Зарегистрировано — 123 604Зрителей: 66 667
Авторов: 56 937
On-line — 11 104Зрителей: 2145
Авторов: 8959
Загружено работ — 2 127 465
«Неизвестный Гений»
Новости
Последняя жертва католической инквизиции: Когда и за что был казнен испанский учитель Каэтано Риполь
При упоминании слова «инквизиция» первое, что приходит на ум – это огромные костры на площадях городов Западной Европы в период темного Средневековья. А вот с XIX веком – эпохой технологического и научного прорыва человеческой цивилизации, суды католической церкви, откровенно говоря, никак не вяжутся. Тем не менее последней жертвой Инквизиции принято считать испанца Каэтано Риполя, который был казнен 26 июля 1826 года так называемым «Трибуналом веры». Несмотря на отличие в названии, много ученых-историков прямо позиционируют эти «трибуналы» со старым добрым судебным институтом католической церкви для борьбы с ересью.
История инквизиции в Испании
Основан был Святой отдел расследований еретической греховности (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium) при католической церкви Римским понтификом Иннокентием III в 1215 году. Тогда же он и получил свое неофициальное название – Святая Инквизиция. Существовала она во всех европейских монархиях, где государственной религией был католицизм.
Испанская инквизиция, «отцом» которой принято считать католического священника Томаса де Торквемаду, считалась одним из самых жестоких церковных трибуналов. Однако и она уже к концу XVII века практически полностью утратила свой авторитет.
Впервые инквизицию в Испании в 1808 году отменил завоевавший ее Наполеон Бонапарт. Однако в 1814-м, за год до окончательного поражения Франции в Наполеоновских войнах, Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium была восстановлена возвратившимся к власти испанским королем Фердинандом VII.
Повторно «Святой отдел расследований еретической греховности» в Испании был распущен в 1820 году. Казалось бы, испанская инквизиция навсегда ушла в историю. Однако всего лишь через пару лет она снова возродилась. Взяв себе, правда, другое название – «Трибуналы веры».
«Трибуналы веры»
В состав испанских «Трибуналов веры» – Junta de Fe, вошли все те церковные «присяжные заседатели», которые несколькими годами ранее вершили судьбы людей в составе судов Святой Инквизиции. В принципе, задачи новых «трибуналов» ничем не отличались от целей инквизиторов: охрана христианской веры от всяческих просветителей, защита католической церкви и Святого Престола, поддержание и распространение католицизма.
Единственным, но весьма существенным отличием новых «Трибуналов веры» от Святой Инквизиции, было то, что теперь власти у судей существенно поубавилось. Заседатели, как и прежде, могли выносить приговоры. Но теперь они не были последней инстанцией – «ратификацией» или же отменой сентенций Junta de Fe занималась светская власть.
Несмотря на это, влияние инквизиторов на гражданских чиновников было еще по-прежнему достаточно велико. С приговорами «Трибуналов веры» (среди которых смертных было уже не так много) по-прежнему считались. Как пример этому – дело Каэтано Риполя.
Война и французский плен
До вторжения наполеоновских войск в Испанию в 1808 году Каэтано Антонио Риполь был обыкновенным учителем в одной из церковных школ Валенсии. Во время Пиренейской войны он воевал против французов, однако попал в плен и был интернирован на территорию Франции. Здесь Риполь знакомится с различными новыми теологическими учениями.
Особенно испанца заинтересовал деизм – религиозное и философское течение. Течение, которое хоть и согласно с существованием единого Бога-творца, а также наличием в каждом индивидууме божественной сущности – в то же время напрочь отрицает любую религиозную мистику и церковные догматы.
Деисты придерживались «теории», что Бог, после сотворения мира, никогда не вмешивался в дела своего творения. Тем не менее познать Творца, его суть и естество может любой человек при помощи логических размышлений и научных доводов.
Проникшись идеями деизма и освободившись из французского плена, Каэтано Риполь вернулся в родную Испанию.
«Неверное» учение
Прибыв на родину, Каэтано Риполь пошел работать по своей специальности. Он устроился в один из католических приходов бедняцкого квартала Рузаф в пригороде Валенсии. Здесь ему выделили помещение старой военной казармы, где он организовал класс и стал учить детей местных прихожан. Однако кроме «стандартных» наук Риполь стал проповедовать своим ученикам основы деизма.
Учитель призывал детей не произносить молитвы и не креститься. Кроме того, педагог говорил, что в дни постов можно кушать мясо, а спасение души вполне реально получить и без помощи церкви. Естественно, дети все эти слова учителя пересказывали родителям. Необразованные, фанатически преданные католицизму бедняки, были в ужасе от такого учителя. Ведь он не только сам отрицал существующие церковные традиции, но и учил подобной ереси их детей.
Донос, суд и приговор
Вполне логично, что спустя некоторое время на Каэтано Риполя был подан донос в «соответствующие органы». Осенью 1824 года учителя арестовали и заключили под стражу. В тюрьме Риполь просидел под следствием почти два года. Церковные следователи откровенно затягивали процесс, ожидая, что педагог откажется от своей ереси и признает правоту церковного учения. Однако упрямый Каэтано стоял на своем.
Дело было передано в «Трибуналы веры». Судебное разбирательство возглавил отец Мигель Торанзо – старый, опытный инквизитор, прекрасно знающий свое дело. В конце концов Каэтано Антонио Риполю было предъявлено обвинение в церковной ереси за свое неверие в Святую Троицу, безгрешность христианской католической церкви, а также отрицание божественной сущности Иисуса Христа и девственности его матери, Марии.
Все это очевидно тянуло на высшую меру наказания. Антонио Риполь попытался избежать ее. Он заявил «трибуналу», что не является верующим-католиком – следовательно, его дело не подпадает под юрисдикцию «трибунала» Junta de Fe. Однако церковники показали всю мощь своей «судебно-следственной машины». Они отыскали в книге записей метрик Сольсоны – города, где родился Риполь, доказательства того, что он был в свое время крещен в местной церкви.
«Трибунал веры» признал Каэтано Риполя виновным по всем выдвинутым против него обвинениям. Приговор был максимально суровым и традиционным для средневековой инквизиции – смерть путем сожжения на костре. Светские власти не отменили высшую меру наказания, хотя и заменили ее на более «современную казнь» через публичное повешение.
Последняя жертва Святой Инквизиции
Днем, 26 июля (по некоторым документам 31 июля) 1826 года, Каэтано Риполя, облаченного в черные одежды, в тяжелых кандалах верхом на осле доставили на центральную площадь города. На эшафоте учителю-еретику еще раз было предложено публично отречься от своих убеждений и помириться с Церковью. Гордый Каэтано отказался это сделать и подставил голову под петлю валенсийского палача.
Так 48-летний ветеран войны за испанскую независимость был публично казнен. После освидетельствования смерти, тело Каэтано Риполя инквизиторы распорядились поместить в пустую бочку с нарисованными на ней огненными языками, и закопать на «неосвященной земле» – за территорией городского кладбища.
Испанский учитель Каэтано Антонио Риполь считается последним в истории человеком, который был осужден Католической церковью за ересь. И приговорен за это к смерти. Следовательно, его можно справедливо назвать последней жертвой католической инквизиции.
Христианская религия никогда не отличалась особым миролюбием и терпимостью. Даже внутри нее разные конфессии на протяжении нескольких веков открыто враждовали друг с другом. Особенно «отличился» на этом поприще католицизм.