Зарегистрировано — 123 610Зрителей: 66 673
Авторов: 56 937
On-line — 13 398Зрителей: 2605
Авторов: 10793
Загружено работ — 2 127 508
«Неизвестный Гений»
Новости
Что такое «портреты позолоченного века» и в чём их главный секрет популярности через 100 лет
Золотой век был периодом промышленного, финансового и культурного роста в Соединённых Штатах. Это произошло примерно между окончанием Гражданской войны в США и началом Первой мировой войны. Это было время большого бизнеса, когда такие магнаты, как Джон Пирпонт Морган и Генри Клэй Фрик сколотили огромные состояния с помощью крайне агрессивных методов. Эти так называемые бароны-разбойники и их семьи часто были крупными коллекционерами произведений искусства и филантропами. Соответственно, богатые представители элиты заказывали бесчисленные портреты у модных американских портретистов. О том, что из себя представляют портреты позолоченного века и в чём был их успех – далее в статье.
Предыстория
Некоторые более поздние зрители видели портреты позолоченного века как поверхностные отражения легкомысленного высшего общества, не имеющие особых художественных достоинств. Их репутация особенно пострадала после того, как модернизм пришёл в Америку в конце этого периода. Однако более пристальный взгляд на картины и художников наводит на совершенно иную оценку.
Четырьмя великими американскими портретистами Золотого века были Томас Икинс, Уильям Меррит Чейз, Сесилия Бо и Джон Сингер Сарджент. Первые трое были влиятельными преподавателями Пенсильванской академии изящных искусств. Сарджент, тем временем, был одним из самых успешных международных портретистов того периода. Благодаря прямому или косвенному влиянию эти четыре художника сформировали последующие поколения американских художников, включая многих деятелей авангарда, чья репутация позже затмила их. Все четверо обучались в Европе, главным образом в Париже, где они познакомились как с европейским академическим натурализмом, так и с растущим французским модернизмом.
Они изучали старых мастеров, особенно великих портретистов Антониса ван Дейка, Диего Веласкеса и Франса Халса. Портретисты позолоченного века также черпали вдохновение в своих французских современниках-модернистах Эдуарде Мане и импрессионистах. Большинство из них экспериментировали с яркими цветами и плавными мазками кисти, как у импрессионистов, хотя и не разделяли импрессионистского интереса к преходящим визуальным эффектам.
Томас Икинс
Томас Икинс был привержен принципу реализма в искусстве. Уникальный среди портретистов Золотого века, Икинс в первую очередь интересовался тем, чтобы изобразить мир именно таким, каким он его видел, как визуально, так и психологически. Он провёл несколько лет в Париже, где учился в знаменитой Школе изящных искусств. В соответствии со своим французским академическим образованием Икинс всю жизнь посвятил изучению анатомии и рисованию обнажённой натуры. Икинс также был одним из первых практиков фотографии, хотя, похоже, считал её скорее инструментом, чем самостоятельной формой искусства.
Вернувшись в свою родную Филадельфию, он начал преподавать в Пенсильванской академии изящных искусств в 1876 году. Там он увековечил традицию рисовать с обнажённых моделей и был уволен из Академии в 1886 году после шокирующего тогда поступка, когда группа студенток нарисовала полностью обнажённую мужскую фигуру. Остаток своей жизни он провёл в безвестности, и широкий интерес к его искусству возник только после его смерти.
Изучение анатомии и рисование с обнажённых моделей долгое время считалось важной художественной практикой. Интерес Икинса не был чем-то необычным. Однако его фотографии обнажённых фигур, в частности, могут показаться неприятно вуайеристскими. Он писал портреты и жанровые сцены, полные психологического и визуального реализма. Его работы гораздо менее яркие, чем другие портреты позолоченного века, и они часто изображают меланхолию и изоляцию. Однако они также придают скромным подданным большое достоинство. Одним из таких примеров является картина «Мастер письма», на которой изображён отец Икинса Бенджамин, который был каллиграфом. Томас оказал влияние на многих художников так называемой Ашканской школы, которые применили энергичный реализм к городской Америке ХХ века.
Уильям Мерритт Чейз
Уильям Мерритт Чейз известен как художник-портретист и как учитель. Будущие американские мастера, такие как Эдвард Хоппер и Джорджия О'Кифф, провели годы своего становления под его руководством в Нью-Йорке и Филадельфии. Как преподаватель, Чейз особенно примечателен своей готовностью поощрять многих женщин среди своих учеников, как в качестве преподавателя Пенсильванской академии изящных искусств, так и в Лиге студентов-искусствоведов Нью-Йорка, а также на летних занятиях, которые он преподавал в Шиннекоке, Лонг-Айленд. В дополнение к портретам позолоченного века художник также писал натюрморты и сцены отдыха на свежем воздухе в таких местах, как пляжи и парки. Лёгкие, воздушные и красочные, эти работы обычно считаются примерами американского импрессионизма, хотя некоторые образцы более тёмных тонов напоминают старых мастеров, которых Чейз изучал во время своего пребывания в Мюнхене.
Будучи американским художником-портретистом, Чейз не так часто изображал модную элиту, как и других художников, а также членов своей большой семьи и неопознанных моделей в эклектичных декорациях собственного дизайна. Его большая нью-йоркская студия была заполнена экзотической мебелью и реквизитом, которые он использовал, чтобы добавить интереса к своим композициям. Как и многие его современники, он был особенно увлечён японским искусством и дизайном, которые часто встречаются в его работах.
В отличие от его тщательно продуманных сцен, портрет Лидии Филд Эммет, написанный Чейзом, в равной степени поражает своей простотой и тоном Старого Мастера. Лидия была одной из его учениц, и она стала успешной американской художницей-портретисткой с более чем пятидесятилетней карьерой. Он обычно использовал своих учеников, особенно женщин, в качестве сюжетов для собственных картин. Работы художника выставлены в крупнейших музеях по всей северо-восточной части Соединённых Штатов.
Сесилия Бо
Сесилия Бо была одной из самых успешных американских портретисток всего Золотого века. Во время своей карьеры она пользовалась таким большим уважением, что считалась достойной соперницей всемирно известного Джона Сингера Сарджента. Бо также была первой женщиной-профессором Пенсильванской академии изящных искусств. До учёбы в Париже она была студенткой Академии, которой сейчас принадлежат многие её работы. Таким образом, она была полностью сведуща в натурализме французской академической традиции, и её высоко ценили на обоих континентах. Среди её натурщиков были интеллектуалы, военные и общественные деятели из нескольких стран, а также многочисленные президенты и первые леди США.
Несмотря на её выдающийся круг клиентов, самые запоминающиеся картины Сесилии изображают её семью. Её самый культовый образ изображает её юную племянницу Эрнесту Дринкер в возрасте двух лет, одетую в белое платье и держащую за руку свою няню. Она также нарисовала потрясающе выразительный портрет старшего брата Эрнесты, Сесила, в возрасте четырёх лет в очень впечатляющем пальто. Многочисленные детские портреты художницы изображают их с чувством и величием, но без сентиментальности. Приятным дополнением к образу её юной племянницы является более поздняя картина Бо, изображающая стильную, утончённую Эрнесту в возрасте двадцати двух лет. Человек с кошкой изображает шурина Бо (отца Эрнесты и Сесила). Сесилия сочетает натуралистичную передачу света и тени в драпировках и складках костюма с энергичной бравурной кистью. Её умелое сочетание традиций и современности позволяет легко понять, почему её работы пользовались таким высоким спросом.
Джон Сингер Сарджент
Джон Сингер Сарджент был типичным портретистом Золотого века, если не самым знаменитым американским портретистом всех времён. Он родился во Флоренции в семье американских родителей, путешествовал по миру и обрёл известность на двух континентах. Он наиболее известен своей скандальной картиной «Мадам Икс», которая едва не положила конец его карьере портретиста и вынудила его уехать из Франции в Англию и Америку.
Если оставить в стороне споры о «Мадам Икс», Сарджент обычно очень умело проводил тонкую грань между традициями и инновациями. Это был необходимый навык для любого художника из числа членов модного общества. Его сюжеты выглядят респектабельными и достойными, но в то же время свежими и живыми. Его мягкий, плавный мазок придаёт его картинам современный вид, но в то же время его работы достаточно целостны и натуралистичны, чтобы удовлетворить его статусных натурщиков.
Поначалу многие из людей, заказывавших портреты у Сарджента, были дальновидными типами, для которых его лёгкий авангардный дух был преимуществом. После фиаско с «Мадам Икс» американцы с большей вероятностью покровительствовали Сардженту, чем более традиционные европейцы. Одной из таких смелых американок была женщина, Мэри Луиза Кушинг. Она была американской эмигранткой, жившей в Париже со своим мужем Эдвардом Дарли Бойтом и их детьми. Четыре дочери Бойта были предметом знаменитого группового портрета Сарджента «Дочери Эдварда Дарли Бойта», который наводит на мысль о напряжённости и отчуждении среди девочек-подростков. Между тем женщина, изображённая на ещё одной картине, Элизабет Аллен Маркванд, очевидно, имела более традиционные вкусы, которые Сарджент удовлетворял в своём портрете, благоухающем ранней Америкой. Она была женой соучредителя Музея искусств Метрополитен Генри Гердона Маркванда, которого Сарджент также изобразил подобным образом.
По мере того, как слава художника росла, удивительное число деятелей истеблишмента, включая членов британской королевской семьи, требовали его работы. В то время как все его натурщики были в некотором роде примечательными личностями, среди них были все - от признанных аристократов до консервативных политиков, прогрессивных интеллектуалов, писателей, художников, музыкантов и спортсменов. Он был лично дружен со многими из этих светил. Сарджент - один из немногих американских художников, широко представленных в европейских музеях, особенно в Соединённом Королевстве.
Заключение
Портреты позолоченного века отнюдь не являются скучными, консервативными или поверхностными, они могут быть удивительно и тонко новаторскими. Лучшие образцы разумно сочетают знания старых мастеров с живой и харизматичной работой кисти. В то время как многие изображают представителей праздных классов, испытуемые не обязательно были легкомысленными светскими львицами. Личности, увековеченные в изображениях Икинса, Чейза, Бо, Сарджента и других, часто были художниками, интеллектуалами, богемными эмигрантами и другими интригующими членами общества рубежа веков. Портреты американского позолоченного века могут быть фантастическими, и на них стоит взглянуть в любом крупном американском художественном музее.