли и некоторые талантливые студенты.
В том числе Ильгиз.
Деятельность союза на первых порах оказалась весьма успешной. Они изучали старинные технологии, занимались восстановлением витража XIX века в Казанском университете и разработали серию витражных портретов для Малого органного зала консерватории Казани. Однако кризис воспрепятствовал их дальнейшей работе. Изготовление витражей было очень дорогим – и в новых условиях оказалось совершенно ненужным. Но внезапно Фазулзянову предложили заняться традиционными булгарскими украшениями – это и определило его дальнейшую карьеру. Осваивать новую технику работы с серебром его отправили не в центры развития ювелирного мастерства, а к мастерам, живущим вдали от крупных городов. Но именно они и хранили бережно старые секреты национальных ремесел.
Полученные навыки Фазулзянов совершенствовал уже в родной Казани. Друзья иногда заказывали ему украшения, а вот тест на профпригодность на ювелирном производстве будущий знаменитый художник не прошел. Местные мастера в пух и прах разнесли его серебряные серьги. Но удивительным образом эта суровая критика стала для него самым мощным стимулом.
У него не было специализированного образования. Он не знал, как правильно – а значит, и не боялся ошибок. Два года смелых экспериментов, проб и случайностей, находок и промахов увенчались успехом. Уже в 1994 году Ильгиз получил первую премию Международном конкурсе молодых ювелиров мусульманских стран в Пакистане. В 1995 он стал партнером Московской оружейной палаты и начал участвовать в выставках на территории Европы. В ранний период своей карьеры он достаточно много работал с серебром и упорно придерживался орнаментального стиля, характерного для украшений булгарских татар. Затем его пригласили на выставку в Пуатье, где Ильгиз познакомился с технологией создания цветных эмалей. При работе с серебром ему отчаянно не хватало цвета, а использование поделочных камней не в полной мере отвечало его потребностям. И вот теперь он нашел ответ – цветные эмали.
Торжество цвета
Вдохновившись, коллекцию для выставки в Пуатье Фазулзянов переделал полностью – и имел оглушительный успех. Эмали, прочно сплавленные с драгоценными металлами, привлекли внимание публики. Почти сразу после этого бренд Ilgiz F получил возможность представлять свои украшения в швейцарских бутиках компании Ambassador, а самого Ильгиза местная пресса окрестила «королем эмалей». И это чистая правда – в Швейцарии, славящейся своими ювелирами, мастера, равного Фазулзянову, нет.
Премии в области ювелирного дизайна, персональные выставки и предложения о сотрудничестве посыпались на него как из рога изобилия. Европейские бренды начали проявлять немалый интерес к необычному художнику из России. Весьма результативным оказалось его сотрудничество с маркой часов Bovet, которая предоставила Ильгизу полную свободу действий. Так появились часы с тончайшими миниатюрами в технике горячей эмали.
Фазулзянов стал первым отечественным ювелиром со времен Фаберже, кто удостоился чести представить свои украшения в музее Московского Кремля, а его серьги во время одной из зарубежных выставок приобрела Джоан Роулинг.
Птицы, цветы и вершины мира
Эмаль – техника старая и редко используемая сегодня. Однако это не делает Фазулзянова ретроградом, наоборот – все его работы удивительно современны, хоть и отсылают то к культурам народов мира, то к французскому модерну.
Он постоянно экспериментирует с материалами и не испытывает особого пиетета перед драгоценными камнями. В мастерской бренда Ilgiz F, в конце концов, занимаются огранкой редчайшего жемчуга! И если прежде отказ от работы с крупными дорогими кристаллами был вызван финансовыми ограничениями (тогда как эмаль позволяет создавать потрясающие украшения при сравнительно небольших затратах), то сегодня Фазулзянов редко использует их скорее из отсутствия интереса к ценности камня как таковой.
С тех пор, как Фазулзянов покорял мир орнаментами булгарских татар, образный ряд его украшений существенно расширился. Теперь среди его работ можно найти и реверансы в сторону Рене Лалика, и древнеегипетские лотосы, и анималистические мотивы. Рядом с декоративно-ритмичными в своем полете ласточками – совершенно реалистичный клест. Кольца, напоминающие о лампах Тиффани – соседствуют с почти живыми ирисами и лилиями, а снегири и фламинго уютно чувствуют себя среди изогнутых модерновых линий. Пожалуй, особый интерес представляет коллекция украшений «Великие вершины мира», посвященная горам.
Помимо прочего, бренд Ilgiz F занимается и поддержкой молодых талантов, организует показы работ современных мастеров, мастер-классы и лекции. В одноименной галерее, например, проходила первая в России и одна из немногих в мире выставка, посвященная исключительно женщинам-ювелирам. Она была призвана развеять стереотипы о недоступности этой профессии для женщин – ведь история знает немало ярких женских имен среди ювелиров.
Текст: Софья Егорова.